Развитие орфографической зоркости
статья (1, 2 класс)

Селиванова Галина Аркадьевна

В статье показана работа со словами, где встречаются "ошибкоопасные" места.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon orfograficheskaya_zorkost.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

    Орфографическая  зоркость – это умение оценивать каждый звук в слове, т.е. умение различать, в какой позиции он стоит – в сильной или слабой.  Способность, быстро обнаружить в тексте орфограммы, определить их типы.  

    Всегда остро стоял вопрос, что же надо делать учителю и ученику, чтобы на практике правильно использовать то или иное правило? Ясно одно, чтобы правильно написать слово ребенок должен в первую очередь выполнить орфографическое действие. Он должен сделать орфографические шаги. Орфографическое действие (шаг) – это построение буквенной модели слова, отвечающей нормам русского языка. Из чего и из каких же шагов складывается это действие?  Самое главное– ребенок должен видеть (найти) орфограмму, а для этого необходимо знание признаков слабых и сильных позиций звуков. 

 Очень хорошо работа над формированием орфографической зоркости просматривается в программе «Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова», по которой я работала 8 лет.  И сейчас хочу познакомить с некоторыми приёмами, которые я смело  перенесла в программу «Школа 21 века», по которой работаю в данный момент в 1 классе

    Период обучения грамоте - очень ответственный этап для формирования орфографических навыков. Принципиально важно именно в данный период создать предпосылки для успешного развития орфографической зоркости, показать школьникам неоднозначное соответствие между написанным словом и звучащим, причем наблюдения необходимо вести, двигаясь не столько от буквы к звуку, сколько наоборот – от звука к букве.

Слайд 3.   Работу со словом в 1 классе организую поэтапно: учу детей слышать, выделять интонационно и называть каждый звук, наблюдать за звуками «соседями», характеризовать звуки.

    При изучения звукового состава слова я раздаю детям предметные картинки (одну на парту, но на весь класс две-три разных). Дети работают в паре. Один произносит слово и называет звуки, другой слушает и проверяет все ли звуки правильно назвал напарник. Дальше идёт работа над характеристикой звуков. Ученики в паре строят звуковую  модель слова. Называют звук, определяют согласный или гласный, твёрдый или мягкий, звонкий или глухой, объясняя свою позицию.  В завершении работы сверяют с образцом на доске или сами строят свою модель на доске и анализируют,  что правильно, а что нет, выясняя причины ошибок.  Такую работу провожу систематически.  

   В букварный период дети пишут слова только под диктовку или по предметным картинкам,  проговаривая вслух , что на них изображено.

      Слайд 4   В послебукварный период  знакомлю детей с алгоритмом списывания.      Это очень важно для формирования орфографической зоркости. Алгоритм состоит  из семи этапов. Постепенно, по мере осваивания способа действия, этот алгоритм сворачивается.  

   Следующий этап работы над словом, это знакомство с простейшей транскрипцией. Учу записывать  звучашее слово звуками или запись звуками переводим в буквенную. Здесь провожу работу по наблюдению над звуками. Выясняем почему одинаковые звуки записываются разными буквами. По транскрипции рассматриваем позицию [Й'], какими звуками обозначаются гласные буквы Я,Ю,Е,Ё в разных позициях.

     Слад 5 Знакомлю  с орфограммами, которые пишутся по правилу. Выясняем при написании каких орфограмм знаем правило, а при каких не знаем.   Если правила не знают вместо буквы ставят знак?. Составлям список этих орфограмм и записываем в специальную тетрадь  правил. которую дети ведут с начала букварного периода.

   Во 2-ом классе работа над орфограммами продолжается. Учу  наблюдать и исследовать слово. При исследовании слов, например:[каты]-[кот], работая в группе, дети выяснили позицию гласного при помощи ударения. При исследовании других слов с разными позициями гласных звуков, пришли к выводу, что бывает слабая и сильная позиция гласных. Такая же работа проводится и с согласными звуками. Во время этой работы дети находят в словах все  сильные и слабые позиции звуков. Записываются  эти выводы в тетрадь  правил в виде таблицы.  

  Затем очень большая работа идёт над  письмом сначала слов, а затем предложений с «дырками». Записываются звуковые модели слов  буквами, пропуская орфограммы слабых позиций по алгоритму. Важная роль в этой работе отводится объяснительным диктантам, письму по памяти, составление рассказа по сюжетным картинкам, в которых учащиеся записывают каждое предложение с пропуском орфограмм слабых позиций, объясняя свой выбор.  Овладение этим умением означает раскрепощение ученика от страха допустить ошибку при выполнении различных письменных работ.

  Далее начинается работа по закрытию «дырок». Нужно найти способ как проверить слабую позицию звука.

     К концу 2 класса дети находят три способа проверки орфограмм слабых позиций.

   Первый шаг закрытия «дырок», это проверка с помощью орфографического словаря. Работа по словарю строится тоже по алгоритму.  Обращается внимание и на печатный текст как источник орфографического написания.

Далее проверяются орфограммы по сильной позиции путём изменения слов по числу, падежам, лицам и т.д., с помощью родственных слов. Целью всех изменений слов-названий является нахождения сильной позиции гласных и согласных звуков.

 

 

Общим способом в учебниках русского языка  является орфографическое действие, которое начинается в букварный период в 1 классе.

1 шаг – «произношу слово, мыслю, пропускаю слабые позиции (или подчеркиваю их), сильные позиции пишу по правилам или по слуху».

2 шаг – «определяю, в какой части слова находится орфограмма, а для этого разберу слово по составу».

3 шаг – «проверяю слабую позицию способом: измени слово или подбери слово с той же морфемой в сильной позиции».

4 шаг – «действую по закону русского письма, то есть обозначаю, звук в слабой позиции по звуку в сильной позиции в той же части слова».аФонематический принцип не только позволяет формировать орфографическое действие сразу на основе всеобщего принципа письма. Он устанавливает связь между отдельными правилами правописания, вскрывает их единые основания. Три ведущих правила правописания, на которых базируется чаша орфографии:

1.      Безударные гласные обозначаются той же буквой, что и под ударением в той же части слова: домашний, потому что дом.

2.      “Сомнительные”, согласные обозначаются теми же буквами, что и перед гласными (а также сонорными и в)

Поскольку сильную позицию фонемы нужно искать в той же морфеме, где была слабая, в орфографическое действие непременно включается операция выяснения тождества морфем в проверочном и проверяемом слове. Причем это требование относится не только к корням, но и к окончаниям. А так как окончания- часть слова, которая является носителем грамматических значений,  ориентация на фонематический принцип обеспечивает действительную связь всех языковых уровней в обучении правописанию.

Переход с морфологического уровня на фонемный вносит существенные коррективы в методику обучения орфографии. При фонемном подходе изучение правописания безударных падежных окончаний имен существительных начинается не отдельных правил для каждого падежа того или иного склонения, с общего правила, по которому выбирается буква для безударного в окончании любого падежа всех склонений.

 

Структура орфографического действия.

Орфографическое действие- это когда пишущий намеренно обращается к правилу, так как осознает наличие орфограмм в слове.

В орфографическом действии выделяются две ступени:

∙€€€€€€€ Постановка орфографической задачи

∙€€€€€€€ Решение (выбор письменного знака)

Указывая на своеобразие орфографической задачи, М.Р. Львов выделяет 6 ступеней, которые должен пройти школьник для ее решения:

1.      Найти орфограмму.

2.      определить ее тип

3.      наметить способ решения задачи

4.      определить последовательность “шагов”

5.      выполнить намеченное действие

6.      написать слово в соответствии с решением орфографической задачи

Соответственно ребенка нужно научить:

а) ставить орфографические задачи (находить орфограмму)

б) устанавливать тип орфограммы и относить ее к определенному правилу (выбирать правило)

в) применять правило (правильно выполнять алгоритм решения орфографической задачи)

г) осуществлять орфографический контрольГлавное средство в воспитании орфографической зоркости – правильное и своевременное формирование понятие об орфограмме. При этом учение умению находить орфограммы – ставить орфографические  задачи – первоначальный и специальный период в обучению правописанию, имеющий свою методику и свои типы орфографических упражнений, среди которых основное место занимает письмо с пропусками и списывание, опирающееся на активную орфографическую ориентировку в тексте.

Существует несколько способов проверки орфограмм слабых позиций. Далее даются описания способов проверки орфограмм слабых позиций.

Для проверки орфограмм слабых позиций необходимо так изменить слово, чтобы место звука в слабой позиции занял звук в сильной позиции. Промежуточная задача для детей – узнать, как изменяются те или иные слова. Решая эту задачу, первоклассник охотно включается в серьезную работу по исследованию особенностей изменений русских слов, называющих предметы, по числам и падежам, узнают о том, как изменяются слова – названия действий (по числам, лицам, временам, родам – в прошедшем времени). И слово – названия признаков (по числам, падежам и родам).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие орфографической зоркости

Вашему вниманию представленна статья о развитии орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе ...

развитие орфографической зоркости

много полезных приёмов и средств...

Презентация"Развитие орфографической зоркости"

Данный материал поможет разнообразить урок, со сказочными героями "выучить" трудные правила....

«Особенности работы по технологии развития орфографической зоркости. Система тренировки орфографической зоркости»

Сообщение на тему "Особенности работы по технологии развития орфографической зоркости. Система тренировки орфографической зоркости"...

Использование орфографических пятиминуток на уроках русского языка во 2-4 классах, как средство развития орфографической зоркости учащихся.

Здесь представлены тексты орфографических пятиминуток, которые можно использовать на уроках русского языка, для выработки навыков орфографической зоркости. Тексты помогают запомнить название орфограмм...

Развитие орфографической зоркости у младших школьников через орфографические пятиминутки

Орфографические пятиминутки способствуют развитию орфографии, 5 групп упражнений, методика работы....