Музейная педагогика одна из форм современных образовательных технологий
статья (изобразительное искусство, 4 класс) по теме

Статья . Из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klyshko_frida_borisovna.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Музейная педагогика одна из форм современных

образовательных технологий

Клышко Фрида Борисовна

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение «Основная Общеобразовательная Школа №269 Закрытого Административно-территориального Образования Александровск Мурманской области»

город Снежногорск, Мурманская область

2013 год

«Музей – это смесь искусства и истории, филологии и басни, документа и романа, которая посылает нам через многие годы луч света и доносит уникальные по ценности опыт и знания».

Ф.Дзери

В настоящее время, когда педагогическая концепция общества принципиально переосмысливается, центральное значение в детской педагогике приобретают идеи гуманитаризации и гуманизации образования и воспитания, в том числе идеи приобщения  к национальным и общечеловеческим ценностям, обогащения духовного мира обучающихся. Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре и истории следует начинать с раннего возраста, когда ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира.

Искусство является уникальным инструментом образования, поскольку совершенствует человека, расширяя его представления о собственных возможностях, формирует картину окружающего мира. Однако сегодня использование в педагогическом процессе интенсивного визуального потока, в который погружен ребенок, нуждается в обогащении навыками визуальной культуры. Предоставление ученикам возможности участвовать в критическом обсуждении визуальных объектов и произведений искусства иногда более ценно, чем запоминание новых фактов. И не случайно художественное образование сегодня должно включать в себя не только информацию о художниках и обучение художественным приемам, но и подготовку учеников к жизни через анализ окружающей визуальной среды.

В современных исследованиях музейная педагогика - это научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как изобразительную систему. Динамика экономического и социального развития последних двух десятилетий такова, что сегодня общее развитие человека значительно ускорилось и младшие школьники самые активные посетители музея.

Методика приобщения детей к изобразительному искусству, особенно в начальной школе, должна быть направлена на формирование умения видеть – наблюдать, анализировать, переживать, обобщать, размышлять, сравнивать и фантазировать по поводу увиденного. Все эти требования нашли свое воплощение в музейно-педагогической программе «Здравствуй, музей!», разработанной Российским центром музейной педагогики и детского творчества Русского музея на основе многолетнего опыта деятельности Русского музея и других отечественных и зарубежных музеев в области художественного воспитания и образования, которую мы реализовываем в своём образовательном учреждении на притяжении 4-х лет.

Программа вводит детей в многогранное пространство содержания произведения искусства, что способствует углубленному постижению его выразительных средств и развивает образно-ассоциативное мышление. Монолог учителя сведён к минимуму, постоянно прерываясь обращениями к детям, заставляющим будить их мысли, самостоятельно находить нужный ответ.

Отличительной чертой обучения в музейной педагогике является неформальность и добровольность. Особенностью обучения является возможность максимально реализовать способности и удовлетворить интересы учащихся т.к. оно стимулируется экспрессивностью, разнообразием и подлинностью музейного пространства, в которое попадает ученик. Обучение  осуществляется в форме экскурсий, занятий, музейных уроков.

     При планировании занятий по музейной педагогике использую следующие методические принципы:

1. Деятельность. Постоянный процесс открытия новых знаний.

2. Вариативность. Право выбора решения проблемной ситуации: ученик всегда прав, если может объяснить свою точку зрения.

3. Креативность. Поощрение  творчества ребенка через коллективную и индивидуальную деятельность.

4. Непрерывность. Получение знаний не заканчивается на занятиях, а продолжается на других уроках  и семье.

5. Гуманность. Формирование личности, создание творческой атмосферы на занятиях.

Немалое значение имеет  то, что программа предполагает на протяжении всех лет изучения курса возвращаться к одним и тем же темам и вопросам, рассматривая их с разной степенью глубины и сложности.

