Статья "Развитие орфографической зоркости у обучающихся начальных классов с задержкой психического развития"
статья по логопедии (3 класс)

Луценко Елена Сергеевна

Развитие орфографической зоркости

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_lena.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие орфографической зоркости в начальных классах

 у учащихся с задержкой психического развития.

На современном этапе развития образования острой становится проблема преодоления школьной неуспеваемости и увеличение количества детей с ЗПР. В повышении качества образования и воспитания немаловажную роль играет психологическое изучение школьников.

Как показали многолетние исследования, одной из причин неуспеваемости учащихся начальных классов являются разнообразные нарушения устной и письменной речи.

В специальных исследованиях, проведенных в лаборатории логопедии НИИ дефектологами АПН, была установлена зависимость между состоянием речевого развития ребенка и возможностью усвоения им школьных знаний.

Выявлено, что 1/3 учащихся с дефектами речи являются неуспевающими или слабоуспевающими по родному языку и с каждым годом это число увеличивается.

Этой проблемой в нашей стране занимается ряд ученых. А.Р. Лурия описал с научной точки зрения психофизиологию письма («Очерки психофизиологии письма»).

И.Н. Садовникова в книге «Нарушение письменной речи и их преодоление» в младшей школе отражает результаты многолетней научной и практической деятельности. Автор освещает предпосылки формирования письма в норме и механизмы нарушений, приводящих к стойким специфическим ошибкам. Ею описаны критерии ограничения дисграфии от незрелости навыков письма, также она разработала материал комплексного изучения школьников с дисграфией, характеризующего состояния функций, важных для становления письменной речи. Т.А. Фотекова совместно с Л.И. Переслени разработали и апробировали стандартизированную методику обследования речи детей с бально-уровневой системой оценки. Методика предназначена для качественной и количественной оценки нарушения, получения и анализа структуры дефекта речевого профиля. Разработкой диагностического материала по обследованию речи детей занимаются Т.П. Бессонова, О.Е. Грибова.

Л.В. Ястребова в своем пособии «Коррекция недостатков речи у учащихся» представила характеристики проявления неполноценного развития устной и письменной речи, вскрыла причины трудностей усвоения родного языка детьми с речевой патологией. Она занимается разработкой методов коррекционно-развивающего обучения детей.

Р.И. Лалаева в работе «Логопедическая работа в коррекционных классах» предложила основные принципы коррекционного обучения для детей с интеллектуальными отклонениями.

Нарушения речи у детей с ЗПР являются более распространенными, сложными и имеют стойкий характер, отрицательно сказываются на развитии устной и письменной речи младших школьников. Постановка проблемы формирования навыков грамотной письменной речи является одной из наиболее сложных и актуальных в специальной педагогике. Так как орфографические ошибки, переплетаясь с дисграфическими, приобретают стойкий характер. Затем они сохраняются в старших классах, где письмо и чтение из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимся.

Своевременное выявление причин отставания отдельных учеников и выбор наиболее эффективных путей устранения проблемы определяют содержание и практическую значимость работы. Анализ литературных источников по проблеме исследования позволил выявить противоречие между значительной распространенностью школьных нарушений письма и недостаточной разработанностью педагогических технологий коррекции этих нарушений у младших школьников с ЗПР.

Орфографическая зоркость – это способность (или умение) быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определять их типы. Орфографическая
зоркость предполагает также умение обнаруживать ошибки, допущенные пишущим (собственные ошибки или чужие).

Отсутствие орфографической зоркости или ее слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок у детей с ЗПР. Эта причина сводит на нет даже хорошее знание правил и умение их применять: школьник не видит орфограмм в процессе письма.

По данным обследований, учащиеся начальных классов самостоятельно обнаруживают от 15 до 45% орфограмм в тексте, а дети с задержкой психического развития – от 3 до 22% орфограмм.

При систематической тренировке зоркость автоматизируется и становится частью орфографического навыка, обеспечивая успешное выполнение этапов орфографического действия: обнаружение и распознавание орфограмм.

В соответствии с этим необходимо выявить эффективные способы формирования орфографической зоркости у учащихся с задержкой психического развития; создать систему упражнений для ее выработки; проверить эффективность методики посредством экспериментальной работы в школе.

В связи с этим был разработан комплекс заданий, направленных на развитие орфографической зоркости.

Первостепенной задачей считаю  необходимость  научить детей слышать звуки, определять их количество в слогах, а затем в словах, различать гласные и согласные, ударные и безударные; надо научить видеть и узнавать орфограммы в слове: приучить к самоконтролю.

Упражнения и задания отбирались  с учетом следующих условий:

  • соответствие программным требованиям формирования орфографической грамотности у учащихся 2 класса
  •  учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • соблюдение требований при подборе заданий с элементами самоконтроля.

Таким образом, на коррекционных занятиях предлагались такие виды заданий как комментированное письмо, тесты, задания с выборочным ответом, тексты с «ошибками» и т д.

Литература:

  1. Богоявленский Д.Н., Психологические принципы усвоения орфографии, обучение орфографии/ Д.Н. Богоявленский// Начальная школа. 2003 , №4, 39 с.
  2. Жедек П.С., Методика обучения орфографии/ Теоретические основы обучения русскому языку в начальных классах//Под ред. М.С.Соловейчик. -М.: Просвещение. 1992, 306 с.
  3. Иванова В.Ф., Трудные вопросы орфографии/ В.Ф. Иванова – М.: Просвещение, 1982, 146 с.
  4. Львов М.Р. и др., Методика обучения русскому языку в начальных классах / М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, Светловская – М.: Просвещение,1987, 267 с.
  5. Тригер Р.Д., Недостатки письма у первоклассников с задержкой психического развития //Дефектология 1972г. №5 –с35-41.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная образовательная программа по русскому языку для обучающегося 3 класса с задержкой психического развития

Программа разработана на основе  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...

Педагогический проект ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОГО ЛОГОПУНКТА

Цель проекта: формирование  навыков слогового анализа и синтеза у обучающихся  первых классов   с задержкой психического развития  через  специальные игры и упражнения в ...

Педагогический проект:ОБОГАЩЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ С ПОМОЩЬЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОГО ЛОГОПУНКТА

   Предложенные игры и упражнения  являются результатом отражения практической деятельности работы с детьми с ЗПР в условиях школьного логопункта....

Конспект развивающего занятия для обучающихся 1 класса с задержкой психического развития на тему: «Планета развлечений»

Занятие включает в себя развивающие задания с применением наглядного материала и мультимедийного оборудования. Занятие можно  проводить в групповой и индивидуаьной форме....

Сборник коррекционно-развивающих заданий для развития орфографической грамотности обучающихся 3 класса с задержкой психического развития на уроках русского языка

В данном сборнике представлены коррекционно-развивающие задания, направленные на развитие орфографической грамотности обучающихся 3 класса с задержкой психического развития. Данный сборник адресован п...