Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из современных образовательных технологий в условиях введения ФГОС НОО.
учебно-методический материал

Тарасова Елена Евгеньевна

Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из   современных   образовательных технологий в условиях введения ФГОС НОО.

Только сражаясь с конкретной проблемой,

отыскивая собственный выход из сложившейся ситуации,

ученик действительно думает. Фокусирование на проблемах

стимулирует природную любознательность учеников

и побуждает их к критическому мышлению.

Джон Дьюи

«Скажи мне – и я забуду.

Покажи мне – и я запомню,

Вовлеки меня – и я научусь»

(Конфуций)

Всё наше достоинство – в способности мыслить.

                                 Постараемся же мыслить достойно – в этом основа нравственности.

Б. Паскаль.

     Своё выступление я хочу начать с притчи.

     Один праведный человек, беседуя с Богом, попросил у него: «Господи, я бы хотел узнать, что такое Рай и что такое Ад».

     Бог подвел человека к двум дверям, открыл одну и провёл человека внутрь. Там был большой круглый стол, в середине которого стояла огромная чаша, наполненная пищей, которая вкусно пахла. Человеку безумно захотелось есть.

     Люди, сидящие вокруг стола, выглядели голодными и больными, умирающими от голода. У всех у них были ложки с длинными ручками, прикреплёнными к рукам. Они могли достать чашу, наполненную едой, и набрать пищу, но так как ручки у ложек были слишком длинные, они не могли поднести ложки ко ртам.

     Праведный человек был потрясен видом их несчастья. Бог сказал: «Ты увидел Ад».

     Затем они направились ко второй двери. Бог отворил её. Тут был такой же огромный круглый стол, та же огромная чаша с пищей. Люди, сидящие вокруг стола, держали те же ложки с очень длинными ручками. Только на этот раз они выглядели сытыми, счастливыми и погруженными в приятные разговоры друг с другом.

     Человек изумился: «Как это возможно? Я не понимаю».

     Бог улыбнулся: «Всё просто. Они научились кормить друг друга».

     Как вы думаете, уважаемые коллеги, в чём заключается смысл этой притчи?

     Это притча называется «О рае и аде», и смысл её в том, что нужно уметь делиться друг с другом.

Вот и я сегодня хочу поделиться с вами одной из современных педагогических технологий.

-----------------------

        Ни для кого не секрет, что сегодняшние выпускники, окончившие школу хорошо и отлично, не всегда бывают успешными в жизни. Чтобы помочь адаптироваться детям в жизни, помочь им стать успешными, учителю сегодня необходимо не просто давать детям готовые знания, а учить их самих находить эти знания, применять их на практике. А для этого, конечно же, необходимо осваивать новые технологии. 
    Формирование знаний является важнейшим условием умственного развития, обучения учащихся системе обобщённых приёмов умственной деятельности и их переносу, а также формирования общих способов учебной работы: умение слушать, наблюдать, контролировать свою работу и др.

     Работая с детьми младшего школьного возраста, я находилась в поиске таких методов и приёмов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Именно благодаря способности человека мыслить, решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения.

     Но можно ли научиться мыслить более эффективно? Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление – значит развивать умение думать.

     Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления.

     Критическое мышление — способность ставить новые вопросы, выдвигать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.

     Под критическим мышлением понимают проявление детской любознательности, способность высказать собственное мнение по определенному вопросу, использовать исследовательские и творческие методы для доказательства своей мысли.

     Любое новшество, как известно, встречает на своем пути поддержку, одобрение или сопротивление. Для меня это тоже больной вопрос: как сделать свои уроки увлекательными и емкими в плане содержания. Я пришла к выводу, что данная технология  критического мышления является актуальной на уроках литературного чтения и окружающего мира. Ее применение позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным. У детей повышается уровень работоспособности, усвоение знаний на уроке происходит в процессе постоянного поиска. Развиваются познавательные способности и познавательные процессы личности: разные виды памяти (слуховой, зрительной, моторной), мышление, внимание, восприятие. Также развитие критического мышления направлено на удовлетворение потребностей личности в уважении, самоутверждении, общении, игре и творчестве.

     Включение в учебный процесс работы по технологии развития критического мышления  дает возможность личностного роста ребенка, развития его индивидуальности.

     Технология критического мышления - это "изобретение" американской педагогики. Она основана на творческом сотрудничестве ученика и учителя, на развитии у учащихся аналитического подхода к любому материалу. Эта технология рассчитана не на запоминание материала, а на постановку проблемы и поиск ее решения.

     Технология развития критического мышления выделяется среди инновационных педагогических идей удачным сочетанием проблемности и продуктивности обучения с технологичностью урока, эффективными методами и приемами.

Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков обучающихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.). Говоря иначе, данная технология способствует реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании школьников.  

