Программавнеурочной деятельности "Умелые ручки", Программа "Школа - наш общий дом"
рабочая программа (4 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Умелые ручки» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 вариант), учебного плана и календарного учебного плана Областного государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Шегарская школа-интернат» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 45.81 КБ | |
| 50.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение
«Шегарская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
УТВЕРЖДЕНО
Приказ № 136/О от 02.09.2024
Работа по внеурочной деятельности «Умелые ручки»
2024-2025 учебный год
Воспитатель: Светлана Викторовна Музалевская
Рассмотрено на педагогическом совете
Протокол № 1 от 26.08.2024
Победа, 2024
Пояснительная записка.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Умелые ручки» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 вариант), учебного плана и календарного учебного плана Областного государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Шегарская школа-интернат» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Творческое развитие младших школьников представляет собой развитие и воспитание творческого потенциала. В условиях современного образования с появление федеральных образовательных стандартов, направленных на воспитание личности и развитие творческих способностей обучающихся. Современные методики ориентированные на самоценную личность, умеющую жить в гармонии с собой и окружающем миром, способную к творческому саморазвитию и самосовершенствованию.
Младший школьный возраст богат эмоциональными переживаниями, развитием воображения и логическим мышлением, к стремлению самостоятельности, появлению устойчивого интереса к творческим занятиям.
Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет собой внеурочная деятельность «Умелые ручки» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Дети с ограниченными возможностями здоровья, имеют свои психологические особенности. Наиболее значимыми мотивами для них являются:
- «потребности во внешних впечатлениях», которые реализуются при участии взрослого, его поддержке и одобрении, что способствует созданию климата эмоционального благополучия;
- познавательная потребность, выражающаяся в желании приобретать новые знания;
- потребность в общении, принимающая форму желания выполнять важную общественно значимую деятельность, имеющую значение не только для него самого, но и для окружающих взрослых.
У детей с ограниченными возможностями здоровья существуют следующие специфические особенности:
-неустойчивое внимание;
-фрагментарное, поверхностное восприятие, малый объем памяти;
- пониженная работоспособность;
-общее недоразвитие речи;
- нарушение эмоционально-волевой сферы.
Работа в кружке «Умелые ручки»- средство развития творчества, художественного вкуса, умственных способностей, образного мышления, речи и коммуникативной компетентности детей. Поэтому, при составлении тематического плана были предусмотрены возможности и потребности в коррекционной работе каждого учащегося.
Актуальность и практическая значимость программы. Данная программа позволяет создать условия для самореализации личности ребёнка, выявить и развить творческие способности. Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и времени, планированию работы, правильному обращению с инструментами, соблюдению правил безопасной работы.
Внеурочная деятельность занимает важное место в работе с ребенком с умственной отсталостью, программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка младшего школьного возраста с ОВЗ, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития детей и представляет собой реальную возможность расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир.
Работа в кружке поможет развить, прежде всего, творческие интересы и способности младших школьников. У таких детей повышается любознательность, появляется стремление к познанию нового и усвоению новой информации и новых способов действия, развивается ассоциативное мышление; настойчивость, целеустремленность. Работа в кружке воспитывает трудолюбие, что способствует формированию волевых черт характера. Вместе с формированием умений и навыков у ребенка воспитывается эмоциональное отношение к миру, формируются восприятия, воображение, память, зрительно-двигательная координация. Многообразие используемых видов деятельности материалов и техник позволяет включать в этот вид деятельности всех детей без исключения. Разнообразие используемых техник делает работы детей выразительнее, богаче по содержанию, доставляет им много положительных эмоций.
Программа по внеурочной деятельности рассчитана на 1 год, и включает следующие разделы:
- «Лепка из солёного теста и пластилина»
- «Фетр»
- «Вязание»
- «Синельная проволока»
- «Работа с фоамираном»
- «Джут»
- «Бисероплетение»
- «Тафтинг»
Занятия по данной программе решают не только задачи художественного и творческого воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. Очень важно обращать внимание на формирование у обучающихся потребностей в приобретении навыков самообслуживания и взаимопомощи. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, гибкости мышления, поддерживать и стимулировать его творческие устремления, развивать самостоятельность. Ребенок обучается уважительному отношению к своим работам, оформляя их в рамы, участвуя в выставках, творческих показах.
Ему важно видеть и знать, что результаты его творческой деятельности полезны и нужны другим людям. Это делает жизнь ребенка интереснее и ярче, способствует его самореализации, формирует чувство собственного достоинства. Сформированные на занятиях изобразительной деятельности умения и навыки необходимо применять в последующей трудовой деятельности, например, при изготовлении изделий в технике батик, календарей, блокнотов и др.
Особое внимание на занятиях обращается на обеспечение безопасности труда учащихся, соблюдение санитарно– гигиенических и эстетических требований к условиям труда.
При переходе на обучение с новыми методами и материалами в рабочую программу «Умелые ручки» вносится корректировка с учетом технических средств обучения (персональный компьютер ученика, выход в интернет, электронная почта, мессенджер – WhatsApp, платформа Zoom) для определения способов офлайн и онлайн взаимодействия.
Разрабатываются задания, обеспечивающие осознанное восприятие учебного материала. Составляются файлы-задания, разрабатывается дидактический материал. Для осуществления контроля качества полученных результатов участие в конкурсах разного уровня.
Практическая значимость. Творчество - это первый продуктивный вид деятельности, с помощью которого ребенок передает свои впечатления от окружающего его мира, выражает на бумаге, в глине и других материалах свое отношение ко всему происходящему. Благодаря своей доступности, наглядности и конкретности выражения оно приближается к игре. Занятия творческой продуктивной деятельностью являются важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию умственно отсталых школьников.
Роль и место дисциплины в образовательном процессе
Внеурочная деятельность «Умелые ручки» является важнейшей составляющей частью коррекционно-развивающего направления воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами рисования и продуктивной деятельности, обеспечивающая различные интересы обучающихся.
Срок реализации программы – 1 учебный год.
Программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) рассчитана на 34 часа в год и составляет 1 час в неделю.
Цель: воспитывать интерес и любовь к ручному творчеству, вовлекать детей в активную творческую деятельность, сформировать навыки и умения работы с материалами различного происхождения; обучить изготавливать поделки из различных материалов.
Задачи:
- научить детей основным техникам изготовления поделок;
- развитие интереса к творческой деятельности, формирование умений пользоваться инструментами, обучение доступным приемам работы с различными материалами, развитие художественно творческих способностей, (1 вариант).
- развить у детей внимание к их творческим способностям и закрепить его в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности;
- воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающим, самостоятельность и аккуратность;
- привить интерес к народному искусству;
- обучить детей специфике технологии изготовления поделок с учетом возможностей материалов;
- организовать участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества.
Активная работа внеурочной деятельности способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия учащихся, расширению их политехнического кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное. Занимаясь на занятиях, ребята смогут углубить знания и умения по интересующему их делу и применить в общественно полезном труде в школе и дома.
Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление поделок, отчет о проделанной работе. Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (1 вариант) внеурочной деятельности «Умелые ручки» входит в образовательную область «Искусство» и является обязательной частью учебного плана.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Умелые ручки» в каждом классе в соответствии с учебным планом рассчитана на 34 часа (ов) в год, 1 час (ов) в неделю (34 учебных недели).
4 класс | |
По учебному плану в неделю | |
1 четверть | 8 |
2 четверть | 8 |
3 четверть | 10 |
4 четверть | 8 |
Год | 34 |
Планируемые результаты освоения программы:
Освоение обучающимися программы по внеурочной деятельности «Умелые ручки» обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных:
К личностным результатам освоения учебного материала относятся:
∙ интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
∙ познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
∙ адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности. Обучающийся получит возможность для формирования:
∙ внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
∙ выраженной познавательной мотивации;
∙ устойчивого интереса к новым способам познания )
Личностные результаты включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающихся, социально значимые ценностные установки.
Предметные результаты:
- называть и описывать традиционные народные промыслы и ремесла своего края или России;
-выявлять особенности рукотворных предметов с точки зрения их соответствия окружающей обстановке;
-использовать отдельные правила создания предметов рукотворного мира в практической деятельности;
-организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы;
- отбирать необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида и сложности работы;
- соблюдать правила безопасности при работе с колющими и режущими инструментами;
- соблюдать гигиенические нормы пользования инструментами.
Готовность применения результатов определяет два уровня: минимальный и достаточный.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов | ||
Теория | Практика | всего | ||
1. | Лепка из соленого теста и пластилина | 1 | 2 | 3 |
2. | Работа с фетром | 1 | 2 | 3 |
3. | Вязание | 1 | 4 | 5 |
4. | Работа с синельной проволокой | 1 | 3 | 4 |
5. | Работа с фоамираном | 1 | 4 | 5 |
6. | Работа с джутом | 1 | 3 | 4 |
7. | Бисероплетение | 1 | 4 | 5 |
8. | Работа в технике «тафтинг» | 1 | 4 | 5 |
Итого | 8 | 26 | 34 | |
Содержание учебного предмета.
