Главные вкладки

    Родительское собрание, как одна из форм работы с родителями.
    статья на тему

    Каштанова Алена Александровна

    В статье даются формы и методы работы с родителями, которые делают эту работу более эффективной.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Средняя школа №29 с углубленным изучением отдельных предметов»

    Города Смоленска

    Родительское собрание,

    как одна из форм работы с родителями.

    Учитель начальных классов А.А.Каштанова

    2018 – 2019 учебный год

    город Смоленск

    «Только вместе с родителями, общими усилиями,

     учителя могут дать детям большое человеческое    счастье»

                                      В.А.Сухомлинский

    Наряду с образовательной функцией образовательное учреждение выполняет не менее значимую – воспитательную функцию. Это обуславливает необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия школы и семьи, педагогов и родителей. Результаты проведенных психологами исследований убеждают в том, что родители были, есть и будут для школьников наиболее значимыми лицами, обладающими обширным арсеналом возможностей влияния на процесс формирования личности ребенка. Но мы не можем ручаться за то, что ребенок в семье получает правильное воспитание. Современным родителям необходима помощь, так как отсутствие знаний по психологии и педагогики ведут к ошибкам, а значит к безрезультативности воспитания.

    Обогатить родителей новыми знаниями и опытом, помочь в организации семейного воспитания – главное назначение родительского собрания.

    Воспитательную работу в классе я веду под девизом «Союз трех сердец»: учитель – ученик – родители. Именно в этом союзе возможно осуществление главной воспитательной задачи – формирование творческой личности.

    «Счастлив тот, кто счастлив дома»,- говорил великий русский писатель Л.Н. Толстой, имея в виду ту атмосферу, которую создают в семье прежде всего родители, помогая детям стать увлеченными, деятельными, гармонично развитыми людьми. Поэтому для меня было очень важно  интерес школы превратить в интерес семейный и наполнить его общими делами.

    Наряду с просветительской функцией, родительское собрание необходимо для вовлечения родителей в совместную с детьми деятельность (внеурочные мероприятия – экскурсии, конкурсы, праздники и т.п.), а также совместное решение организационных вопросов. Каждое родительское собрание я стараюсь превратить  в радость переживания родителями за успехи и достижения своего ребенка.

    Еще на первом родительском собрании стараюсь убедить родителей в необходимости посещения всех родительских собраний, т.к. проблемы, обсуждаемые на собрании, предстают перед родителями с разных сторон. Ведь, мнение о жизни класса, полученное из рассказов ребенка отражает его восприятие событий – у учителя может быть несколько другое видение происходящего.

    Кроме того, присутствуя на родительском  собрании, родители получают полную информацию о происходящих и планируемых в классе или в школе мероприятиях, могут из первых уст получить необходимую информация.

    Участвуя в жизни класса посредством присутствия на собраниях, родителя знакомятся друг с другом, после чего они получают представление о семьях друзей своего ребенка.

    Каким родительское собрание должно быть сегодня? Нетрадиционным! Это значит, на родительских собраниях используются такие методы и приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, создают особый настрой на доброжелательный и откровенный разговор. Нетрадиционная форма проведения родительских собраний повышает интерес родителей к вопросам воспитания детей, значительно увеличивает явку, активизирует родителей на решение проблем воспитания. Свое общение с родителя строю на принципах доверия, диалога, партнерства, с учетом интересов родителей и их опыта в воспитании детей.

    К таким формам работы относятся: «Устный журнал», «Педагогическая гостиная», «Игровой практикум», «Мастер-класс», «Пресс-конференция», «Педагогическая лаборатория» и др.

      В своей практике я использовала проведение научно-практической конференции родителей. В такой форме прошло одно из родительских собраний по теме «Воспитание детей в семье». В ходе конференции решались вопросы:

    1. Что является трудным для родителей в воспитании детей?
    2. Какие методы воздействия родители используют в воспитании детей?
    3. Педагогический такт родителей.
    4. В чем состоит влияние отца на ребенка?
    5. Как вы организуете свободное время вашего ребенка?

    Вопросы родители получили заранее, поэтому легко делились своим опытом. Конференция прошла в непринужденной обстановке, обстановке доверия и взаимопонимания.

    Интересная форма работы с родителями – консультация для родителей на определенную тему. Тему консультации родители знают заранее.

    1. Примерная тематика консультаций для родителей
    2. Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?
    3. Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.
    4. Грубость и непонимание в семье.
    5. Талантливый ребенок в семье.
    6. Вредные привычки. Как с ними бороться.

    Огромную возможность сотрудничества школы с родителями детей дает проведение совместных праздников: «Папа, мама, я – читающая семья», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Папа, мама, я – дружная семья»; игры для всей семьи «Счастливый случай», «Крестики-нолики»; праздники к 23 февраля и 8 марта. Такие праздники проходят интересно и весело, сплачивая коллектив детей и родителей.

    Часто для работы с родителями я использую тематическую лекцию – самую распространенную форму устного преподнесения знаний. К ее подготовке и проведению привлекаю родителей, психолога. Тематика лекций разнообразна. Например «Мой ребенок - ученик» - 1 класс, «Трудовое воспитание в семье» - 2 класс, «Авторитет родителей» - 3 класс, «Отец - воспитатель»- 4 класс.

    Не менее распространенной формой работы с родителями – беседа. В ходе совместного поиска ответов на вопросы  учителя, родители находят решение жизненных ситуаций. Интересно прошла этическая беседа с детьми, а потом и с родителями «Я – в мире людей».

    Я выработала для себя правила проведения родительского собрания:

    - собрание должно запомниться;

    - должно заставить задуматься;

    - настроить родителей на позитивный конструктивный лад;

    - информационный блок должен быть хорошо подготовлен;

    - собрание – не лекция, поэтому нужно привлечь родителей к диалогу.

    Диалог на родительских собраниях – это шаг к взаимопониманию, ступенька к обретению доверия, объединению взрослых в коллектив единомышленников.

    Какие бы формы и методы работы с родителями не применял учитель,  в первую очередь педагог должен уметь слушать и слышать родителей; понимать невербальный язык общения и адекватно на него реагировать; уметь передавать информацию различными способами и обязательно устанавливать обратную связь. Важно, чтобы родители уходили с собрания с верой в своего ребенка, положительно настроенные и с ощущением, что если у его ребенка какие либо сложности, то они смогут ему помочь.

    «Чтобы дети выросли духовно здоровыми, необходим постоянный контакт с учителем, абсолютная откровенность в отношениях, согласованная работа» - говорю я родителям с первого дня знакомства с ними.

    Эффективность воспитательной работы учителя во многом зависит от его умения находить общий язык с родителями, опираясь на их помощь и поддержку. Не зная или плохо зная учеников и их родителей, не создав дружного коллектива, невозможно решать задачи обучения и воспитания детей. Учитель просто обязан координировать воспитательные и образовательные функции семьи и школы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Совместные логопедические занятия как одна из форм работы с детьми и их родителями в условиях школьного логопункта.

    Совместные логопедические занятия детей с их родителями можно проводить как обучающие, а можно как обобщающие при выпуске из логопункта. Цель этих уроков – научить взрослых слышать своих детей, замеча...

    «Развитие читательской культуры младших школьников через систему внеклассной работы. Приём «Фишбон» как одна из форм работы с текстом в начальной школе» - мастер-класс для педагогов.

    Мастер-класс для педагогов  на секции «Развитие читательской культуры младших школьников через систему внеклассной работы. Приём «Фишбон» как одна из форм работы с текстом в начальной школе» ...

    Дифференцированный подход как одна из форм работы с детьми на занятиях лепкой

    В статье описаны методы и приёмы дифференцированного подхода на занятиях объединения "Художественная лепка"....

    Статья на тему "Сказкотерапия как одна из форм работы с детьми с ОВЗ"

    Данная разработка предназначена для воспитателей коррекционных образовательных учреждений...

    Родительское собрание как одна из форм работы с родителями

    Подготовила учитель начальных классов МБОУ СОШ №14 Иванова Е.В....

    «Родительское собрание, как одна из форм просвещения родителей»

    laquo;Родительское собрание, как одна из форм просвещения родителей»(Выступление на МО классных руководителей)«Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям б...

    «Родительское собрание, как одна из форм просвещения родителей» Выступление на ШМО начальных классов

    laquo;Родительское собрание, как одна из форм просвещения родителей»(Выступление на МО классных руководителей)«Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям б...