      Суть ТРКМ очень точно передана в китайской пословице: «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму».

     Выделяют следующие задачи технологии развития критического мышления.

Необходимо научить школьников:

  • выделять причинно-следственные связи;
  • рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;
  • отвергать ненужную или неверную информацию;
  • понимать, как различные части информации связаны между собой;
  • выделять ошибки в рассуждениях;
  • делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;
  • избегать категоричности в утверждениях;
  • быть честным в своих рассуждениях;
  • определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;
  • выявлять предвзятые отношение, мнение и суждение;
  • уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;
  • подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи;
  • отделять главное от несущественного в тексте или в речи и уметь акцентировать внимание на первом.

     Критическое мышление – способность анализировать информацию с позиции логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам.  

      Задачи, которые решает технология развития критического мышления тесно пересекаются с задачами по формированию УУД.

1.Личностные действия:

  • знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами;
  • умение выделить нравственный аспект поведения;
  • ориентирование в социальных ролях и межличностных отношениях;
  • установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей);
  • обеспечивающее личностный моральный выбор.

2. Регулятивные УУД (обеспечивают способность регулировать свою деятельность):

  • понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
  • действовать по плану и планировать свои учебные действия;
  • контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;
  • адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.

3. Познавательные УУД:

  • искать, получать и использовать информацию;
  • осознавать познавательную задачу;
  • читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом;
  • фиксировать информацию разными способами;
  • понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной;
  • пользоваться различными словарями, справочниками, имеющимися в учебнике;
  • находить в них нужные сведения;
  • выполнять логические действия с языковым материалом: проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение;
  • подводить под понятие, доказывать, делать выводы.

4. Коммуникативные УУД

  • осознавать речь, как способ устного и письменного общения людей;
  • участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи; 
  • понимать зависимость характера речи от ситуации общения;
  • стараться строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач.

Что дает ТРКМ ученику:

  • повышение эффективности восприятия информации ;
  • повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
  • умение ответственно относиться к собственному образованию;
  • умение работать в сотрудничестве с другими;
  • повышение качества образования;
  • желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

 Что дает ТРКМ учителю:

  • умение создать в классе атмосферу открытости и сотрудничества;
  • возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
  • стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность.

     Технология критического мышления предполагает равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения. Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.

      В основе ТРКМ лежит базовая дидактическая модель, состоящая из трёх фаз: вызов, осмысление и рефлексия.  Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний. 

I фаза - Вызов 

    Задачи фазы вызова ( пробуждение интереса к предмету)

  • Актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом
  • Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу
  • Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы

В процессе реализации фазы вызова:
Учащиеся:
- могут высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы;
- фиксируют высказывания на доске или листах;
- работают индивидуально и в малых группах.
Учитель: 
- стимулирует учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме;
- способствует бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксации и систематизации информации, полученной от школьников;
- просит высказывать предположения или прогноз по незнакомой заявленной теме.

       В случае успешной реализации фазы вызова в классе возникает мощный стимул для работы на следующем этапе – этапе получения новой информации. 

     Приемы:
«Кластер» 
«Загадка» 
«Мозговой штурм» 
«Отсроченная догадка» 
«Таблица «толстых» и «тонких» вопросов»
«Театрализация»
«Да – нетка» 
«Интеллектуальная разминка (опрос) или тест»
«Дискуссия»
«Перепутанные логические цепочки»
«Проблемный вопрос»


II. Фаза осмысления содержания.  

Задачи фазы реализации смысла – (осмысление материала во времени работы над ним)

  • Помочь активно воспринимать изучаемый материал
  • Помочь соотнести старые знания с новыми

На фазе осмысления содержания:
Учащиеся: 
- осуществляют контакт с новой информацией;
- пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом;
- акцентируют свое внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения;
- обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы;
- стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией, обратить внимание на то, что именно привлекает их внимание, какие аспекты менее интересны и почему;
- готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного. 
Учитель:
- может быть непосредственным источником новой информации;
- если ребята работают с текстом, учитель отслеживает степень активности работы, внимательности при чтении;
- для организации работы с текстом учитель предлагает различные приемы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном. 
     Приемы:

«Зигзаг»
«Инсерт или «Чтение с пометами» 
«Дерево предсказаний» 
«Круги по воде» 
«Чтение с остановками»

Таблица «Плюс – минус - интересно»
«Таблица «толстых» и «тонких» вопросов»
Метод «Думательных шляп»
«Кластер»

«Двухчастный дневник»
«Бортовой журнал»

III. Фаза рефлексии. 
     

Задачи фазы рефлексии – (обобщение материала, подведение итогов)

  • Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал
  • Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала

На фазе рефлексии:
Учащиеся: 
- осознают своё "я", свой опыт собственных действий и действий других учащихся и учителя;
- получают рождение нового знания, становление опыта, развитие личности.
целостное осмысление, обобщение полученной информации;
- формируют собственное отношение к изучаемому материалу.
Учитель:
- осознаёт собственные действия и действия учеников;
- получает новый педагогический опыт, развитие мастерства;
- видит эффективность педагогического процесса. 

