Программа внеурочной деятельности по курсу «Умелые ручки» для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) начального общего образования
рабочая программа

Гладкова Галина Владимировна

Содержание программы внеурочной деятельности по курсу "Умелые ручки" предоставленно различными видами трудовой деятельности и направлены на овладение школьниками необходимыми  жизни элементами приемами ручной работы с разными материалами,изготовление игрушек,различных полезных предметов. Программам расчитана на детей младшего школьного возраста 7-10 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochnoy_deyatelnosti_umelye_ruchki.docx72.82 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Купинская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья Новосибирской области(МКОУ Купинская школа-интернат)

 

РАССМОТРЕН

на заседании педагогического совета

Протокол № 1

от «__31_» _08 _2016г.

 

        «УТВЕРЖДАЮ»

Директор МКОУ Купинской школы - интерната

_________ О.В.Кокарева

Приказ № ___

от «_1_»  __09___2016 г.

Программа

внеурочной деятельности по курсу «Умелые ручки»

для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) начального общего образования

 Разработчик: Гладкова Г.В.,

Учитель начальных классов

2016 -2019 учебный год


1. Нормативно-правовая и документальная основа

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Приказ  №2341 от 25.08.2015г   Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области  « О введении ФГОС НОО ОВЗ» О внедрении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  в «пилотном» режиме  Новосибирской области по первому варианту учебного плана.
  3. Постановления Главы Купинского района о введении ФГОС НОО ОВЗ.№ 677 от 04.09.2015г в начальных классах .
  4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24 декабря 2015 года №81 «О внесении изменений №3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»;
  5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
  6. Приказ   Министерства образования и науки Российской Федерации   от 28.12.2015 года №1529 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования №253 от 31.03.2014 года»;

7.  Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации  от 26.01.2016 года № 38 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования №253 от 31.03.2014 года»;

8. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № 03-296 от 12.05.2011 г. «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

9. Устав  МКОУ Купинской школы – интерната.


Пояснительная записка.

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развития личности ребенка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Творчество имеет важное значение для личностного развития в пору его детства и является фундаментом успешной жизнедеятельности в будущем, поэтому необходимо создание оптимальных условий для организации детского творчества с раннего возраста. А детское творчество невозможно без развития трудолюбия.

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, мехом, работа с природным материалом, пластилином, работа с бросовым материалом и бисером) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома. По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста от 7-10 лет.

Актуальность изучаемой программы:

Данная программа позволяет создать условия для самореализации  личности ребёнка, выявить и развить творческие способности. Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и времени, планированию работы, правильному обращению с инструментами, соблюдению правил безопасной работы.

Цель программы: воспитывать интерес и любовь к ручному творчеству,  вовлекать детей  в активную творческую деятельность, сформировать  навыки и умения работы с материалами различного происхождения; обучить  изготавливать поделки из различных материалов.

Задачи программы:

-научить детей основным техникам изготовления поделок;

-развить у детей внимание к их творческим способностям и закрепить его в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности;

-воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающим, самостоятельность и аккуратность;

-привить интерес к народному искусству;

-обучить детей специфике технологии изготовления поделок с учетом возможностей материалов;

-организовать участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества.

На изучение курса «Умелые руки» в начальной школе выделяется в 1 классе –33 часов (1 ч. в неделю, 33 учебные недели),  во 2 - 4 классах по 34 часов (1

ч. в неделю, 34 учебные недели).

Основные принципы программы.

  1. Включение учащихся с ОВЗ в активную деятельность.
  2. Доступность и наглядность.
  3. Связь теории с практикой.
  4. Учёт возрастных особенностей.
  5. Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

Направленность образовательной программы.

Основная задача, стоящая перед государством и обществом в целом в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья – создание надлежащих условий и оказание помощи в их социальной реабилитации и адаптации, подготовке к полноценной жизни в обществе.

В связи с этим становится актуальной необходимость значительного повышения роли трудового обучения и воспитания в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья. Главное место в коррекционно-воспитательной работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья отводится занятиям продуктивной творческой деятельностью , что способствует не только овладению элементарными трудовыми навыками, необходимыми для выполнения несложных творческих работ, но и развитию познавательной деятельности в целом.   Заниматься продуктивной творческой деятельностью детям так же необходимо, как и разговаривать.

В процессе труда формируются такие личностные качества как способность работать в коллективе, что является важным условием для дальнейшей социально–трудовой адаптации обучающихся. В процессе продуктивной творческой деятельности  у обучающихся улучшается общее физическое состояние, скоординированность движений, развивается трудолюбие.

В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.

Формирование навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления детей с творчеством, культурой и эстетическими ценностями своего народа.

Программа разработана, с учётом возрастных особенностей воспитанников школы-интерната.

Занятия ручным трудом  позволяют развивать творческое восприятие, мелкую моторику пальцев рук. У детей формируются навыки обращения с инструментами, необходимые для трудового обучения в старших классах. Происходит ориентация детей  на ценность труда в эмоционально-поведенческом аспекте. Обучение ручному труду (продуктивной творческой деятельности) предусматривает проведение выставок детских работ, что позволяет увеличивать мотивацию воспитанников к занятиям.   Центральное место на занятиях занимает практическая работа (непосредственное самостоятельное и совместное изготовление изделий).

Организация образовательного процесса. В зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы обучения. Как правило, сочетаются словесные, наглядные и практические методы работы. Каждое занятие по темам программы включает теоретическую часть и практическое выполнение задания.

Теоретический материал дается в начале занятия в форме беседы и сопровождается вопросами к детям. Объясняется технологический процесс изготовления работы, её особенности. В практической части занятия дети подготавливают материал для работы.

Практика является естественным продолжением и закреплением теоретических сведений, полученных обучающимися. Практическое задание объясняется доступно, четко формулируется цель и задачи занятия. Объяснение закрепляется показом наглядного материала.

Опора на практические действия вызывает у ребенка желание выполнить задание, способствует формированию соответствующих навыков и умений, а также самоконтролю на основе правил задания.

Для преодоления обучающимися затруднений в процессе работы педагог оказывает в зависимости от интеллектуально-эмоциональных возможностей детей и разные виды помощи.

Это:

  • стимулирующая помощь (воздействие взрослого направлено на активизацию собственных возможностей ребенка для преодоления трудностей);
  • эмоционально-регулирующая помощь (оценочные суждения взрослого, одобряющие или порицающие действия ребенка);
  • направляющая помощь (организация умственной деятельности ребенка, при которой все ее компоненты осуществляются им самостоятельно, взрослый лишь направляет действия ребенка).

В конце работы ребенок получает определенный вещественный результат. Создается благоприятная обстановка для того, чтобы научить детей оценивать свою собственную работу, сравнивать полученный результат с заданным образцом или работами других детей.

Для поддержания постоянного интереса обучающихся к занятиям учитываются возрастные особенности детей, степень их подготовленности, имеющиеся знания и навыки.

Младшие школьники быстро утомляются. Чем младше ребенок, тем больше времени отводится выполнению практических заданий. Отдельные части занятия не должны быть затянуты по времени.

Методы обучения в начале учебного года с учетом знаний, практических навыков, получаемых на занятиях, отличаются от методических приемов, используемых в конце периода обучения.

В начале года педагог дает основы технологии изготовления простых работ, направляет деятельность обучающихся на правильное выполнение различных операций, следит за их качеством.

Постепенно ребята приучаются выполнять работу самостоятельно, используя накопленные знания, проявляя свою выдумку, фантазию и воображение. В поделке должно ощущаться авторство самого ребенка.

Постоянно развивая интерес обучающихся, педагог стремится выбирать такую форму занятий, при которой предоставляется возможность самостоятельного творческого подхода к переработке моделей или созданию новых образцов.

Выполнение заданий в группе иногда проходит неравномерно. Поэтому руководитель проводит индивидуальную работу с обучающимися, дополнительно объясняя задание, помогая его выполнить.

Формы проведения занятий: индивидуальная, групповая, наблюдение, экскурсия, беседа, выставка, практическое занятие, занятие-игра. Также могут быть использованы дистанционные формы обучения.

Методы обучения: практические, объяснительно-иллюстративный, метод проблемного изложения.

Формы подведение итогов.

  • Анализ готовых изделий;
  • Выставки творческих работ;
  • Тестирование;
  • Участие в выставках, конкурсах.

Ожидаемые результаты:

  • овладение практическими и теоретическими навыками работы;
  • умение обучающихся творчески мыслить, самостоятельно находить решения поставленных задач, не копировать чужие изделия, избегать шаблонности мышления, применять полученные сведения при изготовлении работ;
  • умение работать в коллективе, умение сопереживания и помощи, взаимовыручки и поддержки, самоорганизация в групповой работе;
  • развитие внимания, памяти, воображения.
  • удовлетворенность обучающихся и родителей жизнедеятельностью объединения.

К оценкам результатов творчества относятся похвала за самостоятельность и инициативу выбора новой темы, выставка работ, награждение грамотами, дипломами, благодарственными письмами, фотографирование работ для фотоальбома лучших работ кружка.

Завершением обучения является итоговая выставка, призванная показать достижения детей за год. Лучшие изделия отбираются для участия в конкурсах, выставках и фестивалях.

Учебно-тематический план.

1 год обучения.

Тема

Всего часов

Теоретических

Практических

Примечания

1

Вводное занятие

1

1

-

 

2

Работа с бумагой и картоном.

10

2

8

 

3

Работа с бросовым материалом

10

2

8

 

4

Работа с пластилином

10

2

8

 

5

Итоговое занятие

2

2

-

 

 

Итого

33

9

24

 

 

 

 

 

Содержание:

Вводное занятие.

  • Беседа, ознакомление детей с особенностями кружка.
  • Требования к поведению учащихся во время занятия.
  • Соблюдение порядка на рабочем месте.
  • Соблюдение правил по технике безопасности. Проведение входного контроля.

Работа с бумагой и картоном.

  • Изготовление закладки по образцу.
  • Знакомство с оригами.
  • Изготовление аппликаций по образцу.
  • Изготовление елочных гирлянд , игрушек. .

Работа с пластилином.

  • Лепка овощей и фруктов по образцу, ваза для цветов, чайная чашка .
  • Пластилиновая аппликация на картоне “Полет на Луну”, “Ваза с цветами” (по образцу).
  • Лепка по замыслу детей

Работа с бросовым материалом.

  • Игрушки из пластмассовых бутылок. Пингвин. Сувенир.

Итоговое занятие.

  • Подведение итогов. Выставка поделок.

К концу 1 года обучения учащиеся должны знать:

  • название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;
  • название и назначение ручных инструментов и приспособлений- ножницы, кисточка для клея, игла, наперсток;
  • правила безопасности труда и личной гигиены при работе указанными инструментами.

К концу 1 года обучения учащиеся должны уметь:

  • анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
  • правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
  • соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
  • экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, вышивать стежками “вперед иголка”.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Дата

Приме-чание

№ урока

Тема урока

Содержание урока

Изделие

Вводное занятие (2)

 

 

1

Вводный урок. Техника безопасности. Правила разметки деталей на бумаге. Приемы обработки бумаги.

Организация рабочего места, инструменты и материалы. ТБ при работе на уроках (как обращаться с ножницами, шилом).  

Изгибание, резание, разрывание, сгибание, обработка картона.

Разметка по шаблону. Разметка деталей прямоугольной формы, сгибание, склеивание.

Подкладной лист для работы с клеем.

Закладка.

Работа с бумагой и картоном (10)

 

 

2

Первые шаги в мастерской.

Знакомство с оригами.

Понятие «развертка», разметка, сгибание, склеивание.

Подставка для кисти.

 

 

   3

Обработка бумаги. Оригами.

Разметка квадрата, получение заготовки, декорирование изделия.

Рыбка, лягушка.

 

 

4

Композиция. Оригами.

Понятие «композиция», способы избежание ошибок при составлении композиций, приемы крепления и декора.

Бабочки, цветы.

 

 

5

Аппликация из бумаги.

Вырезание по шаблону. Изобразительные возможности панно (ритм, передача движения). Выбор фона.

Листопад.

 

 

6

Симметричное вырезание из бумаги.

Понятие «симметричные фигуры». Симметрия в природе. Правила вырезания симметричной фигуры по шаблону. Составление композиции из симметричных фигур. Творческая работа.

«Лесная полянка» (Листья, бабочка, жук).

 

 

7

Симметрия и асимметрия в композиции.

Понятие «асимметрия», выбор цветовой гаммы. Творческая работа.

Панно из бумажных листьев различной формы.

 

 

8

Лесная скульптура.

Формирование ассоциативного видения природы. Приемы создания композиции.

Аквариум.

Сова.

 

 

9

Цепи, подвески, гирлянды из бумаги.

Повторение приемов изготовления цепочки из бумаги. Порядок вырезания ажурных подвесок.

Цепочка с подвесками.

 

 

10

Фонарик. Ёлочки и звезды.

Изготовление развертки изделия, соблюдение правил сборки. Творческие доработки изделия. Правила изготовления объемных поделок из деталей одинаковой формы и размера.

Фонарик.

Елочки, звездочки-снежинки, карнавальные маски.

 

 

11

Букет-шар.

Приемы изготовления цветов из бумаги и проволоки. Коллективная работа при сборке шара.

Букет-шар.

 

 

 

 

Работа с бросовым материалом (10)

 

 

12-13

А может ли дом рассказать о своем хозяине?

Конструирование дома сказочного героя. Использование гофрированного картона и др. материалов для оклеивания стен домиков. Изготовление конусов, колонн, лестниц. Правила оклеивания коробки цветной бумагой. Способы соединения деталей дома. Декор домика.

Детали домика.

Замок или дом.

 

 

14-15

Подвески к коробкам и упаковкам.

Изготовление подвесок из картона по шаблону. Украшение изделия. Вклеивание тесьмы.

Подвески из картона.

 

 

16-17-18

Упаковки для подарков. (прямоугольные коробки).

Выбор основы для упаковки. Разметка обертки. Способы украшения подарочной коробки. Развертка чертежа коробки. Этапы подготовки к сборке. Разница размеров донышка и крышки. Приемы украшения коробки.

Упаковочная коробка.

 

 

19-20-21

Игрушки из пластмассовых бутылок, банок.

Приемы создания поделок или скульптурок из имеющихся материалов.

Животные.

                                                         Работа с пластилином (10)

 

 

22-23

Лепка из пластилина. Животные, которых мы знаем.

Понятия «скульптура», «трехмерное изображение». Обучение лепке фигур животных из целого куска пластилина.

Птица, кошка. Копытное животное.

 

 

24-25

Лепка из пластилина. Барельеф из пластилина.

Понятие «барельеф». Этапы создания барельефа. Способы создания объема. Роспись.

Барельеф льва.

 

 

26-27

Лепка из пластилина. Ваза для цветов.

Изготовление вазы из пластилиновых жгутов. Способы украшения изделия. Роспись.

Ваза.

 

 

28-29

Чайная чашка.

Создание проекта чашки сказочного героя, обоснование своего выбора. Роспись изделия.

Чашка.

 

 

30-31

Пластилиновая аппликация на картоне «Полет на Луну».

Лепка по замыслу детей.

Создание проекта.

Сказочные герои: чебурашка, заяц.

Космический корабль.

Сказочные герои.

                                                                 Итоговое занятие (2)

 

 

32-33

Выставка поделок.

Подведение итогов. Проведение итогового контроля. Награждение победителей.

Поделки.

Учебно – тематический план

2 класс

 

Тема

Всего часов

Теоретических

Практических

Примечания

1

Вводное занятие

1

1

-

 

2

Работа с бумагой и картоном.

12

4

8

 

3

Работа с тканью, мехом

8

2

6

 

5

Работа с пластилином

4

1

3

 

6

Работа с бросовым материалом

8

2

6

 

8

Итоговое занятие

1

-

1

 

 

Итого

34

10

24

 

 

 

 

 

 

Содержание:

Вводное занятие.

  • Проведение входного контроля.
  • Правила по технике безопасности.
  • Соблюдение порядка на рабочем месте.

Работа с бумагой и картоном.

  • Закладка с использованием вышивки.
  • Изготовление гофрированных фонариков (фонарик-веер, китайский фонарик).
  • Изготовление записной книжки (жесткий сплошной переплет).
  • Игрушки небывальщины (работа по замыслу).
  • Изготовление аппликации “Осенний лес”.
  • Изготовление игрушек-марионеток (работа с шаблонами).
  • Изготовление сплошной мозаики из обрывных кусочков.
  • Знакомство с папье-маше.
  • Изготовление елочных гирлянд, игрушек.
  • Изготовление карнавальных масок.
  • Изготовление поздравительных открыток (по замыслу).
  • Вырезание снежинок.

 

Работа с тканью, мехом.

  • Стиль, стилевое единство (беседа с показом иллюстраций).
  • Изготовление грелки на чайник, вареное яйцо.
  • Изготовление обложки для книги.
  • Шитье мягкой игрушки.
  • Изготовление сувениров.

Работа с природным материалом.

  • Экскурсия на природу с целью сбора природного материала.
  • Изготовление композиций из засушенных листьев.
  • Изготовление животных и фигур из шишек, желудей, каштанов.
  • Аппликация (с использованием семян, камешек, листьев).

Работа с пластилином.

  • Лепка людей, животных.
  • Пластилиновая аппликация на картоне “Мир вокруг нас”, “Волшебная страна”.
  • Пластилиновая аппликация на стекле (по образцу).

Работа с бросовым материалом.

  • Изготовление сувениров.
  • Конструирование игрушек из прямоугольных коробок.
  • Игрушки из пластмассовых бутылок, банок.

Итоговое занятие.

  • Подведение итогов

 

 

 

К концу года обучения обучающиеся должны знать:

  • название ручных инструментов, материалов, приспособлений;
  • правила безопасности труда при работе ручным инструментом;
  • правила разметки и контроль по шаблонам, линейке, угольнику;
  • способы обработки различных материалов предусмотренных программой.

К концу года обучения обучающиеся должны уметь:

  • правильно пользоваться ручными инструментами;
  • соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
  • организовать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;
  • бережно относиться к инструментам и материалам;
  • экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки, угольника;
  • самостоятельно изготовлять изделия по образцу;
  • правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда; различать их по внешнему виду.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 класс

Дата

№ урока

Тема урока

Содержание урока

Изделие

Вводное занятие (1)

 

 

1

Вводный урок. Техника безопасности. Правила разметки деталей на бумаге. Приемы обработки бумаги. Работа с цветной бумагой. Использование дырокола.

Организация рабочего места, инструменты и материалы. ТБ при работе на уроках (как обращаться с ножницами, шилом).  

Подкладной лист для работы с клеем.

Работа с бумагой и картоном (12)

 

 

2

Работа с цветной бумагой. Изготовление закладки с использованием вышивки.

Схема закладки. Вышивка цветными нитками.

Закладка.

 

 

3

Изготовление гофрированных фонариков.

Чертежи, разметки, гофрированный картон.

Фонарик-веер, китайский фонарик.

 

 

   4

Изготовление записной книжки.

Жесткий сплошной переплет. (тонкая проволочка)

Записная книжка.

 

 

5

Игрушки небывальщины.

Схемы, чертежи, картон, цветная бумага.

Рыбки, птицы, животные.

 

 

6

Аппликация из бумаги «Осенний лес».

Вырезание по шаблону. Березки, осинки.

Листопад.

 

 

7

Композиция из бумажных листьев совместно с засушенными.

Принцип подбора элементов, составление композиции, правила приклеивания. Создание композиций, используя природную красоту и схожесть с реальностью засушенных растений.

Панно.

 

 

8

Изготовление игрушек-марионеток.

Понятие «симметричные фигуры». Работа по шаблону.

Куколки.

 

 

9

Изготовление сплошной мозаики из обрывных кусочков.

Подготовка к проверке умений учащихся работать по инструкции, умений рассматривать рисунок, чертеж, вырезать квадрат, складывать фигуры, руководствуясь рисунками. Формирование умения предвидеть результат.

Фигуры из квадратов.

 

 

10

Знакомство с папье-маше.

Выбор цветовой гаммы. Творческая работа.

Игрушки.

 

 

11

Изготовление елочных гирлянд, игрушек.

Формирование ассоциативного видения нарядных игрушек.

Игрушки, гирлянды.

 

 

12-13

Изготовление поздравительных открыток. Вырезание снежинок (по замыслу).

Обобщение накопленных знаний по теме «Способы обработки бумаги». Вертикальная композиция.

Открытки, снежинки.

Работа с тканью, мехом (8)

 

 

14

Знакомство с тканями, мехами. Виды тканей.

Организация рабочего места, инструменты и материалы. ТБ при работе на уроках (как обращаться с ножницами, тканью)

Показ иллюстраций.

 

 

15

Изготовление грелки на чайник, вареное яйцо.

Изучение правил работы с иглой, тканью, мехом.

Грелка на чайник, вареное яйцо.

 

 

       16

Изготовление обложки для книги из ткани.

Изучение материала изготовления, выкройки.

Обложка для книги с аппликацией.

 

 

17

Мягкие игрушки из меха и ткани.

ТБ при работе с проволокой, ножницами, иглой. Правила раскроя меха. Технология сбора игрушки. Порядок вставки каркаса.

Собачка.

 

 

18

Подготовка к изготовлению сувениров.

Подбор рисунков, материала, выкройки, шаблоны.

Шаблоны.

 

 

19-20

Изготовление сувениров.Цветы из ткани. Роза из шифона (цельнокроеная)

Ткань, ножницы, бусинки, клей ПВА, иглы

Панно, композиции.

 

 

21

Роза (собранная из отдельных лепестков).

Ткань, ножницы, бусинки, клей ПВА, иглы

Панно, композиции.

Работа с пластилином (4)

 

 

22

Лепка из пластилина людей, животных.

Понятия «скульптура». Обучение лепке фигур людей, животных из целого куска пластилина.

Человек. Птица, кошка. Копытное животное.

 

 

23

Лепка из пластилина. Аппликация на картоне.

Понятие панно. Этапы создания. Способы создания объема. Роспись.

«Мир вокруг нас».

 

 

24

Лепка из пластилина. Аппликация на картоне.

Изготовление панно   из пластилиновых жгутов. Способы украшения изделия. Роспись.

«Волшебная страна».

 

 

25

Пластилиновая аппликация на стекле (по образцу). Лепка игра.

Создание проекта сказочного героя, обоснование своего выбора. Роспись изделия.

Сказка «Колобок».

 

 

 

 

 

 

 

Работа с бросовым материалом (8)

 

 

26-27

Изготовление сувениров с отделкой из цветных ниток.

Конструирование из прямоугольных коробок.

Кораблик, домик для животных.

 

 

28-29

Изготовление сувениров с отделкой из цветных ниток.

Конструирование из прямоугольных коробок.

Кораблик, домик для животных.

 

 

30-31

Игрушки из пластмассовых бутылок, банок, с применением цветных ниток и ткани.

Приемы создания поделок или скульптурок из имеющихся материалов.

Животные, куклы.

 

 

32-33

Игрушки из пластмассовых бутылок, банок, с применением цветных ниток и ткани.

Приемы создания поделок или скульптурок из имеющихся материалов.

Животные, куклы.

                                                                 Итоговое занятие (1)

 

 

     34

Выставка поделок.

Подведение итогов. Проведение итогового контроля. Награждение победителей.

Поделки.

 

 

 

 

Содержание:

Вводное занятие.

  • Проведение входного контроля.
  • Правила по технике безопасности.
  • Соблюдение порядка на рабочем месте.

Работа с бумагой и картоном.

  • Закладка с использованием вышивки.
  • Изготовление гофрированных фонариков (фонарик-веер, китайский фонарик).
  • Изготовление записной книжки (жесткий сплошной переплет).
  • Игрушки небывальщины (работа по замыслу).
  • Изготовление аппликации “Осенний лес”.
  • Изготовление игрушек-марионеток (работа с шаблонами).
  • Изготовление сплошной мозаики из обрывных кусочков.
  • Знакомство с папье-маше.
  • Изготовление елочных гирлянд, игрушек.
  • Изготовление карнавальных масок.
  • Изготовление поздравительных открыток (по замыслу).
  • Вырезание снежинок.

 

Работа с тканью, мехом.

  • Стиль, стилевое единство (беседа с показом иллюстраций).
  • Изготовление грелки на чайник, вареное яйцо.
  • Изготовление обложки для книги.
  • Шитье мягкой игрушки.
  • Изготовление сувениров.

Работа с природным материалом.

  • Экскурсия на природу с целью сбора природного материала.
  • Изготовление композиций из засушенных листьев.
  • Изготовление животных и фигур из шишек, желудей, каштанов.
  • Аппликация (с использованием семян, камешек, листьев).

Работа с пластилином.

  • Лепка людей, животных.
  • Пластилиновая аппликация на картоне “Мир вокруг нас”, “Волшебная страна”.
  • Пластилиновая аппликация на стекле (по образцу).

Работа с бросовым материалом.

  • Изготовление сувениров.
  • Конструирование игрушек из прямоугольных коробок.
  • Игрушки из пластмассовых бутылок, банок.

Итоговое занятие.

  • Подведение итогов

 

 

 

К концу года обучения обучающиеся должны знать:

  • название ручных инструментов, материалов, приспособлений;
  • правила безопасности труда при работе ручным инструментом;
  • правила разметки и контроль по шаблонам, линейке, угольнику;
  • способы обработки различных материалов предусмотренных программой.

К концу года обучения обучающиеся должны уметь:

  • правильно пользоваться ручными инструментами;
  • соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
  • организовать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;
  • бережно относиться к инструментам и материалам;
  • экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки, угольника;
  • самостоятельно изготовлять изделия по образцу;
  • правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда; различать их по внешнему виду.

                                       

                                                  Учебно- тематический план

3 год обучения

Тема

Всего часов

Теоретических

Практических

Примечания

1

Вводное занятие

2

2

-

 

2

Работа с бумагой.

10

3

7

 

3

Работа с бросовым мат-м.

10

2

8

 

4

Работа с пластилином

10

1

9

 

5

Итоговое занятие

2

2

-

 

 

Итого

34

10

24

 

Содержание:

Вводное занятие.

  • Проведение входного контроля. Правила по технике безопасности.
  • Соблюдение порядка на рабочем месте.

Работа с бумагой и картоном.

  • Изготовление елочных игрушек.
  • Изготовление новогодних сувениров.
  • Изготовление карнавальных масок.
  • Изготовление поздравительных открыток с сюрпризом.
  • Изготовление гирлянд (коллективная работа).
  • Изготовление игрушек-сувениров.

Работа с бросовым материалом.

  • Шитье настенного кармашка (подбор открыток, изготовление выкроек, шитье деталей петельным швом, сбор деталей.
  • Шитье игольницы (из открыток).
  • Изготовление подставки для чайника.
  • Изготовление кукол из чулок (шитье одежды, эстетическое оформление работы).
  • Знакомство и изготовление чеканки (по образцу).
  • Работа по замыслу детей.

Работа с пластилином.

  • Пластилиновая аппликация на стекле (по замыслу детей).
  • Пластилиновая аппликация на картоне с использованием семян, камешек, листьев.

Итоговое занятие.

Подведение итогов. Проведение итогового контроля.

К концу 3 года обучения учащиеся должны знать:

  • название, назначение, правила пользования ручным инструментом для обработки бумаги, картона, ткани и других материалов;
  • правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
  • приемы разметки (шаблон, линейка, угольник, циркуль);
  • способы контроля размеров деталей (шаблон, угольник, линейка).

К концу 3 года обучения учащиеся должны уметь:

  • правильно называть ручные инструменты и использовать по назначению;
  • выполнять работу самостоятельно без напоминаний;
  • организовать рабочее место и соблюдать порядок во время работы;
  • понимать рисунки, эскизы (определять название детали, материал, из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры);
  • самостоятельно изготовлять изделия, предусмотренные программой (по образцу, рисунку, эскизу).

                                                   

                                               ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

                                           3 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Дата

Приме-чание

№ урока

Тема урока

Содержание урока

Изделие

Вводное занятие (2)

 

 

1-2

Вводный урок. Техника безопасности.

Организация рабочего места, инструменты и материалы. ТБ при работе на уроках (как обращаться с крючком)  

Составление узоров.

Работа с бумагой и картоном (10)

 

 

3-4

Вводный урок. Техника безопасности. Правила разметки деталей на бумаге. Приемы обработки бумаги. Работа с цветной бумагой и картоном. Использование дырокола.

Организация рабочего места, инструменты и материалы. ТБ при работе на уроках (как обращаться с ножницами, шилом).  

Подкладной лист для работы с клеем.

 

 

5-6

Изготовление елочных украшений.

Работа с цветным картоном, гофрированной бумагой.

Елочные игрушки.

 

 

7-8

Изготовление новогодних игрушек- сувениров.

Работа с цветным картоном, гофрированной бумагой.

Игрушка сувенир «заяц», «кролик».

 

 

9-10

Новогодние поздрави-тельные открытки с сюрпризом.

Обобщение накопленных знаний по теме «Способы обработки бумаги». Вертикальная композиция.

Открытка.

 

 

11-12

Изготовление гирлянд (коллективная работа).

Работа с цветным картоном, гофрированной бумагой.

Новогодняя гирлянда.

Работа с бросовым материалом (10)

 

 

13-14

Шитье настенного кармашка.

Подбор открыток, изготовление выкроек, шитье деталей петельным швом, сбор деталей.

Кармашек.

 

 

15-16

Шитье игольницы, подставки для чайника.

Подбор открыток, изготовление выкроек, шитье деталей петельным швом, сбор деталей.

Игольница, подставка.

 

 

17-18-19

Изготовление кукол из чулок.

Шитье одежды, эстетическое оформление работы.

Кукла.

 

 

20-21-22

Работа по замыслу. Изготовление чеканки (по образцу).

Работа с твердой фольгой.

Панно.

Работа с пластилином (10)

 

 

23-24

Пластилиновая аппликация на стекле.

Оформление работы по замыслу детей.

«Весенние ручейки».

 

 

25-26

Пластилиновая аппликация на стекле.

Оформление работы по замыслу детей.

«Утро в лесу».

 

 

27-28-29

Пластилиновая аппликация на картоне.

Оформление с использованием семян, камешек, листьев.

«Закат»

 

 

30-31-32

Пластилиновая аппликация на картоне.

Оформление с использованием семян, камешек, листьев.

«Волк и семеро козлят».

                                                                 Итоговое занятие (2)

 

 

33-34

Выставка поделок.

Подведение итогов. Проведение итогового контроля. Награждение победителей.

Поделки.

                                                                   

 

 

Ресурсное обеспечение программы

Технология: рабочая тетрадь к учебнику "Наш рукотворный мир" для 3 класса. В 2 частях. Часть 1, 2010 г.   Конышева Н.М.

Технология: рабочая тетрадь к учебнику "Секреты мастеров" для 4 класса. В 2 частях.

Технология: методические рекомендации к учебнику "Умелые руки" для 1 класса общеобразовательных учреждений, 2010 г.   Конышева Н.М.

Технология: рабочая тетрадь к учебнику "Чудесная мастерская" для 2 класса. В 2 частях, 2010 г.   Конышева Н.М.

Технология: Чудесная мастерская: учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений, 2010 г.   Конышева Н.М.

Умелые руки: учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений, 2010 г.   Конышева Н.М.

Технология. Умелые руки. 1 класс. Учебник, 2008 г. Конышева Н.М.

Технология. 1 класс. Методические рекомендации, 2010 г.  Конышева Н.М.

Технология: Умелые руки: учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений, 2010 г.   Конышева Н.М.

 

 

Список литературы.

  1. А.Бахметьев, Т.Кизяков “Оч. умелые ручки”
  2. Е.Виноградова “Браслеты из бисера”
  3. Н.С.Ворончихин “Сделай сам из бумаги”
  4. Т.М. Геронимус “150 уроков труда в 1-4 классах: Методические рекомендации к планированию занятий”. 1997г.
  5. Т.М. Геронимус “Мастерская трудового обучения в 1-4 классах: Методические рекомендации”. 1997г.
  6. Т.М. Геронимус “Работаем с удовольствием” 1998г.
  7. Н.Гусева “365 фенечек из бисера”
  8. С.И.Гудилина “Чудеса своими руками”
  9. А.М.Гукасова “Рукоделие в начальных классах”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности творческого объединения «Умелые ручки»

Программа кружка предназначена для 1-х классов. Содержит различные виды работ по направлениям: работа с бумагой и картоном, работа с крупой, работа с тканью и нитками....

Программа внеурочной деятельности 2 класс "Умелые ручки"

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая напра...

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Путь к грамотности"для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)начального общего образования

Рабочая программа составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности по русскому языку О.В. Олейник, Л.П.Кабанюк с учетом федерального компонента государственного стандарта начального об...

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Финансовая грамотность"для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)начального общего образования

Рабочая программа внеурочной образовательной деятельности разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности в соответствии с требованиями к результатам освоения основного общего образо...

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Cuboro» для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) начального общего образования

Предлагаемая модель воспитательно–образовательной работы с детьми ОВЗ включает в себя Cuboro, первая ступень – пропедевтика инженерного образования . «Cuboro» способствует разв...

Программа внеурочной деятельности для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) начального общего образования по спортивно – оздоровительному направлению «Доктор Здоровья»

Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специали...

Рабочая программа по коррекции и развитию мелкой моторики у учащихся с ограниченными возможностями здоровья

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо коррекции и развитию мелкой моторики учащихся с ограниченными возможностями здоровья ...