Главные вкладки

    Программа работы с одаренными детьми
    рабочая программа

    Опалева Светлана Семёновна

    Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любозна­тельны и полны желания учиться. Все, что нужно для этого, чтобы они могли проявить свои дарования — это умелое руководство со стороны взрослых.

    Данная программа ставит своей целью выявление, обучение, воспитание и поддержку одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности. Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_raboty_s_odarennymi_detmi_v_nachalnoy_shkole.docx453.41 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    Гнездовская средняя школа

    Смоленская область Смоленский район

     

                 

    Программа

    «Одарённые дети»

    https://hrynyk.ucoz.net/cikava_shkola.png

    2016 год

    Программа работы с одарёнными детьми

    в начальной школе на 2016-2020 уч.год

    Составила Опалева Светлана Семеновна, учитель начальных классов

    Программа работы с одаренными детьми МБОУ Гнездовской СШ разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции УМК «Школа России», а также с учетом опыта работы школы по данной проблематике.

     Пояснительная записка

    Важнейшие целевые показатели модели

    1. Повышение мотивации школьников к учению и уровня облученности за счет учета индивидуальных образовательных запросов учащихся, а также их психологических и социальных характеристик.
    2. По окончании начальной школы дети должны самостоятельно логически мыслить, быть инициативными, иметь научно-исследовательские навыки, легко ориентироваться в культурном наследии России.
    3. Обладать творческим воображением, уметь изображать и создавать образы, выражая своё отношение к ним в урочной и внеурочной деятельности. Умение анализировать увиденное на экскурсии в музей и по городу (храмы города и края)
    4. Участвовать в различных конкурсах, (Всероссийских, международных, региональных, городских, школьных)
    5. Значительное улучшение качества общего образования, повышение уровня духовного, интеллектуального и физического развития учащихся.
    6. Увеличение творческой активности педагога, рост авторитета и социального статуса профессии школьного учителя.

    Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих.

    Это связанно с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи. В современную эпоху, эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.

    Одарённые дети – это дети, обладающие врождёнными высокими интеллектуальными, физическими, художественными, творческими, коммуникативными способностями. Они имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность, испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

    Детская одаренность – это важнейшая мировая, комплексная, психолого-педагогическая и социально-общественная проблема во всех развитых странах.

    Выдающиеся умственные проявления ребенка могут оказаться лишь чем-то временным. В ходе возрастного развития – вместе с укреплением и обогащением свойств интеллекта, подъемом их на новый уровень – происходит и ограничение, а то и утрата некоторых детских возможностей.

    Тем не менее, необходимо диагностировать и выявлять одаренных детей не только потому, что они являются творческим и умственным потенциалом своей страны, но и для того, чтобы устранить дискомфорт, который может возникнуть в общении с обыкновенными детьми. Младший школьный возраст – период впитывания, накопления знаний, период успешного выполнения этой важной жизненной функции, которой благоприятствуют характерные способности детей этого возраста, доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У младших школьников каждая из отмеченных способностей выступает, главным образом, своей положительной стороной, и это неповторимое своеобразие данного возраста.

    Важно вовремя понять ребенка, понять его детский мир фантазий и сказочных превращений. Входя в этот мир, соприкасаясь с ним, не разрушить его необдуманным словом или поступком. Свое отношение, переживание, оценку ребенок может выразить через цвет. И это хорошо просматривается в творческих работах детей.

    Необходимо проявить внимание к работам (поделкам, рисункам) детей. Сохранять самые удачные из них. Сравнивая работы ребенка, его интересы, можно получить возможность проследить развитие логического мышления, творческого самовыражения ребенка за определенный отрезок времени, проследить динамику его интересов. Таланты и творчество ребенка могут затихать, угасать в случае смены интересов, увлечений ребенка или из-за отсутствия внимания со стороны родителей, или из-за насмешек и критических замечаний взрослых.

    Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:

    1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.

    2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.

    3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.

    4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.

    5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.

    Период и этапы реализации программы

    Первый этап - аналитико-диагностический (1 год обучения) - выявление одаренных детей, активизация урочной и внеурочной деятельности как единого процесса, направленного на развитие познавательных способностей учащихся

    Второй этап - диагностический (2-3 год обучения) - на этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную. Содержание работы с одаренными учащимися определяется в рамках каждой из учебных дисциплин. Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным.

    Реализация модели образовательного процесса и оценка ее эффективности на основе выявленных критериев;

    Третий этап - этап формирования, углубления и развития способностей ученика выпускника начальной школы (4-й год обучения) - анализ результатов внедрения модели образовательного процесса, обеспечивающего доступное качественное образование различным категориям учащихся.

    Программа работы с одарёнными детьми ставит своей целью выявление, обучение, воспитание и поддержку одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности. Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.

    Задачи программы: 

    • выявление одаренных учащихся из числа показавших высокие результаты в ходе учебной деятельности, а также путем анализа результативности учебного труда и методов экспертных оценок учителей и родителей;
    • формирование умение учиться как базисной способности саморазвития и самоизменения (умения выделять учебную задач, организовывать свою деятельность во времени, распределять свое внимание и т.д.);
    • развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
    • создание условий одаренным детям для реализации их личных творческих способностей в процессе поисковой деятельности, для их морально-физического и интеллектуального развития;
    • стимулирование творческой деятельности одаренных детей;
    • развитие творческого и логического мышления учащихся;
    • развитие исследовательской позиции ребенка, поддержание активности учащихся.

    Социальная и психологическая поддержка одаренных детей

    Принципы работы с одарёнными детьми.

    1. Индивидуализация обучения.
    2. Принцип опережающего обучения.
    3. Принцип комфортности в любой деятельности.
    4. Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся.
    5. Возрастание роли внеурочной деятельности.
    6. Принцип развивающего обучения
    7. Внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс.

    Методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса работы с одаренными детьми:

    1. Учебники, методическая литература
    2. Дидактические, раздаточные материалы
    3. Наглядные пособия
    4. Компакт-диски по предметам.
    5. Компьютерные учебные программы: ppt, doc, outlook, Publishen, Office.

    Формы выявления одаренных детей:

    -наблюдение;

    -общение с родителями;

    -тестирование, анкетирование, беседа;

    -олимпиады, конкурсы, соревнования, научно-практические конференции.

    2. Описание модели работы с одаренными детьми

    Обучение в начальных классах – это первый этап реализации программы работы с одаренными детьми.

    Основные направления реализации программы.

    • создание благоприятных условий для работы с одарёнными детьми:

    - внедрение передовых образовательных технологий;

    - укрепление материально-технической базы;

    - нормативно-правовое обеспечение деятельности;

    - формирование банков данных по проблеме одарённости.

    • методическое обеспечение работы с одарёнными детьми:

    - повышение профессионального мастерства педагогов;

    - организация обмена опытом учителей, работающих с одарёнными детьми;

    - научно-методическое и информационное обеспечение программы.

    • мероприятия по работе с одарёнными детьми.

    Предусматривается участие способных и одарённых детей в мероприятиях различного уровня: школьного, городского, международного (олимпиады, конкурсы, фестивали, соревнования, выставки).

    Главные принципы реализации программы.

    • Непрерывность и систематичности школьного и внешкольного образования и воспитания. Овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением.
    • Гуманизм в межличностных отношениях.
    • Научность и интегративность.
    • Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.
    • Применение принципов развивающего обучения.
    • Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.

    Формы работы с одаренными учащимися

    • - творческие мастерские;
    • - групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
    • -кружки по интересам;
    • - конкурсы;
    • - интеллектуальные марафоны;
    • - участие в олимпиадах;
    • - работа по индивидуальным планам и т.д.
    • Программа развития школы предусматривает целенаправленную работу с одаренными учащимися, начиная с первого класса.

    Планируемые результаты реализации программы

    Ожидаемые результаты

    Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:

    • сформировать систему работы с одарёнными детьми;
    • создать условия для развития одарённости и таланта у детей в современных условиях;
    • совершенствовать формы работы с одарёнными и способными детьми;
    • сформировать банк данных «Одарённые дети».

    Контроль и учет знаний и умений воспитанников.

    Одним из наиболее сложных и трудных элементов учебного процесса – организация систематического контроля и учета знаний и умений воспитанников. Формы и методы проверки различны. Одним из таких методов является тестирование. Преимущества тестовых заданий заключается в том, что с их помощью можно охватить всех воспитанников. В тестах учитывается возрастающая трудность (каждое последующее задание сложнее предыдущего). Тесты несут не только контролирующие функции, но и обучающие, поскольку содержание заданий стимулирует воспитанников не только к запоминанию знаний, но и к их осмыслению и систематизации. Наряду с тестированием участники кружка будут принимать участие в школьной и городской олимпиадах по русскому языку и математике.

    Мониторинг результативности работы с учащимися - педагогическая диагностика развития аналитического мышления творческого потенциала (по методике Орловой Т. В.);

    - изучение структуры интеллекта;

    - отслеживание уровня умственного развития учащихся;

    - отслеживание уровня развития творческого мышления: -отслеживание успешности индивидуального роста и развития учащихся детского объединения.

    Прогнозируемые результаты:

    - совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;

    - призовые места или дипломы в городских олимпиадах.

    - развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;

    - развитие творческого и логического мышления учащихся;

    После изучения курса программы учащиеся должны уметь: 

    • воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;
    • определять учебную задачу;
    • ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
    • владеть своим вниманием;
    • сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
    • владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности
    • использовать основные приемы мыслительной деятельности;
    • самостоятельно мыслить и творчески работать;
    • владеть нормами нравственных и межличностных отношений.

    План работы с одарёнными детьми

    п/п

    Мероприятия

    Дата

    1.

    Изучение нормативных документов и методических рекомендаций.

    в течение года

    2.

    Разработка целостной системы поиска, выявле-ния, отбора, обучения, развития одарённых детей с учетом сохранения здоровья.

    в течение года

    3.

    Создание банка данных по одарённым детям.

    сентябрь, январь

    4.

    Проведение работы с родителями одарённых детей.

    в течение года

    6.

    Создание условий для работы с одарёнными детьми и подготовки их к конкурсам.

    в течение года

    7.

    Активизация работы по участию детей в международных конкурсах: «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Астра», в конкурсах на сайте Учи.ру.

    в течение года

    8.

    Анализ критических замечаний и предложений по результатам олимпиад с выработкой рекомендаций.

    январь-апрель

    9.

    Организация сети занятий по интересам.

    в течение года

    10.

    Расширение банка методической литературы по работе с одарёнными детьми.

    в течение года

    11.

    Участие в творческих конкурсах, выставках, фестивалях

    в течение года

    Использованная литература

    1. Белова Е. “Одаренные дети”. Ж. “Дошкольное воспитание”. № 4. 2001

    2. Бурменская Г.В., Слуцкой В.М. “Одаренные дети”. М., Прогресс, 2001.

    3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. Кн. Для учителя. М., Просвещение, 2001.

    4. Гильбух Ю.З. Внимание одаренные дети. М., Знание, 2001.

    5. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания. М.: ВАКО, 2006.
    6. Лейтес Н. “Легко ли быть одаренным?”. Ж. “Семья и школа”. № 6. 2000.
    7. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М., Педагогика, 2001.

    8. Мартынов С. “Хочу, чтобы мой ребенок был вундеркиндом”. Ж. “Дошкольное

    воспитание”. № 8. 2004.

    Интернет ресурсы

    1. http://pedsovet.su/
    2. http://festival.1september.ru/
    3. http://it-n.ru/

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПРОГРАММА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ «НАШИ НАДЕЖДЫ» (начальная школа)

     Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества “хорошая шк...

    Программа работы с одаренными детьми по русскому языку(3-4 класс)

    Календарно-тематическое планирование занятий по русскому языку для одаренных детей....

    Программа работы с одаренными детьми.

    Программа работы с одаренными детьми,способствующая  реализации творческогои интеллектуального  потенциала....

    Программа работы с одаренными детьми

    Программа работы с одаренными детьми. Цель программы «Одаренные дети»: создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в...

    Программа работы с одаренными детьми в начальной школе

    Данная программа ставит своей целью выявление, обучение, воспитание и поддержку одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности. Программа направлена на развитие интеллект...

    программа работы с одаренными детьми

    план работы, цели, задачи...

    Программа работы с одаренными детьми 2 класс

    Программа работы с одаренными детьми 2 класс...