Приемы:
«Синквейн»

«Ромашка вопросов»
«Письмо к учителю»
«Пятиминутное эссе»
«Таблица «толстых» и «тонких» вопросов»

«Диаманта»

    Исследователи утверждают, что такая новая  структура урока соответствует этапам человеческого восприятия: сначала ребёнку необходимо настроиться, вспомнить, что ему уже известно по данному вопросу, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего ему эти знания и где их можно применить.

       Если проанализировать три описанные стадии с точки зрения традиционного урока, то становится очевидным, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А « Осмысление» - это часть урока, посвящённая изучению нового материала. И третья стадия «Рефлексии»  есть в традиционном уроке – это закрепление материала, проверка усвоения.

  В чем же различия? Что принципиально нового несёт  технологи критического мышления? В чём же «инновационность» представленной технологии? 

         Основные особенности технологии развития критического мышления можно сформулировать следующим образом:

  • Не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни.
  • Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.
  • Коммуникативно-деятельный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми.
  • Умение мыслить критически – это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.
  • Обучающийся в процессе обучения сам: конструирует, отслеживает, определяет, использует, развивает навыки вдумчивой работы с информацией.

     Элементы новизны содержатся в методических приёмах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой из стадий урока используются свои методические приёмы и техники. Их достаточно много.

     Я остановлюсь на тех приёмах, которые меня заинтересовали и которые использую на уроках литературного чтения и окружающего мира.

1. Приём «Корзина идей»
     Это прием организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии урока, когда идет актуализация знаний и опыта. Он позволяет выяснить все, что знают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске прикрепляется значок корзины, в которую условно собирается то, что ученики знают об изучаемой теме.
Алгоритм работы:
1. Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по теме (индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты).
2. Обмен информацией в парах или группах.
3. Далее каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного.
4. Все сведения кратко записываются в “корзине идей”, даже если они ошибочны.
5. Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации.

Пример.

Окружающий мир. Тема: «Планеты солнечной системы».

Учитель: О чем вы думаете, когда слышите слово «планеты»? Я предлагаю называть ваши предположения в  «Корзину идей».

Учитель: Запишите за определенное время как можно больше слов или выражений, связанных, по вашему мнению, с предложенным понятием. Запишите кратко, а потом обсудите записанное в группе. Самую интересную информацию я размещу в «Корзине идей».

В символическую «корзину» дети «кладут» все имеющиеся у них знания по изучаемой теме.

Окружающий мир. Тема: «Подземные кладовые».

Мы говорим почва. А что же такое почва?

Почва – это …

  • … земля
  • … растительная земля
  • … вещество
  • … суша, а не вода
  • … место обитания, дом животных

Подведение итогов работы групп. На доске фиксируются все предположения.

- Как видите, у нас нет однозначного ответа на этот, казалось бы, простой вопрос. Сегодня нам предстоит  найти научный ответ на вопрос, что такое почва.

2. Прием “Лови ошибку”

     Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.

Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:

А – явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;

Б - скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.

     Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы.

Пример.

Окружающий мир.

Рассказ мальчика-фантазера: «И тут на меня налетела пчела, ужалила меня 100 раз, и полетела дальше» (Пчела жалит только однажды, после этого умирает)

Пингвин – удивительная птица, которая для многих является символом Австралии(Антарктиды). Пингвины относятся к летающим (нелетающим) птицам. Белая манишка и черный фрак делают их похожими на людей. Тело покрыто густым коротким мехом(оперением), которое не промокает. Под кожей находится толстый слой жира, поэтому они не мерзнут и могут голодать.

3. Дерево предсказаний

     Этот прием помогает строить предположения по поводу, например, развития сюжетной линии в рассказе или повести. (автор: американский учитель Дж. Белланс)

     Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева — тема, ветви — предположения, которые ведутся по двум основным направлениям — «возможно» и «вероятно» (количество «ветвей» не ограничено), и, наконец, «листья» — обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

Пример.

Литературное чтение. Л.Н.Толстой «Лев и собачка»

Составляется дерево предсказаний

- О чём может быть  рассказ с таким названием?

- Рассмотрите иллюстрацию, обратите внимание на то, какой показана собачка и каким показан лев?

Дети  говорят о том, что тема рассказа  о том, как лев и собачка жили вместе в клетке. Лев выглядит большим и грозным и наверное собачке с ним хорошо, он может её защитить, а другой ребёнок говорит, что он может обидеть собачку, ведь он сильнее и его называют царём зверей и т.д…

    При изучении текста на уроках чтения. Текст произведения читается не до конца. Строится дерево предположений, у которого ветви будут содержать варианты возможных концовок. В качестве аргументов важно предоставить факты, взятые из самого текста произведения (Какие ситуации предполагают такое развитие события? Какие качества героя могут повлиять на ситуацию?).

4. Прием «Чтение – суммирование в парах»

      Можно использовать как для объяснения нового материала, так и для закрепления изученного. Лучше этот прием применять в 3-4 классах. Детям в классе предлагается несколько разных текстов по теме (или один и тот же текст нескольким парам учеников).

Пример.

Литературное чтение.

     Класс делится на две группы и каждой даются разные произведения: рассказы Л. Андреева «Петька на даче» и А. Чехова «Ванька», которые рассказывают о жизни их сверстников конца 19 начало 20 веков. Каждая группа изучает свой текст, на большом листе фиксирует его краткое содержание (выдержками из текста), затем перед всем классом воспроизводит содержание текста с опорой на свои пометки. Остальные могут задавать уточняющие вопросы. После прослушивания обоих текстов делается коллективный вывод о главной мысли этих рассказов, о том, что мы узнали об истории России, чем дополнило представление детей каждое из произведений.

5. Верите ли вы.

Ещё один творческий приём – «Верите ли вы, что…». Класс делится на две команды. Одна команда высказывает фантазийные предположения, а другая анализирует их.

Пример.

Урок: «Окружающий мир». Тема: «Почва»

Поиграем в игру «Верите ли вы, что…» У каждого на парте таблица, как  на доске. Я буду читать вопросы, а вы ставьте в первой строке плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой.

Вопросы:        

  • … ветер может разрушить горы?
  • … опавшие осенью листья вредят почве?
  • … 1см почвы образуется за 300 лет?
  • … норы животных, живущих в почве, разрушают её?
  • … растения участвуют в образовании почвы?
  • … почва и камень родственники?
  • … почва – наша кормилица?

1

2

3

4

5

6

7

- Сегодня в течение урока вы будете обращаться к таблице и видеть, насколько были правы.

Урок: «Окружающий мир».

На прошлом уроке мы говорили с вами о государственном бюджете.

Ребята, давайте с вами поиграем в игру "Верю - не верю". Для этого я вам буду читать утверждения, а вы, если считаете, что оно верное будете в таблице ставить знак "+", а если неверное, то - "-". Задание понятно?

1

2

3

4

5

6

7

8

1) План доходов и расходов государства называется государственным бюджетом. (+)

2) Все доходы государства состоят из налогов. (-)

3) Налоги, которые платят люди в казну государства, являются добровольными. (-)

4) Государство планирует свой бюджет на следующий год. (+)

5) Лучше всего, когда расходы превышают доходы. (-)

6) Люди, которые платят налоги, называются налогоплательщиками. (+)

7) Дети помогают экономить семейный бюджет. (+)

8) Семейный бюджет складывается из доходов и расходов семьи. (+)

Давайте проверим, как вы справились с определением истинности и ложности предложенных вам высказываний. (На доске появляется заполненная таблица, ребята сравнивают свои ответы).

Окружающий мир. Тема: «Образование почв»

Детям были предложены следующие высказывания. Если они соглашаются – ставят «+», если нет – «-»

1) Растения стали первыми обитателями суши.

2) Чем меньше в почве перегноя, тем она плодороднее.

3) Под воздействием ветра, воды, температур горные породы становятся крепче.

4) Почва состоит из перегноя, воды, мусора, палочек, оберток от конфет.

В 4 классе на уроке окружающего мира детям были предложены такие утверждения:

1) Экология – это наука о животных, которые обитают на земле. (–)

2) Любой живой организм состоит из клеток. (+)

3) Главная часть клетки – цитоплазма. (–)

4) Апельсин – это одна большая клетка. (–)

5) Оболочка ограничивает клетку. (+)

6) Каждая лягушачья икринка – это крупная клетка. (+)

7) Клетки, имеющие одинаковое строение, собранные вместе, выполняющие одинаковую работу, образуют ткань. (+)

8) Для того чтобы клетки лучше работали, необходимо больше лежать. (–)

6. Работа с вопросником

Другой прием – «Работа с вопросником» - применяю при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.

Пример.

Окружающий мир.

1. Прочитай  текст

Картофель.

       Многие  видели. Как  растёт  картофель, какие  у  него  стебли, цветки и  клубни. Кто-то из  вас  помогал  ухаживать  за  растением, осенью  собирал  вместе  с  родителями  урожай  картофеля.

       Но  мало  кто  знает, что  картофель  в  Европе и в России  выращивают  совсем  недавно – около 300 лет.

       Родом  картофель  из  Южной  Америки.

       Когда  моряки – путешественники  привезли  картофель  в  Европу,  люди  не  знали, что с ним  делать.

       Сначала  они  выращивали  его  для  красоты на  клумбах и в цветниках. Цветки  у  картофеля  некрупные, но  красивые: белые, розовые,  голубые. Из  цветов делали  букеты, а дамы украшали ими свои платья и причёски.

       Некоторые  попробовали  есть  мелкие зелёные  плоды, похожие  на  помидоры, которые  появляются  на  кустах после  цветения, но они оказались  ядовитыми. Сырые клубни, которые выкапывали  из  земли, тоже  были  невкусными.

       Прошло  ещё сто лет, прежде чем люди научились  варить, печь и жарить картофель. Сейчас картофель выращивают  во  всём  мире, и люди всех стран готовят  из  него  вкусные  национальные  блюда. А ещё  картофеля  получают  патоку  и  крахмал. Их  крахмала  делают  торты  и  кисели. А из патоки – пряники и конфеты.

               Патока – густое сладкое вещество, получаемое из крахмала.

2.  Запиши  название  континента – родины  картофеля.

3. Посчитай  и  напиши,  сколько  столетий  картофель  используется  людьми.

4. Найди  в  тексте  описание  цветов  картофеля и спиши  его

5. Выпиши  из  текста  сведения  о  том, как  раньше  использовали  картофель7. 6. Выпиши  из  текста сведения о том, что  получают  из  картофеля

7. Запиши  по  номерам  последовательность  полевых  работ при  выращивании  картофеля

№___ сделать  углубление  для  посадки  клубня;

№___ прополоть  грядку;

№___ полить  растения;

№___ посадить  клубни;

№___ вскопать  почву;

№___ засыпать  углубления  после  посадки картофеля.

8. Вспомни,  какой  самый  опасный  вредитель  картофеля.

7. Уголки

   Прием «Уголки» - можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики одного из героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства, используя текст и свой жизненный опыт, положительных качеств героя, другая - об отрицательных, подкрепляя свой ответ выдержками из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод. Такой прием учит детей диалогу, культуре общения.

Пример.

Литературное чтение. А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Анализ характеров героев

- Давайте выясним, какой характер у каждого героя. Свои ответы нужно доказать примерами из текста.

Характер старика: мягкий, добрый, податливый, безответный, безвольный, смиренный.

Характер старухи: властный, злобный, жадный, грубый, неуживчивый, требовательный, неблагодарный.

Литературное чтение.Н.Носов «Огурцы»

Что мы узнали о двух друзьях?

-    Какой Павлик?

- Каким вы представляете Котьку?

8. Написание творческих работ.

Прием «Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития,  все с удовольствием делают эту работу.

Пример.

Литературное чтение. Сказка В. Бианки «Как муравьишка домой спешил».

В ней рассказывается о злоключениях хвастливого муравьишки, унесенного ветром в лес, и о том, как гусеница, кузнечик, водомер и майский жук помогли ему до захода солнца попасть домой.

Задание: Попробуйте написать свой рассказ, продолжив приключения Муравьишки в лесу.

9. Кластер.

Еще один из приемов – это кластер («гроздь»), суть которого в выделении смысловых единиц текста и графическом их оформлении в определенном порядке в виде грозди. Использовать этот прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом.

«Грозди» - графический прием систематизации материала. Правила его применения очень просты.

Выделяем центр – это тема, от неё отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины и понятия. Многие учителя сравнивают этот приём с моделью солнечной системы.

Система кластеров охватывает большее количество информации, чем учащиеся получают при обычной письменной работе.

Организуя работу с младшими школьниками, я предлагаю им озаглавить смысловые блоки или даю готовые вопросы. Достаточно 2-3 раза провести подобную работу, чтобы этот приём стал технологичным. Ученики с удовольствием используют кластеры.

Пример.

Окружающий мир. 4 класс, «Природные зоны. Лес»

На серии уроков окружающего мира по теме «Почва» в ходе работы мы создали такие кластеры:

 Литературное чтение. «Творчество Л.Н. Толстого»

10. Синквейн.

Приём «синквейн». В переводе с французского слово «синквейн» означает «пять».

   Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:

1 строка – тема или предмет (одно существительное);

2 строка – описание предмета (два прилагательных);

3 строка – описание действия (три глагола);

4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету;

5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).

Синквейн дает возможность подвести итог полученной информации, изложить сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Синквейн может выступать в качестве средства творческого самовыражения.

На первых этапах синквейн можно составлять в группах, потом в паре и затем индивидуально. Смысл синквейна можно изобразить рисунком. Учащиеся могут составлять синквейн на уроке или дома.

Пример.

Литературное чтение.

При прохождении учебного материала из раздела «Русские народные сказки» предлагаем определить значение слова сказка на основе составления синквейна.

1. Имя существительное, выраженное одним словом. 1. Сказка. 2. Описание темы именами прилагательными. 2. Волшебная, бытовая. 3. Описание действия. 3. Читать, пересказывать, учить. 4. Фраза, выражающая отношение автора к теме. 4. Сказка – ложь, да в ней намёк. 5. Слово – синоним. 5. Фантазия, выдумка.

Пример.

Окружающий мир и чтение.


Болото

Травянистое, влаголюбивое

Фильтрует, лечит, образует

Природная фабрика торфа

Влага.

Пётр I

Великий, умный

Строит,открывает,сражается

Превратил Россию в великую державу!

Царь

Земля.

Голубая, третья.

Вращается, освещается, защищается.

Единственная обитаемая планета.

Жизнь

Лес

Величественный, таинственный,

Живет, растет, радует,

Национальное богатство страны,

      Кладовая природы

Лукоморье

Волшебное, загадочное

Удивляет, вдохновляет, завораживает

«Там русский дух… там Русью пахнет!»

Сказка

Зима.

Снежная, пушистая.

Морозит, радует, восхищает.

К нам пришла настоящая зима!

Красота.

11.  «Чтение с пометками»

Этот прием помогает снять проблему неосмысленного чтения текста.

- Во время чтения текста делайте на полях пометки: «V» - уже знал; «+» - новое для меня; «-» - думал иначе; «?» - не понял, есть вопрос.

Проверка понимания и первичное закрепление.

- Что было для вас знакомым из прочитанного?

- Что нового вы узнали для себя из этого текста?

- У кого есть вопросы по тексту? Что осталось непонятным?

     Существует множество способов графической организации материала. Среди них самыми распространенными являются таблицы. Предлагаю рассмотреть несколько табличных форм. Это таблица ЗХУ, концептуальная таблица, сводная таблица. Можно рассматривать данные приемы, как приемы стадии рефлексии, но в большей степени – это стратегии ведения урока в целом.

12. «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал» )

     Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.

1 шаг: До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать».

2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали».

3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.

Пример

Литературное чтение.

При изучении творчества А.С. Пушкина дети самостоятельно составляют таблицу, что знали о Пушкине и его произведениях, что узнали нового какие его стихи и что хотели бы узнать. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу знать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.

Знаем

Хотим узнать

Узнали

1. Растения – часть

живой природы.

2. Растения выделяют в воздух  кислород.

3. Животные

и люди

не смогли бы жить

 на Земле без растений.

4. Растения делятся

на несколько групп:

деревья, кустарники, травы

Почему?

 

Какие ещё есть группы растений?

 Что такое  виды растений? Какие названия дают им учёные?

Растения делятся на несколько групп.

 В каждой группе растений много видов.

 Науку о растениях

называют ботаникой.

 Существует 350 тысяч видов растений.

 Названия видов дают им учёные.

 Растения выделяют в воздух кислород:если бы не было растений, не было бы и нас.

 Нужно заботиться о

растениях, беречь их, как можно больше садить растения и

ухаживать за ними.

 Охранять растения значит

заботиться о живом.

Окружающий мир 3 класс, «Степь»

«Знаю»

«Хочу узнать»

«Узнал»

Степь – природная зона

Как выглядит степь в разное время года?

Кто живет в степи?

Что растёт в степи?

Литературное чтение, 4 класс, «А.Чехов «Ванька».

З – что мы знаем

Х – что мы хотим узнать

У – что мы узнали

- Произведение «Ванька» написал А. П. Чехов;

- Это рассказ;

- Ванька писал письмо дедушке в деревню;

- Ванька жаловался на тяжёлый труд;

- Внешность, одежда, жесты, походка Ваньки.

- Обязанности Ваньки;

- Обстановка - интерьер;

- Поведение;

- Поступки;

 13. “Концептуальная таблица”

     Используется, когда необходимо провести сравнение нескольких объектов по нескольким вопросам. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.

В зависимости от цели, поставленной на уроке, таблица может заполняться учащимися на уроке или дома, постепенно или вся целиком как результат обобщения. Затем проводим обсуждение правильности заполненного материала, уточнение, дополнение, исправление; сравнение сил.

В дальнейшем учащиеся при составлении таблиц могут сами выбирать объекты сравнения или линии сравнения.

Пример.

Окружающий мир.

Линии сравнения

Арктика

Тундра

Географическое положение

Освещенность

Почва

Климат

Растительный мир

Животный мир

Деятельность человека

14. «Сводная таблица»

     Помогает систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами. Выглядит эта таблица просто: Средняя колонка называется "линией сравнения". В ней перечислены те категории, по которым мы предполагаем сравнивать какие-то явления, события, факты. В колонки, расположенные по обе стороны от "линии сравнения", заносится информация, которую и предстоит сравнить.

Сводная таблица позволяет более качественно подготовить домашнее задание, так как является уже готовой памяткой, сделанной на уроке.

Пример.

Урок: Окружающий мир. Тема: «Полезные ископаемые»

Какие полезные ископаемые вы знаете? Сейчас каждая группа получит полезные ископаемые и выполнит практическую работу.

1.Рассмотри образец полезного ископаемого. По иллюстрациям учебника определи их название.

2. Установи свойства полезного ископаемого: твердое или жидкое, цвет, прозрачное или непрозрачное, плотное или рыхлое. Узнай у учителя, горючее это полезное ископаемое или нет.

3. Подумай, где применяется это полезное ископаемое. На каких свойствах основано его применение.

Заполни Сводную таблицу.

Практическая работа в группах.

Название

Основные свойства

Использование

Известняк

Белого, серого или желтого цвета;

Строительство, мел, мрамор.

Гранит

Зернистый. Твердый и прочный

Строительство фундаментов зданий, набережных, дорог, памятником, отделка станций метро.

Глина

Очень мельчайшие частички,скреплённые между собой.

Кирпич, посуда

Песок

В виде крупинок, сыпучий, жёлтый, серый.

Дороги, стекло

Железная руда

Черного цвета, плотное, притягивает металлические предметы.

Машины, железнодорожные рельсы, вагоны и др.

Заслушивание ответов каждой группы. Обсуждение, запись таблицы в тетрадь.

15. Приём "Верные и неверные утверждения"

     На стадии вызова необходимо вызвать интерес к уже имеющимся знаниям по изученной теме, активизировать учащихся. Для этого использовать прием "Верные и неверные высказывания". Ученики обсуждают в группах высказывания. Предположение групп выносятся на доску.

     После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.

Высказывание

До чтения

После чтения

1. Глаза позволяют нам видеть мир красочным и объемным.

2. Форма глаза напоминает яблоко.

3. Глаза в сильные морозы мерзнут.

4. Зрачок - это отверстие в глазу.

5. В глазу имеется прозрачная линза.

6. Изображение рассматриваемого предмета получается на сетчатке перевернутым.

7. Полезно смотреть на солнце без защитных очков.

Пример.

Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приёмам, формирующим умение работать с вопросами. Вопросы – основная движущая сила мышления. Учащихся необходимо обращать к их собственной интеллектуальной энергии. Только ученики, которые задаются вопросами или умеют задать их, по-настоящему думают и стремятся к знаниям. Уровень задаваемых вопросов определяет уровень нашего мышления.

 16. Прием “ Толстые и тонкие вопросы”

     Для успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (“тонкие” ), и вопросы, на которые ответить определённо нельзя (“толстые” ).

     Прием “Толстые и тонкие вопросы” может быть использован на любой стадии урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления – вопросы по ходу чтения, слушания; на стадии рефлексии (размышления) – демонстрация понимания пройденного.

“Толстые и тонкие вопросы” могут быть оформлены в виде таблицы.

Тонкие?

Толстые?

Кто...? Что...?

Когда...? Может...?

Будет...? Могли...?

Как звать...?

Было ли...?

Согласны ли вы...?

Верно ли...?

Дайте три объяснения: почему?

Объясните: почему...?

Почему вы думаете...?

Почему вы считаете...?

В чем различие...?

Предположите: что будет, если...?

Что, если...?

По ходу работы с таблицей в правую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа. В левой колонке - вопросы, требующие подробного, развернутого ответа. Таблицы толстых и тонких вопросов могут стать основой для исследований, дискуссий, эссе.

Пример.

Окружающий мир.

Самостоятельно прочитайте, что рассказывают нам авторы учебника о горах России, с. 67 – 69. Предлагаю вам по прочитанному тексту составить и записать «толстые» и «тонкие» вопросы. «Тонкие» вопросы – это те, которые требуют короткого ответа. А «толстые» - те вопросы, отвечая на которые надо рассуждать, давать развёрнутый ответ. Например, вопрос «Какая равнина самая большая в мире?» -  это… «тонкий вопрос, он требует короткого, однозначного ответа. А вопрос «Почему на Западно – Сибирской низменности много болот?» - это … «толстый» вопрос, здесь свой ответ надо аргументировать, объяснить.

Самостоятельная работа.

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

17. «Взаимоопрос»

     Один из способов работы в парах. Два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков.

18. Да – нет.

     Учитель озвучивает утверждения, связанные с темой урока, обучающиеся записывают ответы в виде: «да» или «нет».

