Анализ проведения недели начальных классов
учебно-методический материал

Долидзе Галина Николаевна

В документе представлен подробный анализ открытых уроков и внеклассных мероприятий проведенных в течении недели начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_nedeli_2018.docx30.71 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ проведения недели начальных классов

       Согласно плану методической работы с 12.11 по 24.11  в  лицее  проходила неделя начальной школы. Она была посвящена современным подходам к организации деятельности учащихся на уроке и во внеурочной деятельности в формате требований ФГОС.        

Цель проведения недели:

•        Поиск путей повышения качества образовательного процесса через освоение и внедрение в практику работы современных образовательных технологий.

•         показать методические приемы и формы организации урочной и внеурочной деятельности учащихся начальной школы, обеспечивающие повышение мотивации и познавательного интереса.

Задачи предметной недели:

1. Создание условий максимально благоприятствующих получению качественного образования каждым учеником в зависимости от его индивидуальных способностей, наклонностей, культурно - образовательных потребностей.

2. Повышение интереса обучающихся к учебной деятельности.

3.  Помощь учителям и ученикам в раскрытии своего творческого потенциала, организаторских способностей.

4.   Формировать коммуникативные навыки, умение подчинять свои интересы интересам коллектива;

5.  Обучать детей самостоятельности и творчеству.

Принцип проведения предметной недели - каждый ребенок является активным участником всех событий недели.

Он может попробовать свои силы в различных видах деятельности: решать задачи и примеры, сочинять, писать, мастерить, фантазировать, выдвигать идеи, реализовывать их, рисовать, загадывать (придумывать) и разгадывать свои и уже существующие задачи и загадки.

          Для  успешной реализации поставленных задач был разработан  и утвержден  план  методической недели:

•        Заседание методического совета. Принятие решения  о проведении «Методической недели учителей начальных классов». Создание творческой группы.

•Обсуждение плана мероприятий.

•Оперативное совещание  по открытию методической недели.

•Проведение открытых уроков и мероприятий с последующим самоанализом и анализом экспертом деятельности учителя и  учащихся с точки зрения эффективности.

•Круглый стол по итогам проведения «Методической недели».

•Заседание методического совета по вопросам: Эффективность  использования современных образовательных технологий с целью повышения  качества учебно-воспитательного процесса.

•Наглядное оформление материалов методической недели.

          В составлении плана приняли участие все учителя начальных классов. План проведения недели заранее обсуждался на заседании методического объединения учителей начальных классов.  

План недели включал в себя открытые уроки, театрализованные праздники «Фестиваль праздников народов мира », спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья», мастер-классы от родителей «Город мастеров», фольклорный праздник «Поет душа народная», выставку «Русская изба», выставку картин из соленого теста.

         Мероприятия недели проводились согласно разработанному плану. Программа проведения предметной недели отразила различные формы и методы учебной деятельности. Удачно сочетались коллективные и индивидуальные формы работы  с опорой на дифференциацию.

        В первый день традиционно была проведена торжественная линейка открытия декады. Данное мероприятие было подготовлено силами обучающихся 4 «Б»  под руководством Лаврентьевой Л. И. На линейке ребята рассказали о плане проведения нашей недели, каждая параллель получила свое задание

            В рамках декады были рассмотрены основные типы уроков в формате ФГОС. Учителя на практике познакомились с различными формами проведения современных уроков и внеклассных мероприятий в начальной школе.  Учиться должно быть интересно. Только тогда учение может быть успешным. В этом твёрдо убеждены педагоги начальной школы МБОУ лицея № 8, и именно это свое умение они продемонстрировали на открытых уроках  и внеклассных мероприятиях   в рамках методической недели начальной школы.