Рабочая программа включает следующие разделы:
Раздел 1. «Лепка из соленого теста и пластилина»
Раздел 2. «Фетр»
Раздел 3. «Вязание»
Раздел 4. Синельная проволока
Раздел 5. «Работа с фоамираном»
Раздел 6. «Работа с джутом»
Раздел 7. «Бисероплетение»
Раздел 8 «Тафтинг»
Раздел 1. «Лепка из соленого теста и пластилина»
Различение пластичных материалов: пластилин, тесто, глина; инструментов и приспособлений для работы с пластичными материалами: стека, нож, скалка, валик, форма, подложка, штамп; разминание пластилина (теста, глины). Раскатывание теста (глины) скалкой. Размазывание пластилина по шаблону (внутри контура). Катание колбаски на доске (в руках). Вырезание заданной формы по шаблону стекой (ножом, шилом). Лепка предмета из одной (нескольких) частей. Выполнение тиснения (пальцем, штампом, тканью). Нанесение декоративного материала на изделие. Дополнение изделия мелкими деталями. Нанесение на изделие рисунка. Лепка изделия с нанесением растительного (геометрического) орнамента. Лепка нескольких предметов, объединенных сюжетом.
Раздел 2 «Фетр»
Правила ТБ. Знакомство с фетром и его свойствами; Основные техники работы с фетром Создание простых изделий из фетра Техника создания объемных фигур. История фетрового чуда. Выбор простейшего изделия для формирования навыка и умений фетрового шитья (аксессуар для телефона, пенал, игольница). Украшения из фетра (брошь, серьги, колье, заколки, ободки+молнии). Фетровые игрушки. Развивающие наборы для малышей. (создание комплекта игрушек из фетра для развития малышей). Изготовление аксессуаров из фетра (сумки, кошельки). Разработка технологической карты (ТК). Разработка выкроек по данным. Практическая работа.
Раздел 3 «Вязание»
Вводное занятие, техника безопасности. Значение и актуальность ручного вязания. Демонстрация изделий. Виды пряжи. Ознакомление с видами ниток, пряжи. Упражнения в вязании воздушных петель. Положение рук и нити при вязании крючком. Вязание воздушных петель. Упражнения в вязании столбиков. Вязание полустолбиков, столбиков, столбиков с накидом. Открытка из вязаных цепочек. Упражнения в вязании по кругу. Упражнения в вязании квадрата. Вязание игрушек: Черепаха, лягушка - путешественница, букет цветов, смешарики, поросенок Пяточек, дед, бабка, внучка к сказке «Репка», Ласа, волк к сказке «Лиса и волк», медведь к сказке «Маша и медведь».
Раздел 4. «Синельная проволока»
Знакомство с разнообразными видами проволоки. Инструктаж по охране труда при работе с материалом. Материалы и инструменты используемые для работы в технике. Изготовление изделий (цветы, рыбка, черепашка, веточка вербы, пасхальное яйцо и т. д.). Выставка готовых изделий.
Раздел 5 «Работа с фоамираном»
Вводное занятие. Инструктаж по Т/Б.. История фоамирана. Знакомство с материалами и инструментами. Свойства и качества фоамирана. Знакомство с историей возникновения фоамирна. Использование этого вида искусства в жизни человека. Знакомство с материалами и инструментами: фоамиран тонированный, фактурный, картон цветной. Основные их свойства и качества. Знакомство с различными дополнительными приспособлениями: зубочистки, ножницы, пинцет, скрепки канцелярские, проволока, карандаш простой, клей ПВА, калька для зарисовки схем. Практическая работа: Выполнение простых элементов из фоамирана. «Цветок» Изготовление отдельных элементов поделки (тычинки, ствол цветка и т.д). Практическая работа: Подбор цветовой гаммы фоамирана. Работа с шаблонами, перенос шаблонов на лист фоамирана при помощи зубочистки. Вырезание деталей. Тонирование деталей постелью. Сборка и крепѐж деталей. Оформление изделия. День матери. Изготовление фоторамки. Теория: Из истории возникновения праздника «День матери». Практика: Изготовление фоторамки. Новый год «Символ года». День влюблѐнных «Гном с сердечком» День защитника отечества поделки «23 февраля». Международный женский день поделки «8 Марта». День космонавтики поделки ко дню космонавтики. «Весенний букет цветов». Игрушки из фоамирана.
Раздел 6 «Работа с джутом»
Знакомство с детьми. Презентация «Филигрань: рождение промысла и его место в культуре». Виды филиграни, применение на занятиях декоративно - прикладного творчества. Знакомство с программой. Показ образцов изделий в технике джутовая филигрань, рассматривание иллюстраций, фотографий, книг и журналов. План работы на учебный год. Материалы и инструменты. Правила техники безопасности. Организация рабочего места. Знакомство с материалами и инструментами. Изготовление изделий и их выставка.
Раздел 7 «Бисероплетение»
Беседа об истории возникновения и использования бисера и стекляруса в России. Знакомство с материалом. «Родословная стеклянной бусинки», показ образцов. Название и назначение материалов (бисер, стеклярус, нитки, проволока). Название и назначение ручных инструментов и приспособлений (иглы, ножницы). ПТБ при работе указанными инструментами. Изготовление изделий. Выставка готовых изделий.
Раздел 8 «Тафтинг»
Техника безопасности. Показ приемов выполнения простых техник дизайна. Работа с иллюстрациями; знакомство с современными инструментами и приспособлениями и техниками; техника безопасности; организация рабочего места; е схемы ковровой вышивки; техника перехода цветов и смешивания цветов; выбор сюжета изделия. Теория: знакомство со способами обработки изделий: стрижка, фигурная и объемная стрижка, обработка края. Материалы и инструменты: машинка для стрижки ковров, иглы для обшивки края, декоративные элементы.
Материально-техническое обеспечение.
Материально-техническое обеспечение по реализации программы учебного предмета включает в себя:
Печатные пособия:
- дидактический раздаточный материал;
- наглядные пособия и наглядно-дидактические материалы.
Информационно-коммуникационные средства обучения:
- информационные сайты, интернет-ресурсы, энциклопедии и др.;
- мультимедийные энциклопедии;
- видеофильмы.
Технические средства обучения:
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- экран;
- принтер;
- интерактивная доска.
Литература:
1. Примерная адаптированная основная образовательная программа, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 1).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью.
3. Ванник М.Э. Развиваем творческое воображение у детей. Наши дети. 2005. № 4. С.21-22.
4. Волынкин В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие
5. Интернет ресурсы:
Электронные образовательные ресурсы “Синельная проволока”
- Подольская Н. Поделки из синельной проволоки и помпонов для детей. Мастер класс пошагово своими руками, схемы // https://handsmake.ru/podelki izsinelnoyprovoloki.html
- Дополнительное образование Кружок "синельная проволока"
Электронные образовательные ресурсы “Бисероплетение”
1. Техника параллельного плетения бисером на проволоке
http://www.rukodelie.by/content/?id=2558
2. Петельная техника плетения бисером
http://ourworldgame.ru/petelnaya-texnika-pleteniya-biserom/
3. Игольчатая техника плетения бисером
http://rainbowbiser.ru/igolchataya-tehnika-pleteniya-iz-bisera
4. Инструменты и материалы для бисероплетения
http://blog.kp.ru/users/anatolna/post109764279
5. История бисера
http://rainbowbiser.ru/igolchataya-tehnika-pleteniya-iz-biserahttp://www.kalitva.ru/2007/06/08/istorija_bisera..html
6. Использование бисера в народном костюме
http://www.kalitva.ru/2007/06/08/ispolzovanie_bisera_v_narodnom_kostjume_v_rossii..html
7. Материалы и инструменты для работы с бисером
http://www.kalitva.ru/2007/06/08/materialy_i_instrumenty_dlja_raboty_s_biserom..html
8. Подготовка рабочего места для работы с бисером
http://www.kalitva.ru/2007/06/08/podgotovka_rabochego_mesta_dlja_raboty_s_biserom..html
электронные ресурсы «Робота с фоамираном»
Предварительный просмотр:
Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Шегарская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья»
Программа внеурочной деятельности
«Школа - наш общий дом.»
Составитель:
Воспитатель: Музалевская Светлана Викторовна,
1 квалификационная категория
Победа, 2023
Пояснительная записка
Данная программа разработана для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями), (далее программа) разработана с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся Областного государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Шегарская школа-интернат для обучающихся, с ограниченными возможностями здоровья».
Программа внеурочной деятельности «Школа - наш общий дом» направлена на возрождение шефского движения, на повышение интереса обучающихся к нахождению в школе и совместному творчеству. Важной составляющей воспитательного процесса является шефская работа в школе. Она направлена на духовно-нравственное развитие каждого ребенка и формирование гражданского сознания. Шефство над младшими школьниками позволяет укрепить институт наставничества и формировать дружескую среду во всем школьном коллективе.
