Проектное обучение как одна из форм современных образовательных технологий.
статья

Марюткина Татьяна Анатольевна

Новые информационные технологии становятся неотъемлемой частью образовательного процесса.В школе представлен широкий спектр современных образовательных технологий, которые применяются в учебном процессе.Одной из таких технологий является проектное обучение.Что же представляет собой метод проектов?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnoe_obuchenie.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

                       Т.А.Марюткина

                                                                МБОУ СШ № 12

                                                        г.Ульяновска

    учитель начальных классов

                                                         karel76@mail.ru

Проектное обучение как одна из форм современных образовательных технологий

     Сегодня школа нацелена на достижение нового, современного качества образования, на решение жизненно важных задач и проблем. Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы? Конечно же - умением учиться. Прежде всего, у ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия. Об этом нам говорят федеральные государственные образовательные стандарты. Цель современного образования – воспитание и обучение всесторонне развитой личности, способной к творчеству. [2]

  Новые информационные технологии становятся неотъемлемой частью образовательного процесса. В школе представлен широкий спектр современных  образовательных технологий, которые применяются в учебном процессе. Одной из таких технологий является проектное обучение. Данная технология, на мой взгляд, дает возможность развивать индивидуальные творческие способности обучающихся, более осознанно подходить к профессиональному  и социальному самоопределению.

     Что же представляет собой метод проектов? Попробуем разобраться.

   Карл Фрей в своей книге «Проектный метод» под этим понятием подразумевает путь, по которому идут обучающие и обучаемые, разрабатывая проект. Он выделяет 17 отличительных черт проектного метода, например:

- участники проекта подхватывают проектную инициативу от кого-либо из жизни;

- участники проекта договариваются друг с другом о форме обучения;

- участники проекта развивают проектную инициативу и доводят ее до сведения всех;

- участники проекта организуют себя на дело;

- участники проекта информируют друг друга о ходе работы;

-  участники проекта вступают в дискуссии и т.д. [1] 

     Все это говорит о том, что автор под проектным методом понимает систему действий педагога и обучающихся по разработке проекта. И я с этим вполне согласна. Учитель приобретает новую роль – роль организатора самостоятельной, познавательной, исследовательской и творческой деятельности обучающихся. Он помогает  ученикам самим добывать нужные знания, осмысливать получаемую информацию, уметь делать выводы, аргументировать их, решать возникающие проблемы. Девизом проектной деятельности могут служить слова китайской пословицы: «Скажи – и я забуду. Покажи – и я запомню. Вовлеки – и я научусь».

   Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающиеся: самостоятельно и с удовольствием приобретают полученные знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения, мышление.

   Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Она осуществляется как  на уроках, так и во внеурочное время. Включать школьников в проектную деятельность я начинаю постепенно, с первого класса. Вначале детям даются доступные творческие задания, а уже в 2-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты. Так, в прошлом году  ученица моего класса Тры Дарья представляла нашу школу в региональных конкурсах проектов « Аленький цветочек» и «Малая академия» с проектом «Видит ли кошка в темноте?» и получила заслуженные  сертификаты. Расскажу  о этапах работы над данным проектом.

1-й – погружение в проект

Тема  проекта  была предложена самой ученицей. Выбор темы работы  Дарья объясняет так: « Я очень люблю животных. Мой любимый домашний питомец- это кошка по кличке Клепа. Возраст – 4 года. Мы с ней большие друзья. Однажды ночью я проснулась и увидела,  что Клёпа  входит ко мне в комнату, идет через всю комнату и прыгает на подоконник. Сначала я испугалась, а потом увидела, что она сидит на подоконнике около горшка с цветком. Мне стало очень интересно: почему кошка без проблем прошла всю комнату и не задела ни один предмет. Я решила провести исследование на тему: «Видит ли кошка в темноте?»

2-й – организация деятельности

На этом этапе решается, каким будет проектный продукт, что будет создано, чтобы цель проекта была достигнута. Вместе с Дашей мы составили следующий план работы:

      1.  Изучить литературу и Интернет-ресурсы по данному вопросу.

 2.  Понаблюдать за своей кошкой в разных помещениях и  при разном свете.

 3.  Провести анкетирование у одноклассников.

 4.  Побеседовать с родителями  по данному вопросу.

 5.  Опросить учителей физики и биологии.

 6.  Проконсультироваться  со специалистом – ветеринаром.

      7.  Проанализировать  собранную  информацию.

 8.  Выполнить презентацию по собранному материалу.

      9.  Участвовать в проведении классного часа с использованием презентации.

10. Представить результат проектно-исследовательской работы  на школьной конференции.

3-й – осуществление деятельности

На данном этапе ученица искала необходимую информацию,  пользовалась  книгами, Интернет-ресурсами, наблюдала за кошкой в течение месяца, беседовала с учителями по теме проекта, консультировалась с ветеринаром,  посещала библиотеку, проводила опросы и анкетирование, готовила  презентацию.

4-й – презентация результатов и рефлексия

Завершающим моментом работы над проектом является публичное выступление и рефлексия.

    Я учу учеников анализировать свою деятельность. Работая над проектом, Даша пришла к следующим выводам: «Цель моего исследования - выяснить, видит ли кошка в темноте, была достигнута. Моя гипотеза,  что у всех кошек светятся глаза в темноте, и это помогает им видеть, когда нет света, не подтвердилась. Таким образом, кошка все-таки видит в темноте, но в полной тьме нет. Работа получилась интересной, увлекательной и  познавательной. Я хочу продолжить работать в этом направлении и постараюсь в следующем году ответить ещё на несколько вопросов.

     Подобный анализ(самоанализ)  подталкивает ребят к действию  для дальнейшей работы, а рефлексия позволяет сформировать оценку (самооценку) окружающего мира и себя в целом.

      К работе над проектами  я привлекаю и  родителей. Они советуют,  оказывают помощь в сборе информации и в оформлении работы, контролируют соблюдение техники безопасности, мотивируют своих детей. Но важно, чтобы родители не брали на себя часть работы детей над проектами. С этой целью провожу родительские собрания, на которых разъясняю родителям суть метода проектов и его значимость для развития личности детей, а для родителей, чьи дети уже участвуют в проекте, провожу специальные консультации.

   Использование технологии проектного обучения в начальной школе способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность. 

    Таким образом, метод проектов является достаточно эффективным методом обучения.

Литература:

  1. Олешков М.Ю. Современные образовательные технологии: учебное пособие. – Нижний Тагил: НТГСПА, 2011. – 144 с.
  2. ФГОС — Начальная — ФГОС: Начальное образование. (http://standart.edu.ru ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД – ВЫСТУПЛЕНИЕ К педагогическому совету на тему: «Использования современных образовательных технологий в образовательном процессе» «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»

Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования. ...

Доклад по теме: «Современные образовательные технологии. Их роль в повышении качества образования» Игровые формы обучения в начальной школе.

  В течение последних лет казахстанская школа готовится к переходу на 12-летнее обучение, и этот шаг является важным для вхождения в мировое образовательное пространство. Согласно Концепци...

Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из современных образовательных технологий в условиях введения ФГОС НОО.

Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из   современных   образовательных технологий в условиях введения ФГОС НОО....

«Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе. Технология проектного обучения».

Основные идеиИсходный лозунг основателей системы проектного обучения - "Все из жизни, все для жизни".Использование окружающей жизни как лаборатории, в которой и происходит процесс познания.Главные...

«Современные образовательные технологии». Технология проектного обучения.

laquo;Современные образовательные технологии».Технология проектного обучения....

Современные образовательные технологии как инструмент обеспечения качества образования в контексте требований ФГОС. Технология проектного обучения

Её актуальность определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противо...