Эффективность урока- стимул к успеху учителя и ученика
учебно-методический материал

Данжеева Сэсэгма Лопсоновна

Выступление на педсовете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.docx30.23 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете на тему "Эффективность урока – стимул к успеху учителя и ученика"

       Профессия учителя, которую я выбрала, одна из самых важных и трудных. Это именно то, что приносит мне радость и удовлетворение, особенно, когда видишь глаза детей, добрые и наивные, которые смотрят с любовью и безграничным уважением, хочется отдать им всё.

Как правило, ребёнок приходит в школу с огромным желанием учиться. Однако, первые шаги ребёнка в школе очень нелегки. Моей главной задачей было  удержать в каждом ученике это чувство радостного удовлетворения перед школой, перед тайнами, которые его там ждут.  И поэтому я старалась увлечь ребят радостью познания, умением и желанием трудиться.

        Человек учится на протяжении всей жизни. В начальном звене мы должны научить учиться, сформировать умение учиться. Учитель должен знать ученика. Что мы делаем для этого? Приходят дети в 1 класс или в 5 класс- начинаем изучать. Кто он современный ученик? Пришел подготовленный или нет(учебная деятельность), посещал ли детский сад, умственные и физические способности. Изучаем психологические особенности, характер, темперамент, социальную среду. Для чего это делаем? Выявляем сколько в классе аудилов(ушами), визуалов(глазами), кинестетиков(осязанием, воображение), дигиталов(символами воспринимают мир). Развитие детей на кончиках пальцев. Поэтому они получают удовлетворение, работая только руками. Ребенок должен пробовать лепить, строить, рисовать и т.д. все делать руками. А в современном мире как происходит? Кнопку нажал и готово. В результате у них нет элементарных навыков. У современных детей другое мышление и развитие. Нынешние дети- это дети «большого пальца». Почему? Потому что они работают только большим пальцем, начиная с 2-3 лет уже на телефоне.

Для того, чтобы ребенок научился эффективно работать, учителю: 1) необходимо знать каждого ученика. 2)Урок должен быть адресным, с учетом всех возможностей ученика. Если в классе 20-30 учеников, то должно быть 20-30 разных уроков.  3)Каждый ответ ученика должен быть оценен, особенно в младшем звене, чтобы ребенок понимал и оценил свою работу, сделал выводы для дальнейшей коррекции. Почему  хорошо ответил, почему плохо. Ребенок должен знать причины умения и неумения, знания и незнания.

       Обучение на предшкольном уровне не всегда обеспечивает достаточную готовность учащихся к успешному включению в учебную деятельность.

Я убеждена, что в основе успешного развития личности лежит познавательный интерес, который выступает как ценнейший мотив учебной деятельности школьника. Для формирования учебных интересов соблюдаю принцип: чем младше учащиеся, тем нагляднее обучение и тем большую роль играет активная деятельность.

      Становление личности школьников, прежде всего,  происходит на уроке. Активизирую  познавательную деятельность ребят и повышаю интерес к учению на каждом этапе урока через индивидуальную, групповую работу;
дифференцированный подход, игру, создание ситуации успеха, самостоятельную работу.

       Задания и материалы подбираю так, чтобы они были доступны по изложению, красочно оформлены, имели элементы занимательности и состязательности, содержали сведения и факты, выходящие за рамки учебных программ.

Важным условием моей работы являются теплые дружеские отношения, поддержка и добрая улыбка.

Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. Именно на уроке учитель обучает, воспитывает и развивает личность. Урок - основа образовательного процесса.

У - целеполагание

Р - содержание

О - организация

К – методика

Требования к современному уроку

1. Обязательный учет обученности, обучаемости и реальных учебных возможностей учащихся.

2. Постановка цели урока перед учащимися.

3. Усвоение и отработка учебного материала с использованием оптимального сочетания и соотношения методов обучения. Научность содержания урока.

4. Дифференцированная помощь учащихся на основе диагностики учебных возможностей. Развитие познавательного интереса, формирование надпредметных умений, умение самостоятельно добывать знания.

5. Систематический и планомерный контроль за качеством усвоения знаний учащимися.

6. Подведение итогов урока по достижению цели.

Обращение к проблеме эффективности урока оправдано при любом уровне профессионализма педагогов школы на любом этапе процесса движения школы к новому, более высокому качеству образования. Думаю, сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?»

Нередко под эффективностью урока понимают, прежде всего, его оригинальное, необычное построение и новизну в приемах работы.

Эффективность урока

  • По взаимосвязи цели, содержания и результата на уроке, по учету особенностей учащихся и их влияние на результат урока можно судить об эффективности урока.
  • Слово «эффективность» в переводе с латинского – «effectus» означает выполнение действий, результат, вследствие каких-либо действий.
  • Каждый учитель находится в постоянном поиске оптимальных путей и средств повышения эффективности урока.
  • Организация урока – это индивидуальное педагогическое творчество.

Сторонники этой точки зрения вольно или невольно игнорируют главное в уроке – его результат. Конечно, и оригинальное построение, и новизна методических приемов – очень важные факторы, способствующие повышению качества урока. Но они не цель, а средство.

Современный урок это урок, соответствующий требованиям подготовки конкурентоспособного выпускника с оптимальным уровнем качества образовательной подготовки, владеющего ключевыми компетенциями и имеющего способность к социализации в иных, отличных от школы образовательной среды, условиях. Вопрос качества, а значит и эффективности урока волнует всех участников образовательного процесса: администрацию, учителя, учащихся и их родителей. Что влияет на эффективность урока?

Формы организации

  • Урок- викторина
  • Урок- поиск
  • Проектный урок
  • Урок-экскурсия
  • Урок – экспедиция
  • Урок без учителя
  • Стихотворно-музыкальный урок
  • Урок пресс- конференция
  • Урок взаимообучения
  • Урок- игра (деловые, ролевые
  • ситуационные игры)
  • Интегрированные уроки
  • Урок – фантазия
  • Урок – сказка
  • Урок- спектакль
  • Урок- лекция

Пути повышения эффективности урока

  • использование личностно – ориентированного подхода в обучении и воспитании ;
  • использование новых образовательных технологий;
  • чёткая организация урока: определение целей урока, вида урока, выбор методов и приёмов обучения;
  • учёт индивидуальных особенностей учащихся;
  • проведение мониторинга качества знаний
  • постоянное повышение педагогического мастерства учителя

Психологические факторы

  • общий поведенческий характер класса;
  • индивидуальные психологические особенности учащихся;
  • эмоциональный климат в классном коллективе;
  • степень сложности материала;
  • индивидуальный стиль деятельности учителя.

В образовательном процессе учитель - равноправный партнер с учащимися, участник коллективного процесса познания. Ученик - целостная личность; субъект учения; участник учебного сотрудничества; по большому счету не ученик, а учащийся, т. е. учащий себя посредством учителя. Его субъективный опыт становится отправной точкой образовательного старта, учитель и ученик взаимодействуя между собой в учебном процессе, строят свое взаимодействие на принципах: сотрудничества, партнерства, сотворчества, сопереживания, совместной деятельности, диалога. Эффективный урок – это такой урок, когда удаётся вовлечь всех учащихся в работу: и сильный, и слабый ученик находит себе на уроке посильную ему работу, а по итогам урока показывают хорошие знания.

Эффективный урок имеет свое лицо, своеобразие, которое определяется индивидуальным стилем учителя и личностным своеобразием учеников. Но кроме творческой неповторимости, мастерства в уроке должна быть видна и просто грамотность учителя:

- знание того, какие факторы определяют смысл и сущность современного урока;

- умение планировать, проводить и анализировать урок.

На уроке концентрируется вся деятельность педагога, педагогические навыки, его научная подготовка, методические умения, способность организовать работу школьников.

Эффективный урок – это развитие, творчество, комфорт:

- формирование предметной компетентности;

- формирование информационной культуры;

- развитие познавательной активности и самостоятельности;

- развитие мышления;

- развитие творческих способностей;

- формирование коммуникативной компетентности;

- создание психологически комфортной среды;

- разнообразие учебной деятельности.

Ведущими идеями современного эффективного урока являются:

- создание в классе атмосферы открытости, ответственного сотрудничества, сотворчества;

- использование моделей обучения, способствующих развитию навыков самостоятельности;

- обучение анализу своей деятельности;

- обеспечение активной учебной деятельности;

- создание условий для развития самовыражения, развития чувств и эмоций.

Важным условием эффективности урока является моделирование уроков в различных технологиях:

  • игровые технологии;
  • проблемное обучение;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • информационные технологии;
  • технология проектного обучения;
  • технология портфолио.

Уже в начальной школе учитель должен демонстрировать на уроке разные стратегии учения, чтобы сформулировать способность личности учиться всю жизнь, способность к саморазвитию.

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которые позволяют сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческом уровне, но и будничные шаги по изучению базового материала. Если мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из ключевых проблем педагогики – проблему мотивации учебной деятельности.

Использование игровых ситуаций на уроке не даёт стопроцентную возможность учащимся овладеть знаниями «легко и счастливо», лёгких путей в науке нет. Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьёзным» учением.

Проблемное обучение – один из видов развивающего обучения, при котором знания, умения и навыки формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Процесс обучения идёт от ученика, самостоятельно добывающего знания. Технология проблемного обучения универсальна: ведь открывать знания можно на любом учебном предмете и в любом классе. Открытие знания – творческий процесс, включающий 4 основных этапа: постановку проблемы, поиск решения проблемы, описание решения и его реализацию.

На проблемном уроке создаются все условия для проявления познавательной активности учеников. Учащиеся не получают готовые знания, а в результате постановки проблемной ситуации испытывают затруднение либо удивление и начинают поиск решения, открывая новые знания самостоятельно. Затем, обязательное проговаривание алгоритма решения и применение его на практике при выполнении самостоятельной работы.

Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения, создаётся обстановка увлечённости, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению. Постоянная постановка перед ребёнком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – это опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами. По данным исследований, в памяти человека остаётся четвёртая часть услышанного материала, треть увиденного, половина увиденного и услышанного, три четверти части материала, если ученик привлечён в активные действия в процессе обучения.

Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.

Во многих случаях такое дополнение оказывается более эффективным, даёт возможность сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономит время урока, насыщает его информацией, расширяет кругозор, прививает познавательный интерес к учёбе. Поэтому, для меня получилось совершенно естественно внедрение этих методов в свои уроки. Главное – возникла положительная мотивация усвоения знаний, пробудился интерес у детей к познанию нового.

Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип фасциации (принцип привлекательности):

- создание и использование презентаций;

- логические игры;

- тестовые оболочки;

- использование видео;

- использование готовых обучающих программ;

- работа с ресурсами Интернет (Интернет – уроки);

- электронные энциклопедии.

Использование современных обучающих технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе. Учить ребенка радостно, без принуждения – возможно, если в своей работе педагог использует инновационные технологии.

Каждый день необходимо хоть в чем-то стремиться себя изменить к лучшему, не терять в себе настойчивость и веру. Проходят года, и ты замечаешь, что стал лучше. Этому я пытаюсь научить своих ребят. А они ежедневно учат меня искренности, открытости и непосредственности.

В конце моего выступления хочу познакомить с новой технологией использование мнемотехники. Мнемозина- богиня науки. Эта технология основана на развитии памяти и искусства. Память = ассоциация + воображение.  Развиваем искусство запоминания. Можно составлять мнемодорожки, мнемоквадраты, мнемотаблицы. Это могут быть слова, словосочетания, целые фразы. Использовать можно на любом уроке. Загадки, сказки, стихотворения, при составлении рассказа и т.д.

Литература

1. Беспалько В.П., Беспалько Л.В. Педагогическая технология. Новые методы и средства обучения. – Вып. 2. – М.: Знание, 1989.

2. Крылова Н.Б. Проектные методы против классно-урочной организации образования Школьные технологии. - 2004. – № 5. –С.59.

3. Молочкина Н.Ю. Диагностика, анализ и мониторинг образовательного процесса в начальной школе. Журнал «Завуч начальной школы» 2002 г.

4. Психологическая характеристика детей младшего школьного возраста / Составитель И.П.Зимина, Е.Н.Костина. Объединение «Дворец молодежи». – Екатеринбург, 1998 – 24 с.

5. Селевко Г. Современные образовательные технологии. М., «Народное образование». 1998 г.