Шефство, или как сейчас модно называть – тьютерство, является одной из форм межличностного и межгруппового взаимодействия учащихся разных возрастов. В настоящее время много внимания уделяется формированию социальной направленности личности, развитию творческой индивидуальности, теории коллективизма. Все это невозможно без единства педагогического руководства, самоуправления и саморегуляции. В основе сплочения детского коллектива может лежать не только труд, общение, познание, игра, но и такой вид деятельности, как содружество разновозрастных групп детей.
Стремление малышей к общению со старшими основано на желании получить поддержку, защиту, подтверждении самооценки. Малышам более доступно копирование деятельности и поведения старших, нежели взрослого человека.
Старшие дети искренне радуются успехам малышей, они небезразличны к малышам, быстро находят с ними контакт, стремятся во всем помогать им. Психологи утверждают, что старшим это дает чувство ответственности, а младшим образец подражания. Работа над проектом включает в себя создание индивидуального и группового единства старших детей над младшими, а именно, единства между старшими и младшими классами.
Программа по внеурочной деятельности включает четыре раздела: «Лепка», «Рисование», «Аппликация». Во время занятий изобразительной деятельностью необходимо вызывать у ребенка положительную эмоциональную реакцию, поддерживать и стимулировать его творческие устремления, развивать самостоятельность. деятельности для подростков направлена на развитие коммуникативных, организаторских способностей, лидерских качеств. Обучающимся предоставляется возможность самореализоваться в различных видах деятельности: игровой, трудовой, общественно-полезной, социально-значимой, художественно-эстетической, в общении, что способствует развитию личностного роста обучающегося. Программа способствует формированию вожатской работы в школе-интернате круглосуточного пребывания.
Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. В современном обществе детям с ограниченными возможностями здоровья очень сложно себя реализовать. Поэтому современное общество требует от педагогов школы – интерната совершенно иного подхода к организации воспитательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Главным ориентиром в новой социально-экономической ситуации стали интересы ребёнка, создание наиболее адекватных педагогических условий для детей с ограниченными возможностями здоровья. Ребёнку с особенностями в развитии необходима целенаправленная помощь в построении эффективных поведенческих стратегий. Правильно организованная среда в школе-интернате способствует накоплению у ребёнка конструктивного опыта коммуникативного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Важной составляющей воспитательного процесса является шефская работа в школе. Она направлена на духовно-нравственное развитие каждого ребенка и формирование гражданского сознания. Шефство над младшими школьниками позволяет укрепить институт наставничества и формировать дружескую среду во всем школьном коллективе. вожатское движение или как сейчас модно называть – тьютерство является одной из форм межличностного и межгруппового взаимодействия обучающихся среднего и младшего возраста.
Цель: оказание помощи ученикам младшего возраста в развитии личностного потенциала, мотивация обучающихся на внеклассную работу, реализация творческих способностей детей.
Задачи:
образовательные:
- способствовать расширению кругозора и словарного запаса детей за счет специальной лексики, совершенствование фразовой речи.
- формировать чувства ответственности;
-создавать организацию внеурочного взаимодействия обучающихся средней и младшей школы;
- стимулировать и создавать ситуации успеха;
- организовывать проведение свободного времени;
- создавать атмосферу толерантности в детском коллективе.
-способствовать приобретению обучающимися знаний, умений и навыков совместного управления, демократического стиля взаимоотношений.
воспитательные:
-воспитывать чувства гражданственности и патриотизма;
- вовлекать детей в процесс активной деятельности;
коррекционно-развивающие:
развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие возможности, потребность в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности;
-развивать духовно-нравственные качества школьников;
-корректировать у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) таких личностных нравственных качеств, как добросовестность, ответственность, инициативность, дисциплинированность и уважение к труду.
Условия реализации программы.
Данная программа предназначена для детей и подростков от 10 до 16 лет и рассчитана на 1 год обучения. Форма обучения – очная. Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 академическом у час у (продолжительностью – 40 минут и 10 минут – перерыв).
Форма занятий: в основе обучения лежит индивидуально-групповая и массовая формы работы, которые позволяют дифференцированно и с учетом возрастных, психологических особенностей подойти к каждому ребенку.
Планируемые результаты.
Образовательные
- Обретение школьниками опыта социально активной жизни.
- Развитие творческих способностей и самореализация учащихся.
- Разнообразие видов деятельности младших школьников.
