Статья «Проектная технология как приоритетная инновационная технология в образовании»
статья

Игнатьева Ольга Павловна

           Цель проектного обучения — создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения); развивают системное мышление.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья «Проектная технология как приоритетная инновационная технология в образовании»

Учитель начальных классов Игнатьева Ольга Павловна,

г.Симферополь, МБОУ СОШ-Д/С №6

    А. Дистервег сказал: «Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить».

И действительно, метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник ещё в 1920-е годы в США. Его называли также методом проблем и связывали с  именами американского философа и педагога Джона Дьюи.

 В России метод проектов был известен ещё в 1905 году. Под руководством С.Т.Шацкого работала группа российских педагогов по внедрению этого метода в образовательную практику. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н. К. Крупской. В 1931 г. постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов.

Основная ценность метода проектов

Ориентирует обучающихся не на простое изучение темы, а на создание конкретного образовательного продукта.

Задача учащихся – решить самостоятельно научную, техническую или иную проблему или задачу.

Преимущества метода:

  • Проект не ограничен рамками урока
  • Ученики видят конечный результат
  • Учитываются индивидуальные способности учеников
  • Способствует развитию творческих способностей
  •  Выявляются деловые качества
  • Развивает социальный аспект

Цель проектного обучения 

  • Стимулирование мотивации учения
  • Развитие разнообразных способностей (познавательных, аналитических, коммуникативных, организаторских)
  • Формирование навыков сбора и обработки информации
  • Обучение планированию

Реализация на практике метода проектов ведет к коренному изменению позиции преподавателя. Он из носителя знаний превращается в организатора познавательного процесса:

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ

• ЭНТУЗИАСТ, вдохновляющий и мотивирующий учащихся на достижение цели;

• СПЕЦИАЛИСТ, обладающий знаниями и умениями в нескольких областях;

 • КОНСУЛЬТАНТ, организующий доступ к информационным ресурсам;

• РУКОВОДИТЕЛЬ; КООРДИНАТОР группового процесса;

• ЭКСПЕРТ, анализирующий результаты выполненного проекта.

Проект — это «шесть П»:

  • Проблема
  • Проектирование (планирование)
  •  Поиск информации
  • Продукт
  • Презентация
  • Портфолио(папка с рабочими материалами)

ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ:

  1. По доминирующей деятельности учащихся:

• Практико-ориентированный проект нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика.

• Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов.

• Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении

с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории.

• Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов.

 • Ролевой проект участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или

деловых отношений через игровые ситуации.

  1. По количеству участников: личностные, парные, групповые
  2. ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ

• МИНИ-ПРОЕКТЫ могут укладываться в один урок или часть урока.

• КРАТКОСРОЧНЫЕ ПРОЕКТЫ требуют выделения 4-6 уроков, которые используются для координации деятельности проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации выполняются в рамках внеклассной деятельности и дома.

• СРЕДНЕСРОЧНЫЕ ПРОЕКТЫ выполняются в течение 30-40 часов. При осуществлении такого проекта возможно сочетание классных и внеклассных форм работы. Желательно проведение проектной недели.

 • ДОЛГОСРОЧНЫЕ (ГОДИЧНЫЕ) ПРОЕКТЫ могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Желательно осуществлять их в рамках ученического научного общества. Весь цикл реализации годичного проекта выполняется во внеурочное время.

  1. По характеру контактов:
  • Внутриклассные
  • Внутришкольные
  • Региональные
  • Международные
  1. По предметно - содержательной области:

• МОНОПРОЕКТЫ реализуются, как правило, в рамках одного учебного предмета или одной области знания, хотя могут использовать информацию из других областей знаний и деятельности. Руководителем такого проекта выступает учитель-предметник, консультантом – учитель другой дисциплины.

• МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ ПРОЕКТЫ выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания. Они требуют глубокой содержательной интеграции уже на этапе постановки проблемы.

  1. По характеру координации
  • непосредственный- с открытой (явной) координацией
  •  скрытый — с неявной координацией

Учебный проект это….

Для учителя- дидактичкское средство

Для ученика- это деятельность, направленная на решение проблемы и возможность проявить себя.