В процессе педагогической реализации курса, используется учебно-методический комплект, включающий в себя тетрадь, которая представляет собой систему упражнений, заданий и творческих работ, направленных на успешное усвоение визуальной грамотности. Задания учащиеся выполняют в классе самостоятельно или вместе с учителем. Работа на занятиях осуществляется при демонстрации изображений электронного альбома, в котором содержатся папки с иллюстрациями, соответствующие каждой теме. В занятиях, кроме иллюстративного материала, предлагаемых авторами программы, мною включены разнообразные развивающие  игры, творческие интерактивные задания.

Опыт нескольких лет работы убедительно свидетельствует, что к третьему году обучения по программе «Здравствуй, музей!» учащиеся прекрасно сопоставляют, сравнивают, анализируют. Учащиеся знакомятся с видами изобразительного искусства, знают, что такое графика, архитектура, скульптура, живопись. На занятиях у детей развиваются не только любознательность, внимание, но и фантазия, творческая изобретательность, самостоятельность. Ребята сравнивают произведения искусства, знакомятся с тем, как работают живописцы, скульпторы, графики и народные мастера. Произведения искусства, кроссворды, ребусы, рассказы, исследовательские материалы, интересные сведения, выдержки из словарей и энциклопедий, подобранные учителем и учениками  к занятиям, призваны развивать наблюдательность, зрительную память, воображение, ассоциативное мышление, чувственно-эмоциональную сферу, познавательную и творческую активность детей.

С точки зрения музейной педагогики «подлинная встреча» с культурным наследием помогает раскрыть интеллектуальные и творческие способности личности, сформировать суждения и оценки. Посетитель музея является, прежде всего, зрителем, который получает знания, делает открытия, испытывает эмоции, извлекая визуальную информацию. Дмитрий Сергеевич Лихачёв говорил: «…посещать музей – значит, постепенно обогащаться духовно».

Не секрет, что  число детей, подростков, молодёжи ни разу не бывавших в театре, музее, к сожалению, растёт. В основном это относится к детям из отдалённых гарнизонов, посёлков Мурманской области. Не стали исключением и ребята нашей школы.

Не каждый школьник станет художником-профессионалом. Но каждый может стать художником в любом деле, за которое возьмётся в жизни. Что такое художественный вкус, образованность? Это умение отличить красивое от пошлого,  умение делать осознанный выбор, что и характеризует утверждение личности. Ребята, занимающиеся по данной программе, неоднократно в течение учебного года посещают выставки, художественные и тематические экспозиции музеев, выезжают на экскурсии в музеи  Мурманска, Полярного, и других городов, ЗАТО Александровск.

Ребята посетили экспозицию городского музея Дворца Культуры «Современник», где сотрудник музея провела с ребятами познавательное занятие об истории города Снежногорска, СРЗ «Нерпа». Ребята познакомились с  экспонатами музея, узнали что вещи, став музейными предметами, могут многое рассказать нам о событиях и людях которые создавали наш город: строили дома, пекли хлеб, дарили здоровье и знания. Экскурсии по памятным местам городов   Полярный, Снежногорск произвели на ребят неизгладимое впечатление. Посещение выставок и экспозиций Городского краеведческого музея города Полярный научили ребят рассматривать музей и как источник исторического знания, и как место для отдыха одновременно, где обучение с развлечением составляют две стороны одного процесса - постижения многообразия культурно-исторического наследия прошлого, дают понимание роли музея в мировой культуре, учат ребенка узнавать памятники истории и культуры. Ребятам интересны были беседы, организованные работниками Городской библиотеки города Снежногорск, Музея боевой славы  на базе ЦГПВМ пусть и небольших, но интересных экспозиций экспонатов Великой Отечественной войны, привезённых отрядами поисковиков.

                Ребята частые гости выставок художественного творчества. Справедливости ради хочется отметить, что ребята, занимающиеся по  программе «Мир музея», участвуют в творческих конкурсах на муниципальном, российском и международном уровнях, где становятся лауреатами и призёрами.