12 ноября прошел открытый урок по русскому языку во 2Д. Тема урока «Правописание слов с безударным  гласным  звуком в корне» учитель Половинченко М. В. Урок начинался с этапа мотивации к деятельности, целью которого являлось создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Для активизации мышления Мария Вячеславовна использовала систему вопросов, создавала проблемные ситуации.  На этапе изучения новой темы были применены задания, в которых учащиеся пытались найти ответы на поставленные вопросы. На данном этапе использовались метод наглядности (демонстрация слайдов, иллюстраций) и фронтальная беседа. Словесный метод объяснения нового материала чередовался с наглядным. Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования второклассников, соответствовал их жизненному опыту.

При постановке вопросов и определении заданий на уроке Мария Вячеславовна учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.

Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников второго класса. Учебная информация была привлекательна для детей, за счет этого повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке. Поставленной цели урок достиг. Учащиеся показали хорошие знания учебного материала, способность мыслить критически, оценивать свою работу – а значит готовность к реализации стандарта второго поколения.

13 ноября во 2 «В» классе был проведен урок окружающего мира «Вода и её свойства» . Урок провела  Видманова Анастасия Олеговна.

Уроки окружающего мира особенно нужны детям, чтобы пробудить в них чувство прекрасного, научить их сопереживать и размышлять и, конечно же, научить бережному отношению к природе.

Организационная структура урока, эмоциональный настрой учащихся, соблюдение здоровьесберегающих технологий, компьютерная презентация, рефлексия вызвали у учащихся интерес к уроку с первых минут.        

    На уроке была создана проблемная ситуация, выдвинуты предположения. Дети самостоятельно искали доказательства, проводили не сложные опыты с водой, формулировали выводы, сопоставляли результаты с эталоном. При таком подходе возникает естественная мотивация учения, успешно развивается способность ребенка понимать смысл поставленной задачи, планировать учебную работу, контролировать и оценивать ее результат. На уроке учитель учитывал индивидуальные особенности детей, их интересы и склонности, целенаправленно развивая познавательную активность и самостоятельность учащихся. Ребята демонстрировали существования различных точек зрения на один и тот же вопрос, культуру диалога, что хорошо согласуется с задачей формирования толерантности. До урока ребята вспомнили все, что они знают о почве, подготовив под  руководством учителя презентацию. В конце урока была проведена рефлексия, в которой ребята показали степень усвоения изучаемого материала. Урок соответствует требованиям стандарта.

                Содержание урока способствовало достижению поставленных задач, соответствовало возрастным особенностям учащихся, специфике данного коллектива. Дети чувствовали себя комфортно, так как была создана доброжелательная обстановка, позволяющая им включаться в работу по собственному желанию.  На уроке царила атмосфера сотрудничества; мыслительная деятельность учащихся стимулировалась различными средствами и приёмами; использовались методы: эвристической беседы; творческих заданий. Урок способствовал формированию творческих способностей, развитию интереса к окружающему миру, воспитанию патриотизма и любви к родной природе города и края.

             16 ноября был проведен открытый урок В 4В классе. Тема урока «Оценка площади» учитель Дьяченко Е. Ю. Введение в урок информационных технологий, познавательных игр позволило облегчить процесс систематизации информации о площади различных фигур.

          На протяжении всего урока ребята были достаточно активны, проявляли самостоятельность, доказывали, приводили примеры. Работоспособность учащихся на протяжении всего урока обеспечивалась за счёт реализации личностно-ориентированного обучения, грамотно подобранных заданий и частной сменой деятельности. После каждого этапа урока проводился различный способ контроля.

           На уроке был реализован компонент «социальное взаимодействие», то есть каждому ученику на уроке была предоставлена возможность проявить свои знания, умения в практической деятельности и получить одобрение педагога и одноклассников. Данный компонент помог ребятам постоянно находиться в процессе мыслительной деятельности, что благоприятно влияет на развитие учащихся.

            Психологическая атмосфера урока доброжелательная, этому способствовала создание эмоционального настроя в начале урока, привлечение внимания к теме и целям урока, к вопросу на который надо найти ответ.

В целях обеспечения мотивации и реализациии учебно-познавательных задач, Елена Юрьевна использовала посильные занимательные задания,  интерактивную доску, создавала ситуацию успеха, ставила перед детьми проблемные задачи, опираясь на предыдущий опыт и знания детей.