- Для младших школьников – приобретения новых друзей, нового жизненного опыта, дополнительное внимание и ощущение нужности, проявление интереса к их жизни. Подобное общение обогащает, дает ребенку положительный образ взрослого человека, который способен дарить заботу, решать бытовые вопросы, прийти на помощь в трудный момент.
- Для старших школьников – чувство сопричастности к проблемам младших детей, новые чувства и опыт во время общения с ребенком, возможность оказания реальной помощи.
Личностные результаты:
- формирование ответственного отношения к готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
- развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки;
мотивация детей к познанию, творчеству, труду;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе разных видов деятельности.
Метапредметные результаты:
- формирование умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
- формирование умения самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха творческой деятельности;
- овладение различными способами поиска информации в соответствии с поставленными задачами;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
Методы диагностики овладения программой.
Наблюдение.
Педагогический анализ:
- выполнения творческих работ;
- участие в мероприятиях;
- активность на занятиях.
Формы подведения итогов реализации внеурочной деятельности программы.
Форма организации работы по программе в основном - коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Теоретические занятия (внеурочные, внешкольные):
• беседы;
• классный час;
• просмотр и обсуждение видеоматериала;
• экскурсии (внеурочная, внешкольная);
Практические занятия (внеурочная, внешкольная):
• творческие конкурсы;
• выставки декоративно-прикладного искусства;
• коллективные творческие дела;
• соревнования;
• праздники;
• викторины;
• интеллектуально-познавательные игры;
•трудовые дела;
• тренинги;
• наблюдение учащихся за событиями в стране;
• обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;
• заочные путешествия;
• акции благотворительности, милосердия.
Учебно-тематический план.
№ | Название разделов, тем | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Вводное «Каким должен быть вожатый». | 1 | ||
2 | Полезные советы, необходимые для работы вожатого | 1 | ||
Раздел 1. Спортивно-оздоровительная деятельность | 2 | 4 | 6 | |
3 | Подвижные игры | 1 | 1 | |
4 | «Хорошо зимой на лыжах». Лыжная прогулка. | 1 | 1 | |
5 | «Веселые старты» | 1 | 1 | |
6 | Игровая программа «Аты баты, шли солдаты» | 1 | 1 | |
7 | В гостях у доктора Воды | 1 | 1 | |
8 | Если хочешь быть здоров | 1 | 1 | |
Раздел 2. Интеллектуально-познавательная деятельность | 4 | 5 | 9 | |
9 | Беседа + практическое выполнение «Скоро Новый год» | 1 | 1 | |
10 | Беседа+ викторина «Спортсмены Томской области» | 1 | 1 | |
11 | Викторина «В гостях у сказки» | 1 | 1 | |
12 | Беседа «Мама самое дорогое» | 1 | 1 | |
13 | Беседа с элементами игры. «Умная машина – мозг человека» | 1 | 1 | 2 |
14 | Викторина «Страна занимательных уроков» | 1 | 1 | |
15 | Игра «Арифметические забавы» | 1 | 1 | |
16 | Игровая программа «Учимся играя» | 1 | 1 | |
Раздел 3 Трудовая, творческая деятельность | 1 | 7 | 8 | |
17 | Беседы и изготовление подарков к Новому году, 8 марта, 23 февраля, дням именинников. | 1 | 1 | 2 |
18 | Изготовление новогодних гирлянд, самодельных игрушек. | 1 | 1 | |
19 | Изготовление сувенира по выбору. | 1 | 1 | |
20 | Поделка кормушек «Птичьи столовые» | 1 | 1 | |
21 | конкурс рисунков «Портрет мамы» | 1 | 1 | |
22 | Посада овощных культур и оформление «Огород на окошке» | 1 | 1 | |
23 | Изготовление «Рамка для фото.» | 1 | 1 | |
Раздел 4 Духовно-нравственная деятельность | 4 | 3 | 7 | |
24 | Беседа «Чем живёт мой край?» | 1 | 1 | |
25 | Викторина «Растительный мир земного шара». | 1 | 1 | |
26 | Час общения «Расскажи про своего друга». | 1 | 1 | |
27 | Беседа «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна» | 1 | 1 | |
28 | Беседа «О зависти и скромности» | 1 | 1 | |
29 | Викторина «В мире мудрых мыслей» | 1 | 1 | |
30 | Викторина «О хороших и дурных привычках» | 1 | 1 | |
31 | Итого: | 15 | 19 | 30 |
Содержание программы.
Занятия по программе познакомят детей с понятием вожатского движения, миром декоративно-прикладного творчества, помогут освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.
Данная программа развивает интеллектуально-творческий потенциал учащихся, предоставляя каждому ребенку широкие возможности для реализации и самовыражения, познания и раскрытия собственных способностей, проявления инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Для решения задач программой предусмотрено четыре блока занятий: спортивно-оздоровительное, интеллектуально-познавательное, трудовая деятельность, духовно-нравственное.
Алгоритм организации занятий по каждой теме предполагает вводную часть, которая проходит в форме беседы, лекции, групповой дискуссии, создания и разрешения проблемных ситуаций. Практические занятия проходят в форме: выполнения групповых и самостоятельных творческих работ, анализа конкретных ситуаций, индивидуальных консультаций, поиска информации, выполнения, оформления творческих выставок.
Раздел 1. Введение.
Вводное занятие: личные и профессиональные качества вожатого. Образ вожатого. Этика вожатого. Личные и профессиональные качества помощника вожатого. Игры и упражнения на установление, доверительных межличностных контактов, уменьшение напряженности. Форма занятия: индивидуальная.
Раздел 2. Спортивно - оздоровительное.
Ознакомление учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья нации; формирование культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья; активное участие в спортивных мероприятиях и соревнованиях; занятия в спортивных секциях; встречи с выдающимися спортсменами; предметные вечера; туристические походы; дни здоровья; походы выходного дня; встречи с медработниками; беседы; радиолинейки, классные часы.
Раздел 3. Трудовая, творческая деятельность.
Важное направление работы коллектива сельской школы. Оно осуществляется в процессе организации трудовой практики на пришкольном учебно-опытном участке, цветнике, выращивают цветочную рассаду для озеленения села.
Организация трудовой занятости обучающихся нацелена на осознание ими общественной и личной значимости труда, развитие творческого практического мышления, трудовых умений и навыков, способности к самореализации в будущей профессиональной деятельности.
Раздел 4 Духовно- нравственное.
Помощь обучающимся осознать нравственные нормы и правила; сформировать нравственные отношения к окружающим людям; осознать ценности человеческой жизни; развивать желания действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях; развивать волевые качества ученика; воспитывать умения бороться и выживать в экстремальных ситуациях, желание самосовершенствоваться; формировать позитивное отношение к обычаям и традициям своей семьи, своего народа, умение слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы.
Формы организации образовательного процесса.
- Групповая
Ориентирует обучающихся на создание «творческих пар», которые выполняют более сложные работы. Групповая форма позволяет ощутить помощь со стороны друг друга, учитывает возможности каждого, ориентирована на скорость и качество работы.
Групповая форма организации деятельности в конечном итоге приводит к разделению труда в «творческой паре», имитируя пооперационную работу любой ремесленной мастерской. Здесь оттачиваются и совершенствуются уже конкретные профессиональные приемы, которые первоначально у обучающихся получались быстрее и (или) качественнее.
- Фронтальная
Предполагает подачу учебного материала всему коллективу обучающихся детей через беседу или лекцию. Фронтальная форма способна создать коллектив единомышленников, способных воспринимать информацию и работать творчески вместе.
- Индивидуальная
Предполагает самостоятельную работу учащихся, оказание помощи и консультации каждому из них со стороны педагога. Это позволяет, не уменьшая активности ребенка, содействовать выработке стремления и навыков самостоятельного творчества по принципу «не подражай, а твори».
Методы, используемые в реализации данной программы:
Словесные методы - создают у учащихся предварительное представление об изучаемом движении. Для этого учитель использует: объяснение, рассказ, замечания; команды, распоряжения, указания, подсчет и т.д.
Наглядные методы — применяются главным образом в виде показа упражнений, учебных наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.
Практические методы - в группу практических методов входит:
-метод упражнений;
-игровой;
-соревновательный.
Технологии обучения
- Личностно – ориентированные технологии
Разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка, характеризующееся гуманистической и психотерапевтической направленностью. Организация совместной познавательной, творческой деятельности каждого ребенка, образовательная программа гибко приспосабливается к возможностям и динамике развития ребенка, всестороннего уважение к ребенку, оптимистическая вера в его творческие силы, партнерство в субъектных отношениях педагога и ребенка, предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей степени в его жизнедеятельности, создание эмоционально – положительного психологического фона. Результат использования технологий - максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей ребенка.
- Поисково-исследовательский этап – учащиеся подготавливают различные мероприятия, собирают информацию из различных источников: изготавливают атрибуты для театрализации, подготавливают спортивный инвентарь для спортивных игр.
- Здоровьесберегающие технологии
Обеспечить возможность сохранения здоровья за период обучения, сформировать необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
- Информационно-коммуникативные технологии
Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса, повышение качества обучения, развитие личности обучаемого. Internet - источник различного рода информации (знаний), способствующий расширению информационного поля, возможность для самообразования и приобретения новой информации. Microsoft Word –изготовление раздаточного материала, возможность качественно заниматься оформлением творческих работ.
- Элементы технологий коррекционной направленности.
Результат использования технологий - повышение эффективности и качества процесса обучения; повышение активности познавательной деятельности; увеличение объема и оптимизация поиска нужной информации. Развитие личности обучаемого - развитие различных видов мышления; развитие коммуникативных способностей; эстетическое воспитание за счет использования компьютерной графики, технологии мультимедиа; формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации.
Материально-техническое обеспечение.
- Печатные пособия:
- схемы, технологические карты выполнения изделий;
- наглядные пособия;
- иллюстрации изделий.
- Технические средства обучения:
- компьютер;
- телевизор.
- Информационно-коммуникационные средства обучения:
- информационные сайты, интернет-ресурсы;
- видеофильмы; презентации;
- демонстрационные материалы учебного предмета;
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Григорьев Д.В. Воспитательная система школы от А до Я: пособие для учителя/ под ред. Виноградовой Л.И. – М.: Просвещение, 2006.
2. Касимова Т.А. Патриотическое воспитание школьников: метод.пособие – М.: Айрис – пресс, 2006.
3. Лакоценина Т.П.Педагогика нового времени – Ростов – н/Д: Изд-во «Учитель», 2002.
4. Максимова Т.Н.Классные часы. М.: Вако, 2008.: ТЦ Сфера, 2007.
5. Маханова М.Д., Рещикова С.В. Мы с друзьями – целый мир (социально-эмоциональное развитие детей) – М.
6. Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая Академия наук»/авт.-сост. Г.И.Осипова. – Волгоград: Учитель, 2007.
7. Практическое пособие для учителей нач. школы, студ.сред. и высш. Пед. Учеб. Заведений, слушателей ИПК. – Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель», 2000.
8. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся. Начальное общее образование. (Проект) М., 2009 – http://standart.edu.ru/
9. Саляхова Л.И. Родительские собрания. Сценарии, рекомендации, материалы для проведения. 1 – 4 классы. – М.: Глобус, 2007
10. Степанов Н.Е. Планирование воспитательной работы в классе: Методическое пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2006.
11. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология.- М.: Педагогическое сообщество, 2000.
Интернет ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация УЧИМСЯ ПРАВИЛЬНО ДЕРЖАТЬ РУЧКУ ИЛИ 6 СПОСОБОВ ПРАВИЛЬНО ДЕРЖАТЬ РУЧКУ
Специалисты советуют использовать несколько способов для того, чтобы научить ребенка правильно держать ручку, все они представлены в данной консультации....
Открытый урок: "Русь ремесленная. Русь мастеровая.Город мастеров".
Единый открытый музейный урок«Русь ремесленная. Русь мастеровая. Город мастеров.Выполнила: учитель начальных классов первой категорииБрёхина Елена ПавловнаГ.МоскваТема: «Русь ремесленная. Русь мастеро...
Презентация к открытому уроку: "Русь ремесленная. Русь мастеровая.Город мастеров".
1.«Русь ремесленная .Русь мастеровая».2.Русская матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла, в которую вставляются такие же куклы меньшего размера. (Словарь русского языка С.И.Ожег...

Программа внеурочной деятельности по курсу «Умелые ручки» для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) начального общего образования
Содержание программы внеурочной деятельности по курсу "Умелые ручки" предоставленно различными видами трудовой деятельности и направлены на овладение школьниками необходимыми жизни эле...
Открытые музейные уроки «Русь ремесленная. Русь мастеровая. Город мастеров»
Открытые уроки в рамках городского фестиваля и для студентов МПГУ...

Классный час по теме "Ой ты, Русь моя, Русь великая".
Аннотация к внеклассному мероприятию Данное мероприятие предназначено для организации внеучебной работы по патриотическому воспитанию, на достойных идеалах в духе возрождения духовно-культурных т...
Рабочая учебная программа начального общего образования по курсу внеурочной деятельности "Умелые ручки"(2 класс).
Программа рассчитана на учащихся 2 класса. Она содержит разделы: пояснительная записка, содержание курса, планируемые результаты, календарно-тематическое планирование....