Учебно-исследовательская деятельность младших школьников на уроках математики
занимательные факты по математике (3 класс) по теме

Додонова Надежда Геннадьевна

Работая с числовыми закономерностями, ученики открывают для себя немало интересных связей, переживают ситуацию успеха, активно сопереживают одноклассникам в поиске нестандартного решения. Помимо этого у учащихся формируются навыки анализа полученной информации, оппонирования своим товарищам. Подобные задания могут быть использованы учителем для развития активного, самостоятельного, творческого мышления младших школьников на любом этапе урока: при изложении нового материала, закреплении и повторении. С моей точки зрения их можно удачно использовать в ходе проведения устного счета, когда каждый школьник должен проявить самостоятельность суждений, смекалку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Uchebno-issledovatelskaya_deyatelnost.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно-исследовательская деятельность младших школьников на уроках математики.  

   Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось процесс саморазвития.

   Главным инструментом развития исследовательского поведения в образовании выступает исследовательский метод обучения. Он входит в арсенал методов обучения, применяемых современным педагогом, но современная ситуация требует не простого фрагментарного использования исследовательского метода, а его доминирования в образовательной практике над репродуктивными методами.  

    Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

   Исследовательский метод-путь к знанию через собственный, творческий, исследовательский поиск. Важно и то, что весь этот процесс - как процесс, отвечающий потребностям активной детской натуры, - окрашен положительными эмоциями.

   Решение проблемы творческого потенциала младших школьников означает организацию их деятельности, всецело направленную на самостоятельное открытие нового, будь то знания или алгоритм их приобретения. Таким образом, одним из факторов развития современной личности младшего школьника становится именно творческая деятельность самого ребенка.

   Активное использование в организации образовательного процесса исследовательской деятельности младших школьников «…дает возможность развития у учащихся важнейшего инструмента оперативного освоения действительности- возможности осваивать не только суммы готовых знаний. А методы освоения новых знаний в условиях стремительного увеличения совокупных знаний человечества». Этот процесс поступательного преобразования личности учащего возможно начинать с первых дней пребывания в школе. С этой целью необходимо поставить младшего школьника в такие условия, при которых он самостоятельно заново откроет для себя известное в науке, но при этом «его мыслительная деятельность осуществляется так же, как и деятельность ученого».

   Учебно-исследовательская деятельность младших школьников на уроках математики должна выполнять ряд объективных педагогических требований:

     а) учитывать возрастные психолого-педагогические особенности мыслительной деятельности;

     б) основываться на базовом стандарте и служить основой для углубления и получения новых знаний;

     в) способствовать формированию научного мышления, которое отличается системностью, гибкостью, креативностью;

     г) содействовать формированию научного мировоззрения;

     д) стимулировать познавательную активность и развитие творческого потенциала учащихся.

   Большим подспорьем в работе учителя по организации творческой. учебно-исследовательской деятельности младших школьников на уроке математики могут стать нестандартные задания исследования числовых закономерностей.

   Работая с числовыми закономерностями, ученики открывают для себя немало интересных связей, переживают ситуацию успеха, активно сопереживают одноклассникам в поиске нестандартного решения. Помимо этого у учащихся формируются навыки анализа полученной информации, оппонирования своим товарищам. Подобные задания могут быть использованы учителем для развития активного, самостоятельного, творческого мышления младших школьников на любом этапе урока: при изложении нового материала, закреплении и повторении. С моей точки зрения их можно удачно использовать в ходе проведения устного счета, когда каждый школьник должен проявить самостоятельность суждений, смекалку. Скорость вычислительных навыков, суметь установить причинно-следственные связи и имеющиеся знания в новую учебную ситуацию. Более того подобные задания становятся личностно значимыми, стимулируют в каждом ученике стремление дойти до конца, добраться до истины, предложив собственный вариант решения учебной задачи, позволяют каждому ученику чувствовать себя ученым-первооткрывателем, что, несомненно, способствует эмоциональному подъему на уроке.

   В качестве примера приведу несколько задач-исследований, которые позволят учителю оптимизировать уроки математики, сместив акцент с репродуктивного фронтального опроса на креативную самостоятельную исследовательскую деятельность младших школьников.

Исследование числа

Дано число  546 078.

-Что вы можете сказать об этом числе? (Оно шестизначное, четное, в его записи использованы цифры 0,4, 5, 6, 7, 8.)

-Сколько единиц первого, второго класса в этом числе?

-Найди сумму цифр в каждом из чисел 546 и 78. (Она одинакова и равна 15.)

-Выполните действия: 546+78, 546-78, 546∙78, 546:78. (546+78=624, 546-78=468 )

-Что можете сказать о числах 624 и 468? (В их записи есть одинаковые цифры – 4 и 6.)

-Из цифр, используемых в записи чисел 468 и 624, оставьте неповторяющиеся цифры 8 и 2. Составьте из них двузначные числа и умножьте их на 7. (28∙7=196, 82∙7=574.)

-Что интересного вы заметили? (У чисел 196 и 574 одинаковая сумма цифр, Она равна 16.)

Исследование ряда чисел

Дан ряд чисел 13, 17, 21.

-Что можно сказать об этих числах? (Двузначные, нечетные, увеличиваются на 4.)

-Продолжите ряд влево, уменьшая числа на 4. (1, 5, 9,13,17, 21, 25, 29, 33, 37.)

-Какие числа в получившемся ряду? (Однозначные и двузначные, нечетные.)

-Разделите их на две равные части посередине и запишите в две строки.

Ученики выполняют запись:

1      5      9      13      17

21    25    29     33      37

-Что интересного заметили? (В числах, записанных в каждом столбике, одинаковое количество единиц, а количество десятков в числах второго ряда на 2 больше, чем в числах первого ряда.)

-Сложите числа каждого столбика (22, 30, 38, 46, 54.)

-Что можно сказать о них?(Они четные, увеличиваются на 8.) Почему? (Мы дважды увеличивали числа на 4.)

1, 5, 9,13,17, 21, 25, 29, 33, 37

-Сложите числа парами, начиная с самого маленького и самого большого.(1+37=38, 5+33=38, 9+29=38, 13+25=38,17+21=38.) Найдите разность этих чисел. (37-1=36, 33-5=28, 29-9=20, 25-13=12, 21-17=4.) Запишите результаты в строчку.

36, 28, 20, 12, 4.

-Что можно сказать об этих числах? (Каждое число меньше предыдущего на 8.) Найдите «лишнее» число. Чем оно отличается от других чисел?( 4 – однозначное число, остальные числа двузначные.)

-Разделите каждое число на 4. (36:4=9, 28:4=7, 20:4=5, 12:4=3, 4:4=1.) Что интересного вы заметили? (Значения частных выражены однозначными нечетными числами.)

9, 7, 5, 3, 1.

   Исследовательская работа над задачей начинается на этапе осмысления текста, продолжается и дальше, если возникает необходимость преобразовать текст в задачу, дополнить данными или убрать лишнее. В полной мере исследовательской работой можно заняться после частичного или полного решения задачи. Это может быть установление зависимости между изменением одного элемента задачи и изменением ее решения; сравнение задач сходных по фабуле,но разных по математическому содержанию или с одинаковым математическим содержанием, но внешне совершенно не похожих друг на друга ;классификация задач по выбранным признакам.

Исследовательская деятельность помогает разнообразить деятельность детей на уроке, поддерживает интерес к математике и, главное, помогает им овладеть умением решать задачи. Раньше на такие виды работы не хватало времени, так как в традиционном учебнике подобные задачи встречались редко, да и боялась, что не успеем выполнить другие упражнения от точки до точки. Работая по учебнику И.И.Аргинской, убедилась, что такие задания необходимы, и время, потраченное на них, окупается умением учащихся решать задачи.

   Такая система обучения решению задач, где отсутствует готовый для запоминания материал, где новые знания открываются ребенком самостоятельно или в совместном поиске с учителем, обеспечивает активную познавательную деятельность и прочное усвоение знаний.

   Результаты моего опыта свидетельствуют о том. Что школьники достаточно быстро отказываются от руководства учителя и берут управление в свои руки, предлагая выполнить новые задания. Это позволяет учителю перейти к индивидуальной творческой учебно-исследовательской деятельности, которая способствует выработке следующих знаний и умений:

 

        Самостоятельно объяснять и доказывать новые факты, явления закономерности.

        Классифицировать, сравнивать, анализировать и обобщать ранее изученные закономерности.

        Проводить эксперименты, выдвигать и обосновывать гипотезы.

        Устанавливать причинно-следственные связи и отношения.

        Рассматривать одни и те же факты, явления под новым углом зрения.

        Применять научные методы исследования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики

Развивая математические способности, формируя интерес путем активных игр, играх путешествий, наглядных пособий, занимательных задач в рифмованной форме, загадывание загадок, используя шар...

"Дидактическая игра - как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики"

Тема работы: "Дидактическая игра - как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики"...

Система работы «Активизация мыслительной деятельности младших школьников на уроках математики".

Система работы по теме «Активизация мыслительной деятельности младших школьников на уроках математики» представлена Е.В.Бушуевой через информационно - педагогические модули (ИПМ)....

Доклад по теме: « Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики»

Доклад по теме "Активизвция познавательной деятельности младших школьников на уроках  математики"...

Активизация мыслительной деятельности младших школьников на уроках математики

Активизация мыслительной деятельности младших школьников на уроках математики...