Проектное обучение как одна из форм современных образовательных технологий.
статья
Новые информационные технологии становятся неотъемлемой частью образовательного процесса.В школе представлен широкий спектр современных образовательных технологий, которые применяются в учебном процессе.Одной из таких технологий является проектное обучение.Что же представляет собой метод проектов?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnoe_obuchenie.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Т.А.Марюткина
МБОУ СШ № 12
г.Ульяновска
учитель начальных классов
Проектное обучение как одна из форм современных образовательных технологий
Сегодня школа нацелена на достижение нового, современного качества образования, на решение жизненно важных задач и проблем. Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы? Конечно же - умением учиться. Прежде всего, у ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия. Об этом нам говорят федеральные государственные образовательные стандарты. Цель современного образования – воспитание и обучение всесторонне развитой личности, способной к творчеству. [2]
Новые информационные технологии становятся неотъемлемой частью образовательного процесса. В школе представлен широкий спектр современных образовательных технологий, которые применяются в учебном процессе. Одной из таких технологий является проектное обучение. Данная технология, на мой взгляд, дает возможность развивать индивидуальные творческие способности обучающихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
Что же представляет собой метод проектов? Попробуем разобраться.
Карл Фрей в своей книге «Проектный метод» под этим понятием подразумевает путь, по которому идут обучающие и обучаемые, разрабатывая проект. Он выделяет 17 отличительных черт проектного метода, например:
- участники проекта подхватывают проектную инициативу от кого-либо из жизни;
- участники проекта договариваются друг с другом о форме обучения;
- участники проекта развивают проектную инициативу и доводят ее до сведения всех;
- участники проекта организуют себя на дело;
- участники проекта информируют друг друга о ходе работы;
- участники проекта вступают в дискуссии и т.д. [1]
Все это говорит о том, что автор под проектным методом понимает систему действий педагога и обучающихся по разработке проекта. И я с этим вполне согласна. Учитель приобретает новую роль – роль организатора самостоятельной, познавательной, исследовательской и творческой деятельности обучающихся. Он помогает ученикам самим добывать нужные знания, осмысливать получаемую информацию, уметь делать выводы, аргументировать их, решать возникающие проблемы. Девизом проектной деятельности могут служить слова китайской пословицы: «Скажи – и я забуду. Покажи – и я запомню. Вовлеки – и я научусь».
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающиеся: самостоятельно и с удовольствием приобретают полученные знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения, мышление.
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Она осуществляется как на уроках, так и во внеурочное время. Включать школьников в проектную деятельность я начинаю постепенно, с первого класса. Вначале детям даются доступные творческие задания, а уже в 2-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты. Так, в прошлом году ученица моего класса Тры Дарья представляла нашу школу в региональных конкурсах проектов « Аленький цветочек» и «Малая академия» с проектом «Видит ли кошка в темноте?» и получила заслуженные сертификаты. Расскажу о этапах работы над данным проектом.
1-й – погружение в проект
Тема проекта была предложена самой ученицей. Выбор темы работы Дарья объясняет так: « Я очень люблю животных. Мой любимый домашний питомец- это кошка по кличке Клепа. Возраст – 4 года. Мы с ней большие друзья. Однажды ночью я проснулась и увидела, что Клёпа входит ко мне в комнату, идет через всю комнату и прыгает на подоконник. Сначала я испугалась, а потом увидела, что она сидит на подоконнике около горшка с цветком. Мне стало очень интересно: почему кошка без проблем прошла всю комнату и не задела ни один предмет. Я решила провести исследование на тему: «Видит ли кошка в темноте?»
2-й – организация деятельности
На этом этапе решается, каким будет проектный продукт, что будет создано, чтобы цель проекта была достигнута. Вместе с Дашей мы составили следующий план работы:
1. Изучить литературу и Интернет-ресурсы по данному вопросу.
2. Понаблюдать за своей кошкой в разных помещениях и при разном свете.
3. Провести анкетирование у одноклассников.
4. Побеседовать с родителями по данному вопросу.
5. Опросить учителей физики и биологии.
6. Проконсультироваться со специалистом – ветеринаром.
7. Проанализировать собранную информацию.
8. Выполнить презентацию по собранному материалу.
9. Участвовать в проведении классного часа с использованием презентации.
10. Представить результат проектно-исследовательской работы на школьной конференции.
3-й – осуществление деятельности
На данном этапе ученица искала необходимую информацию, пользовалась книгами, Интернет-ресурсами, наблюдала за кошкой в течение месяца, беседовала с учителями по теме проекта, консультировалась с ветеринаром, посещала библиотеку, проводила опросы и анкетирование, готовила презентацию.
4-й – презентация результатов и рефлексия
Завершающим моментом работы над проектом является публичное выступление и рефлексия.
Я учу учеников анализировать свою деятельность. Работая над проектом, Даша пришла к следующим выводам: «Цель моего исследования - выяснить, видит ли кошка в темноте, была достигнута. Моя гипотеза, что у всех кошек светятся глаза в темноте, и это помогает им видеть, когда нет света, не подтвердилась. Таким образом, кошка все-таки видит в темноте, но в полной тьме нет. Работа получилась интересной, увлекательной и познавательной. Я хочу продолжить работать в этом направлении и постараюсь в следующем году ответить ещё на несколько вопросов.
Подобный анализ(самоанализ) подталкивает ребят к действию для дальнейшей работы, а рефлексия позволяет сформировать оценку (самооценку) окружающего мира и себя в целом.
К работе над проектами я привлекаю и родителей. Они советуют, оказывают помощь в сборе информации и в оформлении работы, контролируют соблюдение техники безопасности, мотивируют своих детей. Но важно, чтобы родители не брали на себя часть работы детей над проектами. С этой целью провожу родительские собрания, на которых разъясняю родителям суть метода проектов и его значимость для развития личности детей, а для родителей, чьи дети уже участвуют в проекте, провожу специальные консультации.
Использование технологии проектного обучения в начальной школе способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.
Таким образом, метод проектов является достаточно эффективным методом обучения.
Литература:
- Олешков М.Ю. Современные образовательные технологии: учебное пособие. – Нижний Тагил: НТГСПА, 2011. – 144 с.
- ФГОС — Начальная — ФГОС: Начальное образование. (http://standart.edu.ru ).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОКЛАД – ВЫСТУПЛЕНИЕ К педагогическому совету на тему: «Использования современных образовательных технологий в образовательном процессе» «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»
Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования. ...
Музейная педагогика одна из форм современных образовательных технологий
Статья . Из опыта работы....
Доклад по теме: «Современные образовательные технологии. Их роль в повышении качества образования» Игровые формы обучения в начальной школе.
В течение последних лет казахстанская школа готовится к переходу на 12-летнее обучение, и этот шаг является важным для вхождения в мировое образовательное пространство. Согласно Концепци...
Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из современных образовательных технологий в условиях введения ФГОС НОО.
Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из современных образовательных технологий в условиях введения ФГОС НОО....
«Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе. Технология проектного обучения».
Основные идеиИсходный лозунг основателей системы проектного обучения - "Все из жизни, все для жизни".Использование окружающей жизни как лаборатории, в которой и происходит процесс познания.Главные...
«Современные образовательные технологии». Технология проектного обучения.
laquo;Современные образовательные технологии».Технология проектного обучения....
Современные образовательные технологии как инструмент обеспечения качества образования в контексте требований ФГОС. Технология проектного обучения
Её актуальность определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противо...