Выступление на методическом совете "Дистанционное обучение как одна из форм здоровьесберегающих технологий"
учебно-методический материал

Мир, в котором живет и воспитывается ребёнок, характеризуется постоянным обновлением информации, он динамичен и изменчив. Такие условия диктуют маленькому человеку необходимость видеть свои цели, проявлять инициативу, проектировать, выстраивать социальные связи и быстро включаться во временные коллективы, и нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом, применяя в воспитательной деятельности современные образовательные технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksklyuzivnoe_obrazovanie2.docx26.16 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете

Инклюзивное образование как одна из форм

здоровьесберегающих технологий

Федюшина О.В., учитель начальных классов

МБОУ СОШ №13 г. Ставрополя

Мир, в котором живет и воспитывается ребёнок, характеризуется постоянным обновлением информации, он динамичен и изменчив. Такие условия диктуют маленькому человеку необходимость видеть свои цели, проявлять инициативу, проектировать, выстраивать социальные связи и быстро включаться во временные коллективы, и нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом, применяя в воспитательной деятельности современные образовательные технологии.

К современным образовательным технологиям относятся и те, которые направлены на сохранение здоровья детей. Здоровье – это состояние полного физического, духовного и нравственного благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Но, известный факт, что огромный процент обучающихся в образовательных учреждениях теряют своё здоровье, если процесс обучения организован неправильно или недостаточно органично. Поэтому, большое внимание, с моей точки зрения, следует уделять здоровьесберегающим технологиям. Я хочу рассказать об одной из таких технологий, которая называется инклюзивное образование.

Инклюзивное (включенное) образование - это процесс обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных школах. О детях с ограниченными возможностями здоровья мы часто говорим «особые дети», «дети с особенностями». Но все дети равны и имеют одинаковые права на развитие и получение полноценного образования. Основная идея инклюзивного образования заключается в том, что все дети без исключения могут и должны учиться. Инклюзивное образование разрабатывает подход к преподаванию и обучению детей-инвалидов, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение таких детей станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, от этого выиграют сами дети

Сформулированы семь принципов инклюзивного образования:

  1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
  2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
  3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
  4. Все люди нуждаются друг в друге
  5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных  взаимоотношений
  6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников
  7. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека

В каждой школе существует специфическая группа учащихся:

- дети, которые в силу особых ограничений, определяемых болезнью, не могут ежедневно посещать школу;

- дети-инвалиды с ограниченными возможностями передвижения.

Эти дети требуют индивидуального подхода к себе в процессе обучения. Конечно, процесс обучения любого ребенка в школьном возрасте должен осуществляться очно, в коллективе, под контролем педагогов, при «живом» общении учителя с учеником. В этом случае процесс обучения наиболее эффективен – действуют множество факторов: социальный, здоровой конкуренции и проч.

Другое дело – обучение детей-инвалидов. Здесь могут возникнуть осложнения, связанные с психологическим и физическим состоянием ребенка-инвалида: стеснение сверстников, чувство психологического дискомфорта, трудности с физическим перемещением из кабинета в кабинет и т.п. Одним из важнейших компонентов такой образовательной среды для больных детей и детей-инвалидов выступает  система дистанционного обучения.

Дистанционная форма обучения как нельзя лучше подходит для того, чтобы ребенок-инвалид получил качественное образование. К таким детям нужен индивидуальный подход. Часто такие дети требуют некоторой специфики при обучении, и это может дать ребенку-инвалиду дистанционное обучение, позволяя ребенку с ограниченными возможностями найти оптимальный для себя способ успешно адаптироваться в жизни.

В рамках реализации мероприятия «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» приоритетного национального проекта «Образование» с 2010 года по всей России в 25 регионах стали создаваться центры дистанционного образования. На поддержку региональных центров дистанционного образования детей-инвалидов было выделено 1 млрд. рублей. Эти средства направлены в первую очередь на оснащение центров, установку необходимого программного и учебно-методического обеспечения, подготовку кадров. Это очень дорогостоящий проект, ведь только каждому ребенку выдают комплект оборудования на 200 тысяч рублей, в который входит компьютер с комплектующими, монитор, планшет, микрофон, наушники, цифровая фотокамера, принтер, сканер, микроскоп, датчик дыхания, температуры, пульса. Сетевому учителю также выдается комплект оборудования, состоящий из ноутбука, пульта дистанционного управления, наушников, микрофона, вебкамеры, сканера, принтера и программного обеспечения компьютера. Учителя, работающие в системе дистанционного обучения, проходят курсы по теме «Применение средств информационно-коммуникационных технологий для дистанционного образования детей-инвалидов» в очно-дистанционном режиме на базе СКИПКРО, также проводятся курсы для родителей детей-инвалидов по обучению пользованием программно-техническим комплексом и  комплектом оборудования. Уроки проводятся в специальной учебной среде, где каждому курсу выделен виртуальный учебный кабинет.

Дистанционное образование обладает рядом качеств, которые делают его весьма эффективным при работе с детьми-инвалидами и больными детьми. Главным образом эффективность достигается за счет индивидуализации обучения: каждый ребенок занимается по удобному для него расписанию и в удобном для него темпе; каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения той или иной дисциплины. Дистанционное обучение позволяет свести до минимума непродуктивное использование времени учащегося. Ребенок не ждет, пока учитель запишет на доске предложение для разбора – поисковые системы позволяют быстро найти нужные материалы, что дает возможность усвоить учебный материал в более сжатые сроки, по сравнению с классно-учебной системой. Сегодня технологии дистанционного обучения развиваются очень активно, и если в недалеком прошлом в распоряжении сетевого учителя была лишь только электронная почта, то теперь специальные учебные среды позволяют организовать учебный процесс, ни в чем не уступающий по своим дидактическим возможностям традиционному, а во многом и превосходящий его. Вот лишь некоторые структурные элементы занятий дистанционного обучения

1) лекция (с элементами видео, с элементами аудио

2) тренировочные упражнения (тренажеры с включением анимации

3) изучение текстовых интернет-ресурсов с включением иллюстраций, видео,аудио,анимации

4) тренинг с использованием специальных обучающих систем

5) контрольная работа (тестирование, ответы на вопросы)

Варьируя комбинации из таких «кирпичиков», сетевой учитель может создавать уроки самых разных типов – в зависимости от возраста детей, от степени их активности и самостоятельности, от специфики предмета. Специальная учебная среда позволяет прокомментировать каждую работу ученика, дать рекомендации по исправлению ошибки, работать с каждым ребенком до полного решения учебной задачи. Все работы учащихся оцениваются. Отметки по каждому курсу хранятся в сводной электронной ведомости. Специальная учебная среда позволяет контролировать «посещаемость», активность ученика, время его учебной работы на каждом уроке. Также ученик может поучаствовать в форумах по обсуждению различных учебных проблем со своими сверстниками

В школах Ставропольского края дистанционное обучение детей-инвалидов осуществляется с 2010 года, а в городе Ставрополе – с 2011 года. Опорными школами для реализации дистанционного обучения в городе Ставрополе определены 6 муниципальных общеобразовательных учреждений. Среди них – наша школа. В нашей школе дистанционное обучение осуществляется с 2011года. Осуществляют обучение этих детей по системе ДО четыре учителя нашей школы, прошедшие очно-дистанционные курсы по дистанционному образованию детей-инвалидов: учитель математики Семыкина С.В., учитель русского языка Шаламова Е.В., учителя начальных классов Полтавская Е.В. и Федюшина О.В. Как мы проводим уроки в системе дистанционного обучения? Места проживания детей-инвалидов и рабочие места учителей подключены к сети «Интернет», мы общаемся со своими учениками по скайпу, выходим в специальную учебную среду, которая называется I-школа, содержащая в себе учебно-методический материал  по всем предметам основной общеобразовательной программы в полном объеме. Весь этот материал разбит на страницы (уроки). Каждый урок содержит задания различного вида с использованием иллюстраций, тренажеров, элементов видео,  аудио, анимации. Детям очень нравится выполнять такие задания, особенно дети любят тренажеры, задания с анимацией, видеоролики.  Они с удовольствием работают на таких уроках.

Системное использование технологий дистанционного обучения – это эффективное решение проблемы образования и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. В условиях дистанционного обучения главной целью психолого-педагогической помощи детям является создание благоприятного психологического климата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Применение ИКТ "БОС - здоровье" как одна из форм здоровьесберегающей технологии."

В настоящее время ИКТ "БОС - здоровье" внедряется в школы России в рамках программы "Здоровый школьник". Выявление эффективности использования технологии проводилось в ГБОУ СОШ №618 Приморского района...

Педагогический проект "Здоровое питание - одна из составляющих здоровьесберегающих технологий в образовании"

Сформировать у учащихся младшего школьного возраста необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, режиму рационального питания и целостному взгляду на окружающий мир и места чело...

Докдад ШМО на тему «Релаксация – современный метод работы на уроках, как одна из форм здоровьесберегающих технологий».

В докладе говорится о необходимости  примениения метода релаксации и даны практиеские рекомендации....

Предметное обучение как одна из форм обучения учащихся начальной школы

В данной статье представлен опыт работы Гимназии по созданию условий для успешности обучения через предметное преподавание в начальной школе....

Релаксация – современный метод работы на уроках, как одна из форм здоровьесберегающих технологий

Каждый из нас, учителей, вносит свою частичку в воспитание здоровой личности, стремящейся вести здоровый образ жизни. Целенаправленная систематическая работа позволяет добиваться хороших результатов в...

Проектное обучение как одна из форм современных образовательных технологий.

Новые информационные технологии становятся неотъемлемой частью образовательного процесса.В школе представлен широкий спектр современных образовательных технологий, которые применяются в учебном процес...