22 октября был проведен открытый урок в 3В классе.

Тема урока «Суффикс- значимая часть», учитель Михненко Светлана Васильевна .

Составляя данный урок, Светлана Васильевна оперировала методикой проведения урока: доступность преподносимой информации, актуализация опорных знаний, организация самостоятельной работы и индивидуальный подход к учащимся.

             На данном уроке реализовывались следующие методы и приемы обучения: наглядный, практический, словесный.   Применялись следующие формы работы: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.

         Использование разнообразных средств обучения (наглядности, компьютерной презентации, материалов учебника) позволило создать эмоциональный настрой у детей.

         Проводимые уроки отмечались разнообразием приёмов и методов обучения, форм организации урока. Учителя стараются работать творчески, так как современный урок- это творчество самого учителя, его стремление к проявлению профессиональной индивидуальности. На уроках в начальной школе ученики совершали интересные открытия, увлекательные путешествия, наблюдения, проявив неиссякаемую радость познания.    

         На всех уроках применялись информационные технологии, которые способствовали укреплению интереса детей к учёбе.

        Театрализованные праздники — особая форма работы с одаренными детьми, поскольку в них дети имеют возможность не только реализовать актерские способности, непосредственно участвуя в представлениях, но и проявить творческие навыки, разрабатывая сценарии постановок, развить склонность к художественному чтению и литературному творчеству.

        Участие в театрализованных постановках способствует формированию у детей положительных личностных качеств, общечеловеческих ценностных ориентации, таких как воля, трудолюбие, целеустремленность, коллективизм, готовность к общению, культура общения в разных видах взаимодействия в коллективе, критичное отношение к себе, уверенность в себе, инициативность.

         

      У детского творчества масса преимуществ. Прежде всего, они заключаются в развитие художественного вкуса ребенка и становление его, как личности. Разновидностей творчества масса: это лепка, рисование и вырезание различных фигурок.

        Целую неделю, работали выставки совместных творческих работ наших учащихся и их родителей «Я не волшебник, я только учусь».

      Несмотря на компьютерное обучение и новейшие технологии, старые добрые поделки вряд ли скоро выйдут из моды, ведь это один из самых развивающих видов деятельности для детей. Занимаясь изготовлением картин из теста, дети не по книжкам, а лично знакомятся с природой и ее многообразием, что немаловажно для формирования экологического сознания. Кроме того, поделки развивают творческое воображение, а в процессе их создания у детей укрепляется, приобретает гибкость и ловкость рука, и вместе с разработкой мелкой мускулатуры рук идет бурное развитие мозга. Также очень важно развивать творческую фантазию детей, чтоб в листке или семечке ребенок мог увидеть материал для своей будущей поделки. Картины,  разные по размеру, изготовленные  из разных материалов  и в разной технике, объединяет то, что все они сделаны с душой и любовью, чтобы порадовать других своим мастерством и поделиться творческими идеями.

Сегодня и взрослые, и дети проявляют  большой интерес к русской старине: обычаям, обрядам, традициям и, конечно, сопровождающим всё это предметам. У людей появляется желание узнать, как жили их предки в древней Руси. Чтобы попытаться ответить на эти вопросы педагоги начальной школы решили создать выставку «Русская изба». 

          На  нашей выставке были и куклы в старинных  женских одеждах. Ребята узнали, что к  любому костюму, женскому или мужскому, праздничному или будничному, обязательно соответствовал головной убор: старинные суконные, шерстяные шали, расписные  павло-посадские платки. Одежда, выполненная умельцами, передавалась по наследству.          

          Посетители нашей выставки были не просто сторонними наблюдателями, а непосредственными участниками тех событий, о которых рассказывалось на экскурсии. Здесь можно было не только посмотреть, но и подержать в руках предметы национального быта  или даже выпить чаю из настоящего самовара с бубликами или сушками.

           Старое уходит, но его нужно знать и беречь. Русская старина вся пронизана добром, а это очень важно в наши дни.  

