РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ
методическая разработка
Статья посвящена обзору специально разработанного комплекса нейропсихологических упражнений для развития произвольного внимания у младших школьников с ЗПР. Обоснована актуальность данного пособия. Описан процесс его создания и анализ результатов апробации.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Котельникова Н.Г.
Педагог-психолог
МАОУ «СОШ № 136 им. Я.А. Вагина», г. Пермь, Россия
РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ
Аннотация: Статья посвящена обзору специально разработанного комплекса нейропсихологических упражнений для развития произвольного внимания у младших школьников с ЗПР. Обоснована актуальность данного пособия. Описан процесс его создания и анализ результатов апробации.
Ключевые слова: произвольное внимание, младший школьный возраст, задержка психического развития, нейропсихологические методы, апробация.
Внимание словно проводник, помогающий мыслительным процессам протекать быстрее и точнее, движениям становиться плавными и уверенными. От уровня его сформированности зависят успехи в учебе и работе, ведь именно оно является фундаментом успешной познавательной деятельности.
Произвольное внимание требует волевых усилий человека, является осознанным действием, которое можно контролировать. Оно играет ключевую роль в учебной деятельности младших школьников и позволяет им усваивать знания, анализировать информацию, делать выводы.
В ходе нашего предшествующего исследования мы выявили, что для детей с ЗПР свойственен низкий уровень произвольного внимания. Они быстро истощаются, часто бывают, невнимательны, испытывают трудности в понимании инструкции, что негативно сказывается на общих результатах при выполнении заданий.
Нейропсихологическая коррекция предлагает эффективный инструмент для решения проблемы недостаточно развитого произвольного внимания у детей с ЗПР. Она способствует синхронизации работы полушарий, повышает стрессоустойчивость, улучшает мыслительную деятельность, способствует улучшению запоминания, повышает устойчивость внимания, развивает мелкую и крупную моторику, облегчает процесс чтения и письма, способствует формированию пространственных представлений, снижает утомляемость, улучшает произвольное внимание и позволяет повысить познавательную активность.
Все вышеперечисленное послужило основанием для разработки специального комплекса нейропсихологических игр и упражнений, направленных на развитие и коррекцию свойств произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Созданный нами сборник нейропсихологических игр и упражнений представляет собой сведённые воедино разработки, находящиеся в свободном доступе в сети Интернет. В пособие вошли упражнения, такие как: шифровки, дорожки, задания на выполнение двух действий одновременно и чередование правил, размещённые по принципу от простого к сложному. Многие упражнения имеют универсальную направленность для совокупного решения проблем обучающихся с ЗПР.
Универсальность этого комплекса помогает подобрать подобные упражнения на любую лексическую тему или учебный предмет. Сборник может быть использован как самостоятельный инструмент, а также в сочетании с другими нейропсихологическими упражнениями в работе дефектологов, учителей начальных классов и педагогов-предметников. Он позволяет сэкономить время, необходимое для составления коррекционно-развивающих программ или рабочих тетрадей. Также наше пособие можно рекомендовать родителям для занятий с детьми в домашних условиях.
Задания из данного комплекса апробировались на групповых занятиях с учащимися начальной школы с ЗПР. Дети с интересом реагировали на предложенные им упражнения и наглядный материал, старались удерживать внимание на протяжении всего времени, быстро переключались с одной деятельности на другую. В целом, наше пособие показало на практике свою эффективность и многофункциональность.
По завершению этапа апробации, было проведено контрольное исследование уровня произвольного внимания. Оценка его результатов показала, что коррекционно-развивающая работа, осуществленная на основе разработанного нами комплекса, имела положительную динамику: около 60% детей повысили уровень концентрации, переключаемости, врабатываемости внимания, что позитивно отразилось на учебной деятельности учеников с ЗПР.
Тем самым, с помощью разработанного и апробированного нами комплекса мы доказали результативность использования нейропсихологических методов при развитии произвольного внимания у детей с ЗПР, а также предоставили универсальный инструмент для коррекционной работы по данному направлению.
Список литературы
Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие/ Л. С. Цветкова, А. В. Семенович, С.Н. Котягина, Е. Г. Гришина, Т.Ю. Гогберашвили. – М. : 2001. С. 19–32.
Нейропсихологические технологии в коррекционно-дефектологической практике». URL:[https://tsutmb.ru/nauka/internetkonferencii/2022/lichn_i_prof_razv_bud_special/7/Makarova_Peryshkova.pdf]
Семенович А.В Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. Учебное пособие.- М Генезис, 2017.-474 с.
Сиротюк, А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения / А. Л. Сиротюк. ‒ М. : ТЦ Сфера, 2003. ‒ 288 с.
Станиславская, К. С. Нейропсихологический подход в коррекционной работе педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья / К. С. Станиславская. — : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 52 (394). — С. 319-321
Стребелева, Е. А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр / Е.А. Стребелева. – М.: Владос, 2014. – 256 с.
Стребелева, Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии / Е.А. Стребелева. – М.: Владос, 2015. – 184 с.
Субботина, К. С. Развитие произвольного внимания у младших школьников / К. С. Субботина. — : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 20 (467). — С. 420-421.
Цегельникова, М. П. К вопросу индивидуализации коррекционной работы по развитию произвольного внимания младших школьников с задержкой психического развития на уроках в общеобразовательном классе / М. П. Цегельникова // Тьюторское сопровождение в системе общего, дополнительного и профессионального образования: Материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Челябинск, 15–25 февраля 2023 года. – Челябинск: Общество с ограниченной ответственностью "Край Ра", 2023. – С. 348-352.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа учителя по развитию свойств внимания у младших школьников с задержкой психического развития
ОглавлениеВведение 4ГлаваI. Теоретические основы изучения свойств внимания у младших школьников с задержкой психического развития8 Характеристика внимания как познавательного процесса8...

«Развитие универсальных учебных коммуникативных действий учащихся с задержкой психического развития через взаимодействие учителя начальных классов и логопеда по коррекции нарушений речи у детей с ЗПР при реализации коррекционно-развивающего обучения в ус
В классы с ЗПР приходят дети с множественными речевыми нарушениями. В статье описана система работы с таким контингентом учащихся....

Статья "Развитие произвольного внимания учащихся начальной школы"
развитие произвольного внимания детей на уроках в начальной школе...
Особенности сформированности навыков здорового образа жизни у учащихся начальной школы с задержкой психического развития
Состояние здоровья подрастающего поколения это важнейший показатель благополучия общества, государства, которое отражает не только настоящую ситуацию, но и дает точный прогноз на будущее. Самый благоп...

«Что такое задержка психического развития? Задачи коррекционно-логопедического обучения школьников с задержкой психического развития»
Цель: Познакомить родителей с понятием ЗПР (задержка психического развития). Познакомить с задачами коррекционно-логопедического обучения школьников с ЗПР. Задачи:1. Дать ...
Коррекционная программа по развитию мышления, внимания, памяти для детей с задержкой психического развития (ЗПР)
Програма занятий...

Статья "Развитие орфографической зоркости у обучающихся начальных классов с задержкой психического развития"
Развитие орфографической зоркости...
