«Что такое задержка психического развития? Задачи коррекционно-логопедического обучения школьников с задержкой психического развития»
консультация

Валова Анна Сергеевна

Цель:

Познакомить родителей с понятием ЗПР (задержка психического развития). Познакомить с задачами коррекционно-логопедического обучения школьников с ЗПР.

 

 

Задачи:

1.    Дать понятие, что такое ЗПР.

2.    Объяснить причины ЗПР.

3.     Разъяснить, что происходит с ребенком при ЗПР.

4.     Дать краткую информацию о комплексном обследовании ребенка при ЗПР.

5.    Объяснить, каким образом воздействовать на недуг.

6.    Познакомить ,именно, с задачами коррекционно-логопедического обучения школьников с ЗПР.

7.    Донести до родителей, какие способы взаимодействия могут быть между учителем-логопедом и ними.

8.    Провести анкетирование.

9.    Ответить на интересующие родителей вопросы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_zpr.docx22.79 КБ

Предварительный просмотр:

                 Муниципальное образовательное учреждение

                                    Общеобразовательная средняя школа №4

                                                    «Центр образования»

  Выступление на родительском собрании в 1-Б,1-В классах

Тема консультации:

 «Что такое задержка психического развития? Задачи коррекционно-логопедического обучения школьников с задержкой психического развития»

                               

                                            Подготовила и выступила

                                                          учитель-логопед А.С. Валова

         

                                                 г. Тутаев,2014

Цель:

Познакомить родителей с понятием ЗПР (задержка психического развития). Познакомить с задачами коррекционно-логопедического обучения школьников с ЗПР.

Задачи:

  1. Дать понятие, что такое ЗПР.
  2. Объяснить причины ЗПР.
  3.  Разъяснить, что происходит с ребенком при ЗПР.
  4.  Дать краткую информацию о комплексном обследовании ребенка при ЗПР.
  5. Объяснить, каким образом воздействовать на недуг.
  6. Познакомить ,именно, с задачами коррекционно-логопедического обучения школьников с ЗПР.
  7. Донести до родителей, какие способы взаимодействия могут быть между учителем-логопедом и ними.
  8. Провести анкетирование.
  9. Ответить на интересующие родителей вопросы.

Задержка психического развития (ЗПР) — это замедление темпа развития психики, которое чаще обнаруживается при поступлении в школу и выражается в нехватке общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, преобладании игровых интересов и неспособности заниматься интеллектуальной деятельностью.

Причины

В качестве причины задержки психического развития могут выступать:

  • Нарушения конституционального развития ребенка, из-за которых он начинает по своему физическому и психическому развитию отставать от сверстников — так называемый, гармонический инфантилизм

то вечные дети, они всегда беззаботны и счастливы, так как позже узнают о сложностях бытия, о различных проблемах, которые поневоле приходится решать взрослым людям.

  • Различные соматические заболевания (физически ослабленные дети).
  • Поражения центральной нервной системы (дети с минимальной мозговой дисфункцией). У таких детей происходит значительное снижение работоспособности, памяти и внимания, возникают проблемы с усвоением навыков чтения, письма, счета и речи, развиваются эмоциональные и личностные нарушения.

Что происходит?

При рождении выявить у детей задержку психического развития нельзя. Чаще всего у них нет пороков в физическом облике. Да и родители всегда высоко оценивают способности своего ребёнка, порой не замечая важного — отставания в развитии. Первые тревоги у родителей в отношении развития детей обычно возникают, когда ребёнок пошёл в детский сад, в школу, и когда воспитатели, учителя отмечают, что он не усваивает учебный материал. Но и тогда некоторые родители считают, что с педагогической работой можно подождать, что ребёнок с возрастом самостоятельно научится правильно говорить, играть, общаться со сверстниками.

Иногда детей с ЗПР относят к педагогически запущенным детям, у которых отставание в развитии обусловлено только причинами социального характера. Однако это в корне неверно.

