Главные вкладки

    Доклад по теме:"Эффективные методы и приемы на уроках в начальной школе"
    статья

    Николаева Елена Викторовна

    Методы и приемы на уроках в начальной школе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad_metody_i_priemy.docx21.16 КБ

    Предварительный просмотр:

    Доклад : «Эффективные методы и приёмы на уроках в начальной школе.»

    Человек, не знающий ничего, может научиться;

    дело только в том, чтобы зажечь в нём желание учиться.

    Д. Дидро

    Время не стоит на месте. Изменения, постоянно происходящие в жизни, затрагивают все сферы жизнедеятельности общества. Образование — важная составляющая, необходимая для человека, живущего в современного мире. Жизненные ориентиры диктуют новые цели обучения. Одна из главных задач современного российского образования — подготовка конкурентоспособной личности, обладающей универсальными компетенциями, применимыми в различных условиях. К сожалению, традиционные методы просвещения не всегда способны решить поставленную задачу.

    Начальная школа способна решить новые задачи, поставленные перед российским образованием, в первую очередь обеспечить условия для развития ребенка как субъекта собственной деятельности, субъекта развития (а не объекта педагогических воздействий учителя). Именно так формулируются задачи начального образования в Федеральных государственных стандартах общего образования.

    Проблема современной школы – потеря многими учащимися интереса к учению. Почему это происходит? Причины этого негативного явления неоднозначны:

    • перегрузка однообразным учебным материалом;
    • несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса;
    • ограниченные возможности для творческого самоуправления ид.р.

    Приём - составная часть или отдельная сторона метода. В процессе обучения приёмы играют важную роль, поскольку они побуждают учащихся к активному участию в освоении учебного материала: постановка вопросов при изложении учебной информации, включение в него отдельных практических упражнений, ситуационных задач, обращение к наглядным и техническим средствам, побуждение к ведению записей. К таким приёмам относят: дидактические игры, логические задачи, упражнения на сравнение и обобщение, самостоятельные работы и т.д.

    Также с целью повышения активности учащихся на уроке используются различные методы: проблемные, объяснительно-иллюстративные, логические, метод самостоятельной работы, дидактическая игра, нестандартные виды уроков, тесты, а также различные формы учебной деятельности

    Метод и приём могут меняться местами. Но независимо от этого, учитель обязан включить в структуру своего урока тот или иной приём, метод. В результате у учащихся будет формироваться интерес к учебному процессу, повышаться активность, что имеет немаловажное значение для учителя в его работе.

    Достижение высоких результатов начального образования по ФГОС невозможно без условий реализации основной образовательной программы, особое место в которых занимает учебно-методическое и информационное обеспечение


    Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую. Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету – дидактическая игра: 

    • помогает снять чувство усталости; 
    • раскрывает способности детей, их индивидуальность; 
    • усиливает непроизвольное запоминание.  

    Поэтому игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы, особенно при работе с 1-м и 2-м классами. Первый год обучения является стартовым и крайне важным для формирования универсальных учебных действий, т.к. именно в этот год у детей происходит плавный переход от игровой деятельности к учебной. Этот переход возможен только при интенсивном формировании всех видов универсальных действий.


    Внедрение 
    ТРИЗ-РТВ-технологии в практику учителей начальных классов позволяет решить следующие педагогические задачи.

    1. Воспитательные:

    - формирование у детей правильного отношения к окружающему миру;

    - развитие у детей самостоятельности, уверенности в своих силах, ощущения, что они смогут справиться с решением любой задачи;

    2. Образовательные:

    - повышение уровня общей образованности учащихся;

    - формирование положительного отношения детей к учебному процессу;

    - умение анализировать и решать изобретательские, практические и социальные задачи;

    - целенаправленное развитие системно-диалектического мышления.

    3. Развивающие:

    - развитие памяти, внимания, логики и интеллекта в целом;

    - развитие творческих способностей (беглости, гибкости, оригинальности мышления);

    - развитие пространственного мышления;

    - развитие речи;

    - умение анализировать, синтезировать, комбинировать;

    - развитие творческого мышления.

    Основное направление в начальной школе – развитие управляемого творческого воображения и фантазии и пропедевтика ТРИЗ, то есть подготовка сознания ребенка к дальнейшему восприятию ТРИЗ.

    Для этого используются мозговой штурм, метод пиктограмм, дихометрия (сужение поля поиска) и методы создания речевых творческих продуктов (загадки, метафоры, творческие сочинения по картине).

    На уроках обучения грамоте используются игры: «Да –нетки»  метод сужения поиска посредством задавания вопросов, на которые можно отвечать «да-нет», «Было – стало», «Мои друзья», «Аукцион». Для уроков математики — игры на отработку классификации предметов (цвет, форма, размер, количество и д.р.), состава числа «Домики”, «Собери елочку». 

    Инсценирование на уроках в начальных классах формируют воссоздающее воображение, делая содержание текста более зрелищным, наглядным. Инсценируя, дети изображают, рисуют героев с помощью интонации, мимики, позы, жестов. Драматизация очень важна для развития речи и эмоционального развития ребенка. Знакомство с приемом драматизации можно начинать с инсценировки сказок. 

    Работа с тренажерами.

     На уроках математики и русского языка учителя начальных классов часто используют работу с тренажерами. Повышение качества знаний учащихся немыслимо без хорошо отработанных навыков.

    Тренажер — это тренировочные однотипные упражнения, подобранные по одной теме, и направленные на отработку навыков доведённых до автоматизма. Работу с тренажерами можно включать на различных этапах урока:

    • во время устного счета (на уроках математики); 
    • при закреплении нового материала; 
    • при поведении самостоятельной, проверочной работы; 
    • при игровых моментах соревновательного характера и т.д. 

    Учащимся раздаются персональные тетради (тренажеры), через некоторое время (3-5 минут) учитель собирает тетради с ответами, а после урока подсчитывает и фиксирует количество верных ответов в специальной » Таблице успехов”. Ребятам очень нравится работать в тетрадях-тренажерах и после нескольких работ результат значительно улучшается, так как полученные знания отрабатываются и доводятся до автоматизма.

    Проблемно-диалогическая технология

     Проблемно-диалогические уроки способствуют возникновению у школьников интереса к новому материалу, формированию познавательной мотивации. Достигается понимание учениками материала, так как до всего додумался сам. 

    Групповая работа.

    В качестве одной из форм активизации учащихся на уроках используется групповая работа. Дети учатся работать в группах, в командах с лидером, учатся подчиняться и руководить. Учителем при использовании метода групповой работы регулируются внутриколлективные отношения. Ребята придерживаются основных правил работы в группе, которые «вырабатывают и утверждают сами».

    Обстановка в классе на таких уроках точно соответствует образу, введенному в дидактику К.Д.Ушинским: «Нужно позволять классу свободно бурлить, волноваться, но удерживать его всякий раз в тех пределах, которые нужны для успеха учения, мертвая тишина на уроке недопустима. Важно позволять ученикам задавать вопросы учителю, самим высказываться, разговаривать, сидеть в классе свободно и непринужденно». 

    Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. И это налагает особую ответственность на учителя начальных классов. Его задача не только научить читать, писать, но и заложить основы духовности ребенка, развить его лучшие качества, обучить способам учебной деятельности. Особенно последнее важно сейчас в наш быстро меняющийся мир, мир переполненный информацией. Научить ребенка работать с информацией, научить учиться. Высказывание академика А.П. Семенова «Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача современной школы”, должно стать определяющим в работе каждого учителя. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов информационно-коммуникативных технологий.  Информатизация начальной школы играет важную роль для достижения современного качества образования и формирования информационной культуры ребенка ХХI века. Отсюда следуют цели использования ИКТ

    • переход от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному; 
    • активизация познавательной сферы обучающихся; 
    • повышение положительной мотивации обучения; 
    • использование как средства самообразования; 
    • повышение уровня знаний; 
    • осуществление проектной деятельности младших школьников. 

    Таким образом, включение в урок приемов, которые делают процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, в ходе которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Увлекшись, дети не замечают, что учатся. Даже самые пассивные из детей включаются в процесс учения с огромным желанием, прилагая все усилия. Детям нужен успех. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое. Ко времени окончания начальной школы в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования младший школьник сможет быть прежде всего социально компетентен.

    Вышеперечисленные методы и приёмы работы подходят для использования как на начальной ступени образования, так и в средней и старшей школах. Каждому педагогу важно помнить, что какой бы не был востребованный способ работы, успех обучения зависит от правильного соотношения индивидуальных особенностей учащихся, содержания образования и позиции педагога в учебно-воспитательном процессе.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Доклад по теме самообразования « Развитие творческих способностей на уроках в начальной школе»

    Развитие воображения и творческих способностей является важнейшей задачей начального образования. Ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности, пробуждает инициативность, самостоятельност...

    Доклад на тему "Внедрение игровых технологий, используемых на уроках в начальной школе"

    Доклад на тему "Внедрение игровых технологий, используемых на уроках в начальной школе"...

    Доклад по теме " Использование технологии учебного исследования на уроках в начальной школе"

    Цель: рассмотреть использование технологии учебного исследования в образовательном процессе.Задачи: изучить материал по данной тематике; определить элементы технологии учебного исследования; разработа...

    Доклад по теме:"Применение педагогических современных технологий на уроках в начальной школе"

    Учитель делится опытом работы с коллегами и выступает с докладом "Применение  педагогических современных технологий на уроках в начальной школе" на школьном методическом объединении учителей нача...

    Эффективные методы и приёмы на уроках в начальной школе

    Статья. Эффективные методы и приёмы на уроках в начальной школе...

    Доклад на ШМО. Эффективные методы и приёмы на уроках в начальной школе. (из опыта работы)

    Сегодня представление о том, что школа должна давать прежде всего знания, умения, навыки, т.е. служить своего рода раздаточным пунктом, складом готовых знаний, признается неактуальным. Задачей совреме...

    Современные образовательные технологии и использование методов и приемов на уроках в начальной школе

    В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся технологии:1. Информационно – коммуникационная технология2. Технология развития критического мышления3. Проектная технол...