     Использование приемов ТРКМ  позволило повысить интерес учащихся к урокам русского языка, литературного чтения, окружающего мира, повысить уровень речевого развития, умение систематизировать изучаемый материал, устанавливать причинно – следственные связи.

     Промежуточный контроль показал возрастание качества успеваемости учащихся, а также  формирование навыка самостоятельности, творческой активности. С предлагаемыми контрольными работами дети справляются без затруднений, показывают устойчивые результаты (КО – 65 %, успеваемость- 100%).

      В результате работы большинство ребят научились пользоваться памятками, слаженно работать в группах и учитывать мнения других как дополнительный источник информации для ответов на вопросы. Избавляясь от подсказок, они помогают друг другу через вопрос. Учащиеся перестали испытывать затруднения при работе с разнообразными источниками информации, научились применять свои знания на практике при выполнении письменных работ. Дети перестали бояться собственных ошибок, стали понимать, что не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Результативность деятельности проявилась  в том, что многие учащиеся в процессе обучения освоили опыт анализа собственной деятельности, научились критически относиться к своим действиям и оценивать поступки людей и свои собственные. Учащиеся стали более организованными, общительными, активными в процессе обучения, что проявляется во время бесед. Дети активно принимают участие во Всероссийских конкурсах, олимпиадах и викторинах; пишут стихи, рассказы, сказки.

     Но, хотелось бы сказать и о тех проблемах, которые возникают при использовании данной технологией. Одна из них – это дефицит времени, как и у любого другого учителя. Очень много усилий требует разработка и составление карточек для работы в группах, не всегда учащиеся обеспечены необходимыми текстами, приходится делать много ксерокопий. Но, кроме технических трудностей, выступает еще одна – не все учащиеся пока еще достаточно активны, сохраняется желание остаться в стороне, наблюдать за происходящим со стороны. Часть учащихся ждёт, чтобы был дан «правильный ответ», нет ещё ответственности за своё обучение. Поэтому важно вовлекать каждого в процесс познания и самопознания. Но я уверена, что со временем большинство проблем будет решено, так как эта технология – технология развития критического мышления  – получает всё большее распространение, за ней – возможность воспитания будущего гражданина, самостоятельной, творческой личности.

     Выводы: меняются роли педагогов и обучающихся, ученики не сидят пассивно, а становятся главными действующими лицами на уроке, ученики на уроке думают, вспоминают, делятся, рассуждают, читают, пишут, обсуждают. Роль учителя в основном координирующая! Важно не в готовом виде давать знания, а добывать их совместно. Работа, проводимая в рамках развития критического мышления, научит детей анализировать, синтезировать, сопоставлять, делать умозаключения. Я учусь вместе с детьми, учусь у детей, и, возможно, порой это живое взаимодействие интереснее и дороже стройности университетских лекций.

     Моя роль в том, чтобы помочь каждому ребёнку осознать собственную уникальную сущность и создать условия для саморазвития. И в этом помогают приёмы технологии РКМ. Технология РКМ делает обучение увлекательным и осмысленным.

     Конечная же задача использования данной технологии на уроках – научить детей применять эту модель самостоятельно, чтобы они могли стать независимыми и грамотными «познавателями» и с удовольствием учились в течение всей жизни.

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но  от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаю вам, чтоб дети  в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Терпенья вам и творческих успехов

В такие непростые наши дни!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из современных образовательных технологий в условиях введения ФГОС НОО.

Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из   современных   образовательных технологий в условиях введения ФГОС НОО....

Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из современных образовательных технологий в условиях введения ФГОС НОО.

Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из   современных   образовательных технологий в условиях введения ФГОС НОО....

"Технология развития критического мышления на уроках литературного чтения в начальных классах в условиях реализации ФГОС"

Литературные произведения оказывают огромное влияние на формирование личности ребёнка, его духовно-нравственное развитие. Художественная литература способна дать широкую картину мира, обогатить духовн...

Опыт работы по теме «Технология критического мышления в начальной школе на уроках русского языка в условиях внедрения ФГОС"

Опыт работы по теме "Технология критического мышления в начальной школе на уроках русского языка в условиях внедрения ФГОС"...

Технология оценивания образовательных результатов в условиях введения ФГОС как средство формирования осознанного отношения к образовательной деятельности учащихся

В условиях  введения Федерального государственного образовательного стандарта начального  общего образования возникла необходимость не только создания новой образовательной программы начальн...

Приемы использования современных образовательных технологий, способствующих повышению эффективности образовательного процесса в условиях введения ФГОС второго поколения

Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути, к цели в поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные з...

Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из современных образовательных технологий в условиях введения ФГОС НОО.

        Сегодня школа нацелена на достижение нового, современного качества образования,  на решение жизненно важных задач и проблем. Чем же должен овладеть ученик, выхо...