Программа внеурочной деятельности «Волшебный сундучок» 1и2 класс
методическая разработка по технологии (1,2 класс) на тему

Соловьёва Елена Сергеевна

 

Пояснительная записка

Первый год обучения направлен на удовлетворение интересов детей в приобретении базовых знаний и умений о простейших приемах и техниках работы с материалами и инструментами (пластилин, бумага и картон, бисер и проволока и т.д.), знакомство с историей данных видов декоративно – прикладного искусства,  изготовление простейших  декоративно – художественных изделий, учатся организации своего рабочего места.

 

Актуальность

Декоративное творчество готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной  деятельности.

Оно способствует изменению отношения  ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов».

 

Программа способствует:

 

-развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;

-помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;

-формированию  понятия о роли и месте декоративно – прикладного искусства в жизни;

-освоению современных видов декоративно – прикладного искусства;

-обучению практическим навыкам художественно – творческой деятельности, пониманию связи художественно – образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;

-созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы;

-знакомству с историей пластилина,  бумагопластики,  и изготовления кукол, народными традициями в данных областях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

        

        

Программа

внеурочной деятельности

 «Волшебный сундучок»

2  класс

Составила: Соловьева Е.С.

 

2012-2013 уч.год.

Содержание

 

1. Пояснительная записка………………………………………………………………………       3

2. Тематическое планирование………………………………………………………………..        7

3. Содержание программы…………………………………………………………………….        10

4. Литература…………………………………………………………………………………..         13

 

 

Пояснительная записка.

С  глубокой древности человек, изготовляя различные изделия: игрушки, сувениры и т.д стремился сделать их не только удобными, но и красивыми. Материалом для работ  служило то, что дарила природа. Природа- это богатая кладовая, от неё исходит камень, бумага, дерево и т.д. Подручный материал люди использовали для украшений и изготовлений корзинок, сумок, игрушек, корзин и т.д. не только в прошлом, но и в наше время, в эпоху развития науки и техники, человек охотно использует подручный материал-шишки, камни, лоскуты, нитки, картон, бумагу для изготовления различных вещей.

Обучение в кружке «Волшебный сундучок » делится на несколько этапов:

1.Работа с природным подручным материалом.

2.Художественное конструирование из бумаги и картона.

3.Аппликация.

4. Работа с нитками, лоскутками.

5. Бисероплетение.

Программа  актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно  - эстетической оценки и овладение основали творческой деятельности, даёт, возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности. В руках детей с душой изобретателя и художника всё превращается в необыкновенные поделки, открывающие красоту. Такие поделки – это не только детская забава, а вещи используемые в быту , сувениры, подарки. В процессе обучения кружковцы учатся выполнять аппликационные работы. Эта работа развивает  глазомер, воспитывает аккуратность, чувство красоты. Работа в  кружке  даёт возможность каждому ребёнку попробовать свои силы в разных  видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нем.

 В рамках данной программы реализуются следующие педагогические идеи:

1) Формирование ценностных основ культуры  личности, которая трактуется как гармония культуры знания, чувств и творческого действия, то есть обогащение внутренней культуры (духовность) и воспитание внешней культуры, проявляющейся в общении, поведении, имидже, одежде и т. д;

2) Опора на личностно ориентированный подход в образовании;

3) Учёт особенностей культуры своего народа  (этнокультуры), а также особенности местной региональной   культуры.

Главный педагогический принцип работы - любовь и уважение к ребенку как к активному субъекту воспитания и развития.

 При организации учебно-воспитательного процесса учитываются:

1) Ведущие виды деятельности в различных возрастных группах учащихся;

2) Потребности, интересы учащихся

3) Уровень развития коллектива;

4) Уровень развития и самооценка ребёнка, его социальный статус.

К каждому ребёнку применяется индивидуальный подход:

- осознание и признание права личности быть не похожим на других;

- проявление уважения к личности;

- оценка не личности ребёнка, а его деятельности, поступков;

- умение смотреть на проблему глазами ребёнка;

- учёт индивидуально-психологических особенностей ребёнка.

Главный психологический принцип - создание ситуаций успеха для каждого ребёнка.

Важнейший принцип психолого-педагогической работы:

Обеспечение условий, способствующих самоопределению, саморазвитию, самореализации, адекватной самооценки личности.

 Цель программы:

1.Обеспечение условий для творческой активности и самореализации личности учащихся;

2.Создание предпосылок для изучения обучающимися основ декоративно – прикладного творчества посредством знакомства с разными видами рукоделия ( лоскутная пластика, техника изонити, работа с бисером, соломкой и т.д.);

3. Научить детей планировать работу, правильно организовывать рабочее место, строго соблюдать правила техники безопасности.

Задачи:

Обучающие:

- познакомить воспитанников с историей  и современными направлениями развития декоративно- прикладного творчества;

- научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;

- обучить  технологиям разных видов рукоделия;

Воспитательные:

- приобщить обучающихся к системе культурных ценностей,  отражающих богатство общечеловеческой культуры, формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении;

- побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали ( доброты, взаимопонимания, милосердия, терпимости по  отношению к людям, культуры общения);

- способствовать развитию внутренней свободы ребёнка,  чувства собственного достоинства, самоуважения;

- воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности;

Развивающие:

- развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребёнка(фантазию, наблюдательность);

-развивать образное  и пространственное  мышление, память, воображение, внимание;

- развивать положительные эмоции и волевые качества;

- развивать моторику рук, глазомер.

Общие положения

Программа кружка « Весёлый сундучок» рассчитана на год обучения.

Реализация программы происходит с нагрузкой   в 34 часа, 1 раз в неделю, с учётом контингента детей. Это обосновано тем,  возрастные и психофизические особенности детей, базисные знания, умения и навыки, соответствующие данному виду творчества, формируются к указанному возрасту, а в особенности организации   учебно- воспитательного процесса обеспечивают успешное усвоение программы в группе детей  в возрасте 8 лет

Характеристика ожидаемых результатов.

В результате  обучения, обучающиеся должны знать:

- виды декоративно- прикладного творчества;

-историю ремесел и рукоделий;

- названия и назначения инструментов и приспособлений ручного труда;

 - название и назначение  материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;

- правила организации  рабочего  места;

- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами;

Должны уметь:

- правильно организовывать своё рабочее место;

- пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике;

- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе;

- выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя знания, умения, навыки;

- сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять самостоятельность.

Проверка усвоения программы производится в форме собеседования с обучающимися в конце года, а также участием в конкурсах, выставках, соревнованиях.

 Тематическое планирование

Тематический блок, вид занятий

Кол-во часов

Дата проведения

1.  Вводное занятие – 2 часа

1-2

Знакомство с правилами безопасности труда. Беседа о видах декоративно-прикладного искусства. Рисование страны мастеров.

2

2.  «В чудесном лесу»  - 4 часа

3

Работы с природными материалами «Старик- лесовик»

1

4

Разноцветные жучки (из камней)

1

5

Аппликация из листьев, цветов

1

6

Жар- птица (из проса)

1

3. «Бумажный город» - 4 часа

7

Знакомство с «оригами»

1

8

Парус и рыбка (оригами)

1

9

Жар-птица (оригами)

1

10

Объемное конструирование из модулей «Лебедь»

1

4. «Ниточная страна» - 3 часа

11

Игрушка-сувенир «Вигвам»

1

12

Аппликация из резаных ниток. Пейзаж

1

13

Коконы из ниток. Утка, утята.

1

5.  «Пластилиновая гора» - 2 часа

14

Лепка персонажей «Дюймовочка»

1

15

Живопись из пластилина

1

7. «Остров ненужных вещей»-3 часа

16

Аппликация из стружек

1

17

Фоторама из фантиков

1

18

«Подснежники» (из одноразовых ложек)

1

8. «Лебединое озеро» - 2 часа

19

Аппликация из ваты, пуха, перьев

1

20

Игрушки из яичной скорлупы

1

9. «Омут плетения»- 2 часа

21

Макраме. Виды узлов

1

22

Кашпо для цветов

1

10.  «Лоскутный город» - 2 часа

23

Аппликация из ткани «Почтальон»

1

24

«Декупаж». Шкатулка.

1

11.«Башня принцессы Иголочки» - 2 часа

25

«Кот». Изонить

1

26

«В подводном мире» Изонить

1

12. «Дворец бисера» - 4 часа

27-28

Низание дугами. Фиалки.

2

29-30

Параллельное плетение. Лилии.

2

13. «Замок вязания» - 3 часа

31-32

Воздушные петли. Столбики с накидом

2

33

Воздушные петли. Столбики с накидом.

1

14.   Итоговое занятие – 1 час

34

Оформление выставки

1

15. Всего -  34 часа

Содержание программы.

Вводное занятие

Задачи кружка. Природа в жизни человека. Охрана природы. Порядок сбора материала. Отражение красоты природы в искусстве. Декоративно-прикладное искусство, его возникновение, развитие. Использование природных материалов, бумаги, ткани, бисера и т.д. Применение линии симметрии, ритма, цветовой гармонии в составлении узоров, аппликаций, композиций.

Работа из природного материала

Материалы для выполнения работы. Работа с засушенными растениями. Изучение форм, цвета листьев, их сбор, порядок засушивания.

Работы из камыша, мха, коры, веток и др.  Использование природного материала: крылаток, бересты, камыша, семян в декоративных работах.

Аппликация из бумаги, поделки из бумаги и картона. Элементы дизайна

Материалы для выполнения  аппликаций. Инструменты. Порядок выполнения аппликаций. Знакомство с основами цветоведения. Правила сгибания и складывания. Правила пользования ножницами , клеем. Основы бумагопластики ( « пушистый шарик», « бумажный комочек», « травка»

Работа с нитками

Виды ниток. Беседа о народной игрушке.  Изготовление куклы из ниток, аппликаций из резаных ниток. Приём изготовления коконов из клея и ниток. Сувениры – птицы из коконов. Плоскостная композиция из ниток на картоне. Изонить. Плетение узлами ( макраме). Изготовление кашпо.

Работа с пластилином, с солёным тестом

Знакомство с материалами. Подготовка солёного теста. Основные приёмы лепки: скатыванием, раскатыванием, расплющиванием, вытягиванием, присоединением. Беседа о народной глиняной игрушке. Лепка игрушек. Выполнение  рельефной композиции. Выполнение аппликации из пластилина, теста.

Работа с бросовым материалом

Что можно сделать из ненужных вещей? Знакомство с материалами и их свойствами. Аппликации из карандашных стружек. Изготовление игрушек из  использованных флаконов , упаковок, пуговиц, фантиков, ложек.

Работа с пухом, перьями, яичной скорлупой.

Знакомство с основными приёмами работы с пухом, перьями, ватой. Аппликация. Объёмная игрушка из яичной скорлупы. Домик.

Работа с тканью

Беседа о лоскутной пластике. Виды тканей. Клеевая аппликация из лоскутков. Декупаж.

Понятия « шов и стежок». Отработка швов. Правила набивки мягких игрушек. Виды вышивки. Основы вышивания. Вышитая салфетка, открытка. Правила безопасности.

Бисероплетение

Правила безопасности при работе с бисером. Виды бисера. Инструменты и материалы. Параллельное плетение. Плетение дугами. Изготовление панно из бисера. Браслеты. Объёмные композиции.

Вязание крючком

Из истории вязания крючком. Инструменты и материалы. Правила безопасности труда при вязании. Приёмы вязания крючком. Изготовление прихватки.

Подведение итогов годовой работы

Анализ выполненных работ. Оформление выставки.

Обеспечение программы

Материалы:

- бумага цветная , бархатная, писчая, альбомная, гофрированная, открытки, фантики, картон цветной;

-нитки: катушечные, мулине, ирис, тесьма, цветные ленты, шерстяная пряжа.

- проволока;

- ткани, различные по цвету, фактуре, видам;

- бисер

- природный материал, « бросовый материал  ( пробки, бутылки пластиковые, коробки и  т.  д . )

- солёное тесто, пластилин;

- клей ПВА, момент;

- ракушки

Инструменты, приспособления: карандаши, фломастеры, линейки, иголки, крючки, спицы,  пяльцы, рамки, ножницы, шило, утюг.

 Литература

1.Долженко Г.И. «100 поделок из бумаги». Ярославль: Акакдемия,2000 г.

2.Ляукина М.В. «Бисер». М.: АСТ, Пресс, 1998 г.

3.«Мастерилка. Игрушки из природного материала - Карапуз»., 1997 г.

4.«Лепим из пластилина». Смоленск 2000 г.

5.«Цветочные фантазии из бисера». Москва. Мой мир – 2007 г.

6.«Весёлые поделки из природных материалов». Сабина Лоф. – Москва – 2005 г.

7.М.Антипова. Солёное тесто. Необычные поделки и украшения. ИД «Владис» - 2009 г.

8.«Хелен Уолтер, Популярный квилинг», издательство «Ниола-Пресс», 2008 г.

9.Журналы: «Я - дизайнер»

                    «Рукоделие»

10.Нагибина М.И. «Чудеса из ткани своими руками». Академия – 1998г.

11.Цамуталина Е.Е. «100 поделок из ненужных материалов», Ярославль, 1998 г.



Предварительный просмотр:

                                   

                       

        

                

        

                                                                             Программа

внеурочной деятельности

«Волшебный сундучок»

1  класс

Составила: Соловьева Е.С.

                                           

                                               2012-2013 уч.год.

Содержание

 

1. Пояснительная записка………………………………………………………………………       3

2. Тематическое планирование………………………………………………………………..        6

3. Содержание программы…………………………………………………………………….        8

4. Литература…………………………………………………………………………………..         10

Пояснительная записка

Первый год обучения направлен на удовлетворение интересов детей в приобретении базовых знаний и умений о простейших приемах и техниках работы с материалами и инструментами (пластилин, бумага и картон, бисер и проволока и т.д.), знакомство с историей данных видов декоративно – прикладного искусства,  изготовление простейших  декоративно – художественных изделий, учатся организации своего рабочего места.

Актуальность

Декоративное творчество готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной  деятельности.

Оно способствует изменению отношения  ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов».

Программа способствует:

-развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;

-помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;

-формированию  понятия о роли и месте декоративно – прикладного искусства в жизни;

-освоению современных видов декоративно – прикладного искусства;

-обучению практическим навыкам художественно – творческой деятельности, пониманию связи художественно – образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;

-созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы;

-знакомству с историей пластилина,  бумагопластики,  и изготовления кукол, народными традициями в данных областях.

Цель:

 Развитие творческих способностей обучающихся  через организацию декоративно-прикладного творчества. 

Задачи:

     

- прививать интерес школьников к народному творчеству;

-развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;

-воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.

-помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.

Принципы построения программы:

Методологической основой организации занятий по программе служит системно-деятельностный подход.

Программа строится на основе знаний возрастных, психолого – педагогических, физических особенностей детей младшего школьного возраста.

Основной формой работы являются учебные занятия. На занятиях  предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.

Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий). Изложение учебного материала имеет эмоционально – логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания.

Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.

Общие положения

Программа кружка « Весёлый сундучок» рассчитана на год обучения.

Реализация программы происходит с нагрузкой   в 33 часа, 1 раз в неделю, с учётом контингента детей. Это обосновано тем,  возрастные и психофизические особенности детей, базисные знания, умения и навыки, соответствующие данному виду творчества, формируются к указанному возрасту, а в особенности организации   учебно- воспитательного процесса обеспечивают успешное усвоение программы в группе детей  в возрасте 7 лет

Ожидаемые результаты

В конце первого года обучения ученик получит социальные знания (первый уровень):

- приобретение школьниками знаний о понятиях «творчество», «народное творчество», о сохранении традиций в изготовлении различных поделок из природного материала, о правилах конструктивной совместной работы в коллективе, об основах применения различных природных и иных материалов в творческой деятельности, о социально-приемлемых способах организации своего досуга.

У  учащихся будут сформированы:

- учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с картиной  современного мира;

-  навык самостоятельной работы  и работы в группе при выполнении практических творческих работ;

-  ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;

- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.

-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;

- формировать собственное мнение и позицию;

Изготовление кукол.

«Кукла - закрутка»

Пластилинография.

«Душа России»

Тематическое планирование

Тематический блок, вид занятий

Кол-во

часов

Дата проведения

1.  Работа с природным  материалом - 6 часов

1-2

Экскурсия. Сбор природного материала

ТБ. Панно «Осень – красавица».

2

3-4

Игрушки из природного материала. Олень.

Изготовление игрушек по замыслу детей

2

5-6

Изготовление поделок из природного материала. Птицы (сова, цапля)

2

2.Лепка – 10 часов

7-8

Учимся лепить из пластилина. Композиция «Жирафы»

Учимся лепить из пластилина. Композиция «На лесной поляне»

2

9-10

Рисуем пластилином «Цветы к маминому празднику»

2

11-12

Лепим человека (пластилин)

Лепим человека. Коллективная работа «На горке»

2

13-14

Лепим Деда Мороза.

Лепим Снегурочку.

2

15-16

Раскрашиваем Деда Мороза

Раскрашиваем Снегурочку.

2

3.Работа с бумагой – 9 часов

17-18

Работа с бумагой. Лягушка.

Работа с бумагой. «Птицы»

2

19

Цветные закладки  для книг

1

20-21

Клеим сказочный домик.

2

22-23

Волчок - оптический прибор

2

24-25

Декоративное панно «Корзина с цветами»

2

4.Учись мастерить - 4 часа

26-27

Динамическая игрушка из картона «Клоун»

2

28-29

Игрушки из пластиковых капсул.

2

5.Работа с иголкой и не только- 4 часа

30-31

Знакомимся с техникой макраме

2

32

Знакомимся с техникой макраме

1

33

Итоги года

Выставка работ учащихся за год работы

1

Всего - 33 часа

Содержание программы

1. Работа с природными материалами.

Дары леса. Заготовка природного материала. Сбор листьев и семян, цветов, лепестков цветочно-декоративных растений. Сушка собранного материала. Упражнения на развитие восприятия, воображения, моторики мелких мышц кистей рук.

Знакомство с произведениями народных художественных промыслов, современного декоративного искусства. Техника безопасности при работе с природным материалом. Экскурсия в лес. Сбор различных природных материалов. Правила просушивания и хранения природных материалов, необходимых для различных поделок.

   

     2. Лепка. 

Учимся лепить из пластилина. Объемные изделия из пластилина. Композиция «Жирафы» Рисуем пластилином «Пластилиновая живопись» Лепим человека.

3. Работа с бумагой.

Порядок создания занимательных игрушек из бумаги. Проведение конкурсов.

4. Учись мастерить.

Волчок - оптический прибор. Динамическая игрушка из картона. Игрушки из пластиковых капсул.

5. Работа с иголкой и не только. 

Понятие о мягкой игрушке. Народные традиции в изготовлении игрушек. Знакомство с различными образцами мягкой игрушки. Порядок проектирования мягкой игрушки. Подбор материала для изготовления мягкой игрушки. Технология кройки заготовки различных деталей мягкой игрушки.

   

 6. Отчётная выставка работ школьников.

Подведение итогов. Анализ выполненных работ. Подготовка и оформление итоговой выставки работ школьников.

 Обеспечение программы

 Материалы:

- бумага цветная, бархатная, писчая, альбомная, гофрированная, открытки, фантики, картон цветной;

-нитки: катушечные, мулине, ирис, тесьма, цветные ленты, шерстяная пряжа.

- проволока;

- пластилин;

- природный материал, « бросовый материал  ( пробки, бутылки пластиковые, коробки и  т.  д . )

- клей ПВА, клей карандаш, момент;

Инструменты, приспособления: карандаши, фломастеры, линейки, иголки,  ножницы,

Список литературы

1. Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов р/Д: Феникс, 2006. – 347 с.: ил. – (Высшее образование).

2. Блонский, П.П. Психология младшего школьника. / П. П. Блонский.,  Воронеж: НПО «Модек», 1997.

3. Григорьев, Е. И. «Современные технологии социально  -  культурной деятельности» / Е. И. Григорьев, Тамбов, 2004

4. Ерошенков, И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условиях / И. Н. Ерошенков - М.: НГИК, 1994.-32с.

5. Куприянов, Е. А. Салина, Н. Г. Крылова, О. В. Миновская; Под ред. А. В. Мудрика. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 240с.

6. Молотобарова, О. С. Кружок изготовления игрушек – сувениров: Пособие для руководителей кружков общеобразоват. шк. и внешк. учереждений. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1990. – 176 с.: ил.

7. Перевертень, Г. И. Самоделки из разных материалов: Кн. для учителя нач. классов по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1985. – 112с.

8. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н. К. Беспятова. – М.: Айрис – пресс, 2003. – 176с. – (Методика).

     9. Сборник авторских программ дополнительного обр. детей / Сост. А. Г. Лазарева. – М.: Илекса; Народное образование;  

         Ставрополь: Сервисшкола, 2002. – 312с.

 

     10. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей: Учеб. пособие для студ. пед. вузов /Б. В.      Куприянов, Е. А. Салина, Н. Г. Крылова, О. В. Миновская; Под ред. А. В. Мудрика. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 240с.

        Приложение

Терминологический словарь к программе «Волшебный сундучок»

  1. Авторская кукла – особое направление современного прикладного творчества, чаще всего выполняется в единственном экземпляре.
  2. Барельеф – вид рельефа, в котором фигуры слегка возвышаются над фоном.
  3. Бисер (бусины) — маленькие декоративные объекты с отверстием для нанизывания на нитку, леску или проволоку.
  4. Бисероплетение — вид декоративно-прикладного искусства , рукоделия - создание украшений, художественных изделий из бисера , к которой , в отличие от других техник где он применяется ( ткачество с бисером , вязание с бисером , плетение из проволоки с бисером - так называемых бисерных плетений , бисерной мозаики и вышивки бисером ) бисер является не только декоративным элементом , но и конструктивно-технологическим
  5. Горельеф – вид рельефа, в котором фигуры выступают более чем на половину своего объема.
  6. Декоративность – общая художественная выразительность. Красота изделия в целом.
  7. Задача – то, что требует исполнения,  разрешения. Это работа или часть ее, выполненная определенным способом в определенный период.
  8. Инструкция — содержащий правила, указания или руководства, устанавливающих порядок и способ выполнения или осуществления чего-либо.
  9. Интерьер – художественно оформленное убранство помещения.
  10. Кукла — предмет в виде человека или животного, сделанный из фарфора, пластика, бумаги, дерева и других материалов. Слово «кукла» используется не только в прямом, но и в переносном смысле.
  11. Куклы-актёры — самостоятельный вид средств для изображения или обозначения внешности активно или пассивно действующих персонажей в спектаклях, эстрадных миниатюрах, фильмах, телепрограммах и в других аналогичных произведениях искусства.
  12. Кокошник – от слова «кокош» - курица. Убор замужних женщин, молодух. Носили до рождения первого ребенка.
  13. Композиция – строение, соотношение и взаимное расположение частей.
  14. Моза́ика (фр. mosaïque, итал. mosaico от лат. (opus) musivum — (произведение) посвящённое музам) — декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило — на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.
  15. Народная игрушка – неотъемлемый элемент каждой этнической культуры, специальный предмет, использующийся в детских играх.
  16. Обряд – совокупность действий (установленных обычаем или ритуалом), в которых воплощаются традиции.
  17. Обрядовые куклы – служили изображением духов и божеств, выполняли функции талисманов и оберегов, выступали в роле символа в ритуальных играх и представлениях, а также были средством передачи детям религиозных верований и приобщения их к традиционной культуре народа.
  18. Пластилинография — новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Основной материал — пластилин.
  19. Рельеф – один из видов скульптуры, в переводе с французского означает «выпуклое изображение на плоскости».
  20. Силуэт — ограниченное контуром отображение чего-либо.
  21. Символ – то, что служит условным знаком какого – либо понятия, явления, идеи.
  22. Сувенир (фр. souvenir - воспоминание, память) — предмет, предназначенный напоминать о чём-то.
  23. Сувенирная кукла - относится к куклам-игрушкам, перешедшим в пассивную категорию интерьерных кукол, предназначенных для украшения.
  24. Технология – совокупность приемов, применяемых в каком – либо деле, мастерстве, искусстве.
  25. Традиция — набор представлений, обычаев, привычек и навыков практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений.
  26. Тряпичная кукла – детская кукла – игрушка, выполненная из ткани. Одна из самых распространенных в мире.
  27. Эскиз (фр. esquisse) — предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения, сооружения, механизма или отдельной его части. Эскиз — быстро выполненный свободный рисунок, не предполагаемый как готовая работа, часто состоит из множества перекрывающих линий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по внеурочной деятельности "Волшебный карандаш" 1 класс

Пояснительная записка к программе по внеурочной деятельности "Волшебный карандаш" (1-4 класс) Тематическое планирование внеурочного курса "Волшебный карандаш" (для 1 класса)...

программа по внеурочной деятельности "Волшебный мир бумаги"

Рабочая программа кружка «Волшебный мир бумаги» составлена на основе авторской программы Т.Н. Просняковой «Художественное...

Семинарское занятие в кружке внеурочной деятельности "Волшебный карандаш" - "Зимние зарисовки"

Тема: «Зимние зарисовки»Цели:-  развитие воображения и фантазии, а также художественного вкуса ребят;-  расширение методов познания окружающей их действительности;-  формирование культу...

ПРОГРАММА Курса ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ»

Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников 1 класса и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе. Программа «...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный карандаш" ".

Рабочая программа разработана для учащихся 1 класса. Данная программа дает вожможность  увидеть и раскрыть талантливых детей в области рисования. На занятиях применяются нетрадиционные методики, ...

Рабочая програма внеурочной деятельности "Волшебный мир оригами"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебный мир оригами" для учащихся начальных классов (2 класс)...