Система мониторинга в начальной школе
статья

Никитенко Наталья Александровна

Из опыта работы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_monitoringa.docx24.95 КБ

Предварительный просмотр:

«Система мониторинга реализации ФГОС на начальном уровне общего образования, как условие успешной реализации образовательных стандартов второго поколения»

 Начальная школа — важнейший этап в процессе общего образования школьника. (2 слайд) За четыре года ему надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться – стать «профессиональным учеником».  А задача современной начальной школы заключается в интеграции, обобщении, осмыслении новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться.

     Учить себя – вот та задача, к решению которой школе сегодня замены нет. Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие  способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формировать умение учиться.

(3 слайд) Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию у учащихся системы универсальных учебных действий (УУД).

        (4 слайд) Для получения объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов второго поколения проводится мониторинг.

В  нашей школе мониторинг представлен двумя уровнями: 

Первый уровень (индивидуальный, персональный) – осуществляет его учитель, классный руководитель ежедневно (это наблюдение, фиксирование динамики развития каждого ученика и классного коллектива в целом или по определенным направлениям).

Второй уровень (внутришкольный) осуществляет администрация школы (отслеживание динамики развития классов, школы в целом по определенным критериям или комплексно по нескольким направлениям и во времени – по учебным четвертям, полугодиям и годам обучения).

Подробнее я остановлюсь на первом уровне мониторинга.

        Для проведения мониторинга сформированности УУД были выбраны следующие методы сбора информации:

  • анкетирование;
  • тестирование;
  • наблюдение;
  • беседа.

(5 слайд) Для оценки уровня сформированности универсальных учебных действий учителями  проведена следующая работа:

  • выбран диагностический материала для отслеживания сформированности УУД.
  • позаимствованы у коллег таблицы обработки результатов диагностик по классу и индивидуальные карты развития УУД для каждого ученика.
  • формируется банк методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД на ступени начального образования.
  • сформировано и ведется портфолио учащихся, в котором фиксируются все достижения и результаты мониторинга.

В используемых нами пособиях содержатся задания по основным предметным курсам - русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру и интегрированные контрольные работы для учащихся, составленные в соответствии  с ФГОС НОО. Работы представлены в виде тестов с разноуровневыми заданиями. Задания уровня А предполагают выбор единственного верного ответа. Задания уровня В требуют записи краткого ответа. Задания уровня С-задания повышенной сложности, где от учащихся требуется самостоятельно выбрать способ решения поставленной задачи и записать ответ. После выполнения  каждой части предусмотрена самооценка. В конце работы имеется таблица для оценивания работы учителем с целью определения у обучающихся уровня сформированности предметных и метапредметных результатов. На работу отводится 40 минут. 

(6 слайд,7 слайд)  В такие таблицы фиксируется результат проверочной работы.

(8 слайд) Из результатов видно, что ситуация стабильна с низким уровнем, и может меняться в высоком и среднем уровнях.

(9 слайд) Ситуация в 4 классе стабильна. На высоком уровне – 1 ученик, на среднем – 2 ученика, и на низком – 1 ученик.

По согласию с родителями проводим мониторинг уровня развития УУД, который включает в себя изучение  личностных, метапредметных результатов. Для этого применяем определённые методики. Так для оценки «Уровня школьной мотивации» – анкета Лускановой, «Беседа о школе» модифицированная методика Нежновой, методика самооценки «Лесенка», составитель Щур.  Для такой диагностики определены сроки, как правило, это сентябрь, апрель. По проведённым диагностикам пишутся анализы, выявляются проблемные места, которые корректируются в течении учебного времени или в воспитательной деятельности. При работе с родителями выявляется проблема. Она состоит в том, что все родители понимают важность формирования учебных действий, но не каждый может грамотно содействовать учителю в их формировании. Именно поэтому, планирую и провожу родительские лектории, на которых родители получают рекомендации по формированию и коррекции  УУД.

Действительно, только при грамотном мониторинге, мониторинге, направленном не только на отслеживание результатов, а и на их детальном анализе можно говорить о пользе мониторинга как такового.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мониторинг учащихся начальной школы

В документе представлены таблицы для мониторинга учащихся начальных классов по русскому языку, математике, литературному чтению....

СТАТЬЯ "ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. СИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ КАЧЕСТВА ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ "

В статье рассматриваются способы отслеживания техники чтения а также методы   коррекции состояния техники чтения каждого ученика, отдельного класса, параллели и школы в целом....

Система индивидуального мониторинга в начальной школе.

Решение непрерывного отслеживания результатов качества знаний и результатов воздействия воспитательно-образовательного процесса на личность обучающегося....

мониторинг в начальной школе

Разработаны методы и приёмы проведения мониториега в начальных классах....

Структура психологического мониторинга учащихся начальной школы МБОУ «Гимназия №5» г. Северобайкальск в условиях психолого-педагогического сопровождения.

Структура психологического мониторинга учащихся начальной школы МБОУ «Гимназия №5» г. Северобайкальскв условиях психолого-педагогического сопровождения...

Урок окружающий мир в 4 классе по теме "Дыхательная система человека", УМК "Начальная школа 21 век". Презентация "Дыхательная система человека".

На уроке обучающиеся получат возможность сформировать знания о дыхательной системе человека, о значении чистого воздуха для организма человека, о гигиене дыхания, узнают о правилах применения здоровог...

УУД мониторинг в начальной школе

Таблицы  в программе Exсуд  и критерии, по которым можно определить формирование каждого вида УУДТакже, можно пронаблюдать развитие каждого учащегося.... Удобно тем, что заполняется одна таб...