«Проектная деятельность как одно из эффективных средств личностного и профессионального самоопределения школьников».
статья (2 класс)

                                                                                     Цуканова Е.А.

учитель начальных классов

МОУ «СОШ №1» г. Валуйки

                                                                               Белгородской области  

 

Тема:  «Проектная деятельность как одно из эффективных средств личностного и профессионального самоопределения школьников».

 

 МОУ «СОШ №1» участвует от Бел ИРО в апробации курса внеурочной деятельности для начальной школы по реализации внедрения в общеобразовательные организации Белгородской области программы внеурочной деятельности «Проектная деятельность»  2-4 классы.  Я являюсь участником в апробации этого курса. Начальное обучение проектированию закладывает необходимый фундамент для дальнейшего развития проектных умений и использования учебных проектов для организации самостоятельного добывания знаний учащимися на предметных занятиях и более эффективного их усвоения, а также формирования компетентности  обучающихся и решения воспитательных задач в средней школе.

 

Приложение 1.

Тема: «Украшение коробки» (2 класс).

 Необходимо обклеить боковые стороны и донышко картонной коробки снаружи цветной бумагой, внутри коробки не оклеивать. Приклеить на каждую боковую сторону коробки по два украшения, вырезанному по шаблону.

 Для получения результата учащиеся должны выполнить следующие операции: обвести шаблоны, вырезать детали, приклеить.

 План – намеченный порядок работы.

 Планирование – составление и запись плана.

Результат становится предметом обсуждения с детьми: что требовалось выполнить и что получилось, почему?

Причины неприятности:

- не договорились, как будем делать;

- не посчитали, сколько нужно деталей;

- не распределили работу;

- не составили план работы.

  Учитель объясняет детям, что составление плана является важным этапом многих масштабных дел:

- строительство домов;

- детских площадок, дорог и мостов;

- изготовления одежды;

- организации учебного процесса.

 Работа проводится в группе. Мы не управляем тем, как дети распределяют работу между собой. Для нас важно добиться понимания детьми необходимости наличия договорённости перед работой, что и как делать, записи этой договорённости в виде плана и выполнения этой работы в соответствии с планом.

 

Приложение 2.

Тема: «Зоопарк» (2 класс).

Взрослый зверь: олень, белка, тигр, лиса, верблюд, ёжик, заяц.

Детёныш: обезьяна, попугай, тигрёнок, лисёнок, верблюжонок, зайчонок, бельчонок.

 Из предложенного многообразия рисунков необходимо выбрать животных для 2-х вольеров. В каждый вольер поместить взрослого и детёныша одного вида, затем наклеить их на приготовленные вольеры в зоопарке, надписать название животных в табличках.

 До начала работы составляется план, кто какую деталь должен изготовить. Распределение работы фиксируется на листке плана в столбце «Кто изготавливает». Выполнение отмечается на листке плана знаком «+».

Представление результата работы: презентация «Зоопарк» с подробным рассказом, кто и что сделал. О ходе рассуждений, логике выбора рассказывает каждый участник группы.

 В данном задании усложняется работа с условием. Актуализируются знания детей по предмету «Окружающий мир». Подсказывать что-либо, помогая правильному выбору животных, нельзя. Если будет допущена ошибка в какой-либо группе, она вскроется во время предъявления результатов и станет поводом для обсуждения с классом: почему сделан такой выбор, в чём ошибка?

 При планировании дети впервые сталкиваются с планированием не пооперационным, а подетальным. Здесь будет уместно и желательно сделать акцент при объяснении задания. Обязательно нужно обратить внимание детей на то, что при изготовлении одной детали выполняется несколько операций, которые делает один ученик.

 

Приложение 3.

Фрагмент видеоурока по теме «Аквариум» (4 класс).

 

Вывод.

 Таким образом, начальное обучение проектированию закладывает необходимый фундамент для дальнейшего развития проектных умений. Проектную деятельность следует рассматривать как образовательную технологию и как одно из эффективных средств личностного и профессионального самоопределения школьников.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                     Цуканова Е.А.

учитель начальных классов

МОУ «СОШ №1» г. Валуйки

                                                                               Белгородской области  

 

Тема:  «Проектная деятельность как одно из эффективных средств личностного и профессионального самоопределения школьников».

 МОУ «СОШ №1» участвует от Бел ИРО в апробации курса внеурочной деятельности для начальной школы по реализации внедрения в общеобразовательные организации Белгородской области программы внеурочной деятельности «Проектная деятельность»  2-4 классы.  Я являюсь участником в апробации этого курса. Начальное обучение проектированию закладывает необходимый фундамент для дальнейшего развития проектных умений и использования учебных проектов для организации самостоятельного добывания знаний учащимися на предметных занятиях и более эффективного их усвоения, а также формирования компетентности  обучающихся и решения воспитательных задач в средней школе.

Приложение 1.

Тема: «Украшение коробки» (2 класс).

 Необходимо обклеить боковые стороны и донышко картонной коробки снаружи цветной бумагой, внутри коробки не оклеивать. Приклеить на каждую боковую сторону коробки по два украшения, вырезанному по шаблону.

 Для получения результата учащиеся должны выполнить следующие операции: обвести шаблоны, вырезать детали, приклеить.

 План – намеченный порядок работы.

 Планирование – составление и запись плана.

Результат становится предметом обсуждения с детьми: что требовалось выполнить и что получилось, почему?

Причины неприятности:

- не договорились, как будем делать;

- не посчитали, сколько нужно деталей;

- не распределили работу;

- не составили план работы.

  Учитель объясняет детям, что составление плана является важным этапом многих масштабных дел:

- строительство домов;

- детских площадок, дорог и мостов;

- изготовления одежды;

- организации учебного процесса.

 Работа проводится в группе. Мы не управляем тем, как дети распределяют работу между собой. Для нас важно добиться понимания детьми необходимости наличия договорённости перед работой, что и как делать, записи этой договорённости в виде плана и выполнения этой работы в соответствии с планом.

Приложение 2.

Тема: «Зоопарк» (2 класс).

Взрослый зверь: олень, белка, тигр, лиса, верблюд, ёжик, заяц.

Детёныш: обезьяна, попугай, тигрёнок, лисёнок, верблюжонок, зайчонок, бельчонок.

 Из предложенного многообразия рисунков необходимо выбрать животных для 2-х вольеров. В каждый вольер поместить взрослого и детёныша одного вида, затем наклеить их на приготовленные вольеры в зоопарке, надписать название животных в табличках.

 До начала работы составляется план, кто какую деталь должен изготовить. Распределение работы фиксируется на листке плана в столбце «Кто изготавливает». Выполнение отмечается на листке плана знаком «+».

Представление результата работы: презентация «Зоопарк» с подробным рассказом, кто и что сделал. О ходе рассуждений, логике выбора рассказывает каждый участник группы.

 В данном задании усложняется работа с условием. Актуализируются знания детей по предмету «Окружающий мир». Подсказывать что-либо, помогая правильному выбору животных, нельзя. Если будет допущена ошибка в какой-либо группе, она вскроется во время предъявления результатов и станет поводом для обсуждения с классом: почему сделан такой выбор, в чём ошибка?

 При планировании дети впервые сталкиваются с планированием не пооперационным, а подетальным. Здесь будет уместно и желательно сделать акцент при объяснении задания. Обязательно нужно обратить внимание детей на то, что при изготовлении одной детали выполняется несколько операций, которые делает один ученик.

Приложение 3.

Фрагмент видеоурока по теме «Аквариум» (4 класс).

Вывод.

 Таким образом, начальное обучение проектированию закладывает необходимый фундамент для дальнейшего развития проектных умений. Проектную деятельность следует рассматривать как образовательную технологию и как одно из эффективных средств личностного и профессионального самоопределения школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональное самоопределение школьников как необходимое условие подготовки школьников к выбору профессии

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профессиональное просвещение, профессиональное диагностирование обучающихся, институциональная программа «Профессиональное самоопределение школьников»...

Проектная деятельность является одним из эффективных методов формирования универсальных учебных действий.

        Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жизни не дост...

Проектная деятельность как одно из средств формирования читательской компетентности учащихся

Проектная деятельность как одно из средств формирования читательской компетентности учащихся...

«Применение информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности современного педагога как эффективное средство обучения младших школьников русскому языку, формирования их речевой и языковой культуры»

laquo;Применение информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности современного педагога как эффективное средство обучения младших школьников русскому языку, формирования их р...

«Применение информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности современного педагога как эффективное средство обучения младших школьников русскому языку, формирования их речевой и языковой культуры»

laquo;Применение информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности современного педагога как эффективное средство обучения младших школьников русскому языку, формирования их р...

"Групповая работа как одно из эффективных средств развития познавательной активности младших школьников"

Использование групповых методов обучения обеспечивает решение проблем, связанных с формированием компетенций обучающихся, обеспечивает развитие их способностей для жизни в современном обществе и творч...