Главные вкладки

    Доклад по теме :"Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе"
    статья

    Николаева Елена Викторовна

    Тема :" Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе."

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad_zdorove.docx303.37 КБ

    Предварительный просмотр:

    Доклад по теме:

    «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе»

    C:\Users\User\Desktop\img1.jpg

     В соответствии с Законом РФ «Об образовании»  (ст.51) здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Уже в 1905 году Песталоцци оповестил мировую педагогическую общественность, что при традиционно   сложившихся формах обучения происходит непонятное «ухудшение» развития детей, «убийство их здоровья».

          Развитие школы идет по пути интенсификации, увеличения физических и психических нагрузок на ребенка. И сегодня необходимо говорить о начале глобальной катастрофы всей современной цивилизации. Наблюдается  тенденция ухудшение здоровья  детей от начальной школы к старшему звену обучения. Таким образом, появилась острая необходимость решения проблемы здоровья детей  в масштабе страны, региона, города и отдельно взятой школы.

    Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ):

     «Здоровье человека определяется как состояние

    1) полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков;

    2) Здоровье- это ресурс, который обеспечивает человеку продуктивную индивидуальную социально-профессиональную жизнь;

    3) Здоровье- это уровень, до которого индивид способен реализовать стремление и удовлетворять потребности, а также изменить среду или предотвратить ее неблагоприятное влияние;

    4) Здоровье-это право каждого»

          В школе должен быть создан режим наибольшего благоприятствования по созданию системного подхода к формированию Школы Содействия Здоровью. Педагоги при таком подходе принимают на себя ответственность за здоровье своих воспитанников. Эта задача решается через системное применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

     Педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор методов и приемов обучения, воспитательных  средств, приводящих к высоким результатам обучения и воспитания.

        Здоровьесберегающие технологии основаны на принципе  природосообразности и направлены на сохранение и укрепление здоровья обучающихся

     Классификация здоровьесберегающих технологий:

    1 группа – медико-гигиенические (соблюдение СанПинов, контроль за этим со стороны администрации)

    2 группа – физкультурно-оздоровительные технологии (поведение на уроках физкультминуток, работа спортивных секций, кружков по обучению  ЗОЖ)

    3 группа –  экологические технологии (обустройство школьной среды,

    озеленение, освещение, тепловой режим)

    4 группа – техническое обеспечение безопасности жизнедеятельности

    5 группа – здоровьесберегающие образовательные технологии.

    Они подразделяются на:

      1) Организационно-педагогические технологии (определенный ход учебного процесса, регламентированный СанПинами, предотвращающий утомление детей).

      2) Психолого-педагогические технологии (они тесно связаны с уроком: личностно- ориентированное обучение, метод создания ситуации успеха, технология педагогической поддержки, методы активного обучения  и др.)

            3)Учебно-воспитательные технологии (учебные программы по формированию ЗОЖ по предметам учебного плана).

    Отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий

    • отсутствие назидательности и авторитарности
    • воспитание, а не изучение культуры здоровья
    • элементы индивидуализации обучения
    • наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников
    • интерес к учебе, желание идти в школу
    • наличие физкультминуток
    • наличие гигиенического контроля  

     Эти технологии  помогают учащимся самореализоваться  в учебной деятельности, самоутверждаться в сообществе одноклассников.

    Личностно-ориентированный подход. Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании как средство  самореализации учащихся», где был дан цикл открытых уроков  по данной технологии . Эта технология способствует формированию положительных познавательных мотивов у детей¸ снижению уровня тревожности..  

    Методы активного обучения  прочно вошли в технологический арсенал.    Это - ролевые  и деятельностные игры,  групповая и парная работа,

       уроки-диалоги, дискуссии, метод критического мышления.

    .  Основные черты здоровьесберегающего урока показаны на схеме.

    Здоровьесберегающий урок должен: воспитывать, стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми, учить их ощущать радость от каждого прожитого дня; показывать им, что жизнь - это прекрасно, вызывать у них позитивную самооценку».

    Здоровьесберегающие действия на уроке:   

    1.Оптимальная плотность урока 

    • количество видов учебной деятельности
    • их смена
    • длительность и чередование
    • отвлечения от учебной работы 

    2.Чередование видов учебной деятельности

    • чтение,
    • письмо,
    • слушание,
    • рассказ,
    • рассматривание пособий,
    • ответ на вопрос,
    • решение примеров.
    • просмотр видеосюжетов и презентаций

    Рекомендации:

    1. Считается гигиенически рациональным использование 4-7 видов учебной деятельности, 1-2 – нерациональным.
    2. Смена различных видов должна проводиться через каждые 7-10 минут (нерациональная смена через 15-20 минут, когда у ребенка уже появляются признаки утомления). 

    Оздоровительные моменты на уроке:

    • физкультминутки, динамические паузы
    • минутки релаксации
    • дыхательная гимнастика
    • гимнастика для глаз
    • массаж активных точек
    • речевая гимнастика

    Цель оздоровительных моментов:

    1.Отдых центральной нервной системы.

     Наличие эмоциональных разрядок  необходимы для снятия умственного напряжения, утомления. В течение урока рационально использовать 2-3 разрядки. 

    • поговорка,
    • высказывание,
    • веселое четверостишие,
    • юмористическая или поучительная картинка

    2.Профилактика утомления, нарушения осанки, зрения.

    Правильная поза ученика во время занятий за столом.

    • длина сиденья стула должна соответствовать длине бедер ребенка
    • высота ножек стула должна равняться длине голени.
    • голеностопный, коленный, тазобедренный суставы при сидении образуют прямой угол
    • между краем стола и грудной клеткой сидящего ученика необходимо выдерживать расстояние равное ширине кисти ребенка
    • расстояние от глаз до стола (тетради, книги) соответствует 30-35 см.
    • тетрадь при письме должна лежать на столе под углом 30 градусов.
    • при письме сидеть нужно с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы.
    • позвоночник опирается на спинку стула.
    • Предплечья лежат на поверхности стола симметрично и свободно.
    • надплечья находятся на одном уровне

        Рабочая поза должна соответствовать виду учебной деятельности на уроке. Её соблюдение и чередование во время занятий контролируется педагогом, непродолжительные отклонения от указанных поз нужны для отдыха, расслабления. Педагогам следует корректировать нарушения в рабочей позе учащихся.

    3.Положительные эмоции

    • Создание у детей положительной эмоциональной настроенности является обязательным условием правильно организованного учебного процесса.
    •  Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных.

    Работа по здоровьесбережению продолжается  и после уроков. Дополнительные образовательные услуги в режиме работы «Школа полного дня» дают возможность учителю проводить гимнастику, которая способствует укреплению здоровья младших школьников.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Реализация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

    Данный материал позволит учителю разнообразить методы и приёмы здоровьесбережения в рамках урочной и внеурочной деятельности...

    Доклад «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе»

    В докладе раскрывается одна из важнейших задач  школы - это  сохранение и укрепление здоровья учащихся. С этим материалом можно выступить на родительском собрании классном или общешкольном....

    Доклад на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе»

    Доклад на тему:«Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе»...

    Обобщение педагогического опыта по теме "«Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС»

    Проблема здоровья детей сегодня стоит настолько остро, что мы вправе поставить вопрос: «Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение?»....

    Доклад на тему: «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

    Доклад на тему: «Здоровьесберегающие технологии с использованием ИКТ в учебном процессе младших школьников»...

    Доклад на тему:"Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе"

    Здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на четыре основные группы: 1. Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные...