Доклад на тему «Краеведение, как составная часть преподавания в школе».
учебно-методический материал (1 класс)

Долгушева Анна Юрьевна

 Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста. Содержание при этом будет различным, так как выбор информации и методов зависит от возрастных и познавательных особенностей обучающихся. Но цель будет иметь много общего: «цель краеведческого образования — способствовать духовно-ценностной и практической ориентации обучающихся в их жизненном пространстве, а также социальной адаптации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_kraev.docx19.58 КБ

Предварительный просмотр:


Доклад

на тему «Краеведение,  как составная часть преподавания в школе»

.

Что такое краеведение — это, по большому счету, историческая память. Это память ныне живущих о тех, кто ушел, оставив след в истории своей малой Родины.

Надо ли этим заниматься? И надо ли это вообще кому-нибудь сегодня?

В нашей школе такие  вопросы не возникают. Краеведение в нашей школе является внеурочным предметом.
Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста. Содержание при этом будет различным, так как выбор информации и методов зависит от возрастных и познавательных особенностей обучающихся. Но цель будет иметь много общего: «цель краеведческого образования — способствовать духовно-ценностной и практической ориентации обучающихся в их жизненном пространстве, а также социальной адаптации.
    Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям

Объяснить детям, почему они должны быть патриотами своей Родины — нелегко.

А ведь верно кем – то  подмечено, что патриотизм — это ответ гражданина на заботу государства о нем. Именно поэтому столь трудно сегодня воспитывать патриота — человека любящего свою страну и способного жертвовать ради неё самым дорогим. Первым шагом к воспитанию такого человека может стать краеведение.
Изучение истории родного края – это одно из новых направлений преподавания истории в школе, главная цель которого изучить и возродить традиции исторического краеведения, вызвать у учащихся всех возрастов интерес к своей «малой» Родине, пробудить чувство любви к своему городу, поселку, культуре родного края, развить творческие способности учащихся.

Целями  краеведческого образования являются :
- становление духовной, нравственной культуры общества и личности человека для его «духовной оседлости», для его привязанности к родным местам, для его нравственной самодисциплины и социальности;
- формирование элементарных знаний, направленных на осознание необходимости изучения краеведения, заботы о крае;

- изучение истории города Калининграда, Калининградской области, его искусства через судьбы знаменитостей города: писателей, художников, архитекторов и т. д.; создание условий для духовно – ценностной и практической ориентации ученика в городе; содействие в развитии ребёнка и в достижении им определённого уровня образованности; способствовать формированию осознанного отношения к памятникам истории и культуры находящихся под охраной Юнеско.

- пробудждение познавательного  интереса к городу и его природной среде;

- привлечение  внимания  учащихся к экологической проблеме края.


Задачи краеведческого образования представляются в совокупности процесса обучения, воспитания и развития личности.
- Формирование любви к родному городу и интереса к прошлому и настоящему;

- Формирование представлений о специфике города и необходимости грамотного взаимодействия человека с городом, об уникальности и неповторимости города; о важной роли горожан в создании, развитии сохранении города и его культурного наследия;

- Развитие бережного отношения к городу (достопримечательности, культура, природа);

- Формирование умения ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении.

Возможности данного курса позволяют объяснить обучающимся важнейшие нормы человеческой жизни: почему мы должны:

  • беречь природу и окружающую среду  
  • сохранять и преумножать историческое и культурное наследие прошлых поколений,
  • беречь памятники истории и культуры.
  • относиться друг к другу гуманно, стараться понять и принять каждого живущего рядом, вне зависимости от его социального положения, богатства, образования, религии и цвета кожи, т. е. быть толерантными.

На занятиях мы, как правило, используем три метода,  для организации работы по краеведению. Это лекция учителя, урок-экскурсия и самостоятельная работа обучающихся.

На уроках — лекциях мы сами рассказываем ребятам об истории края, его достопримечательностях, особенностях и специфике малой Родины. Кроме того, лучше запомнится то, что увидится, поэтому на занятиях обсуждаются фото, видеоматериалы и классными руководителями проводятся экскурсии.

Учебные экскурсии являются обязательными занятиями и поэтому проверка знаний их составная часть.

Таким образом, мы считаем, что наша краеведческая работа ведется  в системе, и способствует воспитанию человека-патриота.

Источники:

  1. Князев Ю.А. Сущность и педагогическая значимость школьного краеведения/ Преподавание истории в школе, 1989, N6. 
    2. Борисов В.А., Белоусова Л.С., Винокуров А.А., Охраняемые природные территории мира. Национальные парки, заповедники, резерваторы: Справочник. – М.: Агропромиздат, 1985.

3.Ваулина В.Д. Наш край: Калининградская область.: Пособие по краеведению для среднего школьного возраста. – Калининград: Янтарный сказ, 1998.

4.Виштынецкое озеро: природа, история, экология.: научное издание/ В.В. Орленок; Калининградский государственный  университет., - Калининград, Издательство КГУ, 2001.

5.Государственный Комитет по охране окружающей среды Калининградской области 1988-1998: Научное издание/ Госкомэкология    РФ. – Ольштын: Варминска, 1998.

6.Заповедники и национальные парки России. – М.:ЛОГАТА, 1998.

  1. Морозов А.В. К вопросу о краеведении в школе. // История в школе. №6, 1989 г.
  2. Методика историко-краеведческой работы в школе / Сост. Н.С. Борисов и др. М.: Просвещение, 2006.



Доп материал.

Содержание курса 1 класс 1 полугодие

 1. Введение.

Что изучает краеведение?

 2. Мой дом.

Понятие «дом»: дом - жилище, дом - семья, дом - это место жизни человека.

3. Мир твоего дома.

Обряды и обычаи, связанные со строительством дома и новосельем (из истории), обряды с домашними животными. Интерьер дома. Праздничное убранство. Домашние животные.

4. Жизнь каждого члена семьи.

Состав семьи. Знакомство с терминами родства. «Вся семья вместе, так и душа на месте». Семейные вечера и праздники. «На что и клад, коли в семье лад».

 5. Отношения в семье.

Этика и психология семейных взаимоотношений в русских волшебных, социально-бытовых сказках, притчах. «Корми деда на печи, сам там будешь». Нравственные обязанности младших перед старшими.

 6. Моя родословная.

 Знакомство с понятиями: поколение, потомки, предки. События, которые отразились в истории семьи.

 7. Я и мое имя.

Что означают наши имена? Что такое фамилия и отчество? Как родители выбирают имя ребенку? Имя и ангел-хранитель. Именины.

 8. Родная школа.

История школы. Возведение здания, его назначение, реконструкция в разные годы. Директор школы. Первая учительница.

 9. Трудовая жизнь в школе.

Знакомство с режимом школы, общими правилами поведения.

 10. Составление макета «Школа - мой дом»

 11. Народные праздники и обряды.

 Как в старину отмечали праздники, обрядовая культура.

12. Новый год.

Как к нам пришел праздник? Как отмечают Новый год в других странах.

13. Рождественские колядки.

 Праздник Рождество Христово.

.

 14. Викторина «Что? Где? Когда?»

 15. Мой город.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «ВВЕДЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ».

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение «СОШ №1 им. Б.Н.Куликова»...

Доклад на тему "Трудовое обучение в начальных классах коррекционной школы VIII вида"

Данный доклад предназначен для учителей коррекционных школ VIII вида...

Доклад на тему: "Использование ИКТ на уроках в начальной школе"

Доклад на тему: "Использование ИКТ на уроках в начальной школе"...

Доклад на тему: «Групповые технологии на уроках в начальной школе»

«Групповые технологии на урокахв начальной школе»«Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача - помочь им раскрыться, развить соб...

Рабочая программа учебного курса "Русский язык" 4 класс, составная часть Образовательной системы "Школа 2100"

Рабочая программа состоит из пояснительной записки, календарно-тематического планирования на 2016/2017 учебный год, планируемых результатов, материально-технического обеспечения ....

Доклад на тему: «Коррекционно-развивающий компонент в преподавании предметной области «технология»»

Коррекционно-развивающий потенциал профильного трудового обучения трудно переоценить, поскольку оно является действенным средством при коррекции нарушений:- развивается мотивационно-ценностная с...