Благодаря выставкам у детей повышается самооценка, развивается художественный вкус, вырабатывается ответственность.

      В этом году педагоги начальной школы предложили родителям провести серию мастер-классов для детей  по изготовлению различных поделок. 17 ноября в актовом зале нашей школы прошло торжественное открытие Города мастеров. Родители предложили десять очень интересных мастер-классов: изготовление кукол-оберегов, вышивка крестиком, рисование солью и манкой, украшения из бусин, бисера, ракушек, снеговики из носков, цветы из ткани, изготовление шляпок для маленьких леди, работа с фетром.

       Значение таких встреч велико как для детей, так и для родителей. Это их совместное творчество, которое не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Бывает так, что час совместной творческой деятельности, живой интерес родителей и общие впечатления остаются в памяти ребёнка на всю жизнь. У детей развиваются художественный вкус, конструктивные способности, воображение, совершенствуются моторные навыки, формируется воображение,  знания о материалах, из которых они готовят экспонат для выставки. Творческий процесс стимулирует ребенка. Развивает  коммуникативные навыки, пассивный и активный  словарь детей. Ребёнок чувствует свою значимость в процессе совместной работы, гордость за своих родителей.

       Педагоги нашего лицея находятся в постоянном поиске разнообразных форм взаимодействия с родителями, которые бы наиболее полно удовлетворяли запросам детей и родителей, могли наиболее интересно организовать досуг, повысить уровень педагогической культуры. Они уверенны, что позитивные изменения в воспитании и личностном развитии ребёнка произойдут только при совместном усилии педагогов и родителей.

       Стало доброй традицией проведение спортивного праздника «Папа, мама, я – спортивная семья». В этом году в соревнованиях приняли  участие четыре команды 1-х классов. Состав команд 9 человека: папы –бодрые, подтянутые и даже в чём-то непобедимые, мамы - всегда в форме, дают о себе знать постоянные тренировки: бег по магазинам, стирка, уборка. И, наконец, дети! Это они ещё с пелёнок долгие годы закаляли постоянными тренировками и объединяли своих родителей в дружескую команду, ставя перед собой всё новые задачи: тяжело в учении, легко в бою.

Праздник начался с конкурса «Визитная карточка». Каждой семье было дано домашнее задание, где они должны были придумать название, девиз и эмблему своей команде. Представление команд было задорным и рифмованным.

Ну, а затем все семьи ринулись в «бой». Командам были предложены занимательные, иногда очень непростые конкурсы с бегом, катанием, прыжками, где они смогли проявить спортивные навыки.

Отличное владение футбольным мячом, обручем и скакалкой показали участники в эстафете «Догони меня». Множество различных препятствий преодолели семейные команды в эстафетах «Весёлая переправа» и «Комбинированная эстафета».

И вот, окончательные результаты:

1-е место: команда 1А класса

2-е место: команда 1Б класса

3-е место: команда 1В и 1Г  классов

Соревнования прошли на хорошем организационном уровне. Дети и взрослые ещё больше сблизились, пообщались в неформальной обстановке.    Команды были награждены почетными грамотами, дети получили подарки, а также отличный заряд бодрости и море положительных эмоций.

     Такие формы работы дают большой эмоциональный заряд, надолго запоминаются детям, способствуют формированию положительной мотивации учебной деятельности. Самое главное, что кроме повышения интереса к учебной деятельности дети учатся взаимодействовать  друг с другом.

 В субботу с большим успехом прошёл фольклорный праздник среди  учащихся  параллели 3-х классов.  В наш праздник органично вошли народные песни, танцы, потешки, пословицы, загадки.  Каждый класс получил задание инсценировать народную песню. Стремление к игре, к актерству присуще детям. Игра доставляет им радость. Поэтому элементы игры в той или иной степени были внесены в каждую народную  песню, пение сопровождалось разыгрыванием действия по сюжету песни.  Праздничное действо, участие в подготовке праздника сплотили коллектив детей и родителей. Каждый мог найти себе дело по душе, имел возможность приложить свои способности, возможность самовыражения через творчество.

Такие мероприятия помогают сохранить народные традиции, создать позитивное настроение, пропагандировать здоровый образ жизни и развивать культурные и творческие интересы.

         И в заключение была проведена линейка, посвященная закрытию недели начальной школы и награждению самых активных её участников.

      Неделя начальных классов  прошла в атмосфере творчества, сотрудничества и показала высокую результативность работы начальных классов. В ходе проведения недели каждый ученик нашёл нишу для самовыражения: пел, танцевал, мастерил, делился секретами своего мастерства с друзьями.

        По окончании декады  было  проведено заседание ШМО и  подведены итоги. За время проведения методической недели начальных классов педагоги имели возможность не только видеть уровень проведенных уроков, состояние учебно-воспитательного процесса и методической работы, но и могли сравнивать, анализировать и делать определенные выводы, озвученные на заседании кафедры учителей начальных классов. Например, если несколько лет назад учителями не использовалась компьютерная технология, то в нынешнем году, практически каждый учитель использовал на уроках не только электронную наглядность, но и слайд - фильмы, слайд – презентации, разнообразные компьютерные программы, в том числе и обучающие. Каждый урок соответствовал методической цели, связанной с темой самообразования учителя, темой методического объединения учителей начальных классов. Каждый педагог смог показать и поделиться со своими коллегами новыми формами и приемами в обучении.

     Педагоги уверены в том, что после проведения предметных недель у многих учащихся меняется отношение к учёбе, появляется заинтересованность в познании нового, усиливается интерес к процессу обучения. Сделаны выводы о том, что учителям необходимо активнее внедрять в свою деятельность разнообразные формы проведения уроков, спроектированных в формате ФГОС.

Выводы:

Можно с уверенностью сказать, что «Неделя начальной школы» прошла  в атмосфере творчества, сотрудничества и показала высокую результативность работы начальных классов.

В ходе проведения «Недели начальной школы» каждый ученик нашёл нишу для самовыражения, были организованы выставки лучших творческих работ учеников, награждены ученики начальных классов, отличившиеся в результате проведения недели.

Каждый ученик мог на протяжении всей недели сравнивать свои работы с лучшими работами своих одноклассников, оценить свои работы, выбрать лучшие.

Итогом предметной методической недели учителей начальных классов стали:

методические материалы (фотоматериалы, компьютерные презентации, разработки уроков, сценарии внеклассных мероприятий и др.);

обобщение коллективного опыта;

обобщение индивидуального опыта.

Материалы планируется использовать для:

выпуска CD – диска с материалами участников Недели;

публикации авторских материалов в методической копилке сайта школ.

Решение:

Наградить грамотой учащихся, принявших наиболее активное участие в неделе начальных классов.

Вовлекать родителей во внеклассную и исследовательскую деятельность учеников начальных классов.

Зам .директора по УВР в начальных классах                      Л. А. Чмырёва

Руководитель МО начальных классов                                 Г. Н. Долидзе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проведения Недели начальных классов

Презентация содержит план работы при проведении Недели начальных классов....

План проведения недели начальных классов

Неделя начальных классов проходила с 21.11 по 27.11.2011года. У каждого ученика был маршрутный лист , где фиксировалось его участие в конкурсах , мероприятиях.  Каждый день подводился итог дня.В ...

План проведения недели начальных классов

План проведения недели начальных классов...

План проведения недели начальных классов.

План проведения недели начальных классов .Кажлый день недели посвящен одному предмету....

План проведения недели начальных классов.

План проведения недели начальных классов....

План проведения недели начальных классов МКОУ Половинская ООШ 2012-2013 учебный год

План проведения  недели начальных классов на 2012-2013 учебный год (меропрятия)...

Анализ проведения недели начальных классов

С целью повышения интереса к учебным предметам, формирования положительной учебной мотивации у младших школьников, осуществления взаимообмена педагогическим опытом  проводятся предметно-методичес...