В одних случаях на первый план будет выступать задержка развития эмоциональной сферы (различные виды инфантилизма), а нарушения в интеллектуальной сфере будут выражены не резко. Эмоции таких детей как бы находится на более ранней ступени развития и соответствуют психике ребенка более младшего возраста: с яркостью и живостью реакции, преобладанием эмоций в поведении, игровых интересов, внушаемости и недостаточной самостоятельности. Эти дети неутомимы в игре, в которой проявляют много творчества и выдумки, и в тоже время быстро пресыщаются интеллектуальной деятельностью. Поэтому в первом классе школы у них нередко возникают трудности, связанные как с неумением подчиняться правилам дисциплины, так и с тем, что на занятиях они больше предпочитают играть.

В других случаях, наоборот, будет преобладать замедление развития интеллектуальной сферы. В этом случае ребенок склонен к робости, боязливости, страхам. Это препятствует формированию активности, инициативы, самостоятельности. И у этих детей преобладают игровые интересы. Они с трудом привыкают к школе и детскому коллективу, однако на уроках ведут себя более правильно. Поэтому к врачу они нападают не в связи с нарушениями дисциплины, а из-за трудностей обучения. Нередко такие дети очень тяжело переживают свои школьные неудачи.

Необходимо четко понимать, что дети, имеющие временную задержку в развитии, ни в коей мере не относятся к умственно отсталым детям, поскольку хорошо воспринимают предлагаемую помощь, сознательно выполняют поставленные перед ними задачи и правильно оперируют теми понятиями, которые они имеют. При своевременной коррекции большинство из них хорошо продвигаются и постепенно выравниваются.

Диагностика

Разобраться в характере и глубине того или иного нарушения можно только при комплексном обследовании ребенка врачом-психотерапевтом, дефектологом, психологом, логопедом. Исследовать состояние отдельных функций моторики, темпа деятельности, психические процессы и речевую деятельность.

Лечение

Практический опыт показывает, что почти все дети с неосложненной формой временной задержки развития могут стать успевающими учениками общеобразовательной школы. При этом очень важно, чтобы учитель и родители знали, что трудности на начальном этапе обучения ребенка почти никогда не являются результатом нерадивости или лени, а имеют объективные причины, которые могут быть успешно преодолены.

Родителям, в свою очередь, важно понять, что их ребенок будет обучаться медленнее других детей. Но для того, чтобы достичь наилучших результатов, нужно обратиться за квалифицированной помощью к специалистам (педагогу-дефектологу  -психотерапевту, чтобы тот назначил правильное медикаментозное лечение), как можно раньше начать продуманное и целенаправленное воспитание и обучение, создать все необходимые условия в семье, которые соответствуют состоянию ребёнка.

В задачи корекционно - логопедического обучения школьников с задержкой психического развития входит:

  • развитие и совершенствование общей моторики;
  • развитие и совершенствование ручной моторики;
  • развитие и совершенствование артикуляционной моторики (статической, динамической организации движений, переключения движений, объема, тонуса, темпа, точности, координации);
  • развитие слухового восприятия, внимания;
  • развитие зрительного восприятия, памяти;
  • развитие ритма;
  • формирование произносительных умений и навыков: коррекция нарушений изолированных звуков; автоматизация звуков слогах,

словосочетаниях, предложениях, связной речи; дифференциация звуков; коррекция нарушений звуко-слоговой структуры;

  • развитие лексических и грамматических средств языка;
  • развитие навыков связной речи.

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями

  • Выступление учителя-логопеда на родительских собраниях
  • Оформление информационного стенда для родителей
  • Индивидуальные консультации
  • Выполнение домашних заданий

Обращаться можно по электронной почте nura.valowa@yandex.ru

Приложение № 1 (презентация: Консультация «Что такое задержка психического развития») Web-адрес: https://yadi.sk/i/1ekFtKP2bY8fN

Приложение №2 (анкетирование)

Анкета для родителей

  1. Фамилия, имя, отчество ребёнка_________________________________________________
  2. Возраст______________________________________________________________________
  3. Домашний адрес______________________________________________________________
  4. Фамилия, имя, отчество родителей ______________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

