«Использование проектного метода обучения на уроках математики в начальных классах»
статья

Медведева Любовь Витальевна

           От современного человека, а тем более от человека будущего, требуется умение ориентироваться в информационных потоках, осваивать новые технологии, самообучаться, использовать имеющиеся знания для решения жизненных проблемных ситуаций, обладать креативным мышлением. Младших школьников необходимо учить правильно усваивать информацию, структурировать ее, выделять главное, находить связи. Научить надо и целенаправленному поиску информации, поисковой деятельности. Для реализации этих задач учителя начальных классов используют в своей работе различные формы и методы обучения. Одним из таких методов является метод проектов, который помогает учителю решать задачи не только образования, но и воспитания, и развития детей, а также раскрывать их творческий потенциал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_rmo_21.02.19.docx24.89 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Гимназия №5 г. Сергиева Посада»

Выступление на РМО учителей

 начальных классов

«Использование проектного метода обучения на уроках математики в начальных классах»

Руководитель кафедры учителей начальных классов

Медведева Любовь Витальевна

21.02.2019 г.

                                                                                  Скажи мне - и я забуду,

                                                                                         Покажи мне – и я запомню,

Вовлеки меня – и я научусь.

Китайская пословица

           От современного человека, а тем более от человека будущего, требуется умение ориентироваться в информационных потоках, осваивать новые технологии, самообучаться, использовать имеющиеся знания для решения жизненных проблемных ситуаций, обладать креативным мышлением. Младших школьников необходимо учить правильно усваивать информацию, структурировать ее, выделять главное, находить связи. Научить надо и целенаправленному поиску информации, поисковой деятельности. Для реализации этих задач учителя начальных классов используют в своей работе различные формы и методы обучения. Одним из таких методов является метод проектов, который помогает учителю решать задачи не только образования, но и воспитания, и развития детей, а также раскрывать их творческий потенциал.  

             Слайд 2. Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – создание проекта.

           Проект (от латинского projectus) – брошенный вперёд.

 Метод проектов  способствует актуализации знаний, умений и навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим миром. Применительно к уроку математики, проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием продукта.

             Слайд 3. В соответствии с ФГОС в рамках проектной деятельности происходит формирование ключевых компетентностей учащихся, составляющих основу умения учиться – это освоение учащимися универсальных учебных действий (совокупности способов действий, обеспечивающих самостоятельное усвоение учащимися новых знаний)

             Слайд 4. В процессе проектной деятельности у учащихся развиваются общеучебные умения:

  • поисково-исследовательские;
  • умение работать в сотрудничестве;
  • оценочные;
  • презентационные умения и навыки.

            Слайд 5. Главные цели введения метода проектов на уроках математики:  показать умения отдельного ученика или группы обучающихся использовать приобретенный на уроках математики  исследовательский опыт;

  реализовать свой интерес к предмету математики; приумножить знания по математике и поделиться приобретенными знаниями со своими одноклассниками;

 продемонстрировать уровень знаний по математике; совершенствовать свое умение участвовать в коллективных формах общения;

 подняться на более высокую ступень обученности, образованности, развития.

             Слайд 6. Суть метода проекта: стимулирование интереса учащихся к определённой проблеме, предполагающее владение определённой суммой знаний и через проектную деятельность предусматривающее решение этой проблемы, умение практически применить полученные знания.  

             Слайд 7. Принципы организации  проектов:

Принцип проблемного обучения ориентирован на побуждение учащихся к поиску, к элементам исследования, к самостоятельному нахождению ответов. Осуществляется он через создание проблемных ситуаций, формулирование проблем, выдвижение гипотез, решение проблемы и проведение рефлексии результатов совместной деятельности.

Принцип деятельности определяет процесс освоения учениками знаний, умений, навыков. Реализация этого принципа требует такой организации познавательной деятельности ребенка, при которой он сам решает поставленные перед ним задачи, сам открывает для себя знания через выполнение системы учебных заданий.

Принцип научности – проектно-исследовательская работа строится в соответствии с требованиями науки, опирается на изучение и творческое переосмысление научной и научно - популярной литературы. Дети на доступном им уровне знакомятся с научными методами работы. Таким образом, уже в младших классах закладываются навыки научного поиска.

Принцип индивидуальности – предоставление  каждому ученику возможности для самореализации и самораскрытия.

Принцип доступности предполагает учёт умственных и физических возможностей учащихся (поэтому проекты в начальной школе простые и небольшие)

Принцип сотрудничества – творческое объединение усилий педагога, детей и родителей в поисках ответа на проблемный вопрос (учащиеся получают навыки совместной творческой и частично-поисковой деятельности)

             Слайд 8. Основные требования к учебному проекту.

Проект - это "пять П": 1. Проблема; 2. Проектирование (планирование); 3. Поиск информации; 4. Продукт; 5. Презентация.

  1. Наличие проблемы. Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной проблемы. Нет проблемы - нет деятельности. Метод проектов можно использовать в учебном процессе для решения различных небольших проблемных задач в рамках одного- двух уроков (мини-проекты или краткосрочные проекты). В этом случае тема проекта связана с темой урока или применением данной темы в различных жизненных ситуациях.

К примеру, для решения крупных задач (проблем) по математике, сложных для понимания вопросов используют крупные проекты, которые в основном выполняются во внеурочной деятельности. Данные проекты в основном направлены на углубление и расширение знаний по математике. Это так называемые среднесрочные проекты (макропроекты), применяемые в основном во внеурочных формах работы (кружки, факультативы, научные клубы).

2. Проекты требуют обязательное планирование действий. В ходе разбора и обсуждения проекта вырабатывается план совместных действий ученика и учителя. Создаётся банк идей и предложений. На протяжении всей работы учитель помогает в постановке цели, корректирует работу, но ни в коем случае не навязывает ученику своё видение решения задачи. Участников проекта разбивают на группы от 3 до 5 человек в зависимости от количества учеников в классе.

3. Поиск информации - обязательное условие каждого проекта. Большую поддержку в этом оказывают Интернет ресурсы. Найденная информация, обрабатывается, осмысливается. После совместного обсуждения выбирается базовый вариант. Учитель корректирует последовательность технологических операций в каждой работе.

4. Результат работы - продукт. Учащиеся, выбрав посильные технологии для создания своей работы на компьютере, уточняют, анализируют собранную информацию, формулируют выводы. Учитель выступает в роли научного консультанта. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми». Если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). В зависимости от места, где применяется метод, могут быть и разные продукты. Например, продуктом самостоятельной деятельности учащихся на уроке, может быть памятка решения задач конкретного вида; памятка-алгоритм умножения многозначных чисел; сборник задач по изучаемой теме; математические игры, кроссворды; сочинение математической сказки и др. Проект может быть связан с применением математических знаний в повседневной жизни. Например, расчет минимального количества необходимых продуктов и их стоимости, используемых семьей или проектирование детской площадки. Результатами работы над проектами во внеурочной деятельности становятся сборники, игры, пособия, математические модели, мультимедийные продукты и т. д.

5. Презентация результатов - представление готового продукта. Иными словами, осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта, которую проводят в форме конкурса, выставки, презентации. При защите учащиеся демонстрируют и комментируют глубину изучения поставленной проблемы, её актуальность, объясняют полученный результат, развивая при этом свои ораторские способности. Оценивается каждый проект всеми участниками занятий. Учащиеся с интересом смотрят работы других и с помощью учителя учатся оценивать их.

     В заключение необходимо провести рефлексию. Можно предложить следующие вопросы для обсуждения: Появились ли у вас новые знания, умения в процессе работы над проектом? Что в работе над проектом было наиболее интересным? Каковы были основные трудности и как вы их преодолевали? Какие можете сделать себе замечания и предложения на будущее? Каждому из участников проекта ставят отметку по математике. Естественно, что этой отметкой является "пять". Положительные эмоции и успех учеников рождают желание работать дальше.

              Слайд 9. Виды  проектов:

а) Персональные и групповые.

Преимущества персональных проектов:

-план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью;

-у учащегося формируется чувство ответственности;

-учащийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта;

-формирование у учащегося важнейших обще-учебных навыков  (исследовательских, презентационных, оценочных)

Преимущества групповых проектов:

-в проектной группе формируются навыки сотрудничества;

-проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне;

-на каждом этапе работы, как правило, есть свой ситуационный лидер; каждый, в зависимости от своих сильных сторон, включается в работу на определенном этапе;

-в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения;

-элемент соревновательности повышает мотивацию.

б) Проекты по доминирующей деятельности учащихся.

-Исследовательский проект - по структуре напоминает научное исследование. Проект требует хорошо продуманной структуры, целей, актуальности для всех участников проекта, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ.

-Информационный проект - направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для аудитории.

-Творческий проект - предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов.

-Практико-ориентированный проект отличает чётко обозначенный с самого начала предметный результат деятельности участников проекта. Этот результат обязательно ориентирован на интересы самих участников.

в) Проекты по характеру контактов:

-Внутриклассные.

-Внутришкольные.

-Региональные (в пределах одной страны).

-Международные.

Последние два типа проектов являются телекоммуникационными, они требуют координации деятельности участников, их взаимодействия в сети Internet, задействования средств современных компьютерных технологий.

г) Проекты по продолжительности:

-Мини-проекты - могут укладываться в 1-2 урока.

-Краткосрочные проекты - требуют 4-6 уроков для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации - в рамках внеклассной деятельности и дома.

-Недельные проекты - выполняются в группах в ходе проектной недели, их реализация занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. Возможно сочетание классных и внеклассных форм работы.

-Долгосрочные (годичные) проекты - могут выполняться и в группах. И индивидуально. Весь цикл - от определения темы до презентации (защиты) - выполняется во внеурочное время.

             Чтобы организовать проектную деятельность необходима серьёзная подготовка. Учитель должен точно знать сущность проектной методики, интересы своих учеников, владеть хорошими организаторскими качествами, он сам должен иметь представление о результатах проектной деятельности.

             Применение метода проектов в процессе обучения математике недостаточно освящено в методической и педагогической литературе. Эффективность проектной деятельности на уроках математики можно достигнуть только, если учитель сможет правильно организовать работу учащихся.

Роль учителя.


          Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Однако на всех этапах педагог выступает как помощник. Педагог не передаёт знания, а обеспечивает деятельность школьника, а именно:

  • Консультирует (Учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду и т. п. При реализации проектов учитель — это консультант, который должен удержаться от подсказок даже в том случае, когда видит, что учащиеся «делают что-то не то».)
  • Мотивирует (Высокий уровень мотивации в деятельности залог успешной работы над проектом. Во время работы учитель должен придерживаться принципов, раскрывающих перед учащимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения.)
  • Провоцирует (Помощь учащимся при работе над проектом выражается не в передаче знаний и умений, которые могут быть практически реализованы в проектной деятельности, т. к. минимальный их набор учащийся должен был усвоить на уроках, предшествующих работе над проектом; другие необходимые сведения он получит, работая над сбором информации на различных этапах проекта. Учитель также не указывает в оценочной форме на недостатки или ошибки в действиях учащегося, несостоятельность промежуточных результатов. Он провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации.)
  • Наблюдает (Наблюдение, которое проводит руководитель проекта, нацелено на получение им информации, которая позволит учителю продуктивно работать во время консультации, с одной стороны, и ляжет в основу его действий по оценке уровня компетентности учащихся, с другой.)
  • Проводит консультации с участниками проектов.
  • Наблюдает за ходом проектной деятельности.
  • Руководит проектной деятельностью в рамках согласованного объекта исследования.
  • Планирует совместно с обучающимися работы в течение всего проектного периода.
  • Поэтапно отслеживает результаты проектной деятельности.
  • Координирует внутригрупповую работу обучающихся.

Заключение.

             Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетенций учащихся, подготовке их к реальным условиям жизнедеятельности, выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование активных методов обучения на уроках технологии в начальной школе.

     Данная презентация раскрывает использование активных методов обучения на уроке технологии в 1 кл....

Применение деятельностного метода обучения на уроках математики в начальной школе.

Деятельностный метод  обучения – это личностное включение школьника в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются. При данном способе обучения обеспечивается ком...

Реализация проблемно - диалогического обучения на уроках математики в начальных классах

В данной статье раскрывается сущность проблемно-диалогического обучения и на примере урока математики показывается как можно осуществлять данную технологию в начальных классах....

Технология деятельностного метода обучения на уроках математики в начальной школе

Организовать учебную работу надо так, чтобы обучающиеся являлись субъектами собственной деятельности: осознавали и сами могли вычленить проблему, сами могли поставить цель изучения того или иного впор...

ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Презентация к выступлению на Межрегиональной научно - практической конференции "Реализация ФГОС общего образования как механизм инновационного развития образовательной организации и профессиональ...

Обобщение педагогического опыта по теме «Использование современных технологий обучения на уроках математики в начальной школе в процессе реализации ФГОС»

Обобщение педагогического опыта по теме «Использование современных технологий обучения на уроках математики в начальной школе в процессе реализации ФГОС»...