Главные вкладки

    Доклад по теме " Использование технологии учебного исследования на уроках в начальной школе"
    статья на тему

    Королева Мария Васильевна

    Цель: рассмотреть использование технологии учебного исследования в образовательном процессе.

    Задачи: изучить материал по данной тематике; определить элементы технологии учебного исследования; разработать урок с использованием элементов технологии учебного исследования.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Доклад по теме

    «Использование технологии учебного исследования

     на уроках в начальной школе»

    Выполнила:

    Королева Мария Васильевна,

    Учитель МБОУ школы № 8

    г. Долгопрудный

    Цель: рассмотреть использование технологии учебного исследования в образовательном процессе.

    Задачи: изучить материал по данной тематике; определить элементы технологии учебного исследования; разработать урок с использованием элементов технологии учебного исследования.

    Актуальность: Современная система образования и воспитания должна стать системой, сочетающей общеобразовательную, общеразвивающую и профильную подготовку учащихся, Выдвигая в качестве основополагающей идеи компетентностный подход в образовательном пространстве, она нацеливает нас педагогов на поиск и апробацию новых программ и учебников, новых технологий, новых методов и приемов, ориентированных на формирование и индивидуальное развитие личности, развитие у обучающихся ключевых компетенций. Акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, принимать решения, планировать действия, эффективно сотрудничать, быть открытыми для новых контактов. Эти задачи невозможно решить путем «вручения» ученикам соответствующих знаний. Год от года увеличивается информационный поток в различных областях знаний. Введение ЕГЭ требует не только стандартных знаний, но и умений анализировать, работать с разнообразными источниками, формулировать и аргументировать свою позицию. Способность к самостоятельному познанию развивается только в исследовательской деятельности. 

                Технология учебно-исследовательской деятельности основана на использовании творческих потребностей, познавательных интересов, мотивов совершенствования личности, является более высоким уровнем развивающего обучения, средством формирования самостоятельного мышления, компетенции. Основными целями и задачами данной технологии являются: повышение качества образованиядифференциация и индивидуализация обучения, овладение методами самообучения и приемами исследовательской работы.      

                  Технологии учебно-исследовательской деятельности включает в себя следующие элементы:  создание благоприятного климата отношений партнерства учитель – ученик; развитие интереса к предмету, навыков самообразования; приобщение к творческой и проектной деятельности; обучение приемам самостоятельной работы, исследовательских навыков. 

                Что же такое исследовательская деятельность учащихся? Это деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задач с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.

                   Главный смысл исследования в образовании в том, что оно является учебным. Если в науке главной целью является получение нового знания, то в образовании – приобретение учащимися функционального навыка исследования, развития способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося на основе приобретения новых знаний. Результатом исследования является устойчивый интерес к предмету, более полное усвоение программного материала, развитие навыков устной и письменной речи, умение работать с различными источниками информации, составление плана, конспекта, развитие умений и навыков мыслительной деятельности, выделение главного, анализ, обобщение, участие в обсуждении проблемы, свое собственное суждение, овладение коммуникативными навыками, повышение качества знаний и компетенций.

                 Исследовательский путь познания естественен, соответствует природе человеческого мышления. Самое существенное, что вносит учебное исследование в образовательный процесс, это способы умственных действий, в преодолении отчужденной «школярской» позиции, в обретении позиции заинтересованного участия в познавательной работе на уроке, в формировании самоуправляющих механизмов.

                 Такие уроки всегда вызывают большой интерес у ребят, так как с первых же секунд урока стимулируется их самостоятельная поисковая активность, а в конце занятия непременно возникает общее ощущение продвижения вперед на пути познания, радостное осознание успеха, обретение новых сил.  Метод исследования организуется на основе совместной (чаще групповой) деятельности учащихся, что отвечает не только возросшей потребности в межличностном общении, но и создает условия для их личностного роста.

                    При таком понимании процесса обучения меняется и роль учителя. Он уже не транслятор готового,  единственно правильного знания, а консультант и организатор процесса обучения, направляющий на поиск фактов, обращающий внимание детей на ключевые слова и эпизоды. Главной задачей учителя является умение создавать соответствующую эмоциональную и интеллектуальную обстановку в классе, атмосферу психологической поддержки. Учитель, используя технологию учебного исследования,  строит педагогическое взаимодействие на таких условиях как: диалогическое (преобразование позиций взрослого и ребенка в личностно-равноправные, в позицию  сотрудничающих людей), творческое (взрослые не воспитывает, но актуализирует тенденцию к личностному росту, исследовательскую активность самого ребенка, создает условия для самостоятельного обнаружения и постановки им познавательной проблемы), личностное (адекватное включение личного опыта ученика в учебный процесс) и индивидуализированное (выявление и культивирование специфических элементов одаренности в каждом ребенке, построение обучения адекватно возрастным, индивидуальным особенностям и возможностям, склонностям, способностям).

                 Сегодня роли учителя разнообразны: это энтузиаст, специалист, исследователь, консультант, организатор, руководитель, партнер. Учитель является и организатором учебно-исследовательской деятельности учащихся. Управлять учебно-исследовательской деятельностью можно, используя свои исследовательские навыки и опыт, постоянно повышая свою профессиональную компетенцию.

                Широкое использование исследовательского метода создаёт среду для расширения возможностей самообразования школьников, систематизации отдельных элементов знаний обучающихся, развития коммуникативных качеств, командного сотрудничества, дает возможности использовать различные источники знаний, учит вступать в дискуссию и вырабатывать свое собственное мнение, обучает приемам публичного выступления, дает опыт литературной речи, позволяет активно использовать информационные технологии, создаёт условия для вариативности и дифференциации обучения, способствует более ранней профилизации, развивает исследовательские умения, творческий потенциал школьников.

                Самое решающее звено этой новации учитель. Работа над исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс в результативную созидательную деятельность, способствует профессиональному и творческому росту учителя.

                 Для учителей- участников образовательного процесса актуально разобраться в следующих вопросах:

    1. Как подобрать проекты и исследования, соответствующие особенностям класса, задачам УВП.
    2. Как выстроить серию исследований и проектов одного обучающегося для последовательного формирования специфических умений и навыков исследовательской работы.
    3. Как подготовить учащихся к работе над учебным исследованием.
    4. Как разработать и осуществить исследование.
    5. Разработка собственных проектов и исследований.

    Список литературы:

    1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя – М.: 2000
    2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогические технологии – М.: 1999
    3. Глаголева Ю.И., Илюшин Л.С., Галактионова Т.Г., Роговцева Н.И. Окружающий мир: Поурочные разработки: Технологические карты уроков: 1 класс: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений – М.: СПб.: 2012
    4. Гуслова М.Н. Инновационные педагогические технологии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений – М.: 2013
    5. Дереклеева Н.И. Мастер – класс по развитию творческих способностей учащихся – М.: 2008
    6. Исследовательская деятельность школьников. // Окружающий мир. – 2007
    7. Кан – Калик В.А., Никандров И.Д. Педагогическое творчество. – М.: 1990
    8. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Педагогическое взаимодействие. – Ростов – на – Дону: 2005
    9. Мартынова Б.А., Зуева Л.В. Исследовательская деятельность учащихся в профильной школе – М.: 2007
    10. Новожилова М.М. Как корректно провести учебное исследование – М.: 2008
    11. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования – М.: 2000
    12. Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс. Рабочая тетрадь. Часть I – М.: 2014
    13. Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс. Учебник. Часть I – М.: 2011
    14. Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие. – М.: 2010
    15. Сластенин В.А. Педагогика. – М.: 2002
    16. Степанов Р.И. Технологический подход к гуманизации образования. // Наука и образование. – 2003. - № 3

    1. Тихомирова Е.М. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир» - М.: 2012
    2. Феофилова Е.П., Поторочина Е.А. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 1 класс. Изд. 2-е, испр. и доп. + Азбука природы в стихах, загадках, считалках, подвижных играх – М.: 2009
    3. Шевченко С.Д. Школьный урок: Как научить каждого. – М.: 2004
    4. Щербакова Т.Н. Теоретические основы организации обучения в начальных классах. Педагогические технологии. Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования – М.: 2013


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование технологии проблемного диалога на уроках в начальной школе

    В статье говорится о том, что применение технологии проблемного обучения дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы....

    Использование технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе.

            В настоящее время отмечается усиление внимания к совершенствованию организации и содержания развивающего обучения. Главная задача образовательного процесса в совреме...

    Доклад по самообразованию на тему: Использование технологии критического мышления на уроках в начальной школе

    Доклад по самообразованиюна тему: Использование технологии критического  мышления на уроках в начальной школе.(из опыта работы)....

    Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.Использование технологий развивающего обучения на уроках в начальной школе, ориентированных на формирование гармоничной, социально-адаптированной личности.

    Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.Использование технологий развивающего обучения на уроках в начальной школе, ориентированных на формирование гармоничной, социа...

    Статья "Использование технологи критического мышления на уроках в начальной школе"

    Статья "Использование  технологи критического мышления на уроках в начальной школе"...

    Тема: "Использование технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе".

             Технология проблемного обучения привлекла меня новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а ...