Выступление на методическом объединении "Метапредметное обучение в начальной школе"
статья

«Вооружить сумей детей 
Не знаний багажом, 
А  способом познанья!»
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_obedinenie.docx40.35 КБ

Предварительный просмотр:

Лизунова Марина Александровна

учитель начальных классов

МОУ Пирочинская ООШ

Жизнь полна многообразия… (слайд 1)
Некто танцует,
Некто творит,
Кто-то поет,
А кто-то рисует.
Важно что жизнью своей он горит.

Важно, что сердце бьется и хочет…
Что речь не спокойна,
Душа вдаль зовет.
Важно, что небо и сердце ликуют,
Важно, что кто-то так страстно живет…

Живет для любви
И немного для грусти,
Для новых уроков
И старых проблем.
Важно, что он не сдается,
БУШУЕТ…
Важно, что некто всем сердцем живет…

Вы, наверное, заметили, что у меня в руке карандаш. Как Вам кажется, есть какая-то связь между этим предметом и стихотворением, которое я сейчас прочитала?

Она есть, и сейчас Вы это поймёте.

Притча про Карандаш.(слайд 2)

Прежде чем положить Карандаш в коробку, карандашный мастер отложил его в сторону.

— Есть пять вещей, которые Ты должен знать, прежде, чем я отправлю Тебя в мир, — сказал он.

 — Всегда помни о них, и тогда Ты станешь лучшим карандашом, которым только можешь быть. Ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае, если:

Первое:

позволишь Кому-то держать Тебя в своей руке.

Второе:

будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, зная, что это необходимое условие, чтобы стать хорошим карандашом.

Третье:

будешь способен исправлять ошибки, которые совершаешь.

Четвёртое:

Твоя наиболее важная часть будет всегда внутри Тебя.

И пятое:

Всегда будешь оставлять след, на какой бы поверхности Тебя не использовали. Независимо от состояния Ты должен продолжать писать!

Карандаш понял и пообещал помнить об этом. Он был помещен в коробку с призванием в сердце. (слайд 3)

Как вы думаете, что я сейчас держу в своей руке? (демонстрирую частичку сердца, выслушиваю предположения). На самом деле это частичка сердца моего классного руководителя, учителя русского языка и литературы Альбины Леонидовны Кузнецовой, которую я храню до сих пор. На школьном выпускном вечере Альбина Леонидовна каждому ученику нашего класса подарила частичку своего сердца с пожеланием. С вашего позволения я прочитаю: "Марине, душе класса, желаю поступить в училище и стать хорошим учителем; для этого у тебя всё есть: уравновешенность, знания, доброта, артистизм, обаяние (Мы убедились, как танцевала, играла, пела, рисовала). Дело за малым: побольше заниматься, дойти во всём до сути самой!"

Я поступила  в училище, затем  окончила институт, вернулась в сою родную школу  в двухтысячном году, и вот с тех самых пор я пытаюсь, стараюсь во всём дойти до сути самой!

Я - учитель. Учитель - это уникальная профессия. Она вне времени, вне моды, вне географии. Каждое буднее утро я спешу в свой самый любимый (на данный момент) четвёртый класс (слайд 4), в свою любимую школу. Там меня ждут 23 сердца, которые, как мне кажется, бьются в унисон с моим. Познакомьтесь с ними.(Видео с песней)(слайд 5)

Вот эти чудные создания(слайд 6) заряжают меня соей позитивной энергией. Именно с ними я пытаюсь во всём дойти до сути самой. Люблю шутить и улыбаться, потому что  в атмосфере скуки и недоброжелательности мне очень неуютно.

Вспоминаются  замечательные слова Мюнхгаузена:(слайд 7-видео) «Серьезное лицо – еще не признак ума, господа. Все глупости на Земле делаются именно с этим выражением. Вы улыбайтесь, господа, улыбайтесь!».(слайд 8) Что можно к ним добавить? Современный учитель – человек, способный улыбаться и интересоваться всем  тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку.

Мир многогранен,

Сложен, гибок,

Но целостен и органичен.

И в дисциплинах нам привычных

Есть связь – лишь распознать сумей!

Вооружить сумей детей(слайд 9)

Не знаний багажом,

А способом познанья.

Эти  строки являются эпиграфом к теме моего выступления."(слайд 10)

Тема: "Метапредметное обучение в начальной школе"

Метапредметностьсоединяет в себе идею предметности и одновременно надпредметности.

 Формирование метапредметных результатов - одно из основных требований, установленных Федеральным государственным образовательным стандартом.

Именно метапредметные результаты будут являться мостами, связывающими все предметы, помогающими преодолеть горы знаний.

Что такое метапредмет?

«Мета» – означает «стоящее за»(слайд 11)

Первым и наиболее известным метапредметом является «Метафизика» Аристотеля.(слайд 12)

 В России(слайд 13)метапредметное обучение было широко распространено в 1918 году. Всё это отражено в «Основных положениях единой трудовой школы» и называлась тогда методом проектов.

Метапредметное(слайд 14)обучение разделялось на ступени. Так, на первой ступени — самой младшей — с детьми просто гуляли, беседовали, давали им целостное представление об окружающем мире, уходя от предметного обучения.

На старших ступенях обучения с детьми проводили экскурсии, диспуты, споры. (слайд 15)Это время также знаменито тем, что тогдашняя школа, по сути, отказалась от традиционных учебников, заменяя их рассыпными.Такие учебники включали в себя несколько учений сразу.

В 1930 (слайд 16)году, был введен всеобуч, а в 1932 году метод проектов жестоко осудили. Советская школа вернулась к дореволюционной методике, в основе которой лежало предметное обучение.

 Метапредметное обучение— это новая, но, оказывается, хорошо забытая старая образовательная форма, которая сейчас очень актуальна.(слайд 17)

Метазнание - знание о том, как получать знание. Это вызов времени. Мало вооружить ребёнка сведениями, фактами, необходимо научить его работать с информацией (искать, обрабатывать, представлять её). Современная школа должна перевести ребёнка в режим саморазвития.

Метапредметная деятельность - универсальная деятельность, которая является "надпредметной".

Метапредметные результаты - это «освоенные обучающимися универсальные учебные действия, которые позволяют ученикам принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях.

Это очень важно сегодня, так как от выпускника школы требуют мобильности, креативности, умения мыслить нестандартно.  

Метапредметные результаты делятся на 3 группы:

-познавательные (работать с информацией, структурировать её, создавать новые информационные продукты)

-регулятивные (ставить цель, выстраивать пути её достижения, контролировать успешность её продвижения)

-коммуникативные (общаться,  взаимодействовать)

СКАЗКА ОБ УЧИТЕЛЯХ(слайд 18)

Это случилось много тысяч лет назад.

По размытой дождями осенней дороге шли Двое. Плечом к плечу. Нога в ногу. Было холодно. Древний ветер отбирал тепло. Мир остывал.

Люди подошли к небольшой ледяной реке. Брода не было. А путь необходимо было продолжать. Тогда Первый взял бревно, перекинул его через реку и, поддерживая Второго, двинулся дальше. Когда река осталась позади, Второй робко спросил: «Мы уже пришли?» «Нет, - ответил Первый. – Наш путь ещё только начинается».

Сгущались сумерки. Ночь, древняя и страшная, надвигалась, грозила поглотить весь мир. Первый и Второй сидели, прижавшись друг к другу в небольшой пещере. «Мне холодно… И страшно», - сказал Второй. «Не бойся, я всегда буду с тобой рядом», - и прикрыл Друга теплой шкурой, которую снял с себя. А затем он начал рассказывать сказки. Он говорил о том, что где-то сейчас тепло. Указывал застывшим пальцем на небо, и по его словам получалось, что звезды – это маленькие очаги, где сейчас горит огонь, где смеются люди, где всегда ждут гостей…

Так прошла ночь. А когда наступило утро, Первый и Второй пошли дальше. Им надо было преодолеть горный перевал. Люди из последних сил карабкались вверх, помогая друг другу. Но когда спустился туман, Второй вдруг с ужасом понял, что больше не слышит дыхания  Первого. Он страшно закричал. Но никто не ответил на его зов. Тогда Второй вскарабкался повыше, нашел небольшую площадку, сел и заплакал. А потом взял уголек, который всегда носил с собой (ведь так учил его Первый), закрыл глаза - и перед его мысленным взором проплыла река, дорога, пещера, чья-то сгорбленная фигура, медленно исчезающая в тумане. Тогда он открыл глаза и прямо на скале нарисовал деревянный мост, ведущий к звездам, и на этом мосту фигуру Первого, которая была размыта и как-то особенно хрупка…

Затем он вскарабкался на самую высокую вершину перевала и оттуда крикнул. Крикнул изо всех сил:

- Спасибо, тебе, Учитель! Теперь я не собьюсь с дороги! Ведь ты всегда будешь рядом со мной! Всегда!

И эхо ответило ему: «Да… Да… Да…»

Ценность метапредметного образования в умении учиться на протяжении  всей жизни.

 Все это вынуждает учителя уходить от привычной структуры урока.

«Жизнь на уроке должна стать подлинной»(слайд 19)

Сделать ее такой – задача современного учителя.

Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.

Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. (слайд 20)


В современной педагогике под рефлексией(слайд 20-щелчок) понимаютсамоанализ деятельности и её результатов.

Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить результат дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия. Рефлексия связана с формированием личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий.

Чем больше человек знает о том, что уже сделано, тем больше в его силах понять, что нужно делать дальше. (слайд 21)
                                                                                                      Б. Дизраэли

Классификация рефлексии такова.


1. По содержанию:


• Устная рефлексия
• Письменная рефлексия.

2. По форме деятельности:
• Фронтальная (выборочная)
• Индивидуальная
• Групповая
• Коллективная


3. По цели:


• Рефлексия эмоционального состояния
• Рефлексия деятельности
• Рефлексия содержания учебного материала.

Подробнее остановлюсь на классификации рефлексии по цели. (слайд 22)и расскажу о приёмах рефлексии в начальной школе

1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния(слайд 23)

Она проводится для установления эмоционального контакта с классом в начале урока и в конце. Инструментарием педагога в таких случаях является материал, влияющий на сферу чувств.

"Картина"(слайд 24)

Вывешивается картина,учащиеся отвечают на вопрос «Какие эмоции вы испытываете?»

Учащимся предлагаются две картины(слайд 25) с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.

Богато разнообразие цветовых методик рефлексии.

Например, «Цветик-многоцветик». (слайд 26) Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.

«Дневник настроения». (слайд 27) Он представляет собой таблицу со списком класса и рабочими днями текущего месяца. «Дневник» размещается в классном уголке, рядом – стаканчики с нарезанными квадратиками разных цветов и клей. В определенное учителем время дети вклеивают в нужную клетку соответствующий настроению цветной квадратик. Учитель отслеживает настроение детей. За месяц получается эффектное цветовое панно. Для определения значения цвета можно применить характеристику цветов Макса Лютера. (слайд 28)

Ещё один рефлексивный прием «Солнышко» (слайд 29). Инструкция: Закончи предложение: «Моё настроение похоже на…»:

  • солнышко;
  • солнышко с тучкой;
  • тучку;
  • тучку с дождиком;
  • тучку с молнией.

2. Рефлексия деятельности(слайд 30)

Она помогает оптимизировать учебный процесс,позволяет оценить активность учеников на всех этапах урока.

Например, прием «Лестница успеха» (слайд 31)

Ребенок сам должен оценить, на какой ступеньке он оказался в результате деятельности, т.е. оценить достигнутые результаты.

Или рефлексивный прием «Дерево успеха» (слайд 32),

 где определенным цветом листьев обозначены уровни усвоения материала, аналогичный ему прием – «Яблоня» (слайд 33)

«Дело в шляпе» (слайд 34)


Учащиеся передают шляпу друг другу, когда заканчивается музыка, тот, у кого в руках осталась шляпа, анализирует свою работу на уроке или ставит оценку работающим у доски и обосновывает её.

«Пантомима»
Дети пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразличны.

3. Рефлексия содержания учебного материала(слайд 35)

 Учителю важно понять  то, насколько продуктивным для ученика стал урок. В этом случае используются самые разные приёмы:  

Экран с незаконченными предложениями. (слайд 36)

Он находится перед глазами детей. Они по желанию выбирают себе фразу и заканчивают ее самостоятельно.

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

Я приобрёл…

Я научился…

У меня получилось…

Я смог…

Я попробую…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Расскажу дома, что …

достаточно известный прием «Синквейн» (слайд 37)

Синквейн (в переводе с французского - 5 строчек) - это нерифмованное стихотворение. Оно пишется по инструкции

1-я строка – тема (одно существительное);

2-я строка –  описание темы в двух словах (2 прилагательных);

3-я строка – описание действия в рамках темы (три глагола);

4-я строка – короткое предложение, суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное) или резюме. (слайд 39-щелчок)В качестве примера синквейн про здоровье.


"Корзина идей"(слайд 40)

Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину, затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы.  Мнение на листочках высказывают анонимно.


«Острова»"(слайд 41)


Ребята выбирают, на каком из предложенных островов они находятся в конце урока:

остров Удовлетворения,

остров Грусти,

остров Знаний,

остров Радости


"Фразеологизм"(слайд 40)


Оцените фразеологическим оборотом свои ощущения

- каша в голове

- ни в зуб ногой

- светлая голова

- Ещё один достаточно эффективный способ рефлексивной деятельности - «Фоторефлексия»(слайд 41). Во время урока делаю несколько фотографий. В конце урока фотографии просматриваем. Можно организовать просмотр на фоне музыкального сопровождения, или в тишине, или сопровождая его вопросами, беседой, иногда даже смехом. (слайд 42)

«Тот, кто сумел отрефлексировать действительность,
тот и получает преимущества в движении вперед »
(слайд 43)
                                                                               Евгений Доманский

(слайд 44)

Неотъемлемой частью образовательного процесса в школе является организация занятий по направлениям внеурочной деятельности (игровая д., познавательная д., проблемно-ценностное общение., досугово-развлекательная д., художественное творчество., социальное творчество., трудовая д.,  спортивно-оздоровительная д., туристско-краеведческая д.)


Характерная черта нашей жизни – нарастание темпа изменений. Мы живем в мире, который совсем не похож на тот, в котором мы родились.

Сегодняшним школьникам предстоит:

  • работать по профессиям, которых пока нет,
  • использовать технологии, которые еще не созданы,
  • решать задачи, о которых мы можем лишь догадываться.  

Так как одной из самых увлекательных отраслей высоких технологий является робототехника, мы решили в нашей школе в рамках внеурочной деятельности ввести курс "Робототехника".

Сейчас я предлагаю вам фрагмент  занятия.

(слайд 45-видео)(слайд 46)

Дети знакомятся с робототехникой с помощью конструктора ПервоРоботLego.

Конструктор позволяет  строить модели машин и животных, программировать их действия и поведение. ПервоРобот LEGO WeDo даёт детям возможность ощутить себя в качестве юных исследователей, инженеров, программистов и математиков.

Комплект включает  задания, которые разбиты на разделы, по три задания в каждом.

В разделе «Забавные механизмы» основной предметной областью является физика.

Вот такие забавные птички у нас получились на занятии «Танцующие птицы»(слайд 47-видео) (слайд 48)

В разделе «Звери» основной предметной областью является технология, понимание того, что система должна реагировать на свое окружение.

Раздел «Футбол» сфокусирован на математике.

Раздел «Приключения» -  на развитии речи, модель используется для драматургического эффекта.

Все задания содержат мультфильм и пошаговую сборочную инструкцию. К каждому из заданий  прилагается анимированная презентация с участием фигурок героев – Маши и Макса.

Занятие состоит из  4 этапов :

1. Установление взаимосвязей.

2. Конструирование.

3. Рефлексия.

4. Развитие. В раздел «Развитие» для каждого занятия включены идеи по созданию и программированию моделей с более сложным поведением.

Вот так во внеурочное время реализуется принцип метапредметности.

На этом примере я пыталась показать, как новые средства обучения помогают нам - современным учителям "вооружить детей способом познанья" и, заставляют нас меняться.

А вот этим фото я хочу закончить своё выступление.(Слайд 49)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Обучение и воспитание успехом: методика обучения С. Н. Лысенковой»: выступление на методическом объединении учителей коррекционных школ Юго-Западной зоны Краснодарского края

Выступление на МО учителей начальной школы  в специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеоб...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Тема "Причины снижения мотивации учащихся в процессе обучения и пути их повышения"

В данной работе рассмотрены причины снижения мотивации учащихся  и предложены пути повышения, которые продуктивны на современном этапе развития образования....

Выступление на методическом совете "Дистанционное обучение как одна из форм здоровьесберегающих технологий"

Мир, в котором живет и воспитывается ребёнок, характеризуется постоянным обновлением информации, он динамичен и изменчив. Такие условия диктуют маленькому человеку необходимость видеть свои цели, проя...

Методическая разработка выступления на методическом объединении классных руководителей по профилактике ДДТТ и пропаганде ПДД. «Использование информационных технологий при изучении правил дорожного движения»

В современной школе, осуществляющей мониторинг и диагностику, личностно-ориентированное и развивающее обучение, поток информации, получаемый участниками образовательного процесса, многократно увеличив...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме: «Активные методы обучения и их виды»

Целями школьного образования, помимо приобретения определенного набора знаний и умений, являются раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных сп...

Выступление на методическом совете «Современные приемы и методы обучения и их использование в условиях введения ФГОС»

Жизнь меняется быстро и ни учитель, ни родитель, ни сам ученик не в состоянии предугадать какие знания и умения ему понадобятся в будущем. Отсюда возникает необходимость в умении обучаться и развивать...