Проектно - исследовательская деятельность младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО
учебно-методический материал

Колпакова Алина Витальевна

В данной работе раскрывается роль метода учебных проектов и его особенности при реализации НОО, а также, условия, которые дает проектно-исследовательская деятельность для формирования всех видов УУД. Показан опыт работы научного общества учащихся гимназии в проектной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx36.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №5»

 «Проектно - исследовательская деятельность
младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО»

Автор:

руководитель НОУ учащихся начальных классов

учитель начальных классов

Колпакова Алина Витальевна

г. Дзержинский  2018 г.

«Проектно - исследовательская деятельность
младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО»

«Скажи мне — и я забуду,

покажи мне — и я запомню,

дай мне сделать — и я пойму»

(Конфуций)

Стремительный рост научно-технического прогресса, ускорение темпа жизни, мощный информационный поток ведут к тому, что сегодня востребованы люди активные, творческие, инициативные, способные к постоянному саморазвитию. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения. Поэтому, очевидно, что актуальным в педагогическом  процессе становится использование методов и методических приёмов, которые сформируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. 

Актуальность умения учиться для современного человека подчеркивается практически во всех документах, касающихся реформирования системы образования. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного подхода, а методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. 

Показателем качества в процессе модернизации образования является компетентность, которая определяется не через сумму знаний и умений, а характеризует умение человека мобилизовать в конкретной ситуации полученные знания и опыт. Отсюда вытекает основная задача образования: научить ученика деятельности по решению задач, решению проблем в различных сферах жизнедеятельности. Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умение решать проблемы, возникающие в реальных жизненных ситуациях.  Помочь может  обращение к методу учебных проектов как технологии развития умений учиться в процессе учебной и внеучебной самостоятельной познавательной деятельности.

Сущность учебного проекта заключается в необходимости решения нескольких интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. Ценным в учебном проекте является не столько результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования: умению определить проблему, целеполаганию, организации и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, презентации, коммуникативности, умению принимать решения.   Поэтому, под учебным проектом учителем понимается интегрированное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки, как проектирования, так и исследования у обучающихся.

      Образование в начальной школе является базой, фундаментом, всего последующего обучения. Именно в начальной школе закладываются основы исследовательской деятельности. Дети младшего школьного возраста, как отмечают многие учёные, уже по природе своей исследователи. «Детей не нужно учить любопытству», - говорил известный американский психолог А. Маслоу. Их влечёт жажда новых впечатлений, любознательность, желание экспериментировать, самостоятельно искать истину. Поэтому важно именно в начальной школе создать психолого-педагогические условия для реализации возрастной потребности в поисковой активности. Без навыков исследовательской учебной деятельности сложно освоить и предлагаемую программу основной и старшей школой. А значит, одна из задач начальной школы – создать  условия для формирования у детей первоначальных навыков проектно-исследовательской деятельности.

        Занимаясь проектной и исследовательской деятельностью, учащиеся учатся:

 - самостоятельному, критическому мышлению.

- размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.

- принимать самостоятельные аргументированные решения.

- научатся работать в команде, выполняя разные социальные роли.

   В проектно-исследовательской деятельности создаются условия для формирования всех видов универсальных учебных действий (УУД). Формируются:

  1. личностные УУД - это адекватная самооценка: испытывая чувство радости узнавания нового, чувство гордости за самого себя, школьник ощущает возросшую уверенность в себе, что подкрепляет его позитивное отношение к самому себе;

- формирование интереса к учебной деятельности и положительного отношения к школе.

2) В формировании регулятивных универсальных учебных действий проектно-исследовательская деятельность играет важную роль:

  • учащиеся учатся в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно и адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

3) Познавательные  УУД. Проектно-исследовательская деятельность даёт возможность:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • строить логическое рассуждение, осуществлять сравнение, синтез , классифицировать ;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ (Строить графики, создавать презентации).

4) Коммуникативные УУД. Обучающиеся в ходе проектной деятельности учатся:

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • учитывать разные мнения, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать, формулировать собственное мнение и позицию ; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи . (участвовали в диалоге, отвечали на вопросы, слушали и понимали речь других)

Исследовательская практика ребенка – это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля учебной деятельности, позволяющий трансформировать обучение  в  самообучение.

Проект – это «пять П »:

  1. Проблема. Что меня интересует, предмет исследования. На данном этапе формулируется тема и определяется результат, продукт. Это мотивационный этап исследовательской работы.
  2. Проектирование (планирование). Составляется алгоритм действий, согласовываются способы совместной деятельности, делятся на группы.
  3. Поиск информации. Собирается материал, вся информация перерабатывается, сортируется. Формируется умение использования, кроме учебника, различных источников информации: энциклопедий, книг, Интернет - источников, консультации со специалистами, с родителями. Роль учителя на этом этапе координировать, наблюдать, давать рекомендации, проводить консультации.
  4. Продукт. Создается модель, панно или творческая работа, отражающая предмет исследования, практические опыты и т.д.
  5. Презентация. Защита проекта перед одноклассниками, родителями, потом на школьных и городских научно-практических конференциях. Коллективное обсуждение результата, самооценка деятельности. Обучающиеся выбирают форму презентации, защищают проект, отвечают на вопросы слушателей, сами выступают в качестве эксперта при защите других.

Этот этап очень важный, он решает несколько задач: развитие научной речи, возможность продемонстрировать свои достижения, пополнение знаний, демонстрируют понимание проблемы, умение планировать и осуществлять работу, способ решения проблемы, рефлексию деятельности и результата.

  1. Шестое «П» проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта. Среди них черновики, планы, отчёты.

Особенностью проектной деятельности в начальной школе является то, что её основная  цель – овладение  элементами проектирования (т.е. целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий).

  • Темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним.
  • Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне их ближайшего развития.
  • Длительность выполнения и объем проекта или исследования небольшой. В 1-2 классах целесообразно ограничить в режиме нескольких урочно-внеурочных занятий или 1-2  уроками - это мини-проекты. Долгосрочные проекты требуют длительной подготовки, но не должны превышать 5-7 минут выступления.
  • Создание проекта в начальной школе невозможно без участия родителей в работе детей.

Проектно – исследовательская работа может занимать как часть урока, серию уроков, а также переходить во внеурочную деятельность.

       Дети приходят в школу учиться, то есть учить себя.  Исследовательская и проектная  деятельность в образовательном процессе позволяет достичь максимального эффекта. С педагогической точки зрения неважно, содержит ли детское исследование принципиально новую информацию или начинающий исследователь открывает уже известное. Здесь самое ценное - исследовательский опыт. Именно этот опыт исследовательского, творческого мышления и является основным педагогическим результатом и самым важным приобретением ребёнка. Роль преподавателя — помочь детям в этом.

Таким образом, мы с уверенностью можем сказать о том, что реализация проектного метода развивает способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться.

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе

МБОУ «Гимназия №5»

Учителя начальной школы активно используют метод проектов на разных уроках.

В стенах гимназии плодотворно работает научное общество учащихся начальных классов «Светлячок». Девизом, которого являются слова: «Гореть самим, зажечь других». Заинтересованные учащиеся начальной школы,  работая над проектами и представляя результаты своего труда, зажигают своим примером исследовательский огонек и в других учениках.

В ходе тесного сотрудничества учеников, учителей и родителей в гимназии создаются и успешно представляются:

  • Творческие  проекты  (Например, проект «Мой друг пластилин», выполненный ученицей 2 «Г» класса,  который предполагал создание коллективного панно из пластилина «Подводный мир»  или проект «Волшебный мир тряпичной куклы»  3 кл.,  где проводился ученицей  мастер-класс по изготовлению народной куклы Куватка; проект «Светлый праздник Рождества»,  выполненный командой учащихся 1 «Е» класса, с элементами исследования, моделирования и театрализации. Цель проекта – познакомить и приобщить младших школьников к традиции  празднования Рождества.)
  • Информационные проекты. Направлены на сбор информации о каком – либо объекте, явлении, её анализ и обобщение фактов. (Проекты «Дельфинотерапия» ученицы 3Г кл., «Эти удивительные школы» 2А кл. и др.)
  • Исследовательские проекты. (Например, проект «В чем сила муравья?» ученика 3А класса, с изучением особенностей жизни муравьев  в ходе  наблюдения за их жизнью на настоящей «ферме муравьев»; Проект «Почему взрывается кукуруза?» ученицы 4В класса)

  • Краеведческие проекты имеют целью изучить историю и современность малой родины. ( Проект  «Сия вся угреша сердце мое…» (2-й класс).  Цель проекта – создать экскурсию по городу, которая расскажет о самых интересных и красивых местах Дзержинского, связанных с историей и культурой нашего края. В ходе реализации проекта был создан проектный продукт – информационный буклет,  включающий карту центра города  Дзержинский и  маршрут экскурсии по культурно-историческим достопримечательностям  города.)
  • Социально-значимые проекты.

Ярким примером служит долгосрочный проект, продолжающийся и сейчас в начальной школе, «Собираем крышки – спасаем жизни» - по сбору пластмассовых крышек, на деньги от которых,  уже была куплена пока одна инвалидная коляска для ребенка-инвалида.

  • Экологическе проекты, имеющие целью способствовать улучшению экологической ситуации  в родном городе, в стране, на всей планете.

(Пример: Проект «Зеленый город – здоровый город»,  в ходе подготовки которого учащиеся 2  класса провели сбор макулатуры, исследовали полезные свойства растений нашей природной зоны, посадили несколько молодых деревьев на территории гимназии; Проект «Сбережем планету вместе» - ученики 3Д кл. предложили способы спасения планеты от глобальных проблем).

Ежегодно учащиеся начальной школы нашей гимназии принимают активное участие в научно-практических конференциях муниципального уровня и успешно защищают свои проекты.

Проектная деятельность начальной школы выходит за рамки гимназии. Учащиеся нашей гимназии ежегодно принимают участие в региональной научно- исследовательской конференции ассоциированных школ ЮНЕСКО на базе МБОУ «Лицей №2» г. Дзержинский. В нашем активе имеется опыт успешной защиты проектов: два проекта начальной школы заняли первые места на своих кафедрах в 2016 году.  

Коллектив учеников 3 «Е» класса принял участие во Всероссийском  заочном конкурсе проектных   работ  "Созидание и Творчество", проводимого  «Малой академией наук  ИНТЕЛЛЕКТ БУДУЩЕГО» (г. Обнинск)  при поддержке Министерства образования РФ. Проекты,  подготовленные учениками  под руководством учителя начальных классов  Елисеевой О.М.  удостоены дипломов 1 и 2 степени. Они вошли в Ежегодный сборник по итогам всех конференций  Академии  ИНТЕЛЛЕКТ  БУДУЩЕГО.

Заключение:

    Проектно-исследовательская  деятельность,  несомненно,  обеспечивает хороший образовательный эффект: учит детей организовывать деятельность, размышлять, оценивать результаты своих действий с точки зрения этических и социальных ценностей, обеспечивающих личностный моральный выбор.

 Проектная деятельность помогает формировать все виды универсальных учебных действий. 

Умения и навыки исследования, полученные в детстве, легко переносятся в дальнейшем на все виды деятельности. Поэтому важно именно в начальной школе создать психолого-педагогические условия  для успешной реализации ученических проектов. Что активно и делается  в нашей гимназии.

 

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.
  2. Бычков А.В. Метод проектов в современной  школе. – М., 2000 
  3. Кривобок Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников [Текст]: / Кривобок Е. В.  Волгоград: Учитель, 2008 – 126с.
  4. Феоктистова В.Ф.  Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации. Волгоград, 2011.
  5. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших

школьников. Книга для учителя начальных классов. – М.: Вента-Графф, 2002. – 112с.: ил. – (Библиотека учителя).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

Младший школьный возраст - благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого потенциала личности. Он любопытен, ему всё надо знать, всё интересно, всё хочется изучить, потрогать. Ве...

Проектная и исследовательская деятельность младших школьников в рамках реализации ФГОС.

Организация проектной деятельности одна из самых актуальных проблем современной системы образования младших школьник в рамках введения ФГОС НОО. Во внеурочной деятельности мы реализуем курс “Проектная...

Проектная, исследовательская деятельность младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

Актуальность умения учиться для современного человека подчеркивается практически во всех документах, касающихся реформирования системы образования. ФГОС нового поколения требует использования в образо...

Проектно-исследовательская деятельность младшего школьника в условиях реализации ФГОС НОО

Учебный проект - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся- партнеров, имеющих общую цель и согласованные способы; направленные на достижение общего результата по ...

Статья «Работа с текстом в проектно-исследовательской деятельности младших школьников в ходе реализации ФГОС II поколения»

Образование в начальной школе является базой, фундаментом, всего последующего обучения. Именно в начальной школе закладываются основы исследовательской деятельности. Дети младшего школьного возраста, ...

Обобщение опыта работы по теме: "Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС"

Ц        Целью данной работы является обучение навыкам исследования и умению задавать вопросы; навыкам общения при групповой работе; использованию различных методов организации и п...