В процессе выполнения любого проекта формируются следующие компетенции:

  1. Поисковые (исследовательские): генерировать идеи, выбирать лучшее решение;
  2. Коммуникативные умения: сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать  их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло;
  3. Информационные: самостоятельно осуществлять поиск нужной информации, выявлять, какой информации или каких умений недостаёт;
  4. Презентационные: выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности;
  5. Рефлексивные: отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле;
  6. Менеджерские: проектировать процесс, планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решения, распределять обязанности при выполнении коллективного проекта.
  7. Оценочные:  оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других;

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

1) Подготовка 
а) определение проблемы и вытекающих из нее целей и задач; 
б) выдвижение гипотезы их решения; 
в) обсуждение методов исследования;

2) Планирование 
а) определение источников информации; 
б) определение способов сбора и анализа информации; 
в) определение способа представления результатов; 
г) установление процедур и критериев оценки результатов и процесса; 
д) распределение задач (обязанностей) между членами команды.

3) Исследование/решение проблемы - «Решить проблему» - значит применить в данном случае необходимые знания и умения, получив реальный и ощутимый результат
а) сбор информации; 
б) решение промежуточных задач.

4) Презентация/ выводы - результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию.
а) анализ полученных данных; 
б) формулирование выводов.

в) презентация

5) Оценка результатов и процесса; 
а) оформление конечных результатов; 
б) подведение итогов, корректировка, окончательные выводы.

Теперь я хочу рассказать о проекте, который мы делали недавно: Проект состоял из 2 блоков-создание книги о здоровом питании и открытие школы кулинаров.

Основные характеристики проекта:

Проект «Книга о здоровом питании»  это монопроект, выполненный в рамках одного предмета —окружающий мир, по количеству участников- групповой (4 группы по 7-8 человек), по продолжительности выполнения это мини-проект — выполнялся в рамках 2 уроков, по доминирующему виду деятельности-практико-ориентированный с элементами исследования.

Тематика проекта «Книга о здоровом питании»  касалась теоретического вопроса учебной программы с целью углубления знаний по данной теме. Ученики должны были самостоятельно и  совместными усилиями решить проблему, применив необходимые знания.

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат.

Поэтому 2 блок был практический -мы открыли школу кулинаров и дети непосредственно сами готовили блюда из своей книги.

В процессе выполнения проекта у учащихся формировалось представление о здоровом питании как одной из составных частей здорового образа жизни. Они убеждались в необходимости и важности соблюдения режима питания, учились выбирать самые полезные продукты для здорового, рационального питания.

Таким образом , дети смогли пережить ситуацию успеха, радости, удовольствия, что  способствует формированию у ребенка положительной самооценки: «Я сам !», «Я смог!», «Я знаю!». 

Самооценка на данном уроке проходила через оценочный лист:

Всё получилось хорошо

Было трудно

Проект нравится

Проект нравится, но можно сделать лучше

Все работали одинаково

Работал только один член группы

Кто-то работал больше, кто-то меньше

Мы можем поставить себе оценку

В ходе реализации проекта решались следующие задачи:

Деятельностная: формирование способности учащихся к творческому способу действия- создание готового продукта проектной деятельности : книга о здоровой пище

Образовательная: обобщение и систематизация знаний о пищеварительной системе, и отработка умения применять полученные знания на практике

Развивающая: формировать способность к  творческому мышлению, сравнению, анализу; совершенствовать исследовательские  навыки

Воспитательная:  Формирование позитивного отношения к работе, уважение к товарищам по классу.

«Единственный путь, ведущий к познанию, - это деятельность». Бернард Шоу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные технологии в образовании

Образование по своей сути уже является инновацией. Применяя данныетехнологии в инновационном обучении,учитель делает процесс более полным, интересным, насыщенным. При пересечении предметных областей е...

Инновационные технологии в образовании.

Инновационные технологии в образовании....

Инновационные технологии в образовании

выступление по теме "Инновационые технологии в образовании"...

"Современные инновационные технологии в образовании"

Инновация появляется в латинском языке где-то в середине XVII века и означает вхождение нового в некоторую сферу, вживление в нее и порождение целого ряда изменений в этой сфере. А значит, инновация ...

Март 2020г. Статья Семинар-практикум для родителей «Инновационные технологии, используемые в обучений и воспитании детей с ЗПР»

Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.    Ушински...

Статья "Проектные технологии в дополнительном образовании"

Воспитание ребенка в российском обществе реализуется в условиях экономического и политического реформирования. Необходимость вхождения системы образования в рыночную экономику, которая диктует иной ст...