Выступление на педагогическом совете "Профилактика школьной неуспеваемости и взаимодействие с учащимися, испытывающими трудности в обучении"
статья

Наверное, многие из вас выращивали рассаду и наблюдали такую картину: семечко прорастает, но не все ростки одинаковые. Некоторые растут без особых усилий, им требуется только полив. А другим нужны определённые условия для хорошего роста, например, подкормка. Тогда маленькие, слабые ростки начинают догонять более сильные и выравниваются по росту и урожаю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1045032.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете

"Профилактика школьной неуспеваемости и взаимодействие с учащимися, испытывающими трудности в обучении"

Учитель начальных классов

М. А. Лизунова

январь 2019

Профилактика школьной неуспеваемости и взаимодействие с учащимися, испытывающими трудности в обучении

Наверное, многие из вас выращивали рассаду и наблюдали такую картину: семечко прорастает, но не все ростки одинаковые. Некоторые растут без особых усилий, им требуется только полив. А другим нужны определённые условия для хорошего роста, например, подкормка. Тогда маленькие, слабые ростки начинают догонять более сильные и выравниваются по росту и урожаю.

Так и дети: есть ученики, которые без особых усилий со стороны учителя, усваивают программу, а есть такие, которым  требуется  создать определённые условия, находясь в которых, они станут успешными.

 Школьная неуспеваемость волнуют всех участников педагогического процесса. Учителя, родители, школьная администрация и сами дети обеспокоены этой проблемой. В школе нет ни одного ребенка, который сознательно хотел бы плохо учиться.

Учителя говорят: «Ленивый», «Невнимательный», «Медлительный», «Витает в облаках», «Ничего не понимает», «Играет под партой во время объяснения»… Родители говорят: «Шустрый, много вертится», «Трудная программа".

Авторы Г. Монина и Е. Панасюк в своей книге "Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником" приводят результаты анкетирования родителей, педагогов, психологов, где учителя среди причин неуспеваемости на первое место ставят здоровье (60%), далее – семейные проблемы (32%), педагогическую запущенность детей (24%), тревожность (18%), сложность программы (16,5%), низкую самооценку учащихся (16%). Родители склонны считать, что главные причины неуспеваемости детей – это: неинтересное преподавание (36%), лень ребенка (32%), недостаток внимания детей (28%), отсутствие индивидуального подхода (24%), большие учебные нагрузки (24%). Анкетирование психологов показало, что они считают причинами неуспеваемости: амбиции родителей по поводу способностей детей (30%), незрелость психических функций детей (28%), недостаточный учет индивидуальных особенностей детей (28%), проблемы здоровья (20%).

Из представленных результатов видно, что мнения всех членов педагогического процесса отличаются. Но все же здесь можно проследить закономерность. Все опрошенные категории ставят не на последнее место такие причины, как недостаточное развитие психических функций (внимание, память, мышление), здоровье, программу и учебную нагрузку.

Рассмотрим термины: «неуспеваемость» и «отставание».

В основе отставания в учении лежит расхождение требований, предъявляемых к познавательной деятельности школьников, с реально достигнутым ими уровнем умственного развития и их потенциальными возможностями.

Неуспеваемость - несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечении какого-либо значительного отрезка процесса обучения (например: цепочки уроков, посвященных изучению одной темы или раздела курса, учебной четверти, полугодия, года).

Вот как об этом сказано в учебном пособии Ивана Павловича Подласого:

Неуспевающий ученик – это ребёнок, который не может продемонстрировать тот уровень знаний, умений, скорость мышления и выполнения операций, который показывают обучающиеся рядом с ним дети. Означает ли это, что он хуже них?

Неуспевающий школьник – фигура легендарная и в жизни, и в педагогике. Среди неуспевающих были Ньютон, Дарвин, Вальтер Скотт, Линней, Энштейн, Шекспир, Байрон, Герцен, Гоголь. В математическом классе последним в учёбе был Пушкин. Много выдающихся людей испытывали в школе трудности с обучением и были отнесены к категории безнадёжных. Эти факты подтверждают, что с отстающим и неуспевающим учеником не всё обстоит просто и однозначно.

До недавнего времени одной из наиболее распространенных мер преодоления неуспеваемости была организация дополнительных занятий с отстающими во внеурочное время, обычно без учета причин их отставания. Практика показала, что такой подход (увеличение учебной нагрузки) в решении проблемы неуспеваемости не эффективен, так как он не сопровождается улучшением качества обучения и не воздействуют на причину.

                      Причины неуспеваемости и пути преодоления

В качестве помощи мы посмотрим отрывки из мультфильмов.

Причины

Рекомендации

Внешние

1

Недостатки воспитания, влияние внешней среды, общения

Разбойница («Снежная королева»)

Работа с психологом, с родителями. Поддерживать интерес к любым положительным видам деятельности, вовлекать в среду общения, которая поспособствует справиться с неуспеваемостью, станет стимулом.

2

Несовершенство организации учебного процесса (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода и т.п.)

Чертёнок №13

Изучать и применять педагогические технологии, методы и приёмы обучения и воспитания. Индивидуальный подход,

Внутренние

1

Недостатки образования личности (отсутствие мотивации, стремления быть успешным в учебной деятельности)

Незнайка

Создавать проблемные ситуации, активизировать мышление, сотрудничество на уроке, проявлять искреннюю заинтересованность в успехах ребят.

2

Особенности психического развития личности (агрессивные дети, гиперактивные дети с истерическими реакциями, замкнутые (аутичные дети), застенчивые дети, со слабо развитой волевой сферой, медлительные дети)

 

Маша

Гиперактивные дети с истерическими реакциями:

1.Игнорировать истерические реакции.

2.Не обращать постоянно внимание на его плохое поведение - это ему и надо (подсознательно).

3.Занять таким видом деятельности, чтобы он мог и умел своим трудом выделиться среди сверстников, а не поведением, т.к. неутолимая жажда признания.

Замкнутые (аутичные дети):

1.Учитывать парадоксальность и непредсказуемость от мышления до чувств и поступков.

2. Не навязывать поручение, но и не отвергать. Давать ему почувствовать принадлежность к классному коллективу.

Застенчивые дети:

1.Включать в общественные посильные дела.

2.Иногда можно позволить отвечать с места или письменно.

Агрессивные дети:

  1. Найти повод похвалить его, особенно это хорошо спустя некоторое время после наказания. Ребенок убедится, что претензии были к его поступку, а не к личности в целом.
  2. Останавливайте спокойно, с невозмутимым лицом, действуйте при минимуме слов. 

3

Недостатки психофизического развития, связанные с органическими нарушениями нервной и других систем организма: дефекты органов чувств, слабое здоровье, особенности высшей нервной деятельности, леворукость, проблемы с координацией, мелкой моторикой, вниманием, отставание в формировании речи, мышления.

Буратино

Создать доброжелательную атмосферу в классе, посредством работы с детьми. Не заострять внимания на дефектах здоровья, но быть всегда готовым оказать соответствующую помощь. Создавать щадящий режим работы.

4

Низкое развитие интеллекта.

Винни Пух

ПМПК (Психолого-медико-педагогическая комиссия) Индивидуальные программы.

 Министерство образования не раз обращало внимание органов образования субъектов Федерации на недопустимость заключения о необучаемости ребенка, выносимого ПМПК. Такое решение противоречит пп. 1 и 6 ст. 5 Закона "Об образовании", в соответствии с которыми государство гарантирует гражданам получение образования "независимо от их состояния здоровья" и "создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов".

Каждый человек – решение чьей-то проблемы

– Каждый человек на Земле – это решение чьей-то проблемы, – сказала как-то  мудрая бабушка своей внучке.
Та очень удивилась её словам.
– Ты – решение чьей-то проблемы, – повторила она.
И пояснила:
– Дар, который дан тебе, может быть не нужен всем, но он, безусловно, просто необходим кому-то – твоя улыбка, твоя любовь, твоя сила.

«Добрые советы» учителю

  • СОЗДАВАЙ в классе благоприятный психологический климат;
  • НЕ РАЗДРАЖАЙСЯ, будь терпелив и настойчив;
  • требуя, УЧИТЫВАЙ реальные возможности ученика;
  • КАЖДОМУ УЧЕНИКУ - ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД, дозированный темп и объем работы;
  • УЧИТЫВАЙ зоны ближайшего развития, постепенно увеличивай и усложняй нагрузку;
  • УЧИ посильным приемам регуляции поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Рекомендации для педагогов по профилактике школьной неуспеваемости и взаимодействию с учащимися, испытывающими трудности в обучении»

В условиях реализации ФГОС в начальной школе, в рамках  психолого-педагогического сопровождения перед специалистами школьного ПМПк - педагогом-психологом и учителем-логопедом стоят задачи по...

Программа педагогического сопровождения учащихся, испытывающих трудности в обучении.

Программа  педагогического сопровождения учащихся начальной школы направлена на преодоление трудностей в формировании предметных результатов освоения программы ООП НОО по русскому языку и лтерату...

Организация взаимодействия с учащимися, испытывающими трудности в общении со взрослыми и сверстниками.

Организация взаимодействия с учащимися, испытывающими трудности в общении со взрослыми и сверстниками....

Методические рекомендации по организации обучения в начальной школе учащихся, испытывающих трудности в обучении.

В документе содержатся рекомендации по работе с детьми, испытывающими трудности в обучении....

Методические рекомендации по организации обучения в начальной школе учащихся, испытывающих трудности в обучении.

Методические рекомендации по организации обучения в начальной школе учащихся, испытывающих трудности в обучении....

Методические рекомендации по организации обучения в начальной школе учащихся, испытывающих трудности в обучении.

Методические рекомендации по организации обучения в начальной школе учащихся, испытывающих трудности в обучении....

Диагностика учащихся, испытывающих трудности в обучении, учащихся с ОВЗ.

Методика «Заучивание 10 слов»;Методика «Корректурная проба»;Н. Лусканова «Уровень школьной мотивации»;Методика «Дерево с человечками»;Методика «Ди...