Участие младших школьников в проектно – исследовательской деятельности
статья

Современная школа  требует развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельности. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и связей. Это предполагает внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Проектно-исследовательская деятельность и является таковой. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektno-issledovatelskaya-deyatelnost.docx21.86 КБ

Предварительный просмотр:

Участие младших школьников в проектно – исследовательской деятельности

Учитель МБОУ КСОШ № 32 имени Героя Советского Союза М.Г. Владимирова

Колтунова С.И.

Современная школа  требует развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельности. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и связей. Это предполагает внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Проектно-исследовательская деятельность и является таковой.

Замысел проекта возникает внутри учебной деятельности как логическое завершение учебной темы, но в то же время, имея практическую направленность, он выходит за рамки учебного процесса и является значимым для ученика. Проектно-исследовательская деятельность максимально индивидуализирует процесс обучения, активизирует познавательную активность детей. Она  позволяет мотивировать учащихся на создание проекта и достичь положительного результата.

Во внеурочной деятельности дети раскрывают свой потенциал больше, они ведут себя более свободно, чем на уроке, у них возрастает интерес к предмету. Проектно-исследовательская деятельность позволяет учащимся приобрести социальный опыт, стимулирует инициативу и рост творческих способностей. Даже пассивные учащиеся проявляют свои творческие возможности.

Занимаясь проектной  деятельностью, важными целями работы над проектом, являются:

1) формирование коммуникативных навыков (партнерское общение);

2) формирование навыков организации рабочего пространства и использования рабочего времени;

3) формирование навыков работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);

4) формирование умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор.

Проектная деятельность начинается со знакомства с  темой. Перечень тем предлагает учитель. Однако ребенок может не только выбрать, но и сформулировать свой вариант темы. Тема должна  предусмартивать использование школьниками хорошо знакомых им знаний в сочетании с новыми.  

После того как тема выбрана, начинается второй  этап – сбор информации. При этом дети сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. В младших классах сбор информации чаще всего происходит с помощью учителя и родителей. Они направляют деятельность  ребенка. Сведения они могут собирать в библиотеках, музеях, Интернете, в СМИ….С помощью родителей ребенок оформляет работу. Работа может оформляться как на компьютере, так и на бумажных носителях. Проверка грамотности проводится на уроках русского языка или во внеурочное время, поэтому слабые ученики и не боятся включаться в исследовательскую деятельность. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека, которая  может служить одним из основных источников информации по теме.

Третий этап - представление результатов. Ни один проект, не остается без внимания. Представление результатов проекта проводится  как на уроках, так и во внеурочное время, в зависимости от темы.  Это могут быть выставки, научно-практические конференции, фестивали, внеклассные мероприятия….  

Четвертый этап работы над проектом – оценивание работы.  В первую очередь идет самооценка своей работы, так же оценка учащихся класса и учителя. Все проекты хранятся в портфолио учащихся.

Конечно, работы учащихся начальной школы очень сложно назвать громким словом «научные», но ведь главная задача любого исследования- найти что-то новое для себя.

Перечислю основные виды проектов: исследовательские, творческие, информационные, игровые, практико-ориентированные.

Исследовательские проекты имеют структуру, приближенную к научным исследованиям. В процессе работы над проектом обязательно идет выдвижении е гипотезы и проведение эксперимента. Заканчивается такой проект обсуждением, формулированием выводов и оформлением результатов.

Творческие проекты имеют не столь строго проработанную структуру. Они зависят от конечного результата (газета, спектакль, сочинение, видеофильм, праздник…)

Игровые проекты – ведущий вид деятельности учащихся в таких проектах – ролевая игра. Обязательно намечается проблема и цель проекта, однако не всегда возможно наметить результаты. Они могут определиться в конце работы.

Информационные проекты – призваны научить школьника добывать и анализировать информацию. Для выполнения проекта используются различные методы получения информации: анализ литературных источников, ресурсов Интернета, электронных баз данных…

Практико-ориентированные проекты. Результатом такого вида проектов может быть изделие, удовлетворяющее конкретную потребность.

При подготовке учителя к организации проектно-исследовательской  деятельности учащихся на первый план выходит изучение им внутреннего потенциала ребенка, степени его одаренности.

В период подготовки к проектной деятельности учитель проводит ряд исследований с целью изучения творческих возможностей, индивидуальных особенностей, интересов и склонностей  ребенка. Для этого я использую  методику «Карта интересов младших школьников». Родителям и детям предлагается ответить на 35 вопросов. Ответы помещаются в «Листе ответов».

«Карта интересов младших школьников».

Лист вопросов

(Каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли вам….», «Нравится ли вашему ребенку..:

  1. Решать логические задачи и задачи на сообразительность.
  2. Читать самостоятельно(слушать , когда читают) сказки, рассказы…
  3. Петь музицировать.
  4. Заниматься физкультурой.
  5. Играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры.
  6. Читать (слушать, когда читают) рассказы о природе.
  7. Делать что-то на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу).
  8. Играть с техническим инструментом.
  9. Интересоваться и пользоваться новыми, незнакомыми словами.
  10. Самостоятельно рисовать.
  11. Играть в спортивные, подвижные игры.
  12. Руководить играми детей.
  13. Ходить в магазин за продуктами.
  14. Ходить в лес , в поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми.
  15. Читать (слушать, когда читают) книги о технике, машинах, космических кораблях..
  16. Играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных).
  17. Самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы.
  18. Соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам.
  19. Разговаривать с новыми незнакомыми людьми.
  20. Содержать домашний аквариум, птиц, животных(кошек, собак..)
  21. Убирать за собой книги, тетради, игрушки…
  22. Конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей…
  23. Знакомиться с историей (посещать исторические музеи…)
  24. Самостоятельно без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества.
  25. Читать(слушать, когда читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи.
  26. Объяснять что-то другим детям или взрослым людям(убеждать, спорить, доказывать свое мнение).
  27. Ухаживать за домашними растениями.
  28. Помогать взрослым  делать уборку в квартире.
  29. Считать самостоятельно, заниматься математикой в школе.
  30. Знакомиться с общественными явлениями международными событиями.
  31. Участвовать в постановке спектаклей.
  32. Заниматься спортом в секциях.
  33. Помогать другим людям.
  34. Работать в саду, на огороде, выращивать растения.
  35. Помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.

Лист ответов

Дата __________

Ф.И. ребенка______________

Ф.И.О. родителя________________

Примечание: в таблице записываются ответы на все вопросы (все +и -)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

Обработка результатов исследования

Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер:

1-й столбик - гуманитарная сфера

2-й столбик -  гуманитарная  деятельность

3-й столбик - художественная деятельность

4-й столбик – физкультура и спорт

5-й столбик – коммуникативные интересы

6-й столбик – природа и естествознание

7-й столбик – домашние обязанности, труд по самообслуживанию

Данная методика необходима не только для диагностики, но и в решении коррекционно-педагогических задач.

Анкета для родителей учащихся

«Способности младшего школьника»

  1. Мой ребенок имеет большой запас слов и хорошо выражает свои мысли. Пожалуйста приведите примеры, если вы ответили «да»

Да__. Нет.__

Примеры_______________________________________________________

  1. Мой ребенок упорно работает над заданием, настойчив и самостоятелен Пожалуйста приведите примеры, если вы ответили «да»

Да__. Нет.__

Примеры_______________________________________________________

  1. Мой ребенок начал читать в детском саду

Пожалуйста приведите примеры, если вы ответили «да», то перечислите книги

Да__. Нет.__

Примеры_______________________________________________________

  1. Пожалуйста,  перечислите, в чем, на ваш взгляд, ваш ребенок больше всего талантлив, к чему есть склонности__________________________________

_______________________________________________________________

  1. Пожалуйста,  перечислите хобби и особые интересы ребенка___________

________________________________________________________________

  1. Пожалуйста,  перечислите специальные дополнительные занятия, которые посещает ребенок вне школы_______________________________________

_________________________________________________________________

  1. Как на ваш взгляд ребенок относится к школе__________________________

_________________________________________________________________

  1. Какое любимое времяпрепровождение или досуг вашего ребенка_________

_________________________________________________________________

  1. Может ли ваш ребенок выполнять какую – либо деятельность с воображением, жестами, __________________________________________________________
  2. Опишите в какой сфере, по-вашему мнению, ваш ребенок может справится с образовательной программой для одаренных._______________________

Полученные при анкетировании данные станут основой для планирования учителем работы, направленной на развитие индивидуальных способностей каждого ученика класса. Помимо этого, информация о склонностях детей поможет в организации внеурочной деятельности.

Проектная деятельность дает большие возможности в обучении и воспитании учащихся –  применять свои знания на практике, умение исследовать, анализировать, оценивать. Способствует творческой самостоятельности, развивает целеустремленность, инициативность, умение  работать в команде, воспитывает чувство толерантность,  ответственности за свою деятельность, удовлетворенность, формирует самооценку, активную жизненную позицию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетенций младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность

Проектно- исследовательская деятельность среди учащихся начальной школы – новый подход для отечественной педагогики и очень актуальный в современных условиях...

Развитие познавательной активности младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность

В данном материале даны приёмы работы по развитию исследовательских способностей учащихся на уроке и во внеурочное время. Показан фрагмент мастер-класса на РМО учителей начальных классов....

«Формирование ключевых компетенций младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность»

Педагогический проектпо теме: «Формирование ключевых компетенций младших школьниковчерез проектно-исследовательскую деятельность»...

педагогическая система гражданского воспитания младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность

в статье изложены основные моменты педагогической модели по гражданскому образованию и воспитанию, указаны цели, задачи, ожидаемые результаты деятельности учителя начальных классов по воспитанию будущ...

Технологии обучения младших школьников умениям проектно-исследовательской деятельности.

Технологии обучения младших школьников умениям проектно-исследовательской деятельности. Подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям...