Доклад по теме :"Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе"
статья

Николаева Елена Викторовна

Тема :" Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_zdorove.docx303.37 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад по теме:

«Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе»

C:\Users\User\Desktop\img1.jpg

 В соответствии с Законом РФ «Об образовании»  (ст.51) здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Уже в 1905 году Песталоцци оповестил мировую педагогическую общественность, что при традиционно   сложившихся формах обучения происходит непонятное «ухудшение» развития детей, «убийство их здоровья».

      Развитие школы идет по пути интенсификации, увеличения физических и психических нагрузок на ребенка. И сегодня необходимо говорить о начале глобальной катастрофы всей современной цивилизации. Наблюдается  тенденция ухудшение здоровья  детей от начальной школы к старшему звену обучения. Таким образом, появилась острая необходимость решения проблемы здоровья детей  в масштабе страны, региона, города и отдельно взятой школы.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ):

 «Здоровье человека определяется как состояние

1) полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков;

2) Здоровье- это ресурс, который обеспечивает человеку продуктивную индивидуальную социально-профессиональную жизнь;

3) Здоровье- это уровень, до которого индивид способен реализовать стремление и удовлетворять потребности, а также изменить среду или предотвратить ее неблагоприятное влияние;

4) Здоровье-это право каждого»

      В школе должен быть создан режим наибольшего благоприятствования по созданию системного подхода к формированию Школы Содействия Здоровью. Педагоги при таком подходе принимают на себя ответственность за здоровье своих воспитанников. Эта задача решается через системное применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

 Педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор методов и приемов обучения, воспитательных  средств, приводящих к высоким результатам обучения и воспитания.

    Здоровьесберегающие технологии основаны на принципе  природосообразности и направлены на сохранение и укрепление здоровья обучающихся

 Классификация здоровьесберегающих технологий:

1 группа – медико-гигиенические (соблюдение СанПинов, контроль за этим со стороны администрации)

2 группа – физкультурно-оздоровительные технологии (поведение на уроках физкультминуток, работа спортивных секций, кружков по обучению  ЗОЖ)

3 группа –  экологические технологии (обустройство школьной среды,

озеленение, освещение, тепловой режим)

4 группа – техническое обеспечение безопасности жизнедеятельности

5 группа – здоровьесберегающие образовательные технологии.

Они подразделяются на:

  1) Организационно-педагогические технологии (определенный ход учебного процесса, регламентированный СанПинами, предотвращающий утомление детей).

  2) Психолого-педагогические технологии (они тесно связаны с уроком: личностно- ориентированное обучение, метод создания ситуации успеха, технология педагогической поддержки, методы активного обучения  и др.)

        3)Учебно-воспитательные технологии (учебные программы по формированию ЗОЖ по предметам учебного плана).

Отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий

  • отсутствие назидательности и авторитарности
  • воспитание, а не изучение культуры здоровья
  • элементы индивидуализации обучения
  • наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников
  • интерес к учебе, желание идти в школу
  • наличие физкультминуток
  • наличие гигиенического контроля  

 Эти технологии  помогают учащимся самореализоваться  в учебной деятельности, самоутверждаться в сообществе одноклассников.

Личностно-ориентированный подход. Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании как средство  самореализации учащихся», где был дан цикл открытых уроков  по данной технологии . Эта технология способствует формированию положительных познавательных мотивов у детей¸ снижению уровня тревожности..  

Методы активного обучения  прочно вошли в технологический арсенал.    Это - ролевые  и деятельностные игры,  групповая и парная работа,

   уроки-диалоги, дискуссии, метод критического мышления.

.  Основные черты здоровьесберегающего урока показаны на схеме.

Здоровьесберегающий урок должен: воспитывать, стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми, учить их ощущать радость от каждого прожитого дня; показывать им, что жизнь - это прекрасно, вызывать у них позитивную самооценку».

Здоровьесберегающие действия на уроке:   

1.Оптимальная плотность урока 

  • количество видов учебной деятельности
  • их смена
  • длительность и чередование
  • отвлечения от учебной работы 

2.Чередование видов учебной деятельности

  • чтение,
  • письмо,
  • слушание,
  • рассказ,
  • рассматривание пособий,
  • ответ на вопрос,
  • решение примеров.
  • просмотр видеосюжетов и презентаций

Рекомендации:

  1. Считается гигиенически рациональным использование 4-7 видов учебной деятельности, 1-2 – нерациональным.
  2. Смена различных видов должна проводиться через каждые 7-10 минут (нерациональная смена через 15-20 минут, когда у ребенка уже появляются признаки утомления). 

Оздоровительные моменты на уроке:

  • физкультминутки, динамические паузы
  • минутки релаксации
  • дыхательная гимнастика
  • гимнастика для глаз
  • массаж активных точек
  • речевая гимнастика

Цель оздоровительных моментов:

1.Отдых центральной нервной системы.

 Наличие эмоциональных разрядок  необходимы для снятия умственного напряжения, утомления. В течение урока рационально использовать 2-3 разрядки. 

  • поговорка,
  • высказывание,
  • веселое четверостишие,
  • юмористическая или поучительная картинка

2.Профилактика утомления, нарушения осанки, зрения.

Правильная поза ученика во время занятий за столом.

  • длина сиденья стула должна соответствовать длине бедер ребенка
  • высота ножек стула должна равняться длине голени.
  • голеностопный, коленный, тазобедренный суставы при сидении образуют прямой угол
  • между краем стола и грудной клеткой сидящего ученика необходимо выдерживать расстояние равное ширине кисти ребенка
  • расстояние от глаз до стола (тетради, книги) соответствует 30-35 см.
  • тетрадь при письме должна лежать на столе под углом 30 градусов.
  • при письме сидеть нужно с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы.
  • позвоночник опирается на спинку стула.
  • Предплечья лежат на поверхности стола симметрично и свободно.
  • надплечья находятся на одном уровне

    Рабочая поза должна соответствовать виду учебной деятельности на уроке. Её соблюдение и чередование во время занятий контролируется педагогом, непродолжительные отклонения от указанных поз нужны для отдыха, расслабления. Педагогам следует корректировать нарушения в рабочей позе учащихся.

3.Положительные эмоции

  • Создание у детей положительной эмоциональной настроенности является обязательным условием правильно организованного учебного процесса.
  •  Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных.

Работа по здоровьесбережению продолжается  и после уроков. Дополнительные образовательные услуги в режиме работы «Школа полного дня» дают возможность учителю проводить гимнастику, которая способствует укреплению здоровья младших школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе»

В докладе раскрывается одна из важнейших задач  школы - это  сохранение и укрепление здоровья учащихся. С этим материалом можно выступить на родительском собрании классном или общешкольном....

Доклад на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе»

Доклад на тему:«Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе»...

Обобщение педагогического опыта по теме "«Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС»

Проблема здоровья детей сегодня стоит настолько остро, что мы вправе поставить вопрос: «Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение?»....

Доклад на тему: «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Доклад на тему: «Здоровьесберегающие технологии с использованием ИКТ в учебном процессе младших школьников»...

Доклад на тему:"Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе"

Здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на четыре основные группы: 1. Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные...

Доклад на тему: «Здоровьесберегающие технологии во время учебного процесса в рамках ФГОС второго поколения»

laquo;Нужно поддерживать крепость тела,чтобы сохранить крепость духа»--Виктор Гюго. Здоровье детей – это главная и основная тема для всего человечества. Детям, чтобы прочно усвоить з...