Программа внеурочной деятельности Волшебная аппликация
рабочая программа

Новикова Ольга Николаевна

Программа внеурочной деятельности Волшебная аппликация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnaya_applik.docx47.85 КБ

Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности

«Волшебная аппликация»

Срок реализации – 4 года

Возраст детей – 7-10 лет

учителя начальных классов

Новиковой Ольги Николаевны

Пояснительная записка

Творчество рассматривается учеными как человеческая деятельность высшего уровня по познанию и преобразованию окружающего природного и социального мира. В процессе творческой деятельности, что особенно важно, изменяется и сам человек (формы и способы его мышления, личностные качества): он становится творческой личностью.

Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.

Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.

Чувственное восприятие мира захватывает ребёнка, полностью владеет им, толкает к созиданию, поисковой деятельности, раскрывая творческие способности, заложенные в ребёнке с рождения. Как помочь ребёнку открыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребёнка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? В этом поможет аппликация – один из самых простых, увлекательных и доступных способов работы. Здесь ребёнку даётся возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, природных материалов, подручных средств,  постичь их свойства, структуру. Большая роль в  овладении аппликацией отводится коллективным работам. За короткий промежуток времени на занятии ребёнок может сделать одну или две фигуры, он выразил себя технически, но морально не удовлетворён. Но если ребёнок создаёт коллективно одну большую картину, он получает конечный результат гораздо быстрее и воспринимает готовую работу целостно, как свою собственную. Система работы с аппликацией построена по принципу от простого к сложному. Овладение рядом технологий требует терпения и аккуратности, а поделки тщательности в исполнении, ведь мастерство – это всегда упорный труд и воображение.

Программа предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой деятельности, в отношениях с людьми, с окружающим миром.

Любая работа с аппликацией  не только увлекательна, но и познавательна. Аппликация дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер аппликации, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.

Аппликация выполняется в определённой последовательности: выбор сюжета, составление эскиза, подбор бумаги, изготовление деталей, раскладывание их, наклеивание деталей, оформление.

Цели и задачи курса

 Цель – создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.

 Задачи курса:

  • формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью объемных форм;
  • совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами при работе с бумагой, картоном, различными материалами;
  • развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству;
  • формировать творческие способности, духовную культуру и эмоциональное отношение к действительности;
  • развивать мелкую моторику рук.

Требования к уровню содержания дисциплины

 Формирование представлений:

  • познакомятся со свойствами и возможностями бумаги, картона, природного материала, других подручных средств  как материала для художественного творчества;
  • познакомятся с основами знаний в области композиции, формообразования;
  • познакомятся с основными видами работ из аппликации;

 Формирование навыков:

  • научатся последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие);
  • научатся работать нужными инструментами и приспособлениями;
  • научатся самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления поделок  (выбор материалов, способов обработки, умения планировать, осуществлять самоконтроль);
  • овладеют основными техническими приемами макетирования;
  • изучат приемы пластической проработки поверхности и ее трансформации в объемные элементы;
  • освоят основные приемы учебно-исследовательской деятельности в рамках разработки творческих проектов.

Учащиеся должны:

 Уметь: работать с бумагой, картоном, природными  материалами, подручными средствами (складывать, наносить разметку и т.п.).

 Обладать базовыми компетенциями:

  • умением использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности:
  • для решения простейших задач;
  • для выполнения различных действий с бумагой, картоном, природными  материалами, подручными средствами.

Обладать ключевыми компетенциями:

Информационно-технологические:

  • умения (на пропедевтическом уровне)самостоятельно искать, отбирать, анализировать информацию;
  • способности задавать и отвечать на вопросы.

 Коммуникативные:

  • умение работать в группе, в парах: слушать других, считаться с чужим мнением и аргументировано отстаивать своё, организовывать совместную работу на основе взаимопонимания и уважения;
  • уметь обмениваться информацией по темам курса, фиксировать её в процессе коммуникации.

Учебно-познавательные:

  • умения и навыки организации учебной деятельности: организация рабочего места, режимаработы;
  • умения и навыки мыслительной деятельности: выделение главного, анализ и синтез, обобщение, построение ответа, формулирование выводов;
  • умения и навыки оценки и осмысливания результатов своих действий.

Первый этап обучения для учащихся 1 класса.

Дети должны уметь:

- выбирать для работы бумагу с различными свойствами: рисовальную, чертёжную, гладкую, шероховатую и тд;

- различать бумагу по цвету ( красная, жёлтая, синяя, зелёная, фиолетовая, оранжевая, голубая, белая, чёрная);

- составлять простой узор в полосе и сюжетный из геометрических фигур;

- размечать фигуру по шаблону и линейке;

-разрезать бумагу по прямым линиям и с плавным закруглением очертаний предмета;

- правильно наносить клей на бумагу;

- понимать значение смазывания клеем всей плоскости фигуры и выдерки её перед наклеиванием;

- наклеивать фигуры на белую бумагу по разметке.

Второй этап обучения для учащихся 2 класса.

Дети должны уметь:

-составлять аппликации, орнаменты из геометрических и растительных форм с чередованием их по цвету, расположению, форме;

-различать и использовать для аппликаций дополнительно тёмно-красную, светло-красную и тд. бумагу;

-уметь размещать аппликацию при повороте листа бумаги из горизонтального положения в вертикальное;

-правильно определять величину узора, пропорции фигур сюжетной аппликации в зависимости от размера, формы объекта труда или размера листа бумаги;

Согласовывать цвет стилизованных декоративных элементов с цветом фона узора;

-выполнять тематические аппликации на цветном фоне.

Третий этап обучения для учащихся 3 класса.

Дети должны уметь:

-применять в аппликациях правила линии горизонта и перспективы;

-показывать объёмность формы предметов (свет, тень, блик);

-выполнять аппликации на определённую тему с правильным построением композиции (натюрморт, пейзаж);

-применять в многослойных аппликациях сюжеты или мотивы с использованием четырёх и более фигур, каждая из которых состоит из двух-четырёх деталей, наклеенных друг на друга;

-применять цветную бумагу с различными оттенками, одной группы цвета (жёлтый, жёлто-оранжевый и др.), учитывая колорит аппликации;

-размечать детали с применением циркуля;

-создавать объёмные аппликации с применением объёмных геометрических фигур, второго и третьего плана, гофрированной бумаги, ваты и других материалов.

Четвёртый этап обучения для учащихся 4 класса.

Дети должны уметь:

Анализировать формы объекта труда и составлять узор для украшения объекта труда;

-передавать в аппликации объём, пространственное положение предметов и фигуры в движении;

-самостоятельно выбирать сюжеты, орнаментальные узоры для газет, плакатов, декораций к спектаклям, наглядных пособий по математике и другим предметам;

-выполнять заголовки аппликацией из художественных шрифтов;

-применять для аппликации соломку, тополиный пух, листья, кожу, мех и другие материалы;

-выполнять творческие работы, желательно с мягкими переходами оттенков.

Учебно–тематическое планирование

1 класс

Раздел

Количество часов

1

Аппликация из подручных средств

5

2

Аппликация из природных материалов

5

3

Аппликация из бумаги

9

4

Аппликация из текстильных материалов

6

5

Коллаж

8

занятия

содержание

Общее

колич.

по

разделу

Колич.

часов

по

теме

Дата

Дата

Факт.

Аппликация из подручных средств

5

1

Знакомство. Правила поведения в кружке. Правила техники безопасности при работе с клеем, ножницами и другими инструментами

1

2

Аппликация из подручных средств. Цветы

1

3

Аппликация из подручных средств. Солнечная поляна.

1

4

Аппликация из пластилина. Фрукты (по выбору детей)

1

5

Аппликация из пластилина. Овощи (по выбору детей)

1

Аппликация из природных материалов

5

6

Аппликация из природных материалов (сухие листья). Птица

1

7

Аппликация из природных материалов (сухие листья). Животные

1

8

Аппликация из природного материала (яичная скорлупа). Лебедь

1

9

Аппликация из природных материалов (сухие листья).. Осенний лес.

1

10

Аппликация из природных материалов (сухие листья). На озере.

1

Аппликация из бумаги

9

11

Аппликация из бумаги. Геометрические фигуры. Закладка.

1

12

Аппликация из бумаги. Геометрические фигуры. Машина.

1

13

Аппликация из бумаги. Геометрические фигуры. Заяц.

1

14

Аппликация из бумаги. Геометрические фигуры. Лисица

1

15

Аппликация из бумаги (рваная бумага). Котенок

1

16

Аппликация из бумаги. Снеговик

1

17-18

Аппликация из бумаги. Цветы (объемные)

2

19

Аппликация из бумаги. Украшение карандачницы

1

Аппликация из текстильных материалов

6

20-21

Аппликация из нарезанных ниток. Собачка

2

22-23

Аппликация из ткани. Колобок

2

24-25

Аппликация из связанной нити (по выбору детей).

2

Коллаж

8

26-27

Коллаж из бумаги, подручных средств. В лесу.

2

28-29

Коллаж из бумаги и крупы. Мой дом

2

30-31

Коллаж из бумаги и ткани. Весенние цветы.

2

32-33

Коллаж из бумаги, ткани, природного материала. Летние каникулы.

2

Учебно–тематическое планирование

2 класс

Раздел

Количество часов

1

Сюжетные аппликации

5

2

Аппликация из природных материалов

5

3

Аппликация из бумаги

9

4

Аппликация из текстильных материалов

6

5

Коллаж

8

занятия

содержание

Общее

колич.

по

разделу

Колич.

часов

по

теме

Дата

Дата

Факт.

Сюжетные аппликации

5

1

Знакомство. Правила поведения в кружке. Правила техники безопасности при работе с клеем, ножницами и другими инструментами.

1

2

Сюжетная  аппликация. Воспоминание о лете.

1

3

Сюжетная  аппликация. Воспоминание о лете.

1

4

Сюжетная  аппликация. Букет цветов.

1

5

Сюжетная  аппликация. Полярное сияние.

1

Аппликация из природных материалов

5

6

Аппликация из природных материалов (сухие листья). Домик на опушке.

1

7

Аппликация из природных материалов (сухие листья). Животные.

1

8

Аппликация из природного материала (жёлуди). Кот и мышка.

1

9

Аппликация из природных материалов (сухие кленовые листья). Осенний букет.

1

10

Аппликация из природных материалов Лягушка.

1

Аппликация из бумаги

9

11

Аппликация из бумаги. Геометрические фигуры. Закладка.

1

12

Аппликация из бумаги. Осень.

1

13

Аппликация из бумаги. Ракета.

1

14

Аппликация из бумаги. Овощи.

1

15

Аппликация из бумаги.  Животные.

1

16

Аппликация из бумаги. Матрёшка.

1

17-18

Аппликация из бумаги. Букет цветов.

2

19

Аппликация из бумаги. Дом.

1

Аппликация из текстильных материалов

6

20-21

Аппликация из нарезанных ниток. Зайчик.

2

22-23

Аппликация из ткани. По выбору детей.

2

24-25

Аппликация из связанной нити Подводный мир.

2

Коллаж

8

26-27

Коллаж из бумаги, подручных средств. Мой посёлок.

2

28-29

Коллаж из бумаги и крупы. Моя школа.

2

30-31

Коллаж из бумаги и ткани. В парке.

2

32-33

Коллаж из бумаги, ткани, природного материала. Летний день..

2

Учебно–тематическое планирование

3 класс

Раздел

Количество часов

1

Сюжетные аппликации

5

2

Декоративные аппликации

5

3

Предметные аппликации

9

4

Аппликация из природных материалов

6

5

Аппликация из бумаги

8

занятия

содержание

Общее

колич.

по

разделу

Колич.

часов

по

теме

Дата

Дата

Факт.

Сюжетные аппликации

5

1

Знакомство. Правила поведения в кружке. Правила техники безопасности при работе с клеем, ножницами и другими инструментами.

1

2

Сюжетная  аппликация. Животные леса.

1

3

Сюжетная  аппликация. Цветы сада..

1

4

Сюжетная  аппликация. Виды транспорта.

