Формирование учебной самостоятельности обучающихся.
статья

Старкова Светлана Васильевна

Формирование учебной самостоятельности обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование учебной самостоятельности учащихся

Проблема формирования учебной  самостоятельности учащихся до сих пор является актуальной для современного образования. На сегодняшний день, вопрос о том, как  происходит становление самостоятельности у младших школьников остается открытым. На начальной ступени обучения в деятельности учителя приоритетными задачами являются: обучение учащихся умению ставить цели и самостоятельно организовывать свою деятельность для их достижения;   оценивать   результаты   своих действий.

Определим понятие самостоятельная работа.

СЛАЙД № 2

Под самостоятельной работой понимают особую форму организации учебной деятельности, осуществляемой под прямым или косвенным руководством учителя, в ходе которой учащиеся преимущественно или полностью самостоятельно выполняют различного вида задания с целью развития знаний, умений, навыков и личностных качеств (И.Ф. Харламов).

Для эффективного руководства самостоятельной учебной деятельностью учащихся важно определить признаки самостоятельной работы:

СЛАЙД № 3

  • наличие задания учителя;
  •  руководство учителя;
  • самостоятельность учащихся;
  • выполнение задания без непосредственного участия учителя;
  • активность учащихся.

Формы  организации

самостоятельной работы:

СЛАЙД № 4

  • самостоятельная работа учащегося;
  • работа в парах;
  • работа в творческих группах.

Поскольку одной из ведущих задач, встающих перед учителем, является создание условий по организации и управлению самостоятельной деятельностью учащихся, возникает необходимость определить основные этапы организации самостоятельной учебной деятельности младших школьников как на уровне учителя, так и на уровне ученика. 

СЛАЙД № 5

СЛАЙД № 6

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Актуализация знаний. Целеполагание

Мотивация к предстоящей деятельности. Организация целеполагания. Представление о результате предполагаемой деятельности

Осознание цели предстоящей деятельности. Представление результата

2. «Открытие нового знания»

Предложение учащимся самим составить план своей деятельности. Реализация плана. Коррекция деятельности

Осуществление деятельности. Контроль над промежуточными результатами. Самопроверка. Коррекция деятельности. Осмысление причин неудачной деятельности

3. Первичное закрепление

Создание банка заданий по «новому» способу действий

Проговаривание вслух алгоритма действий

4. Решение задач на повторение

Организация самостоятельной деятельности учащихся с целью отработки нового способа действия

Самостоятельное выполнение тренировочных упражнений

5. Саморефлексия (самоконтроль и самооценка)

Организация индивидуальной работы по выявлению и исправлению ошибок. Создание ситуации успеха для каждого ученика

Самоконтроль и самооценка полученных результатов

      Наиболее эффективным видом самостоятельной работы считаем самостоятельную работу творческого характера. Важным условием формирования самостоятельной творческой деятельности является мотивация, в основе которой у учащихся начальной школы лежит учебно-познавательный интерес.

В результате определяется вид познавательного интереса учащихся:  по содержанию (внешний): «Буду решать данную задачу, так как на этой странице учебника много интересных картинок»;  по процессу  (внутренний):  «Буду ее  решать, так как способ решения не открылся мне сразу, нужно приложить усилия, чтобы его отыскать».

СЛАЙД № 7

На уроках русского языка практикуется такой вид самостоятельной творческой работы, как диктант с элементами творчества. Суть его состоит в следующем: учащиеся дописывают диктуемый учителем текст, дополняя предложения словами с соответствующими орфограммами. Например:

1.  Капитан ... наблюдал за китом.

2. Кит всю ночь плыл за ... и вздыхал.

3.  Мы его назвали ...

4.  У него огромная и длинная ...

5.... крошечные.

Слова для справок: (И, и)ван, (С, с)ергеевич, (М, м)орозов, к..рабль, (Г, г)игант, г..лова, гла..ки.

СЛАЙД № 8

Не менее полезным видом самостоятельной работы считаем составление орфографических таблиц по аналогии с таблицами, данными в учебнике.  Например, на уроке «открытия» нового знания по теме «Падежные окончания имен существительных» данная таблица сначала составляется учащимися коллективно под руководством учителя.

СЛАЙД № 9

Затем учащимся предлагается составить таблицу самостоятельно для других падежей имен существительных. После самостоятельной работы учащиеся сравнивают свои ответы по учебнику и делают вывод, совпало ли их «открытие» с принятым в науке. Так на уроке формируется интерес к самостоятельному «открытию» нового знания.

Кроме рассмотренных заданий учащиеся выполняют следующие виды самостоятельных работ: 

  • —   самостоятельные работы по образцу — работа выполняется  по аналогии с предложенным образцом;
  • —  самостоятельные работы с указанием их выполнения — работа выполняется после обстоятельной инструкции учителя;
  • самостоятельные работы вариативного характера — есть возможность выбора написания работы.

СЛАЙД № 10

Выделим виды самостоятельной работы и покажем возможности их использования на различных этапах обучения учащихся математике.

I. Самостоятельные работы с целью актуализации знаний учащихся.

(перед введением нового материала и перед закреплением его)

Данная работа должна быть проверена с целью определения уровня подготовленности учащихся к восприятию нового материала. Виды проверки могут быть различны: фронтальная, выборочная, с использованием обратной связи и т. д.

СЛАЙД № 11

II.   Самостоятельные   работы   с   целью изучения новых знаний.

Работы воспроизводящего характера (или по образцу) выполняются учащимися на основе образца или подробной инструкции. СЛАЙД № 12

III.   Самостоятельные   работы      с   целью   закрепления   и повторения знаний и умений учащихся.

Цель закрепления — запоминание, систематизация, обобщение и практическое применение знаний и умений. Целесообразно предлагать такие здания, где нужно осуществить перенос знаний в новые условия, увидев внутрипредметные связи, и задания творческого характера.

IV. Самостоятельные работы с целью проверки знаний и умений учащихся. Цель проверки — определение уровня усвоения знаний и умений учащихся. Результат проверки — выставление оценки.

СЛАЙД № 13

            Итак, мы отметили основные виды самостоятельных работ, используемых в начальной школе, которые могут повышать активность учащихся на различных этапах урока, а в дальнейшем способствовать самостоятельному овладению детьми новыми знаниями.

Практика организации самостоятельной работы  позволила сформулировать условия, способствующие ее эффективности:

  • Наличие системы в использовании заданий для организации самостоятельной работы.
  • Разработка планирования заданий самостоятельной работы как по форме, так и по содержанию.
  • Соответствие уровню сложности заданий уровню учебных возможностей учащихся.
  • Соблюдение оптимальной продолжительности самостоятельной работы (не более 15-20 мин) при проектировании урока.
  • Последовательное усложнение содержания задач самостоятельной учебной деятельности учащихся.
  • Четкое формулирован цели заданий и сочетание контроля с самоконтролем, оценки с самооценкой.
  • Стимулирование учащихся к выбору заданий высокого уровня сложности.
  • Разумное сочетание самостоятельной работы с другими формами и методами обучения.

Сегодня, когда уровень развития ученика определяется и оценивается его способностью самостоятельно приобретать новые знания и осуществлять их перенос в новую, незнакомую ситуацию, деятельность учителя должна быть направлена на ее организацию в обучении, начиная с начальной школы.

В результате целенаправленной работ по формированию учебной самостоятельности у учащихся значительно повышается учебный познавательный интерес.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование учебной самостоятельности учащихся Подготовила Старкова Светлана Васильевна

Слайд 2

Определение понятия самостоятельная работа Под самостоятельной работой понимают особую форму организации учебной деятельности, осуществляемой под прямым или косвенным руководством учителя, в ходе которой учащиеся преимущественно или полностью самостоятельно выполняют различного вида задания с целью развития знаний, умений, навыков и личностных качеств (И.Ф. Харламов).

Слайд 3

Признаки самостоятельной работы наличие задания учителя; руководство учителя; самостоятельность учащихся; выполнение задания без непосредственного участия учителя; активность учащихся.

Слайд 4

Формы организации самостоятельной работы самостоятельная работа учащегося; работа в парах; работа в творческих группах.

Слайд 5

Основные этапы организации самостоятельной учебной деятельности младших школьников Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся 1. Актуализация знаний. Мотивация к предстоящей деятельности. Осознание цели предстоящей деятельности. Представление результата 2. «Открытие нового знания» Предложение самим составить план своей деятельности. Реализация плана. Коррекция деятельности Осуществление деятельности. Контроль над промежуточными результатами. Самопроверка. Коррекция деятельности.

Слайд 6

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся 3. Первичное закрепление Создание банка заданий по «новому» способу действий Проговаривание вслух алгоритма действий 4. Решение задач на повторение Организация самостоятельной деятельности учащихся с целью отработки нового способа действия Самостоятельное выполнение тренировочных упражнений 5. Саморефлексия (самоконтроль и самооценка) Организация индивидуальной работы по выявлению и исправлению ошибок. Создание ситуации успеха для каждого ученика Самоконтроль и самооценка полученных результатов

Слайд 7

Виды познавательного интереса учащихся по содержанию (внешний): «Буду решать данную задачу, так как на этой странице учебника много интересных картинок»; по процессу (внутренний): «Буду ее решать, так как способ решения не открылся мне сразу, нужно приложить усилия, чтобы его отыскать».

Слайд 8

Диктант с элементами творчества (вид самостоятельной творческой работы) Учащиеся дописывают диктуемый учителем текст, дополняя предложения словами с соответствующими орфограммами. 1. Капитан ... наблюдал за китом. 2. Кит всю ночь плыл за ... и вздыхал. 3. Мы его назвали ... 4. У него огромная и длинная ... 5. ... крошечные. Слова для справок: (И, и)ван, (П, п)етрович, (В, в)етров, к..рабль, (Г, г)игант, г..лова, гла..ки.

Слайд 9

Составление орфографических таблиц по аналогии с таблицами, данными в учебнике ( вид самостоятельной работы) Предлоги Падеж Существительные 1-е скл . 2-е скл . 3-е скл . К Дательный Родительный Предложный газете классу степи От … … … По … … … Из … … … О … … …

Слайд 10

Виды самостоятельных работ: самостоятельные работы по образцу — работа выполняется по аналогии с предложенным образцом; самостоятельные работы с указанием их выполнения — работа выполняется после обстоятельной инструкции учителя; самостоятельные работы вариативного характера — есть возможность выбора написания работы.

Слайд 11

Виды самостоятельной работы на различных этапах обучения учащихся математике I . Самостоятельные работы с целью актуализации знаний учащихся . При изучении вычислительного приема вида 30—6 целесообразно предложить следующую систему заданий: 1. Замени числа суммой по образцу: 50=40+10 70= □ + □ 2. Заполни «окошки»: 60+ □ =65 72+6 = □ □ +8 =78 3. Реши удобным способом: (50+10)-6 (30+10)-4

Слайд 12

II . Самостоятельные работы с целью изучения новых знаний ( на основе образца или подробной инструкции) Изучение вычислительного приема вида 48—3, 48—30. На доске записаны примеры: 48—3 48—30. Учитель объявляет тему и делает развернутую запись решения примера: 48-30=(40+8)-30=(40-30)+8=10+8=18 Далее говорит: — На доске записано решение примера с объяснением и памятка с опорными словами, которые помогут вам объяснить способ решения. Памятка Надо ... . .. — это ... Получим пример ... Удобно ... Вычисляю ... Даю ответ ...

Слайд 13

III . Самостоятельные работы с целью закрепления и повторения знаний и умений учащихся. 1. Реши примеры по образцу: 30-6=(20+10)-б=20+(10-6)=20+4=24 80-5 50-9 2. Реши задачу, подобную той, которую разобрали устно. Начерти такой же отрезок. 4. Используя первый пример, составь второй на вычитание: (40+10)-7 □ - □ Придумай задачу, которая решалась бы так: 30—6. IV . Самостоятельные работы с целью проверки знаний и умений учащихся.

Слайд 14

Условия, способствующие эффективности самостоятельной работы : Наличие системы в использовании заданий для организации самостоятельной работы. Разработка планирования заданий самостоятельной работы как по форме, так и по содержанию. Соответствие уровню сложности заданий уровню учебных возможностей учащихся. Соблюдение оптимальной продолжительности самостоятельной работы (не более 15-20 мин) при проектировании урока. Последовательное усложнение содержания задач самостоятельной учебной деятельности учащихся. Четкое формулирован цели заданий и сочетание контроля с самоконтролем, оценки с самооценкой. Стимулирование учащихся к выбору заданий высокого уровня сложности. Разумное сочетание самостоятельной работы с другими формами и методами обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация самостоятельной работы на уроках математики, как средство формирования учебной самостоятельности младших школьников»

В процессе обучения математике задача учителя состоит не только в том, чтобы обеспечивать прочные знания, предусмотренные программой, но и в том, чтобы развивать самостоятельность и активность мышлени...

Обобщение опыта работы по теме "Методы, приемы и средства формирования учебной самостоятельности младших школьников"

В рамках внедрения ФГОС данный материал будет полезен учителям, работающим по различным УМК....

Формирование учебной самостоятельности

Материал содержит статью о формировании учебной самостоятельности младших школьников на уроках русского языка. Приводится классификация упражнений и примеры заданий, применяемых на уроках....

КОНТРОЛЬНО– ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ.

По ФГОС (развивающее обучение) используется содержательное оценивание учебных действий. Ученик не должен бояться проверочных работ, допустить ошибку, т.к. уверен, что его не накажут (двойкой, неодобри...

доклад "Формирование учебной самостоятельности у глухих обучающихся младших классов"

Проблема формирования у младших школьников самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Чем меньше дети, тем слабее их умение действовать самостоятельно. Он...

Формирование учебной самостоятельности в начальных классах

Формирование  учебной самостоятельности в начальных классах...