1. Сказка о ледяном чуде города Новосибирска. 2. Проект "Курс ОРКСЭ как условие духовно-нравственного здоровья младших школьников". 3. Портфолио.
материал по теме

Кравец Татьяна Николаевна

Для занятий по внеурочной деятельности была придумана сказка о ледяных фигурах, которые на Набережной города Новосибирска мастерят ежегодно к Новому Году. 

 

Проект "Курс ОРКСЭ как условие становления духовно-нравственного здоровья младших школьников"

 

Авторы проекта Афонасова Ольга Владимировна, Кравец Татьяна Николаевназнакомят читателей с тем, что   в МБОУ гимназии №13 созданы условия для развития личности ребенка - это процесс создания системы отношений, помогающей ребенку на каждом возрастном этапе успешно решать задачи в основных сферах своей жизнедеятельности.

                Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством. И реализовать эти компоненты можно только в тесном единстве. Изучение курса ОРКСЭ способствует формированию у детей социальной и гражданской зрелости. Родители, учителя, общественность осознают необходимость принятия на государственном уровне мер, обеспечивающих возвращение воспитания в школу, укрепление сотрудничества государства, школы, семьи, общественных и традиционных религиозных организаций в целях духовно-нравственного развития и воспитания школьников, морального оздоровления общества.

В документе представлено мое личное портфолио за 2011-2013 учебный год.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сказка о ледяном чуде Новосибирска

Афонасова Ольга Владимировна,

Кравец Татьяна Николаевна

В некотором царстве, в Российском государстве, в Сибирской земле жила красавица Сибирёна. В самые лютые морозы согревала она жителей Сибири своей доброй улыбкой. А главным богатством Сибирёны была ее волшебная коса. Бывало, налетит злая Стужа на город или деревню и морозит людей, животных и птиц.

Сибирёна распустит свою косу, и дарит людям и животным свои волшебные волоски, которые быстро дают тепло и греют города и деревни. Все сибиряки любили Сибирёну. Ведь в самые трудные и холодные минуты всем было тепло и уютно. Позавидовали ей холодные сёстры Метель, Вьюга, да Пурга. Решили они погубить красавицу. Говорит Метель сестрам:

 - Я, старшая сестра, я самая сильная и могучая. Только я могу одолеть Сибирёну. Тогда Темнота, Страх и Холод будут вечно летать над сибирской землёй. Подкралась ночью Метель к Сибирёне спящей, хотела отрезать волшебную косу. Только дотронулась до косы, как ее рука стала быстро таять. Испугалась Метель, что останется без руки и улетела, засыпая города и сёла своим колючим снегом.

Говорит тогда сестра Вьюга:

 - Я, средняя сестра, я самая сообразительная и ловкая. Только я могу одолеть Сибирёну. Только я могу помочь Темноте, Страху и Холоду вечно летать над сибирской землёй. Превратилась Вьюга в огромную горку, и стала ждать Сибирёну. А тут Сибирёна и дети вышли гулять на улицу. Увидели дети горку – и, ну, кататься на ней на санках, на лыжах. Терпела, терпела Вьюга санки и лыжи, не вытерпела, улетела домой.

Говорит младшая сестра Пурга:

 - Я, младшая сестра, я самая хитрая и умная. Только я могу одолеть Сибирёну. Я помогу Темноте, Страху и Холоду вечно летать над сибирской землей. Позвала Пурга колючие холодные снежинки, приказала спутать Сибирёнины волосы. Да не тут-то было. Прилетели снегири, синицы, воробьи, голуби, расправили свои крылья, закрыли Сибирёну. Вернулась Пурга домой ни с чем.

Позвали сестры на помощь своего грозного брата Бурана. Налетел Буран на город, в котором жила Сибирёна, увидел ее, накинул на косу черную сеть и превратились волшебные волоски в ледяные сосульки. А сама Сибирёна стала невидимой.

Каждый год, в декабре месяце, появляется Сибирёна на набережной города Новосибирска. Никто ее не может увидеть. Но когда выпадают ее ледяные волоски из волшебной косы то сразу превращаются в ледяных зверюшек, дракончиков, волшебных человечков. Становятся ледяными беседки и горки, крепости.

С тех пор каждый год жители города Новосибирска любуются ледяными фигурками. А дети катаются с горки и радуются зимним забавам.



Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

«Курс ОРКСЭ как условие становления духовно-нравственного здоровья младших школьников.»

№ п\п

Ф. И. О., должность, категория

Тема работы

ОУ

Контактный

телефон

1.

Афонасова

Ольга

Владимировна,

учитель начальных классов второй квалификационной категории.

Курс ОРКСЭ как условие становления духовно-нравственного здоровья младших школьников.

МБОУ

гимназия

№ 13

2112516

8-9139254537

2248377

3.

Кравец

Татьяна

Николаевна,

учитель начальных классов высшей квалификационной категории.

Курс ОРКСЭ как условие становления духовно-нравственного здоровья младших школьников.

МБОУ

гимназия

№ 13

3011108

8-9232513650

2248377

Исполнители проекта

Афонасова Ольга Владимировна, Кравец Татьяна Николаевна, учителя начальных классов МБОУ гимназии № 13 города Новосибирска

Цель проекта

Разработать и внедрить систему работы по теме: «Курс ОРКСЭ как условие становления духовно-нравственного здоровья младших школьников».

Задачи проекта

  1. Изучить состояние проблемы в педагогической теории и практике.
  2. Разработать модель и систему работы, способствующую становлению духовно-нравственного здоровья младших школьников.
  3. Разработать условия повышения эффективности становления  духовно-нравственного здоровья младших школьников.
  4. Расширить возможности духовно-нравственного воспитания в условиях обновления содержания средствами курса ОРКСЭ и внедрения интерактивных технологий.
  5. Внедрять ИКТ как условие общественно-полезной социальной и культурной практики - создание журнала «Я живу в России».
  6. Создать систему мониторинга духовно-нравственного здоровья младших школьников.


Почему и кому нужен проект?

Учителям, родителям (законным представителям) и обучающимся. Участие детей носит добровольный характер, определяется их интересами. Проект предполагает большую вариативность  форм занятий, интерактивных технологий и свободу учителя в их выборе. Также проект предполагает совершенствование условий и  организации духовно-нравственного воспитания младших школьников, взаимодействия родителей, учителей и учащихся.

Социальным партнерам: проект позволяет совершенствовать условия  социального партнерства, разрабатывать культурные маршруты  с местными музеями, библиотеками.

Новизна проекта заключается в создании целостной модели становления  духовно-нравственного здоровья младших школьников в гимназии.

Сроки и этапы реализации

Диагностико-прогностический этап и проектировочный этап (2009-2010) учебный год

Организационно-практический этап (2009-2010, 2010-2011, 2011-2012 учебный год)

Обобщающий этап (2012-2013 учебный год).

Финансирование проекта

Финансирование за счет благотворительных взносов физических и юридических лиц, целевых средств, грантодателей.

Описание учреждения

        Миссия педагогического коллектива МБОУ гимназии № 13 направлена на создание условий осуществления целенаправленной социализации личности, введение ее в мир природных и человеческих связей и отношений, погружение в человеческую материальную и духовную культуру посредством передачи лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности, на саморазвитие каждого ребенка и его духовно-нравственное здоровье.

        Основными направлениями инновационной деятельности начальной школы (прогимназические классы) являются:

  1. гуманизация и гуманитаризация образовательного процесса;
  2. развитие творческих способностей младших школьников;
  3. эколого-краеведческое образование;
  4. толерантное воспитание обучающихся;
  5. работа с одаренными детьми;
  6. патриотическое воспитание через организацию краеведческой работы.

В начальной школе открыты три экспериментальные площадки:

1. «Создание педагогической системы патриотического воспитания учащихся через организацию краеведческой работы в условиях начальной школы» (областная)

2. «Преемственность между дошкольным и начальным образованием» (городская)

3. «Психолого-педагогические условия воспитания толерантности как основы социальной компетентности выпускника гимназии № 13» (городская)

        В формате инновационной деятельности ведется работа над созданием учебного пособия для обучающихся 1-х классов «Здравствуй, Новосибирск!» (городской проект).

        Учебная, воспитательная и методическая работа по организации духовно-нравственного воспитания в школе строится в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов. На первой ступени школы (начальное общее образование) согласно федеральным стандартам второго поколения закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества. Развиваются коммуникативные способности ребенка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество, способствуют формированию умения разрешать конфликтные ситуации через диалог. Решение одной из главных задач начального образования – развитие творческого потенциала младшего школьника помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны.

        В МБОУ гимназии № 13 задачи апробации курса решаются последовательно. Внедряются интерактивные технологии, проектно-исследовательское и проблемное обучение, формы и способы взаимодействия с родителями. Нам важно с воспитательной точки зрения организовать живое общение, совместное заинтересованное обсуждение детьми и их родителями жизненных, общественных, нравственных, исторических проблем как в школе на уроках, так и дома, в кругу семьи. А самое главное разработать и внедрить систему работы по теме: «Курс ОРКСЭ как условие становления духовно-нравственного здоровья младших школьников».

Постановка проблемы

Только внутренняя, духовная,

животворящая сила труда служит

источником человеческого достоинства,

а вместе с тем и нравственности, и счастья.

К. Д. Ушинский

        Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважение к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматривается как одно из базовых направлений государственной политики в области образования.

        Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Федеральный стандарт начального общего образования раскрывает содержание приведенного в Законе «Об образовании» понятия «духовно-нравственное развитие обучающегося». Оно понимается как педагогически организованный процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности обучающегося, развития его способности сознательно выстраивать отношения к себе, своей семье, другим людям, обществу, государству.

        Создание в гимназии пространства  духовно-нравственного здоровья – сложный управленческий и технологический процесс.

        Важной стороной  организации духовно-нравственного воспитания в школе является его включенность в основные виды ее деятельности: учебную, методическую, воспитательную. Воспитание и социализация должны быть интегрированы во все виды деятельности школьника: учебную, внеучебную, внешкольную, семейную, общественно-полезную.  Они, в первую очередь, формируют уклад школьной жизни.

        Преподавание курса ОРКСЭ носит пропедевтический, культурологический характер. Курс ОРКСЭ важнейший компонент становления духовно-нравственного здоровья младших школьников. Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. «Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

        Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций средствами интерактивных технологий, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Технологии предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.

        Таким образом, это есть здоровьесберегающая педагогическая деятельность, которая по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья ребенка.

Организация социально- педагогических условий обучения в гимназии учитывает преемственность психологовозрастных особенностей учащихся и взаимодействие Взрослый-ребенок:

Таким образом, создание в МБОУ гимназии №13 условий для развития личности ребенка - это процесс создания системы отношений, помогающей ребенку на каждом возрастном этапе успешно решать задачи в основных сферах своей жизнедеятельности.

        Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством. И реализовать эти компоненты можно только в тесном единстве. Изучение курса ОРКСЭ способствует формированию у детей социальной и гражданской зрелости. Родители, учителя, общественность осознают необходимость принятия на государственном уровне мер, обеспечивающих возвращение воспитания в школу, укрепление сотрудничества государства, школы, семьи, общественных и традиционных религиозных организаций в целях духовно-нравственного развития и воспитания школьников, морального оздоровления общества.

Цель и задачи проекта:

Цель проекта: Разработать и внедрить систему работы по теме: «Курс ОРКСЭ как условие становления духовно-нравственного здоровья младших школьников».

Задачи проекта:

  1. Изучить состояние проблемы в педагогической теории и практике.
  2. Разработать модель и систему работы, способствующую становлению духовно-нравственного здоровья младших школьников.
  3. Разработать условия повышения эффективности становления  духовно-нравственного здоровья младших школьников.
  4. Расширить возможности духовно-нравственного воспитания в условиях обновления содержания средствами курса ОРКСЭ и внедрения интерактивных технологий.
  5. Внедрять ИКТ как условие общественно-полезной социальной и культурной практики - создание журнала «Я живу в России».
  6. Создать систему мониторинга духовно-нравственного здоровья младших школьников.

Методы реализации проекта

Эмпирические:

  1. анализ литературы по теме;
  2. изучение передового педагогического опыта по теме;
  3. изучение массовой практики образования;
  4. изучение документов системы образования.

Социолого-педагогические:

  1. социологические методы-опросы, беседы, интервьюирование;
  2.  целенаправленное наблюдение за учебным процессом;
  3.  изучение опыта преподавателей;
  4. анкетирование детей, родителей, педагогов;
  1. обработка данных и анализ полученных результатов;
  2. изучение и обобщение опыта.

Теоретические:

  1. анализ понятийно-терминологической системы;
  2. мыслительные процессы;
  3. прогнозирование, проектирование моделирование.

Рабочий план реализации проекта

Этапы

реализации

проекта

Задачи

Содержание

деятельности

Сроки

исполнения

Подготовительный

Организационное, научное и методическое обеспечение начала опытно-экспериментальной работы

Разработка научно-обоснованной программы; формирование группы педагогов-единомышленников; ознакомление с программой родителей и детей.

2009-2010 г.

Практический

Выявление и апробация условий эффективного функционирования модели и системы

Изучение динамики эффективного функционирования модели и системы начальной школы по духовно-нравственному здоровью учащихся. Создание единого воспитательного пространства школы.

2009-2011 г.

Обобщающий

Внедрение в практику работы апробированных условий, анализ и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы.

Обработка данных, соотнесение результатов эксперимента с поставленными целями, анализ всех результатов, корректировка гипотезы и модели в соответствии с результатами. Обобщение результатов, создание ресурсного центра по реализации программы духовно-нравственного воспитания в условиях начальной школы.

2011-2012 г.

Реализация проекта

     Реализация проекта была начата в 2009-2010учебном году.

Проведенные мероприятия в 2009-2010учебном году:

1. Телерепортаж телекомпании ОТС по теме «Курс ОМРК и СЭ» 23.03.2010г.

2. Репортаж телекомпании РБК по теме: «Воспитание культуры толерантности

в гимназии №13» 7 декабря 2009г. Участники: директорМБОУ гимназии №13 Денисова С.А., учитель начальных классов Бобинова С.В.

3. Интеллектуальная игра для обучающихся 4-х классов «Священные сооружения», апрель 2010 г.

4. Региональный семинар «промежуточные результаты апробации курса ОРКСЭ в Новосибирской области: первые итоги и перспективы» Денисова с . А.

5. Статьи в сборнике НИПКиПРО Всероссийской научно-практической конференции «Здоровьсберегающие технологии в образовании».

статья «Курс ОМРК и СЭ как  условие сохранения духовно-нравственного здоровья». Кравец Т. Н.

статья: «Духовно-нравственное здоровье в национально-культурном опыте» Бобинова С. В.

6. Выступление: «Курс ОМРК и СЭ как  условие сохранения духовно-нравственного здоровья». Кравец Т. Н.

Выступление: «Духовно-нравственное здоровье в национально-культурном опыте» Бобинова С. В.

План мероприятий по реализации проекта

в 2010-2012 учебном году 4 - 5 классы:

1. Организация семинаров и конкурсов.

Будут организованы следующие семинары:

  1. Городской семинар «Курс «Основы мировых религиозных культур и светской этики»: проблемы и пути их решения». Декабрь 2010 г.
  2. Областной семинар «Особенности преподавания курса «Основы мировых религиозных культур и светской этики». Март 2011г.
  3. Районный семинар «Особенности преподавания курса «Основы мировых религиозных культур и светской этики». Январь 2011г.

2.Издания.

В ходе проекта будут изданы:

  1.  Учебно-методическое пособие «Курс ОРКСЭ как условие становления духовно-нравственного здоровья младших школьников».
  2. Информационные рубрики в школьных газетах «Тринашка» и «Бригантина» по данной теме.
  3. Журнал «Я живу в России» 2010-2012 г. (8 номеров).
  4. Маршрутная карта экскурсий по теме ОРКСЭ.
  5. Опыт работы будет напечатан в городской электронной газете «Интерактивное образование» 2011 г.
  6. Методическая разработка: Портфолио учителя и учащегося в курсе ОРКСЭ.

3. Съемка фильма:

Мультипликационные фильмы, видеоклипы по теме: «Курс ОРКСЭ как условие становления духовно-нравственного здоровья младших школьников»

4. Проведение мониторинга.

  1. Проведение мониторинга и социологического исследования по теме проекта и доведение его результатов до педагогической общественности.

Ожидаемые конечные результаты проекта

  1. Создана целостная модель становления  духовно-нравственного здоровья младших школьников в гимназии.
  2. Разработана модель и система работы, способствующую становлению духовно-нравственного здоровья младших школьников.
  3. Разработаны условия повышения эффективности становления  духовно-нравственного здоровья младших школьников.
  4. Расширены возможности духовно-нравственного воспитания в условиях обновления содержания средствами курса ОРКСЭ и внедрения интерактивных технологий.
  5. Созданы условия для использования ИКТ как условия общественно-полезной социальной и культурной практики- создание газеты «Я живу в России».
  6. Создана система мониторинга духовно-нравственного здоровья младших школьников.
  7. Разработаны методических рекомендаций для учителей по организации духовно-нравственной работы с младшими школьниками.
  8. Повышение уровня профессиональной компетентности учителей по проблеме проекта.
  9. Создание системы научно-методического, информационного обеспечения работы по курсу ОРКСЭ.

Критерии

Средства оценивания

1.Наличие информационно-методических материалов, обеспечивающих внедрение и реализацию курса ОРКСЭ

Информационно-методический банк

3.Уровень сформированности общественно-полезной социальной и культурной практики в системе воспитательной работы гимназии.

4.Уровень сформированности духовно-нравственного здоровья школьников выпускника начальных классов

Тесты внешней оценки уровня сформированности социальной компетенции (И.С.Фишман)

5. Значимость опыта работы школы по данной проблеме среди профессионального педагогического сообщества

Количество откликов на школьном сайте. Количество проведенных семинаров.

6.Качество психолого-педагогических условий для духовно-нравственного воспитания младших школьников.

Сравнительный анализ классного педагогического коллектива до и после проведения проектной деятельности

Прогноз возможных негативных последствий и способов их устранения


п/п

Негативные последствия

Способы предупреждения и устранения

1.

Неприятие вводимых инноваций субъектами образовательной политики в силу отсутствия мотивации.

Формирование мотивации через стимулирование и повышение профессиональной компетенции учителей.

Оценка качества реализации проекта

Социально-образовательный проект поможет в создании оптимальных условий для обеспечения повышения эффективности занятий по духовно-нравственному здоровью детей. Вовлечение наибольшего числа обучающихся в изучение курса, создание информационного, организационного и программно-методического обеспечения по вопросам духовно-нравственного воспитания и обучения учеников.

Этапы решения проблем, обозначенных в проекте:

  1. Повышение уровня обеспеченности обучающихся учебными пособиями, наглядными пособиями, оборудованием.
  2. Систематический и непрерывный характер обучения, принципы его организации: гуманизации и интеграции, а также методическая система нравственного образования.
  3. Реализация проекта позволит уделять внимание общественно-полезной социальной и культурной практики  как практическим работам, позволяющим решать  духовно-нравственные задачи воспитания.
  4. Реализация проекта позволит провести необходимую информационно-образовательную работу по формированию привлекательного имиджа культуры.
  5. В рамках реализации проекта будет создана система мониторинга.
  6. Страница школьного сайта по данной проблеме.

Ресурсы: (бюджет проекта)

Для организации работы по формированию и становлению духовно-нравственного здоровья гимназистов в гимназии должна быть создана необходимая материальная база воспитательно-образовательного пространства. С этой целью необходимо:

Оборудовать кабинет «Основы мировых  религиозных культур и светской этики», в котором проводятся занятия.

1. Оборудование кабинета составляют:

- наборы фильмов, плакатов по системе воспитания духовно-нравственного здоровья средствами курса ОРКСЭ;

 - комплекты раздаточных материалов;

- ноутбук с программным обеспечением по духовно-нравственному  воспитанию;

- телевизор, DVD-плеер, mp 3 -магнитофон;

мультимедиа проектор.

2. Приобрести оргтехнику, необходимую для выпуска газеты: «Я живу в России».

3. Приобрести программное обеспечение мониторинга духовно-нравственного развития гимназистов.

Дальнейшее развитие проекта:

Реализация проекта позволит создать в гимназии:

  1.  пространство духовно-нравственного здоровья обучающихся гимназии;
  2. совершенствовать обновление содержания, гуманистическую и духовно-нравственную направленность обучения и воспитания;
  3. расширить возможности внедрения курса в воспитательном пространстве гимназии на всех ступенях образования;  
  4. обеспечить внедрение интерактивных технологий обучения и ИКТ.

Практическая значимость результатов.

        Проект уже реализуется в условиях апробации. Результатом является создание условий  и здоровьесберегающего пространства для самореализации младших школьников, информационные листки, журнал «Я живу в России»; проекты и презентации обучающихся по темам курса.

Развитие навыков исследовательской деятельности средствами интерактивных технологий.

  1. Внедрение ИКТ на уровне начального общего образования.

        Кроме того, должны быть созданы условия для реализации аксиологического компонента здоровьесберегающих технологий проявляющийся в осознании учащимися:

  1.  высшей ценности своего здоровья, убежденности в необходимости вести здоровый образ жизни, который позволяет наиболее полно осуществить намеченные цели, использовать свои умственные и физические возможности;
  2.  формированием мировоззрения, внутренних убеждений обучающихся, определяющих рефлексию и присвоение определенной системы духовных, витальных, медицинских, социальных и философских знаний, соответствующих физиологическим и нейропсихологическим особенностям возраста;
  3. познанием законов психического развития человека, его взаимоотношений с самим собой, природой, окружающим миром;

формированием ценностно-ориентированных установок на здоровье, здоровьесбережение и здравотворчество, построенных как неотъемлемая часть жизненных ценностей и мировоззрения. В этом процессе у человека развивается эмоциональное и вместе с тем осознанное отношение к здоровью, основанное на положительных интересах и потребностях.

ЗОНА АКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Родитель

ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ

Родитель, Учитель -

Значимый другой

ЗОНА СВОБОДНОГО РАЗВИТИЯ

Общество.

Социокультурное творчество –

Самостоятельное, продуктивное творчество.


Предварительный просмотр: