ПК 4.3.
методическая разработка

✧ Савинова Анастасия Сергеевна ✧

Систематизация и оценка педагогического опыта и образовательных технологий в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игровая технология

Слайд 2

Формы организации учебной деятельности: фронтальная; индивидуальная; групповая. Группы игр: сюжетно-ролевые; дидактические; деловые; интеллектуальные; познавательные.

Слайд 3

Формы познавательной деятельности учащихся: уроки и внеклассные мероприятия с использованием игровых элементов; уроки-игры; внеклассные игровые мероприятия.

Слайд 4

Функции игровых технологий: Развлекательная; Коммуникативная; Самореализация в игре; Игротерапевтическая; Диагностическая; Коррекционная; Социализация.

Слайд 5

Структура игры: а) как деятельности: Целеполагание; Планирование Реализация цели Анализ результатов б) как процесса: роли, взятые на себя играющими; игровые действия, как средство реализации этих ролей; игровое употребление предметов; реальные отношения между играющими; сюжет (содержание).

Слайд 6

Педагогические игры По области деятельности: 1.Физические; 2.Интеллектуальные; 3.Трудовые; 4.Социальные; 5.Психологические. По характеру педагогического процесса: обучающие; тренинговые; контролирующие; обобщающие. познавательные; воспитательные развивающие. репродуктивные; продуктивные; творческие. репродуктивные; продуктивные; творческие.

Слайд 7

По игровой методики: 1. предметные; 2.сюжетные; 3.ролевые; 4.деловые; 5.имитационные; 6.драматизации По характеру педагогического процесса: математические; химические; биологические; физические; экологические. музыкальные; театральные; литературные. трудовые; технические; производственные. обществоведческие; управленческие; экономические; коммерческие. По игровой среде: 1.Без предметов/ с предметами 2.настольные/комнатные/уличные 3.компьютерные/телевизионные



Предварительный просмотр:

Педагогические технологии на основе активизации деятельности учащихся

        «Педагогические технологии - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств: она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса».

        Форма обучения, способ обучения, активизация, учебная деятельность учащихся, в связи с этими понятиями, можно сказать, что педагогические технологии на основе активизации деятельности учащихся – это активная форма организации обучения учащихся, с использованием определенных ресурсов, с минимальными временными затратами и максимальным объемом информации. При этом требования к качеству полученных знаний не снижаются.

Использование педагогических технологий в современном образовании обязательно. В первую очередь, это требование стандарта. Во-вторых, требование общества.

        Педагогические технологии применяются как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

        Эффективность заключается в том, что современные педагогические технологии должны быть результативными и экономичными, гарантировать достижение определенного уровня обучения.

        Как и любое нововведение, педагогические технологии на основе активизации  деятельности учащихся, имеют свои достоинства:

  • доступность учебного материала;
  • высокая мотивация;
  • возможность использования различных источников информации;
  • активное участие в учебной деятельности;
  • легкость обучения и освоения учебного материала;
  • возможность освоения «своего» объема знаний.

И недостатки:

  • сложность перехода на обучение только в режиме технологий;
  • все информацию невозможно изучить в технологическом режиме;
  • снижение уровня коммуникации;
  • отсутствие развития творческого мышления и творческих способностей (кроме технологии проблемного, эвристического обучения);
  • обучение ведется на основе моделей, схем и алгоритмов.

Игровые технологии

        Игра наряду с трудом и учением – один из основных видов деятельности человека. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательными возможностями. В этом и состоит феномен, что являлось развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение и в модель типа человеческих отношений. Игру как метод обучения использовали с древности.         

        Педагогические средства, использованные в опыте учителей:

        В любой работе с учащимися по формированию познавательной активности наиболее эффективно и активно используются следующие педагогические средства:

А) Формы организации учебной деятельности:

  • Фронтальная.
  • Индивидуальная.
  • Групповая.

Б) Группы игр:

  • Творческие сюжетно-ролевые игры.
  • Дидактические игры.
  • Деловые игры.
  • Интеллектуальные игры.

        Познавательная деятельность учащихся проходит в следующих формах:

А) Уроки и внеклассные мероприятия с использованием игровых элементов.

Б) Уроки-игры.

В) Внеклассные игровые мероприятия.

        Функции:

  • развлекательная (основная функция игры, развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
  • коммуникативная (освоение диалектики общения);
  • самореализация в игре, как полигоне человеческой практики;
  • игротерапевтическая (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности);
  • диагностическая (выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры);
  • коррекционная (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей);
  • социализация (включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общения).

        В структуру игры как деятельности органично входят целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых ребенок полностью реализует себя как субъекта.

        В структуру игры как процесса входят:

  • роли, взятые на себя играющими;
  • игровые действия, как средство реализации этих ролей;
  • игровое употребление предметов;
  • реальные отношения между играющими;
  • сюжет (содержание) — область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Игровая деятельность используется преподавателями в следующих случаях:

  • в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
  • как элемент более обширной технологии;
  • в качестве урока или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля знаний);
  • как технология внеклассной работы.

        Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

        Пед. игра имеет цель обучения, учебно-познавательную направленность и пед. результат. Игровые приемы и ситуации на уроках стимулируют учащихся к учебной деятельности.

        Реализация игровых приемов и ситуаций на уроке происходит по следующим направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед учащимся в форме игровой задачи;
  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  • учебный материал используется в качестве средства игры, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Фрагмент урока по литературному чтению

Тема: «Г.Остер «Будем знакомы»»

УМК «Школа России» 2 класс, 2 часть

Этап урока

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

IV.Открытие нового знания

М:игровой, словесный

15 мин

-Сейчас, я заново начинаю читать произведение, а вы следите, а потом кто-то продолжит читать.

-Пальчик поставили на начало и приготовились меня слушать.

ЧИТАТЬ ДО С.156.

-Сейчас давайте немного отдохнём. Встаньте у своих мест. Проверим, насколько вы внимательны. Если я назову слово, которое встречается в сказке, вы прыгаете на месте два раза, если такого 0слова в сказке нет, то вы приседаете два раза.
Мартышка, носорог, удав, крокодил, дерево, скакалка, бегемот, попугай, ящерица, слонёнок, охотник.

Внимательно слушают

Читают сказку

Выполняют физминутку

Л.: смыслообразование;

П.: анализ и структурирование этапов



Предварительный просмотр:

Сингапурская методика обучения

        Педагогика во все времена стремилась создать идеальную систему обучения, при которой ученики могли бы впитывать максимум знаний и навыков. И наш современный век технологий не исключение.

        Новые приоритеты образования подталкивают учителей к поиску и внедрению в школах современных технологий преподавания, помогающих достичь более ощутимых результатов обучения и воспитания. И все чаще в школах многих стран применяется сингапурская система обучения.

        Описание сингапурской методики. Класс разбит на группы по 4 человека, каждая группа – сплоченная команда, оснащенная рабочим материалом: бумагой, тетрадями, ручками и пр. Команды получают задания и шумно в своей среде его выполняют. По сигналу коллектив оперативно меняется, группы перемешиваются и образуются новые команды (четверки или пары). Дается вопрос или новое задание, дети в ограниченном времени активно обмениваются информацией и навыками. Скучающих учеников на таких уроках не бывает.

        По сигналу учителя «стоп!» прекращается самообучение и начинается подведение учителем общих итогов.

        Сингапурская методика представляет собой набор тезисов и формул, называемых в Сингапуре структурами, для более качественной проработки урока, основных обозначено тринадцать, но на самом деле их несколько десятков.

  • МЭНЭДЖ МЭТ – управление классом, распределение учеников в одной команде из 4-х человек: кто сидит рядом, а кто – напротив, как оппонент, как им общаться.
  • ХАЙ ФАЙВ – концентрация внимания на поднятой ладони учителя как сигнала начала урока или выдачи задания.
  • КЛОК БАДДИС – «друзья по времени», выполнение группой конкретного задания за конкретное время, поскольку после сигнала состав команды будет меняться.
  • ТЭК ОФ – ТАЧ ДАУН – «встать – сесть» - структура знакомства с классом и получения информации. Когда на заданный вопрос, в качестве положительного ответа ученики встают, те, кто не согласен, продолжают сидеть.
  • ДЖОТ ТОСТ – «запишите мысль» - оперативное выполнение задания в письменном виде, проговаривая его вслух. Сразу после анализ итогов.
  • ТИК – ТЭК – ТОУ – развитие критического и креативного мышления у детей в задаче составить предложение с обязательными словами в схеме. Слова отлично заменяются числами, например.
  • СТЕ ЗЕ КЛАСС – «перемешай класс» - ученикам разрешается свободно бродить по классу, чтобы собрать максимум мыслей и ответов по своему списку. После обязательный общий анализ.
  • КОНЭРС – распределение учеников по углам класса по выбранным ими вариантам.
  • СИМАЛТИНИУСС РАУНД ТЭЙБЛ – структура, в которой все четыре члена группы выполняют письменные задания, а по окончанию передают их по кругу соседу на проверку.
  • КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД – «опроси – опроси – обменяйся карточками» - ученики проверяют друг друга и обучают по изученному материалу.
  • ТАЙМД ПЭА ШЭА – два участника обмениваются полными ответами по заданию по времени.
  • МИКС ПЭА ШЭА – произвольное смешение класса под музыку, образуя случайную пару, когда музыка заканчивается, и обсуждают тему в коротких ответах (РЕЛЛИ РОБИН) или в полных.
  • МИКС ФРИЗ ГРУП – смешивание учащихся под музыку, когда она прекращается – замирают и создают группы, количество которых зависит от ответа на заданный вопрос.
  • Время разминки – структура ТИМ ЧИР – веселое упражнение для поднятия настроения и духа, кричалка. Вдохнуть, стряхнуть, улыбнуться.

        Достижения сингапурских структур. Многие учителя сталкиваются с отсутствием интереса к чтению и творчеству у современных школьников, а ведь это самый мощный инструмент в получении знаний по предмету и многостороннему развитию способностей. Сингапурская технология обучения на уроке увеличивает разнообразие форм и средств, которые повышают и стимулируют любую, в т.ч. творческую, активность учащихся.

        Применение прогрессивных обучающих структур позволяет по-новому переосмыслить учебный процесс и направить обучение в сторону групповых и парных форм работы с учениками.

        Приемы сингапурской методики таковы: коллектив разбивается на группы или пары и изучает небольшую долю материала самостоятельно. Каждый ученик периодически примеряет на себя роль учителя, объясняя своими словами соседу суть вопроса, и наоборот. А педагог осуществляет так называемый «включенный контроль»: слушая по очереди одного из представителей микро группы, оценивает их, корректирует, помогает и направляет.

        Сингапурская система обучения несет в себе массу плюсов:

  • Около половины детей в классе учатся одновременно говорить и слышать, исправлять чужие ошибки, таким образом, закрепляя, корректируя и дополняя свои знания.
  • Резко возрастает активность каждого ученика в процессе, особенно в функции «учитель».
  • Каждый ученик оказывается в центре вопроса, ему необходимо общаться, чтобы научить товарища тому, что знаешь сам, тем самым создается положительное отношение к процессу обучения.
  • Обучение для каждого ребенка без исключения становится интересным и результативным, а качество знаний по предмету существенно растет.
  • У учеников развиваются коммуникативные качества, креативное мышление, они учатся сотрудничать, критиковать и принимать критику.

  • Любой урок становится похожим на увлекательную и насыщенную игру и несет в себе исключительно положительные эмоции.

Фрагмент урока по окружающему миру

Тема: «Времена года. Обобщение»  

УМК «Школа России» 1 класс

Этап: Актуализация знаний

-Ребята, давайте с вами вспомним, с какими темами мы знакомились на прошлых уроках? («Проходили времена года, определяли признаки»).

-Итак, ребята, сейчас вы будете работать в группах, вам даны признаки, разделите их на такие классификации, которые вы сразу увидите. (вам понадобится клей)

-Даю вам 5 минут на выполнение данного задания.

-Ваше время вышло, на какие виды классификаций, вы разделили признаки? (Признаки зимы, признаки весны, признаки лета и осени).

-А сейчас будем проверять, послушайте как, первая группа будет проверять у второй группы, вторая группа у третьей… и т.д., а восьмая группа будет у первой, когда проверите, если правильно поставьте плюс и переходите проверять у другой команды. В общем каждая группа должна проверить 3 других группы. Когда вы проверите, сядьте на свои места.

-Давайте проверим, какие ошибки нам встретились.

-Молодцы! Вы справились!



Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающая технология

        Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

        Понятие «здоровьесберегающие педагогические технологии» дискусионно и у разных авторов встречаются разные трактовки.         Н.К.Смирнов, как родоначальник понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» утверждал, что их можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога. Он считает, что как прилагательное понятие «здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой педагогической технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса – детей и их родителей, педагогов.

        Здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как сертификат безопасности для здоровья и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные педагогические технологии задачами здоровьясбережения.

        Виды здоровьесберегающих технологий:

  • Физкультурная минутка — динамическая пауза во время интеллектуальных занятий. Проводится по мере утомляемости детей. Это может быть дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, легкие физические упражнения. (2-3 минуты)
  • Смена видов деятельности — целесообразное чередование различных видов деятельности на уроке (устная работа, письменная, игровые моменты и др.). Проводится с целью предупреждения быстрой утомляемости и повышения интереса учащихся.
  • Гимнастика для глав — проводится в ходе интеллектуальных занятий. (2-3 минуты)
  • Пальчиковая гимнастика — применяется на уроках, где ученик много пишет. Это недолгая разминка пальцев и кистей рук.
  • Артикуляционная гимнастика — к ней можно отнести работу по развитию речи, считалки, ритмические стихи, устные пересказы, хоровые повторения, которые используются на уроках не только для умственного, психологического и эстетического развития, но и для снятия эмоционального напряжения.

Фрагмент урока: Письмо

Тема: «Повторение йотированных гласных и алгоритм списывания»

УМК «Перспективная Начальная Школа» 1 класс 2 часть

Пальчиковая гимнастика:

-Ребята, для того, чтобы красиво писать буквы, давайте разомнем свои пальчики.

Этот пальчик – маленький (массируем мизинчик).

Этот пальчик – слабенький (безымянный).

Этот пальчик – длинненький (средний).

Этот пальчик – сильненький (указательный).

Этот пальчик – большачок (большой).

А все вместе – кулачок (сжимаем в кулачок).



Предварительный просмотр:

Технология проектного обучения

        Современная начальная школа – важнейшее звено в системе непрерывного образования развивающейся личности. Но знания не приобретаются сразу в готовом виде, а только в процессе собственной активной деятельности и происходит развитие ребенка. В настоящее время, когда в нашей стране возникла необходимость в качественно новых характеристиках образовательных систем, метод проектов снова востребован и популярен.

        Используя проектную технологию в своей работе, приоритетным ставится процесс познания, для того, чтобы подготовить ученика, способного гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем.

        Основоположник проектных технологий американский философ - идеалист Джон Дьюи (1859-1952). Согласно его мировоззрениям, истинным и ценным является только то, что полезно людям, что дает практический результат и направлено на благо всего общества. Он считал, что вслед за человечеством ребенок должен повторить путь познания окружающего мира. В России метод проектов получил широкое распространение в Трудовой школе 20-х г.г. П.П. Блонским С.Т. Шацким. Они исходили из того, что школа должна готовить учащихся к жизни, а не только учить грамоте, что воспитание человека должно быть воспитанием его самостоятельности в процессе самостоятельной творческой деятельности.

        Проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создание разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность. В основе метода проектов лежит развитие познавательных творческих навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

        Проекты бывают:

  • Исследовательские;
  • Творческие;
  • Ролево – игровые;
  • Информационные;
  • Практиориентированные;
  • Монопроекты;
  • Интегрированные

        По степени включения есть индивидуальные и групповые проекты.

        Так как работа с проектом - это очень сложная работа, поэтому готовить

учеников к ней нужно постепенно.

        В проектной деятельности младших школьников выделятся следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:

  • мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);
  • планирующий подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
  • информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
  • рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

        После выполнения проекта необходимо помнить, что нужно:

помочь ученикам произвести самооценку проекта;

оценить процесс проектирования;

подготовить проект к презентации.

        Особое значение проектной деятельности в начальной школе заключается в том, что в ее процессе младшие школьники приобретают социальную практику за пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни. Использование технологии проектного обучения в начальной школе способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.

Фрагмент урока по окружающему миру

Тема: «Проект: «Города России»

УМК «Школа России» 2 класс

Этап урока  

Методы и приёмы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

М: практический (выполнение задания)

20-25 мин

- Итак, сегодня мы будем выполнять групповой проект.

- Вам необходимо разделиться на 6 групп.

- Если мы работаем в группах, то нам нужно вспомнить правила групповой работы.

Правила работы в группе (на слайде):

  • работать дружно;
  • уважать товарищей;
  • слушать каждого члена группы внимательно, не перебивать;
  • говорить коротко и понятно;
  • поддерживать друг друга, несмотря на разногласия;
  • распределять обязанности.

- Знаете ли вы этапы выполнения проекта?

Этапы выполнения проекта (на слайде):

  • обсудить тему;
  • составить план;
  • выполнить проект;
  • контролировать исполнение;
  • представить результаты;
  • проголосовать за лучшую работу;
  • заполнить лист самооценки.

- По окончании работы вы будете оценивать свою работу и работу группы. По каким критериям?

- Вот какие критерии встретятся в ваших листах самооценки:

  • все члены группы принимали участие в работе над проектом;
  • дружно ли вы работали;
  • нравится ли тебе результат работы группы;
  • каков твой вклад в работу группы.

- Сейчас каждая группа получит лист с заданием, лист планирования и продвижения по заданию, и материалы о городах России.

-У каждой группы должны быть следующие материалы: лист бумаги, клей, маркеры для оформления плаката.

- Перед выполнением проекта ознакомьтесь со всеми материалами. Время на выполнение проекта – 20 минут. Командиры групп, пожалуйста, не забывайте ребят, которым нужна ваша помощь.

Выполняют проект

П.:выполнение действий по алгоритму