Анализ работы МО
статья

Маркова Людмила Владимировна

Представлен анализ работы методического объединения учителей коррекционных классов за 2012-2013 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_raboty_mo_2012-13.doc176.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое учреждение общеобразовательная школа-интернат

«Мыскаменская школа-интернат

среднего (полного) общего образования»

__________________________________________________________________________________________

Анализ работы методического объединения учителей коррекционных классов

за 2012 – 2013 учебный год

Действующая в настоящее время в России система специального образования детей решает, как единые с общеобразовательной средней школой задачи, так и специфические, заключающиеся в создании наиболее благоприятных условий коррекции познавательного и личностного развития ребенка. Изучение, обучение и воспитание детей, нуждающихся в  специальном коррекционном обучении, является одной из важных проблем педагогики и дефектологии. Правильный дифференцированный подход к развитию такого ребенка способствует лучшему усвоению изучаемого материала, повышению уровня успеваемости.

Деятельность методического объединения учителей коррекционных классов  в 2012 – 2013 учебном  году строилась в соответствии с планом методической работы в школе.

Тема, над которой работало МО коррекционных классов: «Педагогические методы повышения познавательной мотивации учащихся с ОВЗ»

В качестве основных задач методической работы были выдвинуты следующие:

  • создать условия для развития личности обучающихся на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
  • овладеть и использовать в образовательном процессе современные образовательные технологии деятельностного типа;
  • совершенствовать качество современного урока, повышать его эффективность, применяя современные методы повышения познавательной мотивации учащихся;
  • создание условий для повышения профессионального уровня педагогов МО учителей коррекционных классов и организации образовательного процесса, ориентированного на дифференцированный, личностно-ориентированный подход в процессе обучения;
  • разнообразие организации и проведения заседаний ШМО (теоретический семинар,    творческий отчёт, мастер – класс)  для создания обстановки коллективного творческого поиска;
  •  активизация работы МО по созданию условий для повышения результативности деятельности учителей, их активного участия в деятельности МО, конкурсах профессионального мастерства.

Количественный состав МО учителей коррекционных классов

Качественный состав МО учителей коррекционных классов

Среди учителей службы сопровождения I квалификационную категорию имеют четверо,

2 педагога имеют 12 разряд.

Приведённые цифры свидетельствуют о наличии определённого опыта работы и достаточно высоком профессиональном уровне основной массы учителей методического объединения.        

В соответствии с требованиями к кадровым условиям ФГОС в 2012-2013 учебном году 19 учителей коррекционных классов прошли курсовую переподготовку.  Это способствовало повышению профессионального мастерства педагогов, ориентации их на решение современных задач образования, что, в конечном счёте,  направлено на повышение качества образовательного процесса в коррекционных классах.

№ п/п

ФИО

Тема курсовой подготовки

Место прохождения курсов

1

Саркулова Зауреш Кантуреевна –социальный педагог

 «Современные коррекционно-развивающие технологии в организации учебного процесса в коррекционной школе», 240 часов

г. Москва

Аналитический научно-методический центр «Развитие и коррекция»

2

Сафонова Наталья Васильевна – зам. директора по ВР, педагог-психолог

 «Современные коррекционно-развивающие технологии в организации учебного процесса в коррекционной школе», 240 часов

г. Москва

Аналитический научно-методический центр «Развитие и коррекция»

3

Смоленцева Светлана Михайловна, Заместитель директора по УВР на II  и III ступени обучения,

Учитель истории и обществознания

Дистанционный курс по теме:

«Управление качеством образования в условиях реализации ФГОС»

108 часов

г. Москва

Институт образования человека.

4

Лезина Юлия Юрьевна – зам. директора по МР, педагог-психолог

 «Современные коррекционно-развивающие технологии в организации учебного процесса в коррекционной школе», 240 часов

 «Управление в сфере образования»,  

120 часов

Дистанционный курс по теме:

«Управление качеством образования в условиях реализации ФГОС»

108 часов

г. Москва

Аналитический научно-методический центр «Развитие и коррекция»

г. Екатеринбург

ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при  Президенте Российской Федерации»

г. Москва

Институт образования человека.

5

Гусева

Руфина Хасановна, Учитель английского языка

 «ФГОС ООО: содержание, актуальные вопросы введения и реализации», 108 часов

г. Салехард

ГАОУ ДПО ЯНАО «РИРО»

6

Рудь Татьяна Адамовна – зам. директора по ИКТ, учитель информатики

Дистанционный курс по теме:

«Управление качеством образования в условиях реализации ФГОС»

108 часов

«Современные коррекционно-развивающие технологии в организации учебного процесса в коррекционной школе», 240 часов

 г. Москва

Институт образования человека.

г. Москва

Аналитический научно-методический центр «Развитие и коррекция»

7

Сечко

Ольга Михайловна, Учитель начальных классов ,

учитель спец (кор) классов

 «Проектная деятельность в информационной образовательной среде XXI века»(Intel «Обучение будущего)

 «Современные коррекционно-развивающие технологии в организации учебного процесса в коррекционной школе», 240 часов

Автономное ОУ дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Центр информационных технологий городского округа Тольятти

г. Москва

Аналитический научно-методический центр «Развитие и коррекция»

8

Серебрякова Надежда Павловна – учитель географии

 «Современные коррекционно-развивающие технологии в организации учебного процесса в коррекционной школе», 240 часов

г. Москва

Аналитический научно-методический центр «Развитие и коррекция»

9

Искакова Гульнара Зейнелькеевна - учитель русского языка и литературы

 «Современные коррекционно-развивающие технологии в организации учебного процесса в коррекционной школе», 240 часов

г. Москва

Аналитический научно-методический центр «Развитие и коррекция»

10

Пономарева Наталья Владимировна,

Учитель математики, учитель спец(кор) классов

 «Раскрытие потенциала человека в изменяющемся образовании»  

24 часа

НП Центр развития образования, науки и культуры «Обнинский полис»

11

Шагижигамова Гульзифа Ахмадулловна, Учитель русского языка и литературы

 «Современные коррекционно-развивающие технологии в организации учебного процесса в коррекционной школе», 240 часов

 «ФГОС основного и среднего(полного) общего образования: содержание, актуальные вопросы введения и реализации», 108 часов

г. Москва

Аналитический научно-методический центр «Развитие и коррекция»

г. Салехард ГАОУ ДПО ЯНАО «РИРО»

12

Исманова

Рания Файзрахмановна, Учитель математики, учитель спец (кор)классов

 «Современные коррекционно-развивающие технологии в организации учебного процесса в коррекционной школе», 240 часов

г. Москва

Аналитический научно-методический центр «Развитие и коррекция»

13

Нешетаев

Алексей Александрович, Учитель информатики и физики

 «Актуальные вопросы физического образования в условиях введения ФГОС», 25.02.-05.03.2013, 72 часа

г. Тюмень ТОГИРРО

14

Гаврилова Екатерина Игоревна, учитель экономики, истории,

учитель спец(кор)  классов

 «Современные коррекционно-развивающие технологии в организации учебного процесса в коррекционной школе», 240 часов

г. Москва

Аналитический научно-методический центр «Развитие и коррекция»

15

Гарунова Лузиана Рамазановна, Воспитатель учитель спец(кор) классов

 «Современные коррекционно-развивающие технологии в организации учебного процесса в коррекционной школе», 240 часов

г. Москва

Аналитический научно-методический центр «Развитие и коррекция»

16

Кондратюк Наталья Григорьевна, Учитель технологии,

 «Современные тенденции в преподавании курса «Технология» в ОУ. Системно-деятельностный подход в образовательном процессе»

17.09-29.09. 2012 г.

 «Современные коррекционно-развивающие технологии в организации учебного процесса в коррекционной школе», 240 часов

г. Салехард

ГАОУ ДПО ЯНАО «РИРО»

г. Москва

Аналитический научно-методический центр «Развитие и коррекция»

17

Диев

Алексей Викторович, Учитель технологии,

Инструктор по труду

 «Современные коррекционно-развивающие технологии в организации учебного процесса в коррекционной школе», 240 часов

 «Реализация компетентностного подхода в технологическом образовании в условиях введения ФГОС», 72 часа

г. Москва

Аналитический научно-методический центр «Развитие и коррекция» 

г. Тюмень ТОГИРРО

18

Худи

Некое Аркадьевна, Учитель родного

(ненецкого) языка и родной литературы,

Педагог-дополнительного образования,

Учитель спец(кор) классов

 «Современные коррекционно-развивающие технологии в организации учебного процесса в коррекционной школе», 240 часов

г. Москва

Аналитический научно-методический центр «Развитие и коррекция»

19

Хабибуллина Зифанур Зайнулловна

 «Современные коррекционно-развивающие технологии в организации учебного процесса в коррекционной школе», 240 часов

Краткосрочное обучение в рамках практико-ориентированного семинара по теме «Организация и проведение ГИА и ЕГЭ выпускников IX, XI классов ОУ по математике», 16 часов

г. Москва

Аналитический научно-методический центр «Развитие и коррекция» 

ГАОУ ДПО ЯНАО «РИРО»

Профессиональному росту учителей способствует не только подготовка на курсах повышения квалификации, но и работа над темами самообразования, взаимопосещение уроков, посещение уроков администрацией школы, заседания методического объединения, семинары, изучение методической литературы.

В настоящее время в специальной педагогике большое внимание уделяется вопросам воспитания и обучения детей с проблемами в развитии. Разрабатываются организационные формы работы с ними, выявляются потенциальные способности детей к учебной и трудовой деятельности, исследуются возможности их интеграции в общество.

Работа учителя с такими детьми представляет чрезвычайную сложность. На уроках необходимо организовать постоянную активную практическую деятельность детей, так как вербальное обучение или обучение, основанное только на зрительном пассивном обучении, восприятии, является малоэффективным.

Все обучение строится на основе предметно - практической деятельности детей, сопровождаемой речью, и направлено на выработку правильных представлений и практических умений.  

В течение 2012-2013 учебного года учителя методического объединения работали над следующими темами самообразования:

1

Гаврилова Е.И.

Разработка практических работ по истории для учащихся специальных (коррекционных классов) VIII вида

2

Гусева Р.Х.

«Системно - деятельностный подход в обучении английскому языку детей с ограниченными возможностями здоровья»

3

Диев А.В.

«Алгоритмы в процессе трудового обучения учащихся специальных коррекционных классов VIII вида»

4

Захарова Е.В.

«Обучение детей с ОНР пересказу на логопедических занятиях»

5

Искакова Г.З.

«Развитие речи и формирование навыков общения учащихся коррекционных классов с целью их адаптации в социальной среде»

6

Исманова Р.Ф.

«Индивидуальный подход к учащимся с ограниченными возможностями здоровья при обучении математике»

7

Коваль К.Г.

«Влияние интеллектуального дефекта на эмоциональное отношение школьников к окружающей действительности»

8

Кондратюк Н.Г.

«Создание условий для развития и коррекции  у обучающихся качеств творческой личности, умеющей применять полученные знания на  практике»

9

Лезин В.А.

«Развитие координации движений у учащихся специальных (коррекционных) классов во внеурочной деятельности»

10

Лезина Ю.Ю.

«Профилактика суицидального поведения у детей»

11

Маркова Л.В.

«Развитие познавательных способностей детей с ОВЗ в игровой деятельности»

12

Нешетаев А.А.

«Использование алгоритма при решении задач по физике»

13

Орлова В.П.

«Социализация личности обучающихся в коррекционном классе»

14

Саркулова З.К.

«Развитие коммуникативной культуры детей с ОВЗ»

15

Сафонова Н.В.

«Профилактика асоциального и адиктивного поведения обучающихся»

16

Серебрякова Н.П.

«Работа с контурными картами в коррекционных классах, как средство формирования деятельностных компетенций» компетентностей»

17

Хабибуллина 3.3.

«Формирование гуманистического мировоззрения учащихся, способных к осознанию своих прав и прав другого, способности к нравственному саморазвитию»

18

Худи Н.А.

«Формирование навыков грамотного письма на уроках ненецкого языка у учащихся специальных (коррекционных) классов VIIIвида»

19

Шагижигамова Г.А.

«Беседы на уроках чтения и развития речи в спец. (кор.) классе VIII вида».

20

Гарунова Л.Р.

Игры для коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивного поведения детей с ОВЗ.

21

Пермякова Н.В.

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии в спец (кор) классах.

22

Пономарева Н.В.

«Использование дидактических игр при изучении математики для активации мыслительной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью»

23

Смоленцева С. М.  

Организация самостоятельной работы на уроках истории в спец.(кор.) классах

24

Самусь В.М.

«Способы мотивации учебной деятельности для детей с нарушением интеллекта на уроках русского языка»

25

Сечко О.М.

Рациональное распределение времени урока в спец. (кор.) классе

В течение учебного года учителя работали в творческих группах и школе одного учителя.

1.  Временные творческие группы (ВТГ) и проблемы:

«Развитие навыка выразительного чтения на уроках чтения и развития речи у детей с ОВЗ» - учителя русского языка и литературы Искакова Г.З. и Шагижигамова Г.А.

2.   Школа одного учителя:

«Работа с контурными картами в коррекционных классах, как средство формирования деятельностных компетентностей» -  учитель географии Серебрякова Н.П.

«Комплексная программа психологической адаптации учащихся предшкольного класса в условиях интерната» - педагог-психолог Коваль К.Г.

Основными формами работы методического объединения стали:

  • участие в заседаниях методического объединения;
  • взаимопосещение уроков;
  • прохождение курсовой переподготовки;  
  • обобщение опыта собственной педагогической деятельности.

За 2011 – 2012 учебный год было проведено 6 заседаний методического объединения.

Тематика заседаний методического объединения определялась задачами методической работы школы на 2012 – 2013 учебный год. При выборе тем учитывались профессиональные запросы педагогических работников, актуальность рассматриваемых вопросов, их значение для совершенствования качества педагогической деятельности и, как следствие этого, повышения качества учебно-воспитательного процесса в школе.

На заседаниях МО были рассмотрены следующие вопросы:

  • Утверждение темы и плана работы МО на 2012 -2013 учебный год.
  • Утверждение рабочих программ по предметам в специальных (коррекционных) классах VII и VIII вида.
  • Утверждение тем самообразования учителей МО.
  • Результаты обследований учащихся учителем – логопедом, учителем – дефектологом, педагогом – психологом.
  • Применение информационных технологий на уроках и занятиях.
  • Об адаптивном образовании 
  • Образовательные потребности детей с ОВЗ и возможные пути помощи.
  • Предупреждение нарушения чтения и письма у детей в условиях двуязычия.
  • Формирование гуманистического мировоззрения учащихся с ОВЗ, способных к осознанию своих прав и прав другого, способности к нравственному саморазвитию.
  • Организация индивидуального обучения   на дому обучающихся с ограниченными     возможностями здоровья в 2012-2013 учебном году.
  • Проведение семинара-практикума «Современные коррекционно-развивающие технологии в организации учебного процесса в коррекционной школе.
  • Формирование навыков грамотного письма у учащихся средних специальных (коррекционных) классов VIII вида.
  • Профилактика и коррекция нарушения  чтения  и  письма, обусловленных несформированностью основных функций фонематической системы.
  • Развитие речи и формирование навыков общения учащихся коррекционных классов с целью их адаптации в социальной среде.
  • Индивидуальный подход при обучении математике в специальных коррекционных классах.
  • Анализ воспитательно-образовательного процесса в 2011-2012 учебном году.
  • Принятие примерного плана работы МО на 2012-2013 учебный год.

В конце каждой четверти проводились: анализ итогов мониторинга, анализ выполнения учебных программ.

Состоялось совместное заседание МО и школьного ПМПк о представление на муниципальную ПМПК учащихся и о подготовке документов на них.

Была оформлена выставка наработок и достижений учителей коррекционных классов.

Проведены консультации – практикумы для родителей (темы и выступления в отчетах социального педагога, педагогов- психологов, учителя- дефектолога, учителя- логопеда).

В течение учебного года собиралась методическая копилка в помощь учителям, работающим в специальных (коррекционных) классах.

Были выпущены брошюры:

«Развитие речи детей», «Как повысить скорость чтения» (Учитель-логопед: Захарова Е.В.);

 «Типы восприятия и их учёт в процессе обучения», «Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития», «Характеристика детей, обучающихся в специальных (коррекционных) классах VIII вида» (Учитель-дефектолог: Маркова Л.В.);

«Памятка для школьников и выпускников», «Сборник профориентационных игр», «Игры на сплочение», «Памятка несовершеннолетнему ребенку», «Сборник игр и упражнений на развитие навыков саморегуляции», «Как справляться с детским гневом», «Сборник методик психологической диагностики универсальных учебных действий» (Педагог-психолог: Коваль К.Г.).

В рамках проведения мероприятий к Международному Дню толерантности учителем-дефектологом  Марковой Л.В. были проведены открытые классные часы в начальных классах.

В первом и вторых классах проведены развивающие занятия «Доброта». В третьем и четвертом классах -  классные часы: «Толерантность – путь к миру».  Саркуловой З.К. проведены социальные уроки толерантности.

Учителем-логопедом Захаровой Е.В. и учителем-дефектологом Марковой Л.В.  даны мастер-классы для воспитателей интерната.

Был проведен семинара-практикума «Современные коррекционно-развивающие технологии в организации учебного процесса в коррекционной школе».

В работе семинара-практикума приняли участие 34 педагога, 6 педагогов начальной ступени обучения, 28 педагогов средней и старшей ступени обучения, специалисты службы сопровождения. Организован видеолекторий на тему: «Требования к планированию коррекционно-развивающих уроков». По итогам изучения теории по данной теме всеми педагогами, присутствующими на семинаре, были успешно выполнены тестовые задания.

В рамках практической части семинара с 15 по 22 февраля была проведена предметно-методическая неделя МО учителей коррекционных классов с целью систематизации  полученных знаний и обобщения опыта работы с учащимися с ОВЗ.

 Исходя из плана и задач недели МО учителей коррекционных классов, были проведены следующие уроки:

Урок математики в 9 в специальном (коррекционном) классе VIII вида, в технологии коррекционно-развивающих уроков по темам: «Измерение и вычисление объёма прямоугольного параллелепипеда (куба)» - 9 класс, «Сложение и вычитание целых и дробных чисел» - 8 класс, «Умножение и деление чисел, полученных при измерении на двузначное число» -7 класс - Хабибуллина З.З., учитель математики.

Коррекционно - развивающий урок по чтению и развитию речи в класс-комплекте (7-9кл. VIII вида) по темам: «Тема детства. М.В.Исаковский. Стихотворение «Детство». Н.А.Заболоцкий. «Некрасивая девочка» -7-8кл и «В.В.Маяковский. Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче…» - 9 кл.- Шагижигамова Г.А., учитель русского языка и литературы.

Интегрированный урок: урок грамматики, правописания и чтения в класс-комплекте (5-6 кл. VIII вида) по теме: «Описание природы по плану и опорным словам на основе стихотворений русских поэтов 19 века», учитель литературы Саркулова З.К. и учитель русского языка Искакова Г.З.

Коваль К.Г., педагог-психолог, провела коррекционно-развивающее занятие с учащимися 6в специального (коррекционного) класса VIII вида по теме: Развитие навыков общения и позитивного отношения к себе «Я – это Я. Моё настроение».  

Все мероприятия прошли на высоком методическом уровне с применением ИКТ, в интересной форме и носили обучающий характер. Педагоги школы получили новые практические и теоретические знания по вопросам обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями.

В программных требованиях для специальных (коррекционных) классов ведущим принципом при проведении уроков является принцип коррекционной направленности обучения. В них конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого и нравственного воспитания   детей с особыми возможностями здоровья в процессе овладения каждым учебным предметом.

С 13 по 19 мая проводилась неделя социально-психологической службы сопровождения.

Общешкольные акции и коллективные задания вызвали большой интерес у учащихся, самыми активными были учащиеся 5 и 10 классов.

Все проведенные акции, развивающие творческие игры направлены на развитие психических процессов (внимание, память, мышление, воображение), способности к самовыражению, на познание друг друга, на рефлексию внутреннего эмоционального состояния, выражение участниками своего эмоционального состояния по средствам творческой деятельности, сплочение классных коллективов и просто на создание доброжелательной атмосферы и весеннего настроения.

Таким образом, проведение недели социально-психологической службы подтвердило важность и актуальность психологической пропаганды и психологического просвещения всех субъектов педагогического процесса.

Применение адекватных программ и методов обучения детей с особыми возможностями здоровья, соответствующих возможностям и целям их воспитания и обучения,- важнейшее и в значительной мере решающее условие для развития всей их познавательной деятельности. Необходимо такое обучение детей с особыми возможностями здоровья, при котором у них осуществляется элементарный перенос знаний, возникает возможность применения их для решения новых аналогичных задач. Для достижения такого эффекта, обучение должно быть рассчитано на актуальный уровень развития детей и возможности зоны ближайшего развития, должно основываться на ведущей деятельности данного возрастного периода.

В специальных (коррекционных) классах нашей школы работают учителя, придерживающиеся данных методов и принципов обучения учащихся с особыми возможностями здоровья.

Работа методического объединения учителей коррекционных классов постоянно ведется в инновационном режиме.  Совершенствуется содержание и формы её организации. Ведется накопление и обновление методического потенциала.

Учителя пополняют материал на сайте школы, на индивидуальных сайтах, делятся опытом не только на институциональном, но и всероссийском уровне.

Представленная деятельность участников МО по изучению, формированию и распространению прогрессивного педагогического опыта по проблемам обновления форм, методов, педагогических технологий и всего комплекса психолого-педагогических мероприятий обучения и воспитания свидетельствуют о наличии эффективной системы повышения профессионального  мастерства и квалификации педагогов.  

По итогам методической работы за 2012– 2013 учебный год можно сделать выводы:

1. Главное в методической работе – оказание реальной действенной помощи учителям. В этот учебный год поставленные задачи в основном успешно реализованы. Методическая работа представляет относительно непрерывный, постоянный, повседневный процесс.

2. Повышение квалификации и мастерства учителей позволяет связать содержание и характер методической работы с ходом и результатами реального учебно-воспитательного процесса.

3. Работая над темой МО, учителя делились своим опытом применения различных методов повышения познавательной мотивации учащихся с ОВЗ.

 3. Методическая работа позволяет глубоко изучить личностные качества учителя, выявить затруднения и недостатки в их деятельности, элементы передового опыта.

   Цели и задачи на 2012– 2013 учебный год:

1. Создавать необходимые условия для обеспечения разработки инноваций, реализации специального коррекционного образования.

2.  Совершенствовать педагогическое мастерство учителей по овладению новыми образовательными технологиями. 

        3.Продолжать работу по обобщению и распространению   прогрессивного педагогического   опыта  работы   педагогов.

         4.Организовать профессиональное становление молодых специалистов.

Руководитель МО                        Маркова Л.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемно-ориентированный анализ работы КМО учителей начальных классов за 2011-2012 учебный год и планирование работы на следующий учебный год.

Данный материал может служить образцом при подготовке отчета о работе методического объединения учителей начального звена и включает в себя  следующие разделы:1.Положение о РМО (КМО).2.Проб...

Курсовая работа "Анализ работы с детьми в ГПД"

Психологические исследования...

Анализ работы отделения ДО за 2014-2015 учебный год и основные направления работы на 2015-2016 учебный год

Анализ работы отделения ДО за 2014-2015 учебный год и основные направления работы на 2015-2016 учебный год...

Проверочная работа по чтению+Анализ работы 1 класс-II четверть. Начальная школа XXI века

Проверочная работа по чтению в 1 классе во 2 четверти. Анализ работы. Начальная школа 21 века...