Выступление на районном МО учителей начальных классов
презентация к уроку

Черепнина Галина Анатольевна

МО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okazanie_podderzhki.docx214.67 КБ
Файл prezentatsiya.pptm870.45 КБ

Предварительный просмотр:

«Оказание психолого-педагогической  поддержки  учащимся  с  ОВЗ в условиях начального  образования»

«Наша школа должна быть открыта для всего нового, должна идти в ногу со временем и при этом сохранять свое уникальное лицо, свои корни, те ценности, которые веками закладывались в обществе, должна не только учить, но и воспитывать человека и гражданина»

В.В.Путин

Российская система образования вот уже 20 лет находится в условиях реформирования.  Новый  этап связан  с введением и реализацией ФГОС для обучающихся различных категорий. Первыми к реализации Стандартов приступила начальная общеобразовательная школа и уже в течение 3 лет на различных уровнях обсуждаются проблемы и риски его реализации. 

Нынешний Стандарт понимается как общественный договор личности, семьи, государства, школы, всех заинтересованных сторон.

 Стандарт рассматривается, прежде всего, как совокупность требований:

 требований к структуре образовательных программ (чему и как учить),

 требований к результатам образования (чему научить), а также

требований к условиям, которые должны быть обеспечены школе, чтобы она могла добиваться в очерченных рамках необходимых результатов.

По данным Министра образования и науки Российской Федерации за последние 3 года количество детей с ОВЗ и инвалидностью, обучающихся инклюзивно, увеличилось на 15,5%. Рост численности нуждающихся в специальном образовании - общемировая тенденция, характерная и для современной России.

Проблема роста количества детей с ОВЗ коснулась и нашей малокомплектной школы. Так за последние три года количество детей с ОВЗ в школе возросло.  В  школе обучаются   2  детей  с  ОВЗ по адаптированной  образовательной  программе.

АОП разрабатывается  на  ребенка, который  есть  в  классе.

АООП разрабатывается  на  уровень,  структура  такая же,  как и в АОП.  АООП  дополняется  коррекционной  работой.

-Какие нормативные документы должны стать настольной книгой учителя   обучающего  детей  с ОВЗ ?

ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации»

От 29.12.2012г.

№ 273 –ФЗ

Приказ Минобрнауки «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

От 19.12.2014г.

№ 1598

Приказ Минобрнауки «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

От 19.12.2014г.

№ 1599

При обучении детей с ОВЗ в общеобразовательной школе необходимо психолого-педагогическое сопровождение.

Согласно «Словарю русского языка» сопровождать— значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

К детям с ОВЗ относятся дети:

1.с нарушением слуха - не слышащие или глухие и слабослышащие дети, позднооглохшие (может выявить педагог);

2.с нарушениями зрения - незрячие, слабовидящие, а также дети с косоглазием (может выявить педагог);

3. дети с тяжелым нарушением речи: к ним относится заикание, афазия – т. е. происходит распад речи (ребенок начал говорить, а через два года перестал) и аллолия или дети «молчуны»;

4. дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП);

5. дети с задержкой психического развития (ЗПР) – на основе наблюдений педагог может выявить такого ребенка, если он не справляется с программой, а со стороны медиков идет полный контроль за ребенком с рождения ( диагноз ставит невропатолог);

6. с нарушениями интеллекта - умственно отсталые дети (диагноз ставит невролог, психиатр);

7. с нарушением эмоционально-волевой сферы (таких детей выявляет психолог и невропатолог);

8. дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).

9 дети-инвалиды

К детям с ОВЗ не относим детей, которые плохо усваивают программу и не имеют отклонений в здоровье. Это может быть причиной: ребенок часто болеет, находится на домашнем режиме либо педагогически запущен.

Ключевыми направлениями работы педагога и психолога с детьми с ОВЗ являются: диагностическая, установочная (создание маршрута) работа, коррекционно - развивающая работа; профилактическая и консультативная работа с педагогами и родителями, воспитывающими детей данной категории.

Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-медико-педагогической диагностике, позволяющей: своевременно выявить детей с ОВЗ; выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка с ОВЗ; определить оптимальный педагогический маршрут; обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребёнка с ОВЗ в общеобразовательном учреждении; спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы; оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы; определить условия воспитания и обучения ребёнка; консультировать родителей ребёнка.

Диагностическое направление работы включает в себя первичное обследование. Диагностические  данные  используются  для:  

-учета индивидуально-личностных особенностей  ребенка;

-как  опора для  оценки  эффективности воздействия;

-выбора коррекционных  приемов.

Учитель выполняет задачи по определению актуального уровня развития ребёнка и зоны ближайшего развития, выявлению особенностей эмоционально-волевой сферы, личностных характеристик ребёнка, особенностей его межличностных взаимодействий со сверстниками, родителями и другими взрослыми.

Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ

1. У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире, затруднение при узнавании контурных, схематичных изображений предметов.

2. Недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, становить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.

3. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.

4. Память – заметное преобладание наглядной памяти над словесной.

5. Снижена познавательная активность.

6. Мышление – выраженное отставание в развитии наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

7. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.

8. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны.

9. Речь – все компоненты языковой системы не сформированы.

10. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости.

Вследствие этого у детей проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, определения путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе).

Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка   или индивидуальный образовательный  маршрут.

Цель  установочного этапа (составление маршрута)  направлена  на  создание  у  ребенка  и  его  родителей  активной  установки  на  психокоррекционную  работу,  повышение  уверенности  в  возможности  достижения  позитивных  изменений.

Необходимость установочного этапа обусловлена еще  тем,  что  довольно часто применение  многих  методик  не  соответствует ожиданиям  родителей,  которые  «настраиваются»  на известные  им  психологические  приемы. Для  эффективности  коррекционной  работы  необходимо  объяснить родителям и детям смысл  тех  или  иных  упражнений, выполняемых  ребенком.

Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно использовать следующие активные методы и приёмы обучения:
1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.
2. Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д. Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.
3. Узелки на память  (составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить).
Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий.
4. Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т. д.
5.Использование презентации и фрагментов презентации по ходу занятия.
6. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.
7. Активные методы рефлексии.
В педагогической литературе существует следующая классификация видов рефлексии:
1) рефлексия настроения и эмоционального состояния;
2) рефлексия содержания учебного материала (её можно использовать, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного материала);
3) рефлексия деятельности (ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные).
Данные виды рефлексии можно проводить как индивидуально, так и коллективно.

«Дерево чувств» – учащимся предлагается повесить на дерево яблоки красного цвета, если они чувствуют себя хорошо, комфортно, или зелёного, если ощущают дискомфорт.

«Море радости» и «Море грусти» – пусти свой кораблик в море по своему настроению.

Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность учащихся с ОВЗ.

Коррекционный этап – это  осуществление  коррекционного  воздействия. Коррекционная  работа  направлена  на  развитие двигательной, пространственной  сферы,  становление  адекватной  схемы  тела  и  образа  физического Я. Сильным  тонизирующим  фактором является  развитие мелкой моторики; многие упражнения  проводятся с  целью  повышения  дифференцированности  мозговых  функциональных систем,  улучшения  межполушарного  взаимодействия. В  целях улучшения  саморегуляции,  произвольного  контроля  используются  различные  игры   с правилами.

Учителю необходимо:

следить за успеваемостью обучающихся: после каждой части нового учебного материала проверять, понял ли его ребенок;

посадить ребенка на первые парты, как можно ближе к учителю, так как контакт глаз усиливает внимание;

поддерживать детей, развивать в них положительную самооценку, корректно делая замечание, если что-то делают неправильно;

разрешать обучающимся при выполнении упражнений записывать различные шаги. Это является для них опорой, а для учителя это вспомогательное средство, чтобы понять, где именно произошла ошибка в процессе мышления;

требовать структурирования действий при выполнении заданий;

предоставлять дополнительное время для завершения задания;

чередовать занятий и физкультурные паузы;

осваивать знания об изменениях в поведении, которые предупреждают о необходимости применения медикаментозных средств или указывают на переутомление учащегося с ограниченными возможностями здоровья;

стараться разнообразить работу на уроке. Оптимально провести около семи смен деятельности за урок. Желательны задания, которые не предполагают дефицита времени на их выполнение.

Положительный  результат  коррекционной  работы – это достижение  результатов. Необходимо  отметить,  что  устранение  симптома  не  является  достаточным  поводом  для  окончания  коррекционной  работы. Снятие симптома  может  носить  временный  характер,  если  при  этом  не  устранены  причинные  факторы,  то вполне возможно быстрое  возвращение  тех  же  самых  или  других  симптомов.  С  родителями проводится консультативно – просветительская  работа  по  разъяснению  того,  что занятия  с  ребенком необходимо  продолжать  для  разрушения  патологического  механизма,  обеспечения  устойчивости достигнутого  эффекта,  профилактики  новых  нарушений.  Кроме  того,  максимальный  эффект  достигается  спустя  6-7 месяцев  после  окончания  психокоррекционного  воздействия.

Через полгода   проводится выходная  диагностика: психолог выявляет  достигнутые  личностные  результаты,  а  учитель – предметные. Происходит  смена  ведущей  проблемы.

       Главной целью в создании модели психологического сопровождения детей с ОВЗ является     разработка    инструментария    сопровождения     такого      ребёнка, обеспечивающего   успешную   дальнейшую   интеграцию.

C:\Users\ADMIN\Desktop\s75315633.jpg

          18 мая 2017 года делегация Рыльского района в составе 11 человек приняла участие в организованном комитетом образования и науки Курской области,  ОКУ «Курский областной центр психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения» инструктивно-методическом слете «Практика инклюзивного образования». Девиз слета: Когда мы едины – проблемы победимы!

C:\Users\ADMIN\Desktop\s35115926.jpg

          Слет собрал более 150 специалистов образовательных организаций, решающих сложные вопросы обучения, воспитания, развития, социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью.

C:\Users\ADMIN\Desktop\azdstjgfr1.jpg

         В числе участников слета - представители администрации, учителя начальных классов, учителя-логопеды, педагоги-психологи, воспитатели образовательных организаций и специалисты ранней помощи из 9 муниципальных образований региона: городов Курск, Курчатов, Железногорск, Щигры; Обоянского, Солнцевского, Суджанского, Рыльского, Фатежского районов.

         На слете проанализирован и обобщен имеющийся опыт инклюзии в регионе, расширены знания педагогических работников, специалистов сопровождения и административно-управленческий персонала об эффективных технологиях формирования инклюзивной среды в образовательной организации, в ходе профессионального общения выявлены и обсуждены наиболее острые проблемы инклюзии. 

Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.

Мир особого ребёнка — допускает лишь своих.

Мир особого ребёнка интересен и пуглив.

Мир особого ребёнка безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.

Мир особого ребёнка иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен? Почему не говорит?

Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.

Мир особого ребёнка — допускает лишь своих.

Приложение 1

Инструкция

Сроки выполнения: один раз в год
Участники: учащийся с ОВЗ
Ответственный: классный руководитель
Целькомплексная характеристика познавательной и эмоционально – волевой сфер и учебной деятельности; изучение сформированности навыков по предметам

Форма: заполнение бланка по результатам наблюдений
Необходимые материалы: бланк
Инструкция: классный руководитель заполняет печатный бланк на основе наблюдений и беседы с учителями-предметниками

Обработка:  не осуществляется

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

Фамилия, имя, отчество __________________________________________________________________________

Возраст____________ класс __________________________________________________

Общее развитие ребенка:

осведомленность о себе и своей семье__________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

знания и представления об окружающем_______________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Развитие моторики__________________________________________________________
__________________________________________________________________________

Развитие речи______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отношение к школе и учебной деятельности (желание идти в школу, любимые и нелюбимые предметы, отношение к оценкам, дублирование обучения и т.п.)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сформированность учебных навыков:

по математике_____________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

по литературному чтению____________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

по русскому  языку_________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

по технологии, ИЗО_________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________                                                      

по физической культуре_____________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сформированность школьно значимых умений:

умение планировать свою деятельность и сосредоточенно работать________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

способность понять и принять инструкцию_____________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отношение к неудаче_______________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Темп работы_______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сформированность:

санитарно-гигиенических навыков_____________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

навыков культурного поведения, общения

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

взаимоотношений в коллективе_______________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

трудовых умений и навыков__________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Особенности семейного воспитания (из посещения семьи)________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        Дата обследования:

          Подпись:

Приложение 2

Инструкция

Сроки выполнения: два раза в год
Участники: учащийся с ОВЗ
Ответственный: классный руководитель
Цель первичная и последующая диагностика уровня познавательной активности учащегося; диагностика отношения ученика к конкретным учебным предметам и к учению в целом. 

Форма: заполнение бланка по результатам наблюдений
Необходимые материалы: бланк.
Инструкция: классный руководитель заполняет печатный бланк на основе наблюдений и беседы с учителями-предметниками. Для заполнения используются следующие символы:

« + » - сформировано

« - » - не сформировано

« + - » - сформировано частично

Обработка:  отслеживание динамики в течение года и нескольких лет.

Карта наблюдений за познавательной активностью учащегося_____класса

Фамилия, имя_______________________________________________________

Название урока

Русский язык

Литера-турное чтение

Матема-тика

Окружа-ющий мир

Изобрази-тельное искусство

Техноло-гия

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

Потребность в познании

Хочет отвечать, поднимает руку

Выполняет познавательные задания с удовольствием

Выполняет познавательные действия по собственной инициативе

Задает дополнительные вопросы по теме урока

Потребность в учебных достижениях

Старается выполнять задания хорошо

  Низкая отметка стимулирует улучшение учебного процесса

Не бросает трудные задания

Радуется, когда что-то получается

Производительность

Соблюдает нормы поведения на уроке без персональных замечаний

Выполняет учебные инструкции учителя без персонального обращения

При действии сильных посторонних раздражителей легко переключается на учебную деятельность

Не прибегает на уроках к саморазвлечениям

Самостоятельность

Старается выполнить посильные задания сам, не прибегая к помощи взрослых

Может работать сам по инструкциям учителя без вопросов

Может работать сам по учебнику

Умеет проверять работу

Приложение 3

Инструкция

Сроки выполнения: один раз в год
Участники: учащийся с ОВЗ
Ответственный: классный руководитель
Цель первичная и последующая диагностика уровня сформированности ключевых компетентностей обучающихся

Форма: заполнение бланка и графика по результатам наблюдений
Необходимые материалы: бланк.
Инструкция: классный руководитель заполняет печатный бланк на основе наблюдений и беседы с учителями-предметниками. Для заполнения используются следующие символы:

« + » - сформировано

« - » - не сформировано

На основании данных таблицы вычерчивается график (итоговый балл – сумма «+» - выставляется в соответствии с вертикальной шкалой по каждой компетентности)

Обработка:  отслеживание динамики в течение нескольких лет.

График формирования ключевых компетентностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

__________________________________________________________________________

Критерии и показатели

Баллы

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

Овладение социально – бытовыми умениями:

  • стремится к самостоятельности и независимости в быту
  • помогает другим людям
  • владеет навыками самообслуживания дома и в школе
  • умеет включаться в разнообразные повседневные дела
  • посильно участвует в школьных делах
  • берет на себя ответственность в каких- то областях школьной жизни

Дифференциация и осмысление картины мира:

  • интересуется окружающим миром природы, культуры
  • замечает новое, задаёт вопросы
  • включается в совместную со взрослым исследовательскую деятельность
  • адекватно ведёт себя в быту с точки зрения опасности/безопасности и для себя, и для окружающих
  • использует вещи в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером данной ситуации

Овладение навыками коммуникации:

  • реагирует на обращённую речь и просьбы
  • понимает речь окружающих и адекватно реагирует на сказанные слова
  • поддерживает и завершает разговор
  • корректно выражает отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т. д.
  • передаёт свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком
  • слышит свои речевые ошибки и старается их исправлять
  • замечает ошибки в речи одноклассников

Осмысление своего социального окружения:

  • доброжелателен и сдержан в отношениях с одноклассниками
  • уважительно относится к взрослым  (учителям, родителям и т. д.)
  • достаточно легко устанавливает контакты и взаимоотношения
  • соблюдает правила поведения в школе
  • мотив действий – не только «хочу», но и «надо»
  • чувствует себя комфортно с любыми людьми любого возраста

Последовательное формирование произвольных процессов:

  • умеет концентрироваться, может удерживать на чём-либо своё внимание
  • использует различные приёмы запоминания
  • учится продумывать и планировать свои действия
  • способен к саморегуляции и адекватной самооценки своих поступков
  • управляет своими эмоциями поведением, действиями
  • доводит до конца начатое дело
  • знает цель своих действий и поступков
  • старается выполнять все задания и просьбы учителя

График формирования ключевых компетентностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

(по годам обучения)

Приложение 4

Сроки выполнения: два раза в год
Участники: учащийся с ОВЗ
Ответственный: классный руководитель
Цель:  комплексная оценка уровня психологического развития учащихся, включая характеристику их сильных и слабых сторон; отслеживание динамики по итогам коррекционной работы

Форма: заполнение бланка по результатам наблюдений
Необходимые материалы: бланк
Инструкция: классный руководитель заполняет печатный бланк на основе наблюдений и беседы с учителями-предметниками в начале и в конце учебного года. В разделе «Рекомендовано» приводятся рекомендации по преодолению имеющихся трудностей

Обработка:  отслеживание динамики в течение учебного года.

Карта коррекционной работы

Фамилия, имя __________________________________________________________________

Школа __________________________________________________________________

Класс __________________________________________________________________

Учебный год __________________________________________________________________

Мнение специалиста __________________________________________________________________

Сильные стороны ребенка

Слабые стороны ребенка

Краткий план коррекционной работы

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Динамика коррекционного обучения

за период с _________________по _____________произошли следующие изменения

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендовано ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 5

Инструкция

Сроки выполнения: один раз в год
Участники: учащийся с ОВЗ
Ответственный: классный руководитель
Цель фиксация различных психологических особенностей учащихся, их положительных и отрицательных сторон, знание которых помогает построить целостный психологический портрет ребенка

Форма: фиксация наблюдений в дневнике
Необходимые материалы: тетрадь с оформленной обложкой
Инструкция: классный руководитель и учителя предметники фиксируют в «Дневнике» свои наблюдения и особенности  ребенка, проявляющиеся в различных ситуациях

Обработка:  не осуществляется

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Костровская СОШ»

ДНЕВНИК
НАБЛЮДЕНИЙ ЗА  УЧАЩИМСЯ

___класса, реализующего адаптированную основную общеобразовательную программу для учащихся с ОВЗ, имеющих умственную отсталость (интеллектуальные нарушения)                    


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Оказание психолого-педагогической поддержки учащимся с ОВЗ в условиях начального образования» Черепнина Галина Анатольевна, учитель начальных классов МБОУ « Костровская средняя общеобразовательная школа» 22 августа 2017 года

Слайд 2

Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих. Мир особого ребёнка — допускает лишь своих. Мир особого ребёнка интересен и пуглив. Мир особого ребёнка безобразен и красив. Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт. Мир особого ребёнка иногда он нас страшит. Почему он агрессивен? Почему не говорит? Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих. Мир особого ребёнка — допускает лишь своих.

Слайд 3

Нормативно-правовая база, регламентирующая инклюзивное обучение 1.Федеральный закон «Об образовании в РФ» 273-ФЗ от 29.12.2012г. 2.Письмо Минобрнауки РФ №ИР-535/07 от 07.06.2013 г. «О коррекционном и инклюзивном образовании детей». 3.Приказ Минобрнауки РФ №1598 от 19.12.2014 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». 4.Приказ Минобрнауки РФ № 1599 от 19.12.2014 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 5.Методические рекомендации Минобрнауки РФ от 11.03.2016г. №ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ » . 6.Письмо Минобрнауки РФ от 19.02.2016 г. №07-719 «О подготовке к введению ФГОС ОВЗ».

Слайд 4

Категории детей с ОВЗ: Глухие и слабослышащие дети. Слепые и слабовидящие дети. Дети с речевыми нарушениями. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Дети с задержками психического развития . Дети с нарушениями интеллекта. Дети с нарушением эмоционально-волевой сферы. Дети с расстройствами аутистического спектра.

Слайд 5

Основные этапы работы: Диагностический Установочный Коррекционно-развивающий Консультативный .

Слайд 6

Диагностический этап: обеспечивает своевременное выявление детей, нуждающихся в коррекционной работе специалистов; предусматривает определение причин, спровоцировавших появления тех или иных проблем ребенка в образовательной организации; предусматривает изучение динамики развития ребенка в процессе коррекционной работы; выступает инструментом контроля эффективности проводимых комплексных мероприятий, направленных на предупреждение или устранение неблагоприятных факторов, уже имеющих место или возможных в образовательном процессе.

Слайд 7

Установочный этап (создание маршрута): создание у ребенка и его родителей активной установки на психокоррекционную работу; повышение уверенности в возможности достижения позитивных изменений.

Слайд 8

Коррекционно-развивающий этап: осуществляет специально организованную комплексную помощь детям в освоении содержания образования; обеспечивает коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей с ОВЗ в условиях образовательной организации, выполняет отслеживание причин их возникновения и проявления; осуществляет мониторинг динамики достижений обучающихся в процессе воспитания и обучения в каждом конкретном случае.

Слайд 9

Консультативный этап: способствует непрерывности сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей относительно реализации дифференцированных психолого-педагогических условий воспитания, развития, обучения, коррекции, социализации.

Слайд 10

Инструктивно-методический слет « Практика инклюзивного образования » Девиз слета: «Когда мы едины – проблемы победимы !»

Слайд 11

С пасибо з а внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районном МО учителя начальных классов МКОУ СОШ№ 8 с. Тахта Ипатовского района Ставропольского края Остренко Людмилы Петровны по теме «Проектная деятельность младших школьников региональной направленности»

Отсутствие учебных часов на предмет или факультатив «краеведение» в начальной школе стало для меня своеобразным стимулом для определения темы моей работы  «Проектная деятельность младших школьник...

Выступление на районном семинаре учителей начальных классов по теме: "Первые шаги реализации ФГОС во внеурочной деятельности"

Выступление на районном семинаре учителей начальных классов по теме: "Первые шаги реализации ФГОС во внеурочной деятельности"...

Выступление на районном МО учителей начальных классов "Система формирования общеучебных умений и навыков обучающихся начальной

Выступление на районном МО учителей начальных классов "Система формирования общеучебных умений и навыков обучающихся начальной...

Презентация к выступлению на районном семинаре учителей начальных классов "Компетентностный подход к формированию здорового образа жизни учащихся"

Презентация к выступлению на районном семинаре учителей начальных классов  "Компетентностный подход к формированию здорового образа жизни учащихся" в формате Microsoft PowerPoint (.pptx)...

Формирование читательской грамотности младших школьников. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов Немского района

Существуют разновидности функциональной грамотности, в числе которых — читательская, математическая, естественно-научная, компьютерная, юридическая, экономическая (финансовая). Среди ...

Выступление в рамках районного семинара учителей начальных классов по теме "Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности"

Выступление в рамках районного семинара учителей начальных классов по теме "Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности"...