Выступление "Какая технология называется здоровьесберегающей?"
статья

Тимонькина Наталья Александровна

В статье дается понятие "здоровьесберегающая технология" и  прописаны принципы здоровьесбережения, представлена классификация здоровьесберегающих технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровье ребенка, его адаптация к жизни в обществе во многом определяется окружающей средой. А для ребенка 6-17 лет такой средой является, прежде всего, школа, где он проводит до 70% своего времени. Поэтому, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — одна из главнейших задач современного образования. Если раньше, говоря о здоровьесберегающих технологиях, делали упор именно на физическое состояние здоровья ребенка, то теперь во главу угла поставлено общее здоровье: физическое, психическое, эмоциональное, нравственное, социальное. И теперь задача учителя — не просто вести уроки в чистом кабинете, следить за осанкой и проводить физкультминутки. Важнее создавать психологически и эмоционально благоприятную атмосферу в школе, формирующую Личность. Поэтому здоровьесберегающие технологии стали приоритетными для современного образования, причем, здоровье понимается не только как хорошее физическое состояние. Учитываются и такие факторы, как психическое, нравственное, социальное, духовное здоровье.

Здоровьесберегающие технологии — что это?

Родоначальником этого понятия стал Никита Константинович Смирнов, который дал следующее определение: "Это совокупность форм и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья ребенка и педагога". 

На практике к таким технологиям относят те, которые отвечают следующим требованиям:

  • Создают нормальные условия для обучения в школе (отсутствие стресса у ребенка, создание доброжелательной атмосферы, адекватность требований, предъявляемых к ребенку).
  • Учитывают возрастные возможности ребенка. То есть, при распределении физической и учебной нагрузки учитывается возраст.
  • Рационализируют организацию учебного процесса (в соответствии с психологическими, культурными, возрастными, половыми, индивидуальными особенностями каждого ребенка).
  • Обеспечивают достаточный двигательный режим.

Технологии должны удовлетворять принципам  здоровьесбережения, которые сформулированы Никитой Константиновичем Смирновым.

  • "Не навреди"  все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя. 
  • Забота о здоровье учителя и ребенка в приоритете. все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.
  • Непрерывность. То есть работа по сохранению и защите здоровья должна вестись не от случая к случаю, а постоянно, комплексно. 
  • Соответствие содержания обучения возрасту.
  • Успех порождает успех. То есть, нейтрализация всего негативного и акцентирование положительных факторов.
  • Ответственность. Учитель должен стремиться воспитать у ребенка ответственность за свое здоровье.

Классификация здоровьесберегающих технологий

Специалисты, разрабатывающие данное направление в методологии, предлагают несколько классификаций здоровьесберегающих технологий, учитывающих разные аспекты. Наиболее общая классификация выглядит так:

  • Технологии, которые обеспечивают гигиенически оптимальные условия для обучения. (гигиенические условия урока: температура и свежесть воздуха, освещенность; правильная организация урока, уровень его рациональности)
  • Технологии обучения здоровому образу жизни.( направленные на приобретение учащимися знаний по профилактике заболеваний, ознакомление с правилами гигиены, формирование представлений о полезности, целесообразности физической активности.  Физкультурное занятие, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия), коммуникативные игры, занятия из серии «Здоровье», самомассаж,  точечный самомассаж,)
  • Психолого-педагогические технологии, которые используют  учителя  в урочной и внеурочной деятельности. Имеется в виду влияние учителя на учеников на каждом этапе урока и во время внешкольных занятий. Они различающихся по целям, задачам, структуре: методики ускоренного обучения (например, 25-й кадр для изучения иностранных языков; метод быстрого обучения навыкам машинописи), групповое обучение, обучающие игры и др.
  • Коррекционные технологии. (предполагаю использование  форм, методов и приемов обучения, которые направлены на исправление каких-либо нарушений или отклонений в развитии детей)

Нет какой-то одной единственной уникальной технологии здоровья. Здоровьесбережение может выступать как одна из задач некоего образовательного процесса. Это может быть образовательный процесс

* медико-гигиенической направленности (осуществляемые при тесном контакте педагог - медицинский работник - ученик);

* физкультурно-оздоровительной (отдается приоритет занятиям физкультурной направленности);

* экологической (создание гармоничных взаимоотношений с природой) и др,

Только благодаря комплексному подходу к обучению школьников могут быть решены задачи формирования и укрепления здоровья учащихся. Здоровьесберегащие образовательные технологии – это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, технологий, подходов к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию.

Мы только тогда можем сказать, что учебно-образовательный процесс осуществляется по здоровьесберегащим образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья учащихся и педагогов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Какая педагогическая технология может называться здоровьесберегающей ?

Слайд 2

Здоровьесберегающие технологии — что это? "Это совокупность форм и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья ребенка и педагога". ( ) Н.К. Смирнов

Слайд 3

Требования к ЗОТ Создают нормальные условия для обучения в школе Учитывают возрастные возможности ребенка. Рационализируют организацию учебного процесса. Обеспечивают достаточный двигательный режим.

Слайд 4

Принципы ЗОТ (по Н.К. Смирнову) "Не навреди" Забота о здоровье учителя и ребенка в приоритете. Непрерывность . Соответствие содержания обучения возрасту. Успех порождает успех. Ответственность.

Слайд 5

Классификация здоровьесберегающих технологий Технологии, которые обеспечивают гигиенически оптимальные условия для обучения. Технологии обучения здоровому образу жизни. Психолого-педагогические технологии, используемые учителями в урочной и внеурочной деятельности. Коррекционные технологии.

Слайд 6

Образовательные технологии здоровьесберегающей направленности Технология личностно-ориентированного обучения. Педагогика сотрудничества. Технология развивающего обучения. Технология уровневой дифференциации. Технология раскрепощённого развития детей В.Ф. Базарного.

Слайд 7

« Учитель может сделать для здоровья школьников гораздо больше, чем врач .» Н.К. Смирнов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Почему берёзу называют Зелёным символом России.

Презентацию приготовили мои ученицы в ходе работы над проектом "Моё дерево" . Девочки успешно выступили с ней на научно-практической конфереции для младших школьников "Я познаю мир". Эту презентацию м...

Этическая беседа "Почему птиц называют друзьями человека".

Этическая беседа как средство воспитания младших школьников....

Конспект урока по изобразительному искусству во 2 классе.по программе Шпикаловой Т.Я." Почему цвет красный называют прекрасным"

Урок основан на традициях народных промыслов..................................................................................................................................

Презентация к уроку по предмету "Окружающий мир" Почему их так называют

Презентация для учеников 1 класса по предмету "Окружающий мир". При помощи презентации легко, доступно и наглядно можно объяснить названия некоторых насекомых....

ЧТО МЫ НАЗЫВАЕМ ГРАФИЧЕСКИМ НАВЫКОМ.

Графический навык – это сложное речерукодвигательное действие, которое проявляет себя, с одной стороны, как речевое (интеллектуальное), а с другой как, двигательное. Поэтому в процессе обучения первон...

: «Слова, которые называют одушевленные и неодушевленные предметы»

Цели: ·         Формировать у уч-ся умения ставить вопросы к словам, распознавать одушевленные и неодушевленные слова;·...