Современный урок в начальной школе с учётом требований ФГОС
статья

Матриал выступления по теме "Современный урок в начальной школе с учётом требований ФГОС."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremen._urok.docx21.24 КБ

Предварительный просмотр:

Современный урок в начальной школе с учётом требований ФГОС (слайд 1)

Введённый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования требует существенной перестройки требований к современному уроку в начальных классах.

Современный урок — это (слайд 2)

  • развитие младших школьников в процессе обучения;
  • активная деятельность детей; работают все и работает каждый;
  • проблемность; маленькое открытие каждый день;
  • диалог; учёт разных мнений; вариативность;
  • творчество учителя и творчество детей;
  • интерес детей к учению, их желание учиться;
  • освоение детьми способов действий;
  • самостоятельность учащихся;
  • сотрудничество школьников друг с другом и с учителем;
  • индивидуальный и дифференцированный подход к ученикам;
  • чёткость целей и ориентация на достижение результатов;
  • связь с жизнью, решение практических задач;
  • воспитание личности.

В соответствии с общими положениями ФГОС НОО в основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает (слайд 3)

  • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Системно — деятельностный подход предполагает(слайд 4)

  • разнообразие организационных форм деятельности и учёт индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья);
  • гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что создаёт основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, видов, способов деятельности.

   Деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования (слайд 5)

Предыдущие стандарты образования

Новые стандарты образования

Цель школьного обучения — усвоение знаний, умений, навыков

Цель школьного обучения — формирование умения учиться

Стихийность учебной деятельности обучающихся

Целенаправленная организация и планомерное формирование деятельности ученика

Изолированное изучение обучающимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета

Включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач

Преимущественное использование индивидуальной формы увоения знаний

Признаки решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения

Согласно деятельностной теории механизмом обучения является не передача знаний, а управление учебной деятельностью.

Основной задачей учителя является создание на уроке образовательной среды, где каждому ученику было бы комфортно и интересно добывать новые знания вместе с учителем. Учитель в этом случае выступает в роли координатора, коммуникатора, партнёра.

Среди проблем современной школы одной из ведущих является повышение эффективности урока как основной формы учебно-воспитательного процесса. В настоящее время формируется новый характер урока в начальной школе с учётом требований ФГОС НОО (в то же время, сохраняется и ряд традиционных требований, обусловленных спецификой начального образования и возрастными особенностями младших школьников).

Итак, характеристики урока, определяющие современные требования к нему (слайд 6)

  1. Комплексное решение на уроке задач обучения, развития и воспитания младших школьников.

- современный урок ориентирован на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов

- урок имеет не только обучающую, но и развивающую направленность.

  1. Построение урока на основе системно-деятельностного подхода.
  2. Продуманность методической системы урока

- продуманность целей и задач урока (ориентированность задач на планируемые результаты),

- комплексная направленность и целесообразный отбор содержания урока,

- целесообразный выбор форм и методов обучения,

- целесообразное использование средств обучения.

  1. Продуманность структуры и логики построения урока

- соответствие структуры урока системе начального образования, особенностям УМК, учебной программе и специфике урока,

- логичное и системное построение урока, обоснованное соотношение частей урока, продуманная последовательность учебных заданий,

- отражение в структуре урока этапов учебно-познавательной деятельности.

  1. Чёткая организация класса

- оптимальный темп урока,

- рациональное использование времени урока,

- включение детей в активную деятельность.

  1. Организация эффективного взаимодействия учителя и учащихся

- сотрудничество учителя и учащихся как равных партнёров,

- сотрудничество детей друг с другом,

- гибкий стиль общения.

  1. Соблюдение психологических требований к уроку.
  2. Здоровьесберегающая направленность урока.
  3. Владение учителем основами педагогического мастерства, в том числе педагогической техникой.
  4.  Соблюдение на уроке основных дидактических принципов, в первую очередь принципов развивающего обучения.

Подготовка учителя к уроку (слайд 7) предполагает:

  1. Определение темы урока, места урока в системе уроков, отбор содержания.

Тема урока ставится в соответствии с рабочей программой, составленной, составленной учителем. Тема урока формируется полно и точно. Например, формулировка темы «Закрепление ранее изученного материала» является неточной, поскольку не отражает основное содержание урока.

При отборе содержания нужно учитывать уровень развития и обученности детей. Необходимо учитывать, что в разноуровневом классе и содержание урока должно быть разноуровневым, рассчитанным на группы детей с разным уровнем обучаемости.

  1. Определение целей и задач урока

Для построения урока, соответствующего системно-деятельностному подходу к образованию детей, учитель должен ставить не три различных задачи (обучающую, развивающую и воспитывающую), а одну, обеспечивающую решение триединой задачи всем строем работы на уроке.

Обучающие задачи ориентируют на достижение предметных результатов, развивающие задачи — метапредметных результатов (формирование УУД), воспитательные задачи — личностных результатов. Все эти результаты достигаются в единстве, на одном и том же учебном материале.

Задачи урока должны быть предельно конкретны, соотноситься с этапами урока. Без конкретизации задач этап урока не получает смысловой завершённости, которая выражается в оценке того, как решена поставленная задача.

  1. Выбор методов и форм обучения.
  2. Выбор и подготовка средств обучения, оборудование урока.
  3. Определение типа и структуры урока

При определении типа и структуры урока нужно учитывать, что в настоящее время отсутствуют единые подходы к типологии уроков. Классические структурные схемы уроков преобразуются с учётом новых требований, связанных с реализацией системно - деятельностного подхода.

  1. Составление плана урока.
  2. Составление конспекта или плана урока.

Оформление конспекта обычно является стандартным:

- тема урока

- цели и задачи урока

- оборудование урока

- план урока с хронометражем

- ход урока (с выделением этапов или структурных частей урока) по следующей форме

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Методические комментарии

Фиксируются группы и виды УУД, над которыми идет работа в рамках выполнения того или иного задания

Современный урок, сохранив присущие ему признаки, в то же время рассматривается не только как вариативная, но и постоянно развивающаяся форма. Главное же направление этого развития видится в стремлении добиться того, чтобы урок стал результатом творчества не только учителя, но и ученика.

И в заключении я хочу напомнить слова великого русского педагога В.А Сухомлинского «Урок — это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции» (слайд 8)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок в начальной школе с учётом требований ФГОС

мой текст выступления на педсовете. есть презентация к теме....

Современные технологии проведения урока в начальной школе с учётом требований ФГОС

Современные технологии проведения в начальной шклое с учетом требования ФГОС...

Обобщение опыта на тему "Современный урок в начальной школе с учётом требований ФГОС".

Современный урок –урок действенный,имеющий непосредственное отношениек интересам, личности ребенка,его родителей, общества, государства. Структура урока в начальной школе:I этап. Организация клас...

Мастер – класс по теме : «Современный урок в начальной школе в свете требований ФГОС. Использование сказки на уроках в начальной школе ».

1)      Осознание  основных критериев современного урока; 2) Повышение интереса педагогов к современным технологиям;·...

Статья «Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС начального общего образования: структура, содержание, технологии, методы, приемы, организации учебной деятельности учащихся, оценочная деятельность учителя».

laquo;Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС начального общего образования: структура, содержание, технологии, методы, приемы, организации учебной деятельности учащихся, оцено...

Выступление на заседании районного методического объединения начальных классов по теме "Современный урок в начальной школе с учётом требований ФГОС"

Урок есть часть жизни ребёнка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры.     Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Ме...