Формирование учебной самостоятельности у младшего школьника на уроках математики.
методическая разработка по математике (2 класс) по теме

Аксёнова Лариса Валерьевна

Тематическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon FORMIROVANIE_UChEBNOY_SAMOSTOYaTELNOSTI_UChAShchIHSYa.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

 дополнительного  профессионального образования

«Институт повышения квалификации»

ТВОРЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА

Тема: Формирование учебной самостоятельности у младшего школьника на уроках математики.

Выполнила: Аксёнова Л. В.

МОУ «Школа № 62»

Курс № 94 – в

Научный руководитель:

Автайкина Т.О. к.п.н.,

зав. кафедрой

начального образования

Новокузнецк, 2010

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Введение…………………………………………………

  1. Формирование учебной самостоятельности у младших школьников на уроках математики………………………………………

  1. Заключение………………………………………………

  1. Список литературы……………………………………..

Введение

   Проблема формирования учебной самостоятельности учащихся до сих пор является актуальной. Это объясняется тем, что современный учитель ставит перед собой комплекс задач для достижения основной цели образования: формирование готовности учащихся к самоопределению и саморазвитию в постоянно изменяющихся условиях развития нашего общества. На начальной ступени обучения в деятельности учителя приоритетными задачами являются: обучение учащихся умению ставить цели и самостоятельно организовывать свою деятельность для их достижения; оценивать результаты своих действий. То есть главная задача учителя — это формирование компонентов учебной деятельности. Она сформулирована авторами образовательной системы «Школа 2100» в качестве одной из ведущих. При этом под формированием понимается не «насильственная» деятельность «извне», а создание условий по организации и управлению самостоятельной деятельностью учащимися. Роль педагога в этом процессе состоит еще и в том, чтобы подбирать для их реализации необходимые средства и приемы.

Формирование учебной самостоятельности у младшего школьника на уроках математики.

Образовательная система  «Школа 2100»

Прежде чем рассмотреть, как решается эта задача в рамках образовательной системы «Школа 2100», определим понятие самостоятельная работа.

    Под самостоятельной работой понимают особую форму организации учебной деятельности, осуществляемой под прямым или косвенным руководством учителя, в ходе которой учащиеся преимущественно или полностью самостоятельно выполняют различного вида задания с целью развития знаний, умений, навыков и личностных качеств. Для эффективного руководства самостоятельной учебной деятельностью учащихся важно определить признаки самостоятельной работы: наличие задания учителя; руководство учителя; самостоятельность учащихся; выполнение задания без непосредственного участия учителя; активность учащихся.

     Поскольку одной из ведущих задач, встающих перед учителем, является создание условий по организации и управлению самостоятельной деятельностью учащихся, возникает необходимость определить основные этапы организации самостоятельной учебной деятельности младших школьников как на уровне учителя, так и на уровне ученика. Технологическое обоснование данной организации представляет собой деятельность учителя и ученика на соответствующих этапах урока .

Этапы урока        

1. Актуализация знаний. Целеполагание        

Мотивация к предстоящей деятельности. Организация целеполагания. Представление о результате предполагаемой деятельности        

Осознание цели предстоящей деятельности. Представление результата

2. «Открытие нового знания»        

Предложение учащимся самим составить план своей деятельности. Реализация плана. Коррекция деятельности        

Осуществление деятельности. Контроль над промежуточными результатами. Самопроверка. Коррекция деятельности. Осмысление причин неудач деятельности

3. Первичное закрепление        

Создание банка заданий по «новому» способу действий        

Проговаривание вслух алгоритма действий

4. Решение задач на повторение        

Организация самостоятельной деятельности учащихся с целью отработки нового способа действий        

Самостоятельное выполнение тренировочных упражнений

5. Саморефлексия (самоконтроль и самооцека)        

Организация индивидуальной работы по выявлению работы и исправлению ошибок.

Создание ситуации успеха для каждого ученика.        

Самоконтроль и самооценка полученных результатов.

На примере урока математики в 1 классе по программе «Школа 2100», проследим, как формируется самостоятельность младшего школьника на уроке.

Конспект урока на тему «Объём ».

Цели:

1). Образовательные:

-         знакомство с величиной «Объём» и единицами измерения объема;

-         совершенствовать навыки решения текстовых задач и вычислительные навыки.

2). Развивающие:

-         формирование навыков логического мышления (синтез, анализ, сравнение, наблюдение);

-         формирование навыков познавательной деятельности.

 3). Воспитательные:

-         формирование навыков умения общаться;

-         формирование навыка дискуссии;

-         воспитание интереса к предмету;

-  формирование навыков коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся.

Ход урока.

 I. Организационный момент.

На доске слова:  Математика нужна.

                            Математика важна.

                            Потому что для ума

                            Как гимнастика она.

Учитель: Дорогие ребята, сегодня я предлагаю вам продолжить знакомство с наукой математикой.

-  Прочитайте слова на доске.

-  Так для чего нужна математика? (Ответы детей).

II.  Актуализация знаний. 

1.   Счет до 20 и обратно.

Счет «двойками» до двадцати и обратно.

2.   Из чисел 3, 8, 5   (на доске)

•        Назовите самое маленькое число (3)

•        Назовите самое большое число (8)

•        Расположите числа в порядке возрастания (3, 5, 8)

•        Назовите число, которое является суммой двух других чисел (8)

•        Назовите число, которое является разностью двух других чисел (3 и 5)

•        Установите закономерность и продолжите ряд на 3 числа (10, 13, 15)

3. Игра «День - ночь»

9-7+4+2-5+0+2-4+8-0=9

4. На доске 4 схемы к задаче.

(такие же схемы на листочках у ребят).

Внимательно прослушайте задачу, выберите подходящую схему и обведите ее.

Задача. Длина красного отрезка 4 см. Это на 2 см меньше, чем длина синего отрезка. Какова длина синего отрезка?

-Кто выбрал 1 схему? 2 схему? 3 схему? 4-ю схему?

-Обоснуйте свой выбор.

-Давайте «оденем» схему и решим задачу на листочках (1 ученик у доски).

III.     Физкультминутка.

«Карлики - великаны».

IV. Постановка учебной задачи.

- Ребята, давайте вернемся к задаче, которую мы с вами решали. Напомните, пожалуйста, что в задаче нужно было узнать? (Длину отрезка).

• Является ли длина величиной?

• Является ли сантиметр величиной?

• Какие единицы измерения вы знаете?

• А что больше, 9 см или 4 кг (на доске). (Сравнить нельзя, т.к.

измерены разными мерками).

- Молодцы!

- Сейчас перед нами два сосуда. Как вы считаете, в какой из них войдет больше воды? А как это проверить? (Учащиеся приходят к выводу, что проверить можно путем переливания воды.)

-  Скажите, ребята, выполняя это задание нас интересовал цвет сосудов? А их форма? Имел ли для нас значение материал, из которого сделаны  сосуды? А их масса?

А что же для нас было важно??? (Больше или меньше поместится в них воды.)

- Верно, нас интересовала вместимость сосудов, или объем. Повторите новое слово.

- Объем какого сосуда больше?

а>б                    б<а

- Ребята, а как вы считаете, объем это величина?

Попытаемся сформулировать тему нашего урока «Объем».

-  Откройте учебники на стр. 10 №2. Объясните, что нужно сделать в

задании? (Сравнить сосуды по объему.)

- Выполните задание самостоятельно. Сверьте свою запись с записью на доске.

( а < б,                 а = б,           а >б)

- Мы с вами сравнивали сосуды по объему путем переливания. А всегда ли можно это сделать? (Нет, когда сосуды далеко друг от друга или тяжелые.)

V. Открытие нового знания.

Учитель:

-  Смотрите -  на столе чья-то сумка. Я знаю, кто ее потерял. Сейчас я загадаю вам загадку, а вы отгадайте кто это.

Он на свете всех добрей,

Лечит он больных зверей.

А недавно бегемота вытащил он из болота.

Он известен, знаменит

Это… доктор Айболит.

- Сегодня он у нас в гостях. Встречайте.

- Вы знаете, что доктор Айболит лечит больных зверей. Бегемотик Фу-Фу страдает от обжорства. Нужно строго следить, чтобы он выпивал в день определенное количество молока. У Айболита два ведерка (одно большое, а другое -  меньше).

- Как измерить объем каждого ведра?

- Что вы можете предложить?

  (Нужно выбрать мерку).

Айболит измеряет объем первого ведра 0,5 л банкой и получает

4 б. (8 ст.)                      6 б. (4 ст.)

Затем маленькое ведерко измеряем еще раз, но уже стаканом. Проблема!

-    Как же так могло получиться? (Сосуды измерили разными мерками)

-     Какой же вывод можно сделать?

Вывод: сосуды можно сравнивать по объему, когда они измерены одинаковыми мерками.

-  А какими мерками измеряется объем? (Литрами).

(Учитель показывает мерную кружку, как записывают эту мерку).

Историческая справка.

В древние времена мерами для измерения объема были ведро, бочка, кадка, четверть, но эти меры были неудобны, т.к. в разных местностях они были разные и значительно различались друг от друга. Поэтому стала нужна одинаковая мерка для измерения объема.

VI.  Первичное закрепление.

Учебник. Стр.   11 № 7.

- Кому нужна моя помощь?

Выполняем по цепочке 1, 2, 3 выражения).

VII.  Самостоятельная работа по учебнику № 7.

(Самостоятельно выполняем следующие 3 выражения с последующей проверкой в парах).

VIII.  Решение задач на повторение.

Если остается время, то выполняем по учебнику стр. 10 № 4, № 5.

XI. Саморефлексия.

•        Чем же был полезен сегодняшний урок?

•        Что нового вы узнали?

•        Какие выводы нам удалось сделать?

•        Что было интересно?

 Конкурс загадок.

А теперь проведем конкурс на смекалку. Посмотрим, какой ряд отличится сегодня.

(проводится конкурс загадок).

А вот и звонок!

Отдохните чуть - чуть!

И снова мы с вами отправимся в путь!

    Наиболее эффективным видом самостоятельной работы считаю самостоятельную работу творческого характера. Важным условием формирования самостоятельной творческой деятельности является мотивация, в основе которой у учащихся начальной школы лежит учебно-познавательный интерес. Для повышения эффективности формирования мотивации проводится ее диагностика. Начиная со 2 класса через анкетирование я определяю вид учебно-познавательного интереса учащихся. Наибольший интерес представляют ответы учащихся на вопрос «Какую задачу ты выберешь для своей самостоятельной работы — ту, где решение пройдет на высоком уровне сложности, или решишь несколько простых задач?»  В результате обработки анкет определяется вид познавательного интереса учащегося: по содержанию (внешний): «Буду решать данную задачу, так как на этой странице учебника много интересных картинок»; по процессу (внутренний): «Буду ее решать, так как способ решения не открылся мне сразу, нужно приложить усилия, чтобы его отыскать».

Для подтверждения данных анкетирования предлагаются задания, например, такого характера. Дана последовательность из нескольких рядов чисел. Знаки арифметических действий между числами отсутствуют, но есть результат. Не меняя расположения чисел, надо поставить знаки арифметических действий (+, -, *, : ) и скобки так, чтобы в результате получилась единица:

1 2 3 = 1; 1 2 3 4 = 1; 1 2 3 4 5 = 1; 1 2 3 4 5 6 = 1; 1 2 3 4 5 6 7 = 1; 1 2 3 4 5 6 7 8 = 1

 Здесь два варианта решения:

Вариант 1

(1 + 2):3 = 1

1•(2+3) – 4 = 1

  (1 + 2) 3:(4 + 5) = 1

1+2+3—4+5—6=1

1•(2 3 + 4): 5 + б — 7 = 1

(1 + 2 + 3): (4 + 5—6) + 7—8 = 1

Решая данным образом, учащиеся не выделяют общий принцип решения этой группы выражений. Каждое выражение они решают как совершенно новое, методом проб и ошибок, ориентируясь на внешние, несущественные признаки. Таким образом, определяется тип учебно-познавательного интереса — по содержанию.

Вариант 2

(1 + 2): 3 =1

1-2+З-4 = 1

((1 + 2) :3 + 4): 5 = 1

((1 2 + З — 4) + 5): 6 = 1

(((1 + 2): 3 + 4): 5 + 6): 7 = 1

(((1 •2 + 3 — 4) + 5): 6 + 7): 8 = 1

     Выполняя задание таким способом, учащиеся открывают общий принцип решения всей группы выражений. В выражениях с нечетными номерами используется отношение (1 + 2): 3. В выражениях с четными номерами отношение (1 • 2 + З — 4), когда сначала находят произведение, затем последовательно складывают и вычитают. На основании выбора этого варианта решения определяется учебно-поэнавательный интерес по процессу.

     Задания такого характера помогают учителю не только в определении вида учебно-познавательного интереса, но и способствуют формированию самостоятельности учащихся в нахождении нового способа действий, в определении целей, в планировании своей деятельности. Анализ двух вариантов решения одного задания позволяет развивать и вариативное мышление учащихся.

Заключение.

Практика организации самостоятельной работы позволила сформулировать условия, способствующие ее эффективности:

• Наличие системы в использовании заданий для организации самостоятельной работы,

• Разработка планирования заданий самостоятельной работы как по форме, так и по содержанию.

• Соответствие уровня сложности заданий уровню учебных возможностей учащихся.

•Соблюдение оптимальной продолжительности самостоятельной работы (не более 15—20 мин) при проектировании урока.

• Последовательное усложнение содержания задач самостоятельной учебной деятельности учащихся.

• Четкое формулирование цели заданий и сочетание контроля с самоконтролем, оценки с самооценкой.

• Стимулирование учащихся к выбору заданий высокого уровня сложности.

• Разумное сочетание самостоятельной работы с другими формами и метода- ми обучения.

    Сегодня, когда уровень развития ученика определяется и оценивается его способностью самостоятельно приобретать новые знания и осуществлять их перенос в новую, незнакомую ситуацию, деятельность учителя должна быть направлена на ее организацию в обучении, начиная с начальной школы.  

Литература

  1. Васильева, Р.А., Суворова, Г.Ф. Самостоятельная работа учащихся на уроке [Текст] / Р.А. Васильева. – М . : Педагогика, 2007. – 207с.
  2. Мельникова Е. Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учеником: Пособие для учителя. – М.: АПКиПРО, 2002. 168с.
  3. Мельникова Е. Л. Технология проблемно-диалогического обучения // Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. – М., 2004. С. 75-90.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-исследовательская деятельность младших школьников на уроках математики

Работая с числовыми закономерностями, ученики открывают для себя немало интересных связей, переживают ситуацию успеха, активно сопереживают одноклассникам в поиске нестандартного решения. Помимо этого...

Презентация "Формирование познавательного интереса у младших школьников на уроках математики"

Презентация "Формирование познавательного интереса у младших школьников на уроках математики"...

Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики

Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики...

Игра как средство формирования учебно-познавательной компетенции младших школьников на уроках английского языка.

Методическая разработка на тему: "Игра как средство формирования учебно-познавательной компетенции младших школьников на уроках английского языка"....

Методическая разработка "Формирование познавательных УУД у младших школьников на уроках математики"

                                         Актуальность данной работы   обу...

Содержание, формы и методы работы по формированию универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики

Несмотря на то, что чрезвычайно востребованным сегодня выступает результат обучения в виде «умения учиться», нельзя забывать и о фундаменте образования – знаниях, умениях и навыках, ...

Статья "Технологии диалогового взаимодействия как средство развития умений самостоятельной деятельности младших школьников на уроках математики."

Технологии диалогового взаимодействия как соедство развития умений самостоятельной деятельности младших школьников на уроках математики...