ПК 4.4.
статья

Оформление педагогических разработок в виде отчётов, рефератов, выступлений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НАБЛЮДЕНИЯ ЗА СЕЗОННЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ В ПРИРОДЕ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

(по материалам реферата)

 Кузнецова Ирина Андреевна

Научный руководитель – Боева С.З., преподаватель кафедра естественнонаучных дисциплин и физического воспитания высшей квалификационной категории

 

Актуальность исследовательской работы обусловлена следующими обстоятельствами.

В наше время очень остро встала проблема  воспитания школьников. В век скоростей и технологий не хватает времени остановиться, оглянуться вокруг, понаблюдать за родной природой. А нехватка общения детей с природой оборачивается впоследствии черствостью, безнравственностью и неуважительным отношением ко всему живому. Все мы в обязательном порядке должны чаще общаться с природой: с растениями и животными, любоваться красивыми пейзажами, слушать лесные шорохи, наслаждаться тишиной. А бережное отношение к природе должно стать нормой поведения людей любого возраста. Экологическое воспитание школьников на сегодняшний день стало актуальным направлением в школьном образовании. Начинать экологическое образование можно и нужно с раннего возраста. Задача педагогов при работе с детьми, заложить первые представления и ориентиры в мире природы. Ведь именно приобретенные в детстве знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Очень важно, чтобы каждый ребенок с малых лет понял: человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота, о себе, о своем будущем. То, что наносит вред природе, наносит вред самому человеку. Настоящий интерес к познанию природы и бережного отношения к ней появляются у детей лишь в процессе ежедневного общения с природой,  К.Д. Ушинский говорил: «…что день, проведенный ребенком среди рощ и полей… заменяет много недель на учебной скамье». В последние годы наметилась тенденция к интеллектуализации процесса обучения и воспитания. Акцент на увеличение объема знаний без опоры на развитие эмоциональной и познавательной сферы приводит к эмоциональной скудности, невосприимчивости, равнодушию к объектам окружающего мира, преобладанию рационального подхода в их оценке. Как для любой деятельности требуются навыки и умения, так и для эстетического познания окружающего мира нужны культура восприятия, культура чувств. Эти задачи решаются прежде всего в процессе наблюдения. [2, с. 50] Поэтому среди разнообразных методов и форм экологического воспитания школьников ведущее место занимает  наблюдение. Почему? Во-первых, наблюдение — метод чувственного познания природы, правильная организация чувственного восприятия природы в естественной обстановке обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы. Руководство наблюдениями дает возможность научить школьников ориентироваться на наиболее значимые признаки наблюдаемых явлений, обнаруживать взаимосвязи в природе. Во-вторых, через наблюдения ребята имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания. В-третьих — наблюдение способствует воспитанию любознательности, наблюдательности, воспитывается любовь к родной природе. В — четвертых наблюдение – это важнейший источник знаний о природе. В процессе наблюдения осуществляется разнообразная мыслительная деятельность ребенка: поиск ответов на поставленные вопросы, развивается в детях важное умение – смотреть, видеть, делать выводы и обобщения, сравнивать.

На основании актуальности проблемы исследования нами сформулирована тема исследования: «Наблюдения за сезонными изменениями в природе на уроках окружающего мира»

          Цель исследования: рассмотреть теоретические основы метода наблюдения как главного метода познания окружающего мира младшими школьниками.

Задачи исследования:

 - провести отбор и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

- изучить сущность понятия «наблюдение»;

- познакомиться с историей развития наблюдения;

- изучить роль наблюдения в учебной деятельности.

Методы исследования:

- отбор литературы;

- анализ;

- систематизация;

- обобщение;

- исторический метод.

Наблюдение-метод обучения, заключающийся в организации планомерного, целенаправленного восприятия учащимися явлений окружающей действительности с целью их познания. [4, с. 261] Наблюдение, как метод обучения, представляет собой активную форму чувственного познания. Чаще этот метод используется при изучении учебных предметов естественного цикла. Наблюдения могут проводиться как под руководством учителя, так и самостоятельно учащимися по заданию учителя. При использовании данного метода требуется тщательная подготовка: необходимо предупредить учащихся о побочных явлениях, научить их фиксировать и обрабатывать данные наблюдений и пр. Этот метод способствует выработке навыков самостоятельной работы, имеет большое познавательное и воспитательное значение. Правильно спланированные и целесообразно организованные наблюдения развивают познавательную деятельность школьников, их интерес к окружающему миру. Наблюдения могут осуществляться в процессе экскурсий - этой специальной формы организации обучения или как часть урока, который проводится в классе. Используются они и эпизодически, как наглядный метод обучения. Можно выделить несколько видов наблюдений.

По дидактической направленности:

  • наблюдения предваряющие изучение нового материала.
  • наблюдения проходящие в процессе изучения нового материала.
  • наблюдения завершающие процесс изучения нового материала.

По технической «оснащенности» восприятия:

  • качественные наблюдения.
  • количественные наблюдения.

По способу организации познавательной деятельности в процессе наблюдений:

  • самостоятельные наблюдения.
  • коллективные наблюдения.

По длительности:

  • кратковременные наблюдения.
  • длительные наблюдения.
  • фенологические наблюдения.

В начальной школе дети должны получить определенную систему знаний о живой и неживой природе. Поскольку основным методом является непосредственное наблюдение ее различных компонентов, то предъявляются следующие требования к наблюдениям:

  • содержание наблюдений должно быть систематизировано;
  • все наблюдения должны быть доступны и тесно связаны с курсом природоведения по годам обучения;
  • наблюдения от класса к классу должны усложняться, углубляться, не теряя вместе с тем характера целостности;
  • объекты для наблюдения отбираются учителем в зависимости от природных условий, особенностей изменений в природе в текущем году, степени физической доступности объекта природы. [3, с. 67]

Для успешного проведения наблюдения большое значение имеет предварительная подготовка к нему, прошлый опыт, знания наблюдателя. Чем богаче опыт человека, тем больше у него знаний, тем богаче его восприятие. Эти закономерности наблюдения и должен учитывать учитель, организуя деятельность учащихся.

Подготовка включает в себя:

-определение места наблюдения из имеющихся у детей знаний, умений и навыков, соответствующих программе;

-выбор объекта наблюдения. Здесь важно учесть не только интерес и увлечение детей, но и их способность воспринять предоставленный материал;

-подготовка объекта к наблюдению;

-подготовка всего необходимого для наблюдения: если будут наблюдаться растения, то может понадобиться лупа, если животное, то корм, вода и т.д.;

-необходимо продумать организационные моменты- освещение, размещение детей, возможность беспрепятственного и удобного просмотра и подхода к объекту.

Наблюдения способствуют накоплению у младших школьников запаса достоверных конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего его осознания, обобщения, приведения в систему, раскрытие причин и взаимосвязей, существующих в природе. В ходе наблюдений учащиеся получают и специальные практические умения и навыки. К.Д. Ушинский обращался к учителям: “Идите в поле, в парк, пейте из источника мысли. И эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми, пытливыми, любознательными людьми”. Наблюдение при изучении курса естествознания применяется широко, потому что способствует наилучшему изучению предметов, объектов и явлений природы. Наблюдение как метод естествознания тесно связано со словесными и наглядными методами и применяется тогда, когда новые знания необходимо получить в процессе активной практической и мыслительной деятельности, что позволяет не только усвоить новые знания, но и выработать практические умения. Наблюдения за предметами и явлениями сопровождают проведение лабораторных опытов, практических работ в уголке живой природы и на учебно-опытном участке. Необходимость учить детей видеть, наблюдать возникла не только сейчас, в XXI веке. Истоки уходят к концу XVIII века. Именно в это время было введено преподавание естествознания в русских школах. И вопросам организации наблюдений уделяли внимание такие известные учёные как В.Ф. Зуев, А.Я. Герд, В.П. Вахтеров, И.И. Полянский и др. Не обходят вниманием вопрос о наблюдениях и наблюдательности современные ученые. Так, построение программы Зои Александровны Клепининой позволяет и предполагает наблюдать живую природу. Это могут быть задания учебника или учителя. Порядок наблюдений определяется последовательностью изменений в природе данной местности. Проведенные наблюдения фиксируются в тетрадях и календарях природы и являются основой формирования знаний о природе, важным условием развития ребенка. Большое место в своей программе отводит наблюдениям и Андрей Анатольевич Плешаков. Он считает, что большое значение следует уделять целенаправленной работе по формированию у детей экологической культуры. Одним из средств является наблюдение. Он рекомендует проводить по возможности как можно большее экскурсий. Кроме того, им разработан “Научный дневник”. Заполнение его позволяет проводить как краткосрочные, так и длительные наблюдения уже с первоклассниками.

В курсовой работе мы планируем продолжить изучение данной проблемы, более подробно изучить методические аспекты организации, подготовки и проведения наблюдений в начальной школе на уроках «Окружающего мира», основываясь на изучении теоритической части в I главе.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:        

1. Виноградова, Н.Ф. «Окружающий мир» в начальной школе «Академия» 1998 год-144 с.

2. Григорьева, Е.В. Методика преподавания естествознания «Владос» 2008 год- 253с.

3. Клименко, О.Н Наблюдение  – метод чувственного познания природы // Начальная школа.- 2005.- №1.- с.65-68.

4. Митериков, В.А. Психолого педагогический словарь «Феникс» 1998год (540 стр)