Главные вкладки

    ПК 4.3.
    методическая разработка

    Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Технология проблемного обучения

    В настоящее время учителю начальной школы предоставлен достаточно широкий выбор вариативных программ начального образования, различных систем и учебно-методических комплектов обучения. Вместе с тем, практика показывает, что, изменив лишь содержание, оставив без изменения технологию, невозможно достичь положительных результатов обучения.

    Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором сочетаются самостоятельная систематическая поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование мировоззрения учащихся, их познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой    проблемных ситуаций.

    Умение видеть проблемы – интегральное свойство мышления. Развивается оно в течение длительного времени в самых разных видах деятельности.

     Решение учебных проблем оказывает положительное воздействие на эмоциональную сферу учащихся, создаёт благоприятные условия для развития коммуникативных способностей детей, развития их индивидуальности и творческого мышления. Кроме того, умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения, классифицировать и структурировать материал, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи ведёт к достижению таких образовательных результатов, как способность к самостоятельной познавательной деятельности, умение быть успешным в быстро изменяющемся мире и т.д.

    Фрагмент урока русский язык УМК «Школа России» 3 класс. Тема: «Число имен прилагательных».

    -Весна – замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Хотите увидеть, как  это  происходит?  

    -Подберите к данным именам прилагательным подходящие по смыслу имена существительные и запишите получившиеся словосочетания.

    Последний …, тёплое …,   зелёная …

    Слова для справок: снег, солнышко,  трава.

    -У прилагательных выделите окончание, укажите род.

    -Посмотрите, какая красивая картина у нас получилась. Даже у нас в классе повеяло весной.

    -Прочитайте слова: пушистый, весёлые, красная, спелая.

    -Что в них общего?

    -Найди лишнее слово.

    -Сформулируйте тему урока.

    -Какие цели поставим перед собой?

    Последний снег, теплое солнышко, зелёная трава.

    1. ий, м.р. 2. ое, ср.р. 3. ая, ж.р.

    -Это имена прилагательные.

    -Веселые, так как это имя прилагательное обозначает признак нескольких предметов, а остальные – признак одного предмета.

    -Число имен прилагательных.

    -узнать изменяются ли прилагательные по числам

    Фрагмент урока русский язык УМК "Школа России" 3 класс. Тема: "Изменение имен прилагательных по падежам".

    Прочитайте рассказ.

    Как-то раз с большого клёна оторвался лист зелёный.

    И пустился вместе с ветром путешествовать по свету.

    Закружилась голова у зелёного листа.

    Ветер нёс его и нёс, бросил только на мосту.

    В тот же миг весёлый пёс шмыг – к зелёному листу.

    Лапой – хвать зелёный лист, дескать. Поиграем.

    «Не хочу» — парашютист головой качает…

    Ветер вмиг с листом зелёным над землёй взметнулся снова,

    Я пишу в саду под клёном стих о том листе зелёном.

    - Обратите внимание на выделенные слова. Что общего есть в этих словах?

    - А какие отличия и почему?

    Учащиеся читают рассказ

    - Это прилагательные, их объединяет общее значение, один род и одно число

    -Прилагательные имеют разные окончания, так как стоят в разных падежах



    Предварительный просмотр:

    Здоровьесберегающие технологии.

    Что же такое здоровьесберегающие образовательные технологии?

    Это совокупность форм и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья ребенка и педагога.

    Здоровьесберегающее обучение направлено на – обеспечение психического здоровья учащихся.

    Опирается на – природосообразности, преемственности, вариативности, прагматичности (практической ориентации).

    Достигается через – учет особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии.

    Приводит к – предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; прирост учебных достижений.

    Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе школы охватывают следующие направления: 

    1. Организация образовательного процесса на основе санитарных норм и гигиенических требований.
    2. Ежегодная диспансеризация.
    3. Двигательная активность (уроки физкультуры, динамические паузы в течение дня, спортивно-массовая работа).
    4. Рациональное питание.
    5. Формирование ценности здоровья и ЗОЖ.
    6. Служба психологической поддержки.

    школе?

    Виды здоровьесберегающих технологий в начальной школе:

    • Физкультурная минутка — динамическая пауза во время интеллектуальных занятий. Проводится по мере утомляемости детей. Это может быть дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, легкие физические упражнения. Время — 2-3 минуты.
    • Пальчиковая гимнастика — применяется на уроках, где ученик много пишет. Это недолгая разминка пальцев и кистей рук.
    • Гимнастика для глаз. Проводится в ходе интеллектуальных занятий. Время — 2-3 минуты.
    • Смена видов деятельности — это целесообразное чередование различных видов деятельности на уроке (устная работа, письменная, игровые моменты и пр.). Проводится с целью предупреждения быстрой утомляемости и повышения интереса учащихся.
    • Артикуляционная гимнастика. К ней можно отнести работу по развитию речи, считалки, ритмические стихи, устные пересказы, хоровые повторения, которые используются на уроках не только для умственного, психологического и эстетического развития, но и для снятия эмоционального напряжения.
    • Игры. Любые: дидактические, ролевые, деловые — игры призваны решать не только учебные задачи. Вместе с этим они развивают творческое мышление, снимают напряжение и повышают заинтересованность учащихся к процессу познания.
    • Релаксация — проводится во время интеллектуальных занятий для снятия напряжения или подготовки детей к восприятию большого блока новой информации. Это может быть прослушивание спокойной музыки, звуков природы, мини-аутотренинг.

    Фрагмент урока письмо УМК «Перспективная начальная школа» 1 класс. Тема: «Строчная буква к, звуки [к], [к’]»

    -А теперь подготовим наши руки к письму.

    В прятки пальчики играли

    И головки убирали.

    Вот так, вот так,

    И головки убирали.

    Ритмичное сгибание и разгибание пальцев. Усложнение: поочередное сгибание каждого пальчика на обеих руках

    -Старайтесь держать спину прямо, а шею ровно, не сгибайтесь над тетрадью слишком низко, держим тетрадь под наклоном.

    Учащиеся выполняют упражнение.

    Фрагмент урока технологии УМК «Школа России» 3 класс. Тема: «Фонтан».

    -Сейчас мы немного отдохнем.

    Мы ногами топ-топ,

    Мы руками хлоп-хлоп,

    А потом прыг-скок

    И ещё разок.

    А потом вприсядку,

    А потом вприсядку,

    А потом вприсядку.

    Побежим мы по дорожке

    Раз, два, три!

    И похлопаем в ладошки

    Раз, два, три!

    И покрутим головами

    Раз, два, три!

    И тихонько на место все присядем!

    Учащиеся выполняют упражнение.



    Предварительный просмотр:

    Обучение в сотрудничестве (групповая работа)

    Групповая работа играет положительную роль не только на первых этапах обучения, но и в последующей учебно-воспитательной работе. Методику групповой работы я стараюсь ввести уже с первых дней обучения ребенка в школе. Это могут быть уроки технологии, окружающего мира, где на первых этапах перед детьми не ставится сложных задач анализа и синтеза изучаемого материала. Пока еще дети плохо знают друг друга, предлагаю им разделиться на группы по 5–6 человек по желанию. Даю задание выполнить работу самостоятельно каждому, а потом эту же работу, – но всем вместе.

    Например, на уроке ручного труда работа с пластилином, тема “10 наливных яблок”. Сначала каждый делает своё яблоко, а потом еще 5 всей группой и коллективно оформляют яблоньку, вешая на неё яблочки. Перед началом работы с детьми оговариваю правила работы: называть друг друга только по имени и в разговоре использовать только вежливые слова. Позже, когда дети хорошо узнают друг друга, начинаю работу по формированию групп на четверть. Основным принципом отбора являются личные симпатии, умение общаться, уровень интеллектуального развития ребенка.

    И так как создаваемая группа является единым целым, то каждый ребенок должен быть задействован в работе. И потому методика такой работы предполагает распределить между детьми их обязанности. Главным в группе выбирается командир. Этот ребенок должен уметь организовать работу, направлять ее в нужное русло. Генератор идей – тот, кто подает идею, выделяет главную мысль изучаемого материала. Фиксатор – тот, кто записывает (желательно в схемах) все, что предполагает группа. Критик – выявляет недостатки в работе, критикует предлагаемое с позиции неприемлемого в данных условиях. Аналитик делает выводы, обобщает сказанное. Главная цель работы в группе – приблизиться к изучаемой проблеме вместе, независимо от твоей назначенной роли.

    Работа в группах очень интересна детям, так как они ближе узнают друг друга, учатся общаться, учитывая интересы товарища. Учитель же, наблюдая за ребятами, может для себя провести мини-мониторинг психических особенностей ребенка (умение общаться в микроколлективе, обобщать сказанное, выражать свое мнение, определить уровень работоспособности).

    На таких уроках ни один ребенок не остается в стороне. Даже дети с низким уровнем работоспособности, которые на уроке предпочитают молчать, делают попытки включиться в работу группы. Нельзя думать, что эта работа приносит результаты с первых уроков. Для этого требуется серия таких уроков и кропотливый труд учителя.

    Фрагмент урока окружающего мира УМК «Школа России» 3 класс. Тема: «В центре Европы».

    Сегодня вы будете исследователями, которые узнают о  странах Центральной Европы.

    Работа с учебником.
    - Узнайте с помощью учебника на странице 125 какие страны вы сегодня будете исследовать..
    Групповая работа.
    Класс делится на три группы.
    Начинаем наше исследование и путешествие! Руководители групп с помощью жребия должны узнать, в какую из стран Бенилюкса им предстоит отправиться.

    Проводится жеребьёвка. Руководители туристических групп получают маршрутные листы, которые им предстоит заполнить во время работы:

    МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ ПУТЕШЕСТВИЯ

    Страна путешествия ______________________________________________
    Название команды________________________________________________
    Руководитель исследовательской группы_____________________________

    Месторасположение.
    С какими странами граничит, какими морями омывается.

    Столица государства.

    Глава государства.

    Государственный язык.

    Флаг государства
    (изобразите цветными карандашами)

    Особенности и достопримечательности страны.

    По окончанию работы 6 представителей от группы выходят и рассказывают про страну.

    Слушают учителя.

    Страны Центральной Европы.

    Делятся на группы.

    Выполняют работу в группах.

    Каждая группа рассказывает про страну, о которой они узнали.

    Фрагмент урока по русскому языку УМК "Школа России" 3 класс. Тема: "Личные местоимения".

    В группах вам нужно составить кластер "Личные местоимения". Куда вы запишите все, что знаете личных местоимениях: какие они бывают, какого бывают лица и числа. (Выполняют кластер в группах).

    После этого мы проверим ваши работы.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Технология саморазвития по Монтессори

    Слайд 2

    Современное российское общество подвергается глобальным социальным, экономическим, политическим и культурным изменениям, что делает необходимым обновление содержания образования. Вот уже почти сто лет имя Марии Монтессори приковывает к себе неослабевающее внимание педагогов и ученых более чем в восьмидесяти странах мира. Известная как выдающийся ученый и гуманист она создала систему, равной которой в мировом опыте не было и нет. Европа, Америка, Индия, Китай, Япония - тысячи Монтессори школ открыты по всему миру. Что же делает метод Монтессори таким привлекательным? Он удивительно технологичный, продуманный, цельный и включает в себя не только развитие интеллектуальных способностей, но и будущих «доспехов духа». М. Монтессори действительно нашла уникальный способ работы с каждым ребенком.

    Слайд 3

    Девиз педагогики М.Монтессори «Помоги мне сделать это самому..» Мария Монтессори родилась в 1870 году в небольшом итальянском городе. В детстве Мария Монтессори проявила неординарные способности в математике. В 12 лет Мария Монтессори поступила в техническую школу, где была единственной девочкой среди мальчиков. После школы Мария поступила в университет. Обучаться медицине в университете имели право только мужчины. Девушку сначала принили вольной слушательницей, а затем, ввиду особых успехов, зачислили полноправной студенткой на курс. Мария Монтессори устраивается работать в университетскую клинику. К ней приходит мысль о необходимости создания особой развивающей среды вокруг ребенка. В 1900 году Мария Монтессори возглавляет ортофреническую школу — первое учебное заведение в Европе для детей с отклонениями в развитии. Мария Монтессори вплотную занялась изучением развития здоровых детей. В 1907 году в Риме под ее руководством открывается первый Дом Ребенка. Работа в этом заведении строится строго по принципам, предложенным М.Монтессори. Биографическая справка

    Слайд 4

    Проблема: Технология саморазвития была создана как альтернатива муштре и догматизму в обучении, распространенным в конце XIX века. Классификационные параметры: По уровню применения : общепедагогическая По характеру содержания : воспитательная, обучающая,общеобразовательная, гуманистическая. По типу управления познавательной деятельностью: система малых групп + консультант + репетитор. По организационным формам : альтернативная,индивидуальная + групповая. По преобладающему методу : игровая + творческая. По направлению модернизации : природосообразная. По категории обучаемых : все категории.

    Слайд 5

    Целевые ориентации: всестороннее развитие, воспитание самостоятельности, соединение в сознании ребенка предметного мира и мыслительной деятельности. Концептуальные положения: • Обучение должно проходить совершенно естественно в соответствии с развитием - ребенок сам себя развивает. • Вся жизнь ребенка - от рождения до гражданской зрелости - есть развитие его независимости и самостоятельности. • Учет сензитивности и спонтанности развития. • Отказ от миссии обучать детей; вместо обучения предоставить им условия для самостоятельного развития и освоения человеческой культуры. • Мышление ребенка должно проходить все необходимые стадии: от предметно-действенного к наглядно-образному, и только после этого достигается абстрактный уровень. • Сознание ребенка является «впитывающим», поэтому приоритет дидактики — организовать окружающую среду для такого «впитывания».

    Слайд 6

    Особенности содержания Силы развития заложены в ребенке, но они могут не реализоваться, если не будет подготовленной среды. При создании ее учитывается прежде всего сензитивность - наивысшая восприимчивость к тем или иным внешним явлениям. Монтессори-материал есть часть педагогической подготовительной среды, которая побуждает ребенка проявить возможности его собственного развития через самодеятельность, соответствующую его индивидуальности, и отвечает стремлению ребенка к движению. Старинные материалы Монтессори, хранящиеся в Институте Детства в Санкт-Петербурге

    Слайд 7

    Возрастная периодизация, разработанная М.Монтессори: 0-3 года: предметно-чувственная ориентировка; 3-6 лет: сензитивность к речи, освоение языка, наглядно-образное мышление; 6-9 лет: освоение абстрактных действий; 9-12 лет: завершение первого, начального концентра школы; 12-18 лет: гимназическая и старшая ступень.

    Слайд 8

    Дисциплина в свободе Дисциплина в свободе - вот великий принцип, который нелегко понять стороннику традиционных школьных методов. Как добиться дисциплины в классе свободных детей? Разумеется, в системе Монтессори понятие дисциплины весьма отличается от обычного понятия ее. Раз дисциплина основана на свободе, то и самая дисциплина обязательно должна быть деятельной, активной. Это отлично от понимания дисциплинированного ребенка, когда он становится молчаливым, тихим, по сути, пассивным и неподвижным. Под дисциплиной же Монтессори понимала владение собой как внутреннюю способность , умение найти баланс между тем, что хорошо для себя и тем, что хорошо для других , речь идет об умении контролировать себя . Это активность, которая контролируется и регулируется самим ребенком и предполагает действия, определяемые им сам, а не налагаемые извне педагогом.

    Слайд 9

    Подготовленная среда у Марии Монтессори Метод М.Монтессори состоит из трех основных частей: ребенка , окружающей (подготовленной) среды, учителя. В школе М. Монтессори придается большое значение организации специально подготовленного учебного пространства. Подготовленная среда включает в себя также атмосферу помещения. Гигиена важна для ребенка не только как фактор сохранения его здоровья, но и с точки зрения его воспитания. Подготовленная среда состоит из 5 зон развития, которые ребенок последовательно осваивает за время пребывания в группе.

    Слайд 10

    Первая зона, в которой обычно ребенок начинает свою работу по приходу в группу, - зона упражнений практической жизни . Ребенок познает практическую часть жизни: переливает воду из кувшина в кувшин, моет и чистит овощи, стирает, застегивает молнию, завязывает шнурки. Для всего этого подойдут как обычные бытовые предметы (всевозможные кастрюли, емкости, и так далее), так и специальные игровые пособия — шнуровки .

    Слайд 11

    Вторая зона - Зона сенсорного развития Ребенок учится различать температуру, трогая нагретые на солнышке камушки и лед, вынутый из холодильника; различать цвета, предметы по весу; знакомится с разнообразием запахов, нюхая баночки с различным наполнением.

    Слайд 12

    Математическая зона Ребенок учится простым математическим действиям, знакомится с четырехзначными цифрами. Самый простой пример Монтессори-пособия, который можно встретить в математической зоне — обычные счеты.

    Слайд 13

    Зона языкового развития Эту зону наполняет большое количество предметов, направленных на развитие мелкой моторики. Изучая азбуку, дети обводят пальчиками шершавые буквы, а затем стараются воспроизвести очертания букв, рисуя их на крупе.

    Слайд 14

    Зона естественнонаучного воспитания (космоса) Эта зона дает ребенку первые представления об окружающем мире: ботанике и географии.

    Слайд 15

    Трехступенчатый урок Монтессори В методе Монтессори есть такое понятие как трехступенчатый урок. Это урок, который состоит из трех этапов или ступеней. Он применяется для того, чтобы дать ребенку новые понятия, пополнить его словарный запас. 1 ступень – это ступень знания 2 ступень – это уровень опыта 3 ступень – проверка переданных знаний, их усвоения Трехступенчатый урок проводится, как правило, с не более чем тремя новыми предметами или понятиями.

    Слайд 16

    Заповеди Марии Монтессори 1. Никогда не трогай ребенка, пока он сам к тебе не обратится (в какой-либо форме). 2. Никогда не говори плохо о ребенке, ни при нем, ни без него 3. Концентрируйся на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге плохому будет оставаться все меньше и меньше места. 4. Будь активен в подготовке среды. Проявляй постоянную педантичную заботу о ней. Помогай ребенку устанавливать конструктивное взаимодействие с ней. Показывай место каждого развивающего материала и правильные способы работы с ним 5. Будь готов откликнуться на призыв ребенка, который нуждается в тебе, всегда прислушивайся и отвечай ребенку, который обращается к тебе. 6. Уважай ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее. Но немедленно и твердо останавливай любое некорректное использование материала и любое действие, угрожающее безопасности самого ребенка или других детей, его развитию

    Слайд 17

    7. Уважай ребенка отдыхающего или наблюдающего за работой других, или размышляющего о том, что он делал или собирается делать. Никогда не зови его и не принуждай к другим активным действиям. 8. Помогай тем, кто ищет работу и не может выбрать ее. 9. Будь неустанным, помогай ребенку осваивать ранее неосвоенное, преодолевать несовершенство. Делай это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью и тишиной, милосердием и любовью. Сделай свою готовность помочь очевидной для ребенка, который находится в поиске, и незаметной для того ребенка, который уже все нашел. 10. Всегда в обращении с ребенком используй лучшие манеры и предлагай ему лучшее в тебе и лучшее из того, что есть в твоем распоряжении.

    Слайд 18

    Разделить учащихся на 4 группы -Ребята, сейчас я каждой группе раздам по мешочку, ваша задача не глядя, наощупь определить что же это такое. (Это семена гороха и подсолнуха) -Верно, молодцы! А сейчас, я предлагаю вам послушать о необычных превращениях гороха (показывает последовательность развития с помощью карточек)

    Слайд 19

    «Как приятно зимой съесть тарелочку горохового супа или салат, заправленный ароматным зеленым горошком! Начинается путешествие гороха на обеденный стол с одной-единственной маленькой горошины . Весной, попав в землю. Маленькая горошинка начинает набухать, впитывая в себя влагу из земли. Кожура ее раскрывается, и из нее появляется молодой корень . Затем начинает развиваться зародыш-стебелек , поднимающий наверх почечку, из которой появляется росток . Вскоре на нем появляются листья и отростки- усики , нежно-белые цветы . Из цветка в скором времени вырастет удлиненная коробочка- стручок, полный вкусных горошин ».

    Слайд 20

    -Итак, ребята, вы прослушали, как превращается (прорастает) горох, теперь вам нужно выполнить задание в группах. Сейчас я раздам вам волшебный кроссовок, вы должны последовательно соединить этапы превращения (прорастания) гороха. (Выполняют задание) - Давайте проверим. (Горошина, корень, зародыш-стебелек, росток, листья, отростки-усики, цветы, стручок, полный куст горошин) -Молодцы, ребята! А вы любите горох? Почему? (потому что он такой вкусный) -Сейчас, я расскажу вам о превращениях подсолнуха (показывает последовательность развития с помощью карточек)

    Слайд 21

    «Подсолнух- любимец солнышка. Первый подсолнух приехал к нам из-за океана, из далекой Мексики. Он начинает свое развитие с небольшого семечка, покрытого темной шкуркой- кожурой. Попав в землю, семя подсолнуха под действием тепла и влаги образует и питает зародыш . Затем появляется корешок , который растет и укрепляется в почве. Зародыш- проросток растет и становится стеблем . Стебель у подсолнуха один, очень мощный. От него на длинных черешках отходят крупные листья с резными краями. Ближе к осени на конце стебля появляется сначала бутон , а затем крупная корзинка- соцветие , покрытая снизу небольшими листьями. На месте мелких настоящих цветков образовываются семена подсолнечника. Из них изготавливают подсолнечное масло, маргарин, халву и многие другие необходимые человеку продукты».

    Слайд 22

    Ребята, вы прослушали, как превращается (прорастает) подсолнул, сейчас вам нужно выполнить такое же задание со шнуровкой. Напоминаю, что вы должны последовательно соединить этапы превращения (прорастания) подсолнуха. (Выполняют задание) - Давайте проверим. (Семечко, зародыш, корешок, стебель, листья, бутон, соцветие, семена подсолнечника, подсолнух) -Дети, некоторые детали развития повторяются. Подумайте, что в их развитии похоже? - Чем отличается развитие? - Как можно назвать одним словом горох, подсолнух? (Растения) - Где растут эти растения? (На огороде)