Главные вкладки

    ПК 4.4.
    статья

    Шамсутдинова Юлия Сергеевна

    Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_shamsutdinova_yuliya45_.docx26.88 КБ

    Предварительный просмотр:

    «ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ УРАЛА» КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ  К КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

    Шамсутдинова Юлия, руководитель Е.С. Городцова

    ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

    yulya.shamsutdinova.1998@bk.ru

    8-951-776-37-30

    В данной статье рассматривается проблема ценностного отношения  культуре родного края у младших школьников. У ребенка в младшем школьном возрасте происходит активное освоение окружающего мира, формируются особенности поведения и закладываются предпосылки для развития патриотических чувств, несформированность которых в дальнейшем может привести к деградации личности, потере исторических ценностей, возникновению межнациональных конфликтов. несмотря на плодотворность использования средств народных промыслов в воспитании и образовании, следует отметить, что не разработана целостная система развития ценностных отношений  у младших школьников во внеурочной деятельности.

    Ключевые слова:  ценностное отношение, народные промыслы, духовно-нравственное развитие.

                Периоды преобразований, роста национального самосознания и духовного возрождения народа всегда связаны с возвращением к национальным культурно-историческим традициям. И ныне, когда отмечается подъем общественной активности, мы не можем не опираться на вековые традиции народной культуры и искусства, ибо отрыв образования и воспитания от национальной культуры, неподготовленность в национально-культурных вопросах чаще всего создает благоприятную почву для деформаций в межнациональных отношениях, проявлений национального эгоизма. Только обогатившись духовностью, познав язык, обычаи, искусство и ценности культурно-исторических традиций своего народа, человек сможет оценить общечеловеческие ценности и духовные достижения других народов. Это значит, что в современном образовательном процессе должны использоваться эффективные формы и методы для осуществления воспитания учащихся на народных традициях и искусстве, так как самое ценное, что веками сформировано мудростью и культурой народа, должно стать частью системы воспитания и образования. [1]

    Развитию у школьников способности эстетически видеть окружающий мир во многом способствуют народные промыслы.

    В педагогических исследованиях народные промыслы рассматриваются как средство эстетического и профессионального становления, формирования художественной культуры, разностороннего развития школьников, их подготовки к основам творческого труда, развития творческих способностей. [2]

    Несмотря на плодотворность использования средств народных промыслов в воспитании и образовании, следует отметить, что не разработана целостная система художественно-эстетического воспитания и развития младших школьников во внеурочной деятельности.
    Исходя из выше сказанного, мы решили разработать свою программу внеурочной деятельности, которая могла бы реализовать задачи
    Программы духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников с использованием традиций и достижений культуры своего региона.

    Актуальность программы внеурочной деятельности «Народные промыслы Урала» состоит в том, что главной задачей современного образования, является воспитание нравственных качеств, любви к своей Родине и своей культуре. Бесценное  наследство досталось нашему народу от предыдущих поколений. Однако, идеал «гражданина России, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» не в полной мере совпадает с реальным образом современного школьника. Многие дети не знают истории и культуры своего народа и не интересуются ей.

    Младший школьный возраст – благодатное время для восприятия детьми знаний о национальной культуре. Содержание  данной программы предполагает формирование  у детей младшего школьного возраста картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека. [3]

            Новизна программы состоит в том, что она нацелена в первую очередь на художественно-эстетическое развитие младших школьников, на освоение техник уральских мастеров, а также в ней  использован интегрированных подход в проведении        внеурочных занятий.
            Программа «Народные промыслы  Урала» разработана  на основе интеграции с  такими предметами как изобразительное искусство и  технология. Практические занятия будут способствовать накоплению у детей более полных знаний об основах народного         искусства         и         предметных умений.
             Содержание данной программы внеурочной деятельности школьников подчиняется следующим принципам:

    • личностно-ориентированный подход  (поддержка индивидуальности ребёнка; создание условий для реализации творческих возможностей школьника);
    • природосообразность (соответствие содержания форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста);
    • педоцентризм (отбор содержания обучения, адекватного психолого-возрастным особенностям детей, знаний, умений, универсальных действий, наиболее актуальных для младших школьников; необходимость социализации ребёнка);
    • культуросообразность (познание лучших объектов культуры их сферы народного творчества, что позволит обеспечить интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности ребёнка); [4]

    Цель данной программы - формирование  ценностного отношения  к культуре родного края.

            Данная программа содержит 4 раздела, в конце каждого раздела учащиеся познакомятся с народными промыслами  родного края, изготовят подобные изделия. Первый раздел - «Народные промыслы» России, второй раздел - «Народные промыслы» Курганской области, третий раздел - «Народные промыслы» Свердловской области, четвертый раздел- «Народные промыслы» Челябинской области.

    Программа реализует художественно-эстетическое направление внеурочной деятельности и предполагает использование проблемно-ценностного общения на занятиях.

    В период Преддипломной практики мы планируем изучить с учащимися 3 класса раздел «Народные промыслы Челябинской области» (См. Приложение 1).

    В ходе реализации программы «Народные промыслы Урала» раздел «Народные промыслы Челябинской области» мы планируем экскурсию в музей Каслинского литья  г.Касли. В ходе поездки учащиеся познакомятся с историей народного промысла и особенностями работы мастеров.  После того, как дети познакомятся с промыслом своего района, мы планируем выполнить творческий проект « Народные промыслы моей малой родины» , в котором ученики расскажут об участии своей семьи в истории промысла «Каслинское литье», расскажут о своих впечатлениях и напишут сочинение по заданной теме. В завершении курса программы внеурочной деятельности мы планируем провести выставку-встречу с мастерами народных промыслов с. Тюбук. Дети познакомятся в работами мастеров села, а также покажут чему научились входе реализации программы «Народные промыслы Урала» раздел «Народные промыслы Челябинской области».

    БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

    1. Теоретические основы эстетического воспитания. // Единое окно доступа к образовательным ресурсам. - URL: https://studfiles.net/preview/5373562/
    2. Роль народных промыслов в эстетическом воспитании // Единое окно доступа к образовательным ресурсам. - URL: https://studbooks.net/1952503/pedagogika/rol_narodnyh_promyslov_esteticheskom_vospitanii_shkolnikov
    3. Рабочая программа кружка внеурочной деятельности «Народные промыслы России» // Единое окно доступа к образовательным ресурсам. - URL: https://урок.рф/library/rabochaya_programma_vneurochnoj_deyatelnosti_narodni_065929.html
    4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская ; под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.


    Приложение 1

    Технологическая карта практической деятельности в опытно - экспериментальной работе

    Срок опытно-экспериментальной работы : « 8  » апреля - « 11  » мая 2019 г.

    № п/п

    Дата

    занятия

    Тема

    занятия

    Задача занятия по практической части ВКР

    Методическое средство практической деятельности на  занятии  (задание, упражнение, игра, карточки, диалоги, творческая работа)

    Этап

    апробации.

    Средство выявления показателей апробации

    1.

    9.04.

    2019

    «Народные промыслы малой Родины» (вводное занятие)

    Проведение констатирующего этапа диагностики, формирование интереса к культуре родного края

     Анкета, тесты.

    Путешествие по городам Челябинской области, которые известны своими промыслами, знакомство с народным творчеством

    Констатирующий

    Тест по технологии на знание основ декоративно-прикладного искусства за 2 класс

    Анкета на выявление эмоционально-ценностного отношения младших школьников

    к материальной народной культуре

    Анкета «Интересуешься ли ты секретами народных мастеров?»

    2.

    11.04.

    2019

    Златоустовская гравюра

    Изготовление  картины «Пейзаж»

    Развитие творческих способностей, интереса к народному творчеству мастеров Урала.

    Рассказ учителя

    Анализ образцов изделия

    Пед. показ, практическая работа

    Творческая работа — изготовление пейзажа по мотивам Златоустовской гравюры (гуашь)

    Формирующий

    Наблюдение

    Рефлексия

    Выставка, анализ работ учащихся

    3.

    16.04.

    2019

    Кузнечное дело

    Изготовление цветка в технике «работа с фольгой»

    Освоение техники «работа с фольгой и проволокой»

    Развитие творческих способностей, интереса к народному творчеству мастеров Урала.

    Рассказ учителя

    Анализ образцов изделия Практическая работа

    Творческая работа «Изготовление цветка» в технике «работа с фольгой и проволокой»

    Формирующий

    Наблюдение

    Рефлексия

    Анализ работ учащихся

    4.

    18.04.

    2019

    Кузнечное дело

    Изготовление общего букета цветов из фольги

    Развитие коммуникативных качеств

    Развитие творческих способностей, интереса к народному творчеству

    Коллективная творческая работа в технике «работа с фольгой и проволокой»

    Викторина

    Формирующий

    Наблюдение

    Рефлексия

    Анализ работ учащихся

    5.

    23.04.

    2019

    Фарфор

    Изготовление макетов посуды в технике «работа с пластилином- пластилиновая живопись»

    Освоение техники «пластилиновая живопись»

    Развитие творческих способностей, интереса к народному творчеству

    Рассказ учителя

    Анализ образцов изделия Практическая работа

    Творческая работа: «Создай свой узор»

    Коллективная работа «Фарфоровый сервиз»

    Формирующий

    Наблюдение

    Рефлексия

    Выставка, анализ работ учащихся

    6.

    28.04.

    2019

    Каслинское литье.

    Изготовление фигуры коня в технике «работа с соленым тестом».

    Развитие творческих способностей, интереса к народному творчеству мастеров Урала.

    Освоение техники «работа с соленым тестом»

    Рассказ учителя

    Анализ образцов изделия

    Практическая работа с элементами творчества

    Формирующий

    Наблюдение

    Рефлексия

    Анализ работ учащихся

    7.

    30.04.

    2019

    Каслинское литье

    Экскуксия в музей г. Касли

    Познакомить с историей Каслинского литья, традициями каслинских мастеров

    Рассказ экскурсовода

    Знакомство с изделиями каслинских мастеров, их достижениями

    Сочинение на тему «Каслинское литье».

    Формирующий

    Наблюдение

    Рефлексия

    Анализ работ учащихся

    8

    2.05.

    2019

    Выставка-встреча «Народные промыслы малой Родины»

    Проведение контрольного  этапа диагностики Выявить уровень заинтересованности детей

    Выявить уровень ценностного отношения

    Организация выставки

    Творческая работа

    Коллективная работа

    Встреча с мастерами народных промыслов с.Тюбук.

    Контрольный

    Анкета на выявление эмоционально-ценностного отношения младших школьников

    к материальной народной культуре

    Анкета «Интересуешься ли ты секретами народных мастеров?»