«Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья»
методическая разработка

Шункова Юлиана Михайловна
«Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья» Введение Проблема творчества всегда вызывала интерес у ученых и исследователей. «Творчество является уделом всех, …оно является нормальным и постоянным спутником детского развития» (В.В. Давыдов). Творческая деятельность индивидуальна. А её формирование и развитие является актуальной проблемой в теории и практике воспитания и обучения детей. Способность человека – продукт общественного развития. Их формирование предполагает усвоение определенных форм деятельности, выработанных человечеством в процессе общественно-исторического развития. Развитие способностей и дарований в значительной степени зависит от активной творческой деятельности самих людей. Всестороннее развитие способностей открывает каждому человеку доступ к разным профессиям и формам деятельности. Под способностями понимаются такие индивидуальные особенности личности, которые обеспечивают легкость и высокое качество овладения определенной деятельностью. Способности — не врожденные качества, они существуют только в процессе развития и не могут развиваться вне различных видов деятельности. Творчество даёт человеку переживание своей целостности. Оно отражает его внутренний мир, его стремления, желания, переживания. В момент творчества человек наиболее полно и глубоко переживает себя, как личность, осознает свою индивидуальность. Творческие задатки у разных детей разные. Они зависят от свойств нервной системы, ее «пластичности», эмоциональной чувствительности, темперамента и во многом определяются наследственностью. Кроме того, влияние на развитие способностей к творчеству оказывает среда, окружающая ребенка, особенно семья. Часть I. Теоритическая часть 1.1. Творческая деятельность Творческая деятельность имеет серьезное значение в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе творческой деятельности у ребенка с ограниченными возможностями здоровья усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Свои чувства и эмоции, а также знание и отношение ребенку легче выразить со зрительных образов, чем вербально, следует отметить, что некоторые дети ограничены или вообще лишены возможности говорить или слышать, тогда невербальное средство оказывается единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и убеждения. Нельзя не учесть также тот факт, что средства творчества предоставляют ребенку возможность для выражения деструктивных чувств в социально-приемлемой манере, понижая их активность или ликвидируя полностью. Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не всегда самостоятельны. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем у таких детей (страх, тревожность и т. д.). Часто мир для них кажется пугающим и опасным. Невозможность выразить свои переживания, например, в игре, как это происходит у обычных детей, приводит к возрастанию эмоционального напряжения, как следствие, к возникновению поведенческих проблем. Это становиться серьезным препятствием в развитии ребенка. Также нужно отметить, что познавательная активность ребенка зависит от уровня активности, а у ребенка с особенностями развития собственная активность снижена. В целях развития творческого потенциала учащихся проектирую и организую систему работы, основывая на учете следующих принципов: • принцип учета структуры дефекта; • деятельностный принцип; • принцип создания ситуации успеха; • принцип доступности материала; • принцип эмоциональной насыщенности; • принцип взаимосвязи разных видов деятельности; • принцип реализации потребности в социальной принадлежности; • принцип создания ситуаций, способствующих формированию • социальных навыков и умений . Исходя из своего опыта, определила следующие условия развития творческой способности у детей с ограниченными возможностями здоровья. Первое условие – материальная, ресурсная, психологическая готовность образовательных учреждений принять детей с ограниченными возможностями здоровья, готовность распознать и развивать творческую одаренность (или творческие способности) ребенка. Второе условие – адекватная позиция родителей детей с ограниченными возможностями здоровья, их вера в возможности и способности ребенка к преодолению своего недуга, раскрытию талантов и способностей и современные формы взаимодействия образовательного учреждения с семьями воспитанников и обучающихся. Третьим условием развития творческих способностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья является его психолого-педагогическое сопровождение (Приложение 1). Целью такого сопровождения является формирование положительных личностных качеств самого ребенка – его самоотношение и самоуважение, вера в свои возможности, готовность к трудностей, воля и оптимизм. Проблема состоит в том, что сами условия жизни детей с ограниченными возможностями здоровья (симбиотические отношения с ухаживающим родителем, привычная опека и забота, несамостоятельность, ограниченный социальный опыт и опыт общения со сверстниками, часто неопределенность прогноза заболевания) провоцируют развитие прямо противоположных личностных качеств. Именно поэтому необходимо психолого-педагогическое сопровождение развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья, активная заинтересованная позиция социального окружения, создание возможностей. Четвертое условие развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья – адекватная особенностям и способностям детей с ограниченными возможностями здоровья система внеурочной деятельности, обеспечивающая включение ребенка в активную жизнь учреждения и социума. В основе взаимодействия с ребенком во внеурочной деятельности лежит принцип успешности каждого ученика, что требует особых педагогических средств и способов. Одним из средств развития творческой одаренности учащихся с ОВЗ являются творческие конкурсы. Часть II. Практическая часть. 2.1. Организация работы по развитию творческих способностей у детей с ОВЗ Из опыта работы, пришла к выводу, что при педагогической работе с детьми с ОВЗ необходимо учитывать не только наличие соответствующих рекомендаций по выбору образовательного маршрута, но и в условиях общеобразовательного процесса строить индивидуальный подход. Я заметила, что наиболее ярко особенности творческого развития обнаруживаются при изготовлении ими поделок по наглядному образцу на уроках труда, где учащиеся действуют в системе развернутых и внешне четко обозначенных требований. Наглядность и завершенность отдельных этапов деятельности на этих уроках позволяет выявить, прежде всего, недостаточную сформированность анализа образца – операции, имеющей первостепенное значение для всей последующей работы. При использовании дидактического материала на уроках придерживаюсь ряда требований: 1. Отбор наглядного, занимательного и практического материала осуществляю в соответствии с задачами обучения, а также с учетом уровня психофизического развития детей, индивидуализации заданий. 2. Осуществляю руководство деятельностью детей при работе с подобранным материалом. 3. Игры, задания, упражнения применяю как для закрепления материала, так и для решения новых задач. 4. Практикую создание положительных эмоций, способствующих более осознанному восприятию предлагаемого материала. 5. Необходимо сочетаю наглядные средства с использованием речевых приемов и методов. 6. Произвожу варьирование демонстрационного материала и практической деятельности. При этом осуществляю индивидуальный подход с учётом характерных для каждого ребёнка затруднений. Учебный материал преподношу небольшими дозами; его усложнение осуществляю постепенно. Так как такие дети быстрее утомляются, то переключаю с одного вида деятельности на другой. Кроме того, вношу разнообразные виды занятий. Очень важно, чтобы предлагаемая деятельность осуществлялась с интересом и эмоциональным подъёмом. Этому способствует использование на уроках красочного дидактического материала и игровых моментов. Считаю очень важным говорить с ребёнком мягким, доброжелательным тоном и поощрять его за малейшие успехи. Так же для успешного развития учащихся с ОВЗ необходимо:  охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья ребенка: предупреждение психофизических перегрузок, эмоциональных срывов, профилактика детского травматизма через организацию физкультурно-оздоровительных перемен, динамического часа, физкультминуток на уроках, проведение занятий на свежем воздухе и др., создание климата психологического комфорта, обеспечение успешной учебной деятельности в ее фронтальной и индивидуальной формах;  реализация коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса через проведение уроков, индивидуальных и групповых коррекционных занятий, классных часов, праздников, экскурсий и т.п. Планируя урок задумываюсь: «По каким направлениям будет проходить коррекционная работа на уроке в связи с изучаемым материалом?». Основные направления коррекционной работы:  Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики.  Коррекция отдельных сторон психической деятельности: развитие зрительного восприятия и узнавания; развитие зрительной памяти и внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений ориентации; развитие представлений о времени; слухового внимания и памяти; - развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.  Развитие основных мыслительных операций: навыков соотносительного анализа; - навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями); умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму; умения планировать деятельность; развитие комбинаторных способностей.  Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; - развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).  Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и т.д.).  Развитие речи, овладение техникой речи.  Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.  Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. Особое внимание, по моему мнению, следует обратить на создание благоприятного психологического климата в процессе развития и обучения, отношений взаимного доверия и уважения между педагогом и учащимися, атмосферы предотвращения психотравмирующих ситуаций в классе. К.Д. Ушинский сравнивал педагогику с искусством врачевания и отмечал, что личность учителя имеет большее значение, чем организация режима дня, чередование уроков, учебная нагрузка и другие гигиенические факторы. Самооценка ученика, его притязания, отношение к окружающим составляют внутреннюю позицию школьника. Адекватная внутренняя позиция является предпосылкой хорошей обучаемости и воспитуемости, нормального психического развития личности. Доказано, что эмоциональная окраска сообщения воздействует сильнее, чем содержащаяся в нем информация. Искусство улыбки, доброжелательное выражение лица, интонация голоса, поощрение взглядом, избегание отрицательных, приказных форм, сравнений с другими детьми, поторапливаний, как можно частое включение в диалог местоимения «мы», декларирование одобрения и любви – это все слагаемые психогигиенического воздействия на ученика. Одной из задач коррекционно-образовательной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, является создание оптимальных условий для реабилитации и развития тех качеств и навыков, которые необходимы для социальной адаптации детей. В работе с детьми с особыми образовательными потребностями я использую гибкие формы психотерапевтической работы. Применение инновационных технологий в педагогическом процессе способствует наиболее полному раскрытию внутреннего потенциала возможностей каждого ребенка с ограниченными возможностями, развивает ценные социальные и коммуникативные навыки; формирует определенный круг знаний и умений. Изменения в программе, содержании уроков, сказались на развитии детей. Такие уроки не только положительно влияют на мотивацию, но и учат применять знания в реальной жизни, формируют все виды универсальных учебных действий. На своих уроках я ввожу много материала, имеющего отношение к истории, к познанию мира (а именно: сравнение и применение некоторых знаний, связанных с физикой, физиологией и анатомией), к охране окружающей среды. Опыт показывает, что целенаправленная работа с детьми влияет на общее развитие всего класса, создаёт атмосферу сотрудничества. Для развития творческих способностей детей недостаточно только урочной формы обучения. Необходимы дополнительные, внеурочные формы образовательной деятельности. Привлечение детей к участию в предