«Родительское собрание, как одна из форм просвещения родителей»
статья

Чепрасова Светлана Викторовна

«Родительское собрание, как одна из форм просвещения родителей»

(Выступление на МО классных руководителей)

«Только вместе с родителями, общими усилиями,

 учителя могут дать детям большое человеческое    счастье»

В.А.Сухомлинский

 

Наряду с образовательной функцией образовательное учреждение выполняет не менее значимую – воспитательную функцию. Это обуславливает необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия школы и семьи, педагогов и родителей. Результаты проведенных психологами исследований убеждают в том, что родители были, есть и будут для школьников наиболее значимыми лицами, обладающими обширным арсеналом возможностей влияния на процесс формирования личности ребенка. Но мы не можем ручаться за то, что ребенок в семье получает правильное воспитание. Современным родителям необходима помощь, так как отсутствие знаний по психологии и педагогики ведут к ошибкам, а значит к безрезультативности воспитания.

Обогатить родителей новыми знаниями и опытом, помочь в организации семейного воспитания – главное назначение родительского собрания.

Универсальной формой взаимодействия педагога с родителями является родительское собрание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД САРАТОВ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 61 –

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС»

ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА Г. САРАТОВА

Выступление на ШМО классных руководителей

по теме:

«Родительское собрание, как одна из форм просвещения родителей»

                                                     учителя начальных классов

                                                                 Чепрасовой Светланы Викторовны

2018-2019 учебный год

«Родительское собрание, как одна из форм просвещения родителей»

(Выступление на МО классных руководителей)

«Только вместе с родителями, общими усилиями,

 учителя могут дать детям большое человеческое    счастье»

В.А.Сухомлинский

Наряду с образовательной функцией образовательное учреждение выполняет не менее значимую – воспитательную функцию. Это обуславливает необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия школы и семьи, педагогов и родителей. Результаты проведенных психологами исследований убеждают в том, что родители были, есть и будут для школьников наиболее значимыми лицами, обладающими обширным арсеналом возможностей влияния на процесс формирования личности ребенка. Но мы не можем ручаться за то, что ребенок в семье получает правильное воспитание. Современным родителям необходима помощь, так как отсутствие знаний по психологии и педагогики ведут к ошибкам, а значит к безрезультативности воспитания.

Обогатить родителей новыми знаниями и опытом, помочь в организации семейного воспитания – главное назначение родительского собрания.

Универсальной формой взаимодействия педагога с родителями является родительское собрание. (сл.1)

Воспитательную работу в классе я веду под девизом «Союз трех сердец»: учитель – ученик – родители. Именно в этом союзе возможно осуществление главной воспитательной задачи – формирование творческой личности.

«Счастлив тот, кто счастлив дома»,- говорил великий русский писатель Л.Н. Толстой, имея в виду ту атмосферу, которую создают в семье прежде всего родители, помогая детям стать увлеченными, деятельными, гармонично развитыми людьми. Поэтому для меня было очень важно  интерес школы превратить в интерес семейный и наполнить его общими делами.

Наряду с просветительской функцией, родительское собрание необходимо для вовлечения родителей в совместную с детьми деятельность (внеурочные мероприятия – экскурсии, конкурсы, праздники и т.п.), а также совместное решение организационных вопросов. Каждое родительское собрание я стараюсь превратить  в радость переживания родителями за успехи и достижения своего ребенка.

Еще на первом родительском собрании стараюсь убедить родителей в необходимости посещения всех родительских собраний, т.к. проблемы, обсуждаемые на собрании, предстают перед родителями с разных сторон. Ведь, мнение о жизни класса, полученное из рассказов ребенка отражает его восприятие событий – у учителя может быть несколько другое видение происходящего.

Кроме того, присутствуя на родительском  собрании, родители получают полную информацию о происходящих и планируемых в классе или в школе мероприятиях, могут из первых уст получить необходимую информация.

Участвуя в жизни класса посредством присутствия на собраниях, родителя знакомятся друг с другом, после чего они получают представление о семьях друзей своего ребенка. Каким родительское собрание должно быть сегодня? Нетрадиционным! Это значит, на родительских собраниях используются такие методы и приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, создают особый настрой на доброжелательный и откровенный разговор. Нетрадиционная форма проведения родительских собраний повышает интерес родителей к вопросам воспитания детей, значительно увеличивает явку, активизирует родителей на решение проблем воспитания. Свое общение с родителя строю на принципах доверия, диалога, партнерства, с учетом интересов родителей и их опыта в воспитании детей.

Огромную возможность сотрудничества школы с родителями детей дает проведение совместных праздников: «Папа, мама, я – читающая семья», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Папа, мама, я – дружная семья»; игры для всей семьи «Счастливый случай», «Крестики-нолики»; праздники к 23 февраля и 8 марта. Такие праздники проходят интересно и весело, сплачивая коллектив детей и родителей.

Часто для работы с родителями я использую тематическую лекцию – самую распространенную форму устного преподнесения знаний. К ее подготовке и проведению привлекаю родителей, психолога. Тематика лекций разнообразна. Например «Мой ребенок - ученик» - 1 класс, «Трудовое воспитание в семье» - 2 класс, «Авторитет родителей» - 3 класс, «Отец - воспитатель»- 4 класс.

Не менее распространенной формой работы с родителями – беседа. В ходе совместного поиска ответов на вопросы  учителя, родители находят решение жизненных ситуаций. Интересно прошла этическая беседа с детьми, а потом и с родителями «Я – в мире людей».

Я выработала для себя правила проведения родительского собрания:

- собрание должно запомниться;

- должно заставить задуматься;

- настроить родителей на позитивный конструктивный лад;

- информационный блок должен быть хорошо подготовлен;

- собрание – не лекция, поэтому нужно привлечь родителей к диалогу.

Диалог на родительских собраниях – это шаг к взаимопониманию, ступенька к обретению доверия, объединению взрослых в коллектив единомышленников.

Какие бы формы и методы работы с родителями не применял учитель,  в первую очередь педагог должен уметь слушать и слышать родителей; понимать невербальный язык общения и адекватно на него реагировать; уметь передавать информацию различными способами и обязательно устанавливать обратную связь. Важно, чтобы родители уходили с собрания с верой в своего ребенка, положительно настроенные и с ощущением, что если у его ребенка какие либо сложности, то они смогут ему помочь.

«Чтобы дети выросли духовно здоровыми, необходим постоянный контакт с учителем, абсолютная откровенность в отношениях, согласованная работа» - говорю я родителям с первого дня знакомства с ними.

Эффективность воспитательной работы учителя во многом зависит от его умения находить общий язык с родителями, опираясь на их помощь и поддержку. Не зная или плохо зная учеников и их родителей, не создав дружного коллектива, невозможно решать задачи обучения и воспитания детей. Учитель просто обязан координировать воспитательные и образовательные функции семьи и школы.

Классные родительские собрания проводятся один раз в четверть, при необходимости их можно проводить и чаще. Родительское собрание должно стать школой просвещения родителей, должно расширять их педагогический кругозор, стимулировать желания стать хорошими родителями. На родительских собраниях идет анализ учебных достижений учащихся, их возможностей, степени продвижения класса в учебной деятельности. Родительское собрание — это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. Разговор на собрании должен идти не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивациям. К родительскому собранию необходимо готовить выставки творческих работ учащихся, их достижений, и не только в учебной деятельности.

Существует много вариантов проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает сама жизнь, система организации работы в детском коллективе. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.

Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, не более двух раз в год. Тематика таких собраний носит характер отчета работы школы за определенный период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитывается о работе родительский комитет школы.

Например, учебное заведение прошло аттестацию и хочет познакомить коллектив родителей с достигнутыми результатами.

Общешкольное родительское собрание можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье. Так, в конце учебного года возможно награждение семей с положительным опытом воспитания детей.

Родители вправе ожидать от человека, профессионально связанного с воспитанием, не просто называния каких - либо трудностей учебного или личного характера у их ребенка, а обсуждения конкретных путей помощи ученику по их преодолению. В связи с этим главная задача родительского собрания - просвещение родителей, повышение их компетентности и активности в формировании личности ребенка, а также в создании в коллективе детей и родителей атмосферы добра, взаимопонимания и доверия.

Виды родительских собраний (сл. № 2)

- Организационные, установочные, или инструктивные, направленные на ознакомление с изменениями жизнедеятельности школы, класса

- Внеплановые, посвященные чрезвычайным ситуациям, требующие коллективного совета взрослых людей

- Совместные с учениками и родителями

- Отчетные

- Тематические, информационно-просветительские

- Дифференцированные (специально приглашенная группа родителей) (сл.3)

Тематика собраний разрабатывается классным руководителем совместно с членами родительского комитета и психологом на весь учебный год. Тематические родительские собрания - это собрания, посвященные актуальной теме, в обсуждении которой заинтересовано абсолютное большинство родителей. Тематические родительские собрания, как правило, носят просвещенческий характер и направлены на расширение знаний родителей в области воспитания детей.

Содержание педагогического просвещения родителей (сл.№4)

-  Цели, задачи и методы образования и воспитания учащихся

 - Психологические, физиологические и педагогические основы воспитания детей в семье, особенности детей в этом возрасте

- Обязанности членов семьи, содержание, формы методы, трудности, недостатки и ошибки семейного воспитания (сл.№5)

- Взаимоотношения детей и родителей, способы регулирования отношений между школой и семьей

- Проблемы свободного времени и занятости детей, пропаганда здоровья и здорового образа жизни

         Текущие родительские собрания это собрания с традиционной повесткой дня: результаты успеваемости, результаты проводимых мероприятий и праздников, походов.

Итоговые родительские собрания это собрания, в задачу которых входит подведение результатов развития детского коллектива за определенное время. В ходе такого собрания родители имеют возможность оценить достижения учащихся класса, собственного ребенка, сравнить прошлые результаты с теми, которые уже есть.

Итоговые родительские собрания можно проводить в различной форме, в зависимости от темы и цели самого собрания. Это могут быть праздники, костры, походы, торжественные собрания.

Формы проведения собраний: (сл.№ 6)

Мастерская

Педагогическая дискуссия

Деловая игра

Консультация

Конкурс

Практикум

Конференция

Праздник и др.

Методы, которые педагог может использовать на собрании (сл.№7)

Словесные

Беседа

Рассказ

Иллюстративные

Работа с таблицами

Демонстрация слайдов

Показ диафильмов

Просмотр учебных кинофильмов

Использование компьютера

Практические

Работа с тестами

Тренинги

   Каким бы по содержанию родительское собрание ни было, оно требует тщательной подготовки. Необходимо помнить, что родительское собрание будет эффективным тогда, когда его планируют, пишут своеобразный сценарий. Этот сценарий может разрабатываться педагогами или с помощью родительского комитета, с помощью учащихся.

Основные этапы подготовки родительского собрания: (сл.№8)

1.Этап: Выбор темы собрания (сл. № 9)

- Определить тему, цель, повестку собрания

- Изучение научно-методической литературы

- Проведение микроисследования

- Продумать организацию явки родителей

- Собеседование классного руководителя с учителями-предметниками

2.Этап: Подготовка сценария  и проведение собрания (сл № 10)

-  Информация общего характера

- Анализ развития детей за определенный период (личностные изменения, учебная деятельность)

- Психолого-педагогическое просвещение

- Обсуждение организационных вопросов

- Индивидуальные консультации с родителями

3.Этап:  Осмысление итогов родительского собрания (сл. № 11)

- Сделать выводы, раздать памятки

- Сформулировать необходимые решения

- Дать информацию о следующем собрании

- Довести итоги собрания до администрации и коллег-педагогов

Рекомендации по проведению родительских собраний (сл. № 12)

Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе.

Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.

Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.

Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.

Советы по проведению родительского собрания (сл.№13)

- Выберите наиболее благоприятный день и час для проведения собрания

- Перед началом собрания лучше «оставить за дверью» плохое настроение

- Отведите на проведение собрания не более 1,5 часов

- Самый приятный звук для человека – его имя. Положите перед собой список с именами и отчествами родителей или заготовьте визитки

- Перед началом собрания объявите повестку (сл.№ 14)

- Особое внимание обратите на размещение родителей в классе

- Продумайте вместе с родителями правила для участников собрания (снимать верхнюю одежду обязательно; отвергая чье-то мнение, необходимо вносить встречное; называть друг друга по имени и отчеству и т.д.) (сл.№ 15)

- Начинайте собрание с позитивного, затем говорите о негативном, завершайте разговор предложениями на будущее

- Предупредите родителей, что не вся информация может стать достоянием детей

- Поблагодарите всех, кто нашел время прийти (особенно отцов) (сл.№ 16)

- В ходе собрания используйте игры и групповые формы взаимодействия родителей

- Используйте наглядные средства, иллюстрации, фотографии детей класса

- Сделать общение на собрании непринужденным и откровенным может помочь чашка чая

- При обсуждении проблемных вопросов опирайтесь на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей сл.№ 17)

- В личной беседе оценивайте успехи детей относительно его потенциальных возможностей

- Доведите до родителей мысль, что «плохой ученик» не значит «плохой человек»

- Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку

На собрании не стоит: (сл.№ 18)

- Осуждать присутствующих родителей за неявку отсутствующих

- Сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов

- Давать негативную оценку всему классу

- Переоценивать значение отдельных предметов

- Избирать для общения назидательный тон

Как сообщить родителям об успеваемости ребенка, не афишируя его неуспех на весь класс  (сл.№ 19)

- С хорошего начать и хорошим закончить

- Выдать оценки на листочках, а на обороте советы и рекомендации для родителей

- О плохом сказать в общем, не называя фамилий

- В плохих учениках найти хорошее и похвалить за что-то при всех

- О хорошем – при всех, о плохом – индивидуально (сл.№ 20)

- Показать родителям хорошие тетради с хорошими и плохими работами, не называя фамилий

- Написать благодарность в дневнике за учебу, трудовые дела и др.

- Награждение родителей грамотами

- Создание психологического портрета ребенка  с помощью определенных значков, объясненных родителям

- Представление детей по номинациям

- Анализ дел (отметить каждого)

            Хорошей традицией родительских собраний является оформление индивидуальных приглашений папам и мамам для участия в родительском собрании. Приглашения могут быть оформлены по-разному: типографский вариант, руками самих учащихся, с помощью родительского комитета. Главным в таких приглашениях на родительское собрание является то, что родители получают их заранее, а не за час до встречи. В приглашении всегда полностью указываются имя и отчество обоих родителей, день и час проведения собрания, его тема, контактный номер телефона, по которому можно позвонить, если родители по какой - то причине не могут принять участие в собрании, а также программа собрания. Такой подход к организации системы в работе с родителями помогает формировать уважение к профессиональной деятельности педагога, подчеркивает значительность встреч родителей с учителем, стимулирует их интерес к школе и культуру родительского взаимодействия друг с другом и со школой.

Подытоживая сказанное, надо заметить, что только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности ребенка, но, применяя любую воспитательную технологию, необходимо помнить первую медицинскую заповедь: "Прежде всего, не навреди".

Если учитель сумел наладить доверительные отношения с  родителями, вызвать у них желание помогать своему ребенку, поддерживать его в трудную минуту, можно сказать с уверенностью, что своих педагогических целей он достигнет. (сл.№  21)

Общение школьных и домашних воспитателей - шаг к взаимопониманию, усвоение педагогического опыта, который учитель и родители передают друг другу. И в заключении.

Педагогам и родителям на заметку

Если:

– ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;

– ребенка высмеивают, он становится замкнутым;

– ребенка хвалят, он учится быть благородным;

– ребенка поддерживают, он учится ценить себя;

– ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины;

– ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;

– ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;

– ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;

– ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;

– ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в   этом мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Из одного куста , да не с одной ветки"

Тема: «Из одного куста, да не с одной ветки.»Собрание –практикум.Цели: Привлечь внимание  родителей к проблеме конфликтных ситуаций ; обозначить пути их решения.Оформление: на доске –тема собрани...

Родительское собрание как одно из основных направлений в сотрудничестве с родителями

Родительское собрание как одно из основных направлений в сотрудничестве с родителями...

Родительское собрание, как одна из форм работы с родителями.

В статье даются формы и методы работы с родителями, которые делают эту работу более эффективной....

Родительское собрание как одна из форм работы с родителями

Подготовила учитель начальных классов МБОУ СОШ №14 Иванова Е.В....

«Родительское собрание, как одна из форм просвещения родителей» Выступление на ШМО начальных классов

laquo;Родительское собрание, как одна из форм просвещения родителей»(Выступление на МО классных руководителей)«Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям б...

"Родительское собрание как одно из основных направлений в сотрудничестве с родителями". 4 октября 2019 г.

Выступление на методическом объединении начальных классов 4 октября 2019 г....