1

5

Сюжетная  аппликация. Бабочки на лугу.

1

Декоративные аппликации

5

6

Закладка.

1

7

Украшаем рамку для фотографии.

1

8

Красивый узор (платье)

1

9

Украшаем фартук.

1

10

Узор по выбору детей.

1

Предметные аппликации

9

11

Предметная аппликация Петушок.

1

12

Предметная аппликация. Петушок.

1

13

Предметная аппликация. Белка.

1

14

Предметная аппликация. Белка.

1

15

Предметная аппликация. Берёза.

1

16

Предметная аппликация. Грибы.

1

17-18

Предметная аппликация. Кораблик.

2

19

Предметная аппликация. Дом.

1

Аппликация из природных материалов

6

20-21

Аппликация из природных материалов. Снегирь и пингвин.

2

22-23

Аппликация из природных материалов. Сова.

2

24-25

Аппликация из природных материалов. Стрекоза.

2

Аппликация из бумаги

8

26-27

Аппликация из бумаги. Бабочка из салфеток.

2

28-29

Аппликация из бумаги. Ваза с цветами.

2

30-31

Аппликация из бумаги. Корзина с фруктами.

2

32-33

Аппликация из бумаги. Медведь.

2

Учебно–тематическое планирование

4 класс

Раздел

Количество часов

1

Аппликации из пластилина

5

2

Декоративные аппликации

5

3

Сюжетные аппликации

9

4

Аппликация из природных материалов

6

5

Аппликация из бумаги

8

занятия

содержание

Общее

колич.

по

разделу

Колич.

часов

по

теме

Дата

Дата

Факт.

Аппликации из пластилина

5

1

Знакомство. Правила поведения в кружке. Правила техники безопасности при работе с клеем, ножницами и другими инструментами.

1

2

Аппликация из пластилина. Радужная бабочка.

1

3

Аппликация из пластилина. Дерево.

1

4

Аппликация из пластилина. Животное по выбору детей.

1

5

Аппликация из пластилина. Лев.

1

Декоративные аппликации

5

6

Закладка.

1

7

Украшаем рамку для фотографии.

1

8

Украшаем тарелку.

1

9

Узоры

1

10

Узор по выбору детей.

1

Сюжетные аппликации

9

11

Зимний пейзаж.

1

12

Летний день.

1

13

Птицы на дереве.

1

14

Мир животных.

1

15

Наш сад.

1

16

Сказочные герои.

1

17-18

Сказка (фрагмент)

2

19

Свободная тема.

1

Аппликация из природных материалов

6

20-21

Аппликация из природных материалов. Волшебная птица.

2

22-23

Аппликация из природных материалов. Осенний лес.

2

24-25

Аппликация из природных материалов. Сказочные герои.

2

Аппликация из бумаги

8

26-27

Аппликация из бумаги. Люди.

2

28-29

Аппликация из бумаги. Корова.

2

30-31

Аппликация из бумаги. Цыплёнок.

2

32-33

Аппликация из бумаги. Сказочный цветок.

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности «Волшебный сундучок» 1и2 класс

Пояснительная запискаПервый год обучения направлен на удовлетворение интересов детей в приобретении базовых знаний и умений о простейших приемах и техниках работы с материалами и инструментами (...

Программа внеурочной деятельности "Чудеса аппликации"

Программа внеурочной деятельности "Чудеса аппликации" с пояснительной запиской, тематическим планированием ....

рабочая программа внеурочной деятельности "Чудеса аппликации"

рабочая программа внеурочной деятельности "Чудеса аппликации" для 1 класса...

Программа внеурочной деятельности "Чудеса аппликации"

программа внеурочной деятельности "Чудеса аппликации"...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Чудесная аппликация" в 4 классе

Программа содержит цели, задачи, содержание занятий внеурочной деятельности с указанием разных видов аппликации, примерное тематическое планирование....

Рабочая программа внеурочной деятельности"Чудеса аппликации"

Программа «Чудеса аппликации» рассчитана на детей 8-9 летнего возраста. Программа рассчитана на учащихся 3 класса,  17 часов в полугодие,  проводится один  раза в неделю. Дл...