Музейная педагогика дает возможность осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению. Одновременно открываются и новые возможности для творческой деятельности  педагога.  Так как мы занимаемся на базе компьютерного кабинета, то  используя  широкие  возможности  компьютерной техники  и  глобальной  сети  Интернет,   мы имеем возможность  проводить  увлекательнейшие виртуальные экскурсии, напоминающие по форме слайд-шоу или слайд -показы. Отдельные музеи, например, знаменитые Лувр или Эрмитаж, благодаря новейшим технологическим возможностям предлагают пользователям сети не просто слайд-шоу, а панорамные изображения залов и зданий музея. В результате  такие  виртуальные  прогулки  превращаются  в  настоящее  увлекательнейшее  путешествие,  так  как  круговой  панорамный  обзор  создает  иллюзию включения в реальную музейную среду.

Важным блоком апробации программы стала диагностика, непосредственно связанная с разработкой идеи художественного развития детей в музейной среде. Варианты диагностических методов, предложенные авторским коллективом программы, были нами использованы и проведены совместно с психологом школы. Целью диагностики было выявить исходную информацию об особенностях сферы интересов детей, отследить результативность художественных и педагогических воздействий, увидеть динамику художественного развития ребенка. Для диагностики были использованы диагностическая «Карта  интересов», экспресс-метод диагностики «Визуальной (образной) креативности, тесты по авт. Методике Торренса. Так как специального отбора в группы не производилось, чтобы выяснить спектр интересующих каждого ученика сфер была составлена карта интересов. Информация, полученная в результате проведённого тестирования, часто  служила отправной точкой при построении работы не только в рамках данного курса, но и при построении системы воспитательной и развивающей работы с учащимися в целом.

Проведенные диагностики показали, что реализуемый курс способствует художественному развитию каждого ученика, дает возможность обогащать его внутренний мир, развивать эмоциональный интеллект.

Использование средств музейной педагогики позволяет адаптировать детей к современной жизни, восприятию окружающего мира на основе законов культуры, традиций, общечеловеческих ценностей. Активное приобщение детей к постижению  культуры, воспитание гражданского и патриотического самосознания позволяет правильно сориентировать ребенка на духовные ценности и дает надежду на возрождение высоко духовного российского общества. Программа «Здравствуй, музей!» предоставляет широкие возможности для творческого поиска учителя, который может адаптировать её идеи и положения к возможностям и потребностям своего класса.

Мы подводим итоги, составляем планы на будущее, но одно ясно, что успешная реализация программы «Мир музея» продолжится. «Узнать – насмотреться – сопережить – воплотить» - это ключ к успешности наших ребят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме: «Современные образовательные технологии. Их роль в повышении качества образования» Игровые формы обучения в начальной школе.

  В течение последних лет казахстанская школа готовится к переходу на 12-летнее обучение, и этот шаг является важным для вхождения в мировое образовательное пространство. Согласно Концепци...

Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из современных образовательных технологий в условиях введения ФГОС НОО.

Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из   современных   образовательных технологий в условиях введения ФГОС НОО....

Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из современных образовательных технологий в условиях введения ФГОС НОО.

Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из   современных   образовательных технологий в условиях введения ФГОС НОО....

Современные образовательные технологии как фактор совершенствования форм и методов УВП в ходе реализации ФГОС НОО

Современные образовательные технологии как фактор совершенствования форм и методов УВП в ходе реализации ФГОС НОО...

Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из современных образовательных технологий в условиях введения ФГОС НОО.

Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления....

Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из современных образовательных технологий в условиях введения ФГОС НОО.

        Сегодня школа нацелена на достижение нового, современного качества образования,  на решение жизненно важных задач и проблем. Чем же должен овладеть ученик, выхо...

Проектное обучение как одна из форм современных образовательных технологий.

Новые информационные технологии становятся неотъемлемой частью образовательного процесса.В школе представлен широкий спектр современных образовательных технологий, которые применяются в учебном процес...