  1. Телефон _____________________________________________________________________
  2. Посещал ли ДОУ ______________________________________________________________
  3. Проходил ли подготовку к школе, где ____________________________________________
  4. Первые слова, фразы___________________________________________________________
  5. Состояние слуха ______________________________________________________________
  6. Состояние артикуляционного аппарата (есть зубы – нет зубов)
  7. Умеет ли ребёнок поддерживать беседу? __________________________________________
  8. Умеет ли ребёнок писать? ______________________________________________________
  9. Умеет ли ребёнок читать? ______________________________________________________
  10. Трудно ли  заучивает стихи? ____________________________________________________
  11. Ведущая рука _________________________________________________________________
  12. Занимались ли с логопедом и где? _______________________________________________
  13. Чем можете помочь учителю-логопеду?( цветной принтер, ламинирование ,конструирование, шитье, рисование и т.д. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Даю согласие на логопедическое собеседование и обследование ребенка _____________________________________

                                                                                                       

                                                                       ____________   (подпись)

___________      сентября  2014 год        

Анкета для родителей

  1. Фамилия, имя, отчество ребёнка_________________________________________________
  2. Возраст______________________________________________________________________
  3. Домашний адрес______________________________________________________________
  4. Фамилия, имя, отчество родителей ______________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

  1. Телефон _____________________________________________________________________
  2. Посещал ли ДОУ _____________________________________________________________
  3. Проходил ли подготовку к школе, где ____________________________________________
  4. Первые слова, фразы___________________________________________________________
  5. Состояние слуха ______________________________________________________________
  6. Состояние артикуляционного аппарата (есть зубы – нет зубов)
  7. Умеет ли ребёнок поддерживать беседу? _________________________________________
  8. Умеет ли ребёнок писать? ______________________________________________________
  9. Умеет ли ребёнок читать? _____________________________________________________
  10. Трудно ли  заучивает стихи? ___________________________________________________
  11. Ведущая рука ________________________________________________________________
  12. Занимались ли с логопедом и где? ______________________________________________
  13. Чем можете помочь учителю-логопеду? ( цветной принтер, ламинирование ,конструирование, шитье, рисование и т.д._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Даю согласие на логопедическое собеседование и обследование ребенка_____________________________________

                                                                                                         

                                                                                                                   _____________  (подпись)

___________    сентября   2014 год        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа учителя по развитию свойств внимания у младших школьников с задержкой психического развития

ОглавлениеВведение 4ГлаваI. Теоретические основы изучения свойств внимания у младших школьников с задержкой психического развития8 Характеристика внимания как познавательного процесса8...

Статья на тему формирования самоконтроля как средство преодоления трудностей в обучении младшими школьниками с задержкой психического развития.

В настоящее время уровень качества образования терпит значительные изменения вследствие ухудшения уровня школьной успеваемости как детей с относительной возрастной нормой, так и детей с ОВЗ. Данный фа...

Методы и приёмы коррекционно-развивающего обучения младших школьников с задержкой психического развития.

Теоретический и практический материал для учителей, работающих с младшими школьниками с заключением ЗПР по АООП НОО (Вариант 7.1)...

Методы и приёмы коррекционно-развивающего обучения младших школьников с задержкой психического развития. Презентация

Методы и приёмы коррекционно-развивающего обучения младших школьников с задержкой психического развития....

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Цель выступления: познакомить с активными методами обучения и рассмотреть их применение в работе с детьми с ЗПР....

Методы и приёмы коррекционно-развивающего обучения младших школьников с задержкой психического развития.

При организации урочной и внеурочной деятельности обучающихся с ЗПР необходимо исходить из особенностей данной категории детей и их образовательных потребностей....

Развитие познавательной активности у младших школьников с задержкой психического развития в процессе обучения

Познавательная активность и обучаемость – свойства личности, неразрывно связанные друг с другом. Только при активности учащегося возможно успешное усвоение знаний с использованием эффективных сп...