Главные вкладки

    Доклад " Особенности обучения детей с задержкой психического развития (ЗПР) в общеобразовательной школе"
    материал

    Гомбоева Ирина Борисовна

    Доклад

     

    Особенности обучения детей с задержкой психического развития

    (ЗПР) в общеобразовательной школе

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zpr.docx24.41 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Хохорская средняя общеобразовательная школа»

    Доклад

    Особенности обучения детей с задержкой психического развития

    (ЗПР) в общеобразовательной школе

    Выполнила: Гомбоева И.Б.

    учитель начальных классов

    МБОУ «Хохорская СОШ»

    Хохорск, 2016г

    Особенности обучения детей с задержкой психического развития

    (ЗПР) в общеобразовательной школе

    Понятие «задержка психического развития»  утверждает наличие отставания в развитии психической деятельности ребенка. Термин «задержка» подчеркивает временной  (несоответствие уровня психического развития возрасту) и одновременно в значительном количестве случаев временный характер отставания, которое с возрастом тем успешнее преодолевается, чем раньше дети с данной патологией попадают в адекватные для них условия воспитания и обучения. Задержка психического развития – временное отставание развития психики в целом или отдельных ее функций.

    В этиологии задержки психического развития играют роль: конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, патология беременности и родов, частые болезни в первые годы жизни, неблагоприятные условия воспитания.

    Клара Самойловна Лебединская классифицирует задержки психического развития, основываясь на  причинах её возникновения:

    а) ЗПР конституционального происхождения: при ней эмоционально - волевая сфера находится как бы на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей более младшего возраста;

    б) ЗПР психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания,  которые препятствуют правильному формированию личности ребенка;

    в) ЗПР соматогенного происхождения обусловлена длительной соматической недостаточностью: хроническими инфекциями, аллергическими состояниями;

    г) ЗПР церебрально-органического происхождения (обладает  стойкостью и выраженностью нарушений в эмоционально–волевой сфере и в познавательной деятельности).

    Психическое развитие этой категории детей отличается неравномерностью нарушений различных психических функций; при этом логическое мышление может быть сохранным по сравнению с памятью, вниманием, умственной работоспособностью.

    В отличие от олигофрении, у детей с задержкой отсутствует инертность психических процессов, они способны не только принимать и использовать помощь, но и переносить усвоенные навыки умственной деятельности в другие ситуации. С помощью взрослого они могут выполнять предлагаемые им интеллектуальные задания на близком к норме уровне. Этим они качественно отличаются от детей с умственной отсталостью. Для детей с ЗПР характерна низкая познавательная активность.

    Особенностью психического развития детей с задержанным развитием является недостаточность у них процессов восприятия, внимания, мышления, памяти.

    Особенности внимания детей с задержкой психического развития проявляются в его неустойчивости, повышенной отвлекаемости, неустойчивой концентрации на объекте. Наличие посторонних раздражителей вызывает значительное замедление выполняемой детьми деятельности и увеличивает количество ошибок.

    Выраженное отставание и своеобразие обнаруживается и в развитии познавательной деятельности этих детей. У них наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; к началу школьного обучения,  как правило, не сформированы основные мыслительные операции - анализ, синтез, сравнение, обобщение. Выявлено снижение познавательной активности.

    Изучение процессов памяти у данной категории детей показывает недостаточную продуктивность произвольной памяти, её малый объем, неточность и трудность воспроизведения.   

    Этими факторами объясняются характерные нарушения поведения у данной категории детей. Дети с гармоническим психофизическим инфантилизмом доброжелательны, эмоциональны и приветливы, но у них долго доминируют игровые интересы, наблюдается непосредственность в рассуждениях, наивность. Дети с дисгармоничным психофизическим инфантилизмом эмоционально неустойчивы, склонны к конфликтам, драчливости, агрессивности.

    Общие подходы в работе с детьми с ЗПР:

    - индивидуальный подход,

    - предотвращение наступления утомляемости,

    - активизация познавательной деятельности,

    - обогащение знаниями об окружающем мире,

    - особое внимание - коррекции всех видов деятельности,

    - проявление педагогического такта.

    Специфика обучения детей с ЗПР математике.

     

     Обучение действий с числами детей данной категории строится на конкретном материале. Этим детям долгое время разрешается при решении примеров пользоваться счетным материалом (лучше всего счетами), линейкой. Но одновременно постепенно, но настойчиво, учим с детьми таблицу сложения и вычитания (умножения) в пр. 10, 100. Для того, чтобы вычислительные навыки стали для учащихся более понятными используются различные опорные сигналы: дуги, лучи, рамки и др. Особенно полезны такие опоры при изучении действий с числами в пределах 100, когда отрабатываются приемы устных вычислений. Для лучшего усвоения того или иного способа вычисления ребенку предлагается карточка с развернутым образцом способа вычисления:

    86:2= (80+6):2= 80:2 + 6:2= 40+3=43

    Затем этот развернутый образец заменяется сокращенным 86:2=(80+6):2=43

    И, наконец, задание выполняется без образца, самостоятельно.

     Эффективным приемом для нормализации учебной деятельности учащихся с ЗПР является алгоритмизация. С помощью этого приема достигается подчинение детей какому-либо предписанию. Это различные памятки-инструкции, в которых записана последовательность действий при решении уравнений, задач, трудных случаев умножения и деления. Памятки учат детей правильно рассуждать и контролировать себя во время выполнения самостоятельных работ.     

    Стойкие затруднения у учащихся с ЗПР вызывает решение составных арифметических задач. Здесь требуется умение выстраивать цепочку рассуждений, чтобы ответить на главный вопрос задачи. Учитель должен особое внимание уделить этапу пропедевтики. Продумывая методику изучения составной арифметической задачи, педагог вычленяет в ней наиболее трудное звено и проводит упражнения, которые подготавливают учащихся к восприятию. В это же время необходимо уточнить понимание терминов, необходимых для решения задачи (цена, количество, скорость, время, расстояние и др.). Нужно постараться ввести каждого ученика в задачу как действующее лицо. Пусть ребенок представит себе как он едет в поезде, собирает урожай и т.д.

    Приучаем детей читать задачу дважды для лучшего понимания смысла.

    Все слова задачи должны быть понятны ученикам. Особенно это касается тех слов, которые помогают уяснить зависимости величин: поровну, в каждом, одновременно и др. Для пояснения ситуации следует использовать наглядные действия или чертеж.

    При решении задачи оказывается помощь через готовую краткую запись, на которой объясняется способ решения. Ребенок записывает только решение задачи, что экономит его время и дает возможность вместе со всем классом в одно и то же время закончить запись решения задачи. В дальнейшем коррекционная помощь сворачивается. Ребенок сам составляет краткую запись, ориентируясь на выделенные  учителем для него ключевые слова в тексте задачи. При решении составной арифметической задачи возможна индивидуальная запись учителем для данного ребенка промежуточных вопросов, помогающих ему подобрать нужное действие и самому закончить решение задачи. Возможно составление алгоритма разбора задачи, по которому ученик сможет решить задачу.

    Дифференцированные задания с учетом особенностей каждого ребенка помогут им преодолеть недостатки своего развития, восполнить пробелы в знаниях, заложат основу для дальнейшего изучения курса математики.

     

    Обучение детей с ЗПР чтению.

    При заучивании букв используется рисование, штриховка, конструирование букв из проволоки, элементов и др. Учить слиянию слогов лучше на слоговых таблицах с одинаковыми согласными (БА – ВА – ГА – ДА – ЖА – ЗА – КА – ЛА; БО - ВО – ГО – ДО – ЗО; БИ – ВИ – ГИ – ДИ – ЖИ – ЗИ – КИ и т.д.). Такие таблицы позволяют ребенку избежать трудностей при переключении внимания с одного типа слогов на другой.

    Затем учим чтению двусложных, трехсложных слов с этими прямыми слогами. Подбираем предложения с такими словами У УЖА УЖАТА. Я БУЖУ МАМУ. Я ЕДУ. ЧАПА ДАЛА ЛАПУ.

    Читаем односложные слова (РАК – МАК – ТАК – БАК; СОК – СОР – СОМ). Слова со стечением согласных: ТОЛ – СТОЛ, РАК – РАМКА, КРЫША – КРЫШКА. Предложения с этими словами: РАМКА СТОИТ НА СТОЛЕ.

    Для того, чтобы научить детей устанавливать причинно-следственные связи нужно помнить, что учащиеся с ЗПР лучше воспринимают и понимают смысл текста, прочитанный им взрослым, чем при самостоятельном чтении. Поэтому на первых порах необходимо первично читать текст учителю. При составлении пересказа по плану дети с ЗПР лучше понимают план, составленный из вопросительных предложений. Затем постепенно переводим их на план, составленный из повествовательных предложений.       

     

    Обучение детей с ЗПР русскому языку. 

    Изучение грамматических правил должно происходить на опорных таблицах с выделением ключевых слов правила:

    слова – предмет – кто? что? – это существительное

    слова – одинаковый корень – это родственные слова

    Такой опорой можно пользоваться при выполнении грамматических заданий, при рассказывании правила.

    Существует особая методика изучения словарных слов с учащимися, имеющими трудности в развитии письменной речи. Словарное слово при запоминании обязательно прописывается не только в Именительном падеже, но и с предлогами, а также все родственные  словарному слову слова: Работа, на работе, после работы, работать. Командир, командиры, к командиру, за командиром, команда, команды, командовать. 

    Именно по такой схеме учим с детьми словарные слова в классе и задаем задание на дом.

    Особое внимание уделяем работе над ошибками, заполняя таблицу

     

    Слово (предложение), в котором допущена ошибка

    Как я написал слово (предложение)

    Правильное написание слова (предложения)

    Примеры слов на данную орфограмму

     

     

     

     

             Прием сравнения правильного и неправильного написания слов (предложений) позволит ученику лучше запомнить правила (орфограммы).

    При изучении правил используем памятки, алгоритмы, например, для написания безударной гласной, нахождения приставки, корня, суффикса и т.д.

    Памятка для вычленения окончаний

    1.     Читаю слово.

    2.     Изменяю слово по числам или вопросам.

    3.     Часть слова, которое изменяется и есть окончание.

    4.     Обозначаю окончание.

     Эффективная динамика развития детей с ЗПР намечается тогда, когда своевременно реализуется необходимая психологическая коррекция, медицинское лечение, а педагогическая коррекция и обучение ведутся с учетом всей сложности, неравномерности и дисгармоничности развития интеллекта и личности этой категории детей. Важно отметить, что эффективность работы с детьми с задержкой психического развития будет зависеть от своевременной  систематической помощи не только педагогов и психологов, но самое главное родителей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сопровождение детей с задержкой психического развития (ЗПР)

    В данной презентации раскрывается клиническая классификация детей с ЗПР на основе этиологического (причины возникновения) принципа (К.С.Лебединская)...

    Психолого – педагогическое сопровождение детей с задержкой психического развития (ЗПР) в условиях массовой школы

    Данный материал будет полезен учителям начальных классов как теоретическая основа построения работы с детьми с ОВЗ (ЗПР). В презентации рассматриваются трудности, которые могут встретиться при организ...

    Адаптированные общеобразовательные программы основного общего образования для детей с задержкой психического развития (ЗПР VII вида)

    в разделе представлены программы по русскому языку, литературному чтению, математике, музыке, технологии,окружающему миру, физической культуре....

    Роль музыкального развития для детей с задержкой психического развития (ЗПР)

    Роль музыкального развития для детей с задержкой психического развития (ЗПР)....

    Особенности и условия обучения детей с задержкой психического развития в общеобразовательной школе

    Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. Чаще она выявляется с началом обучения ребенка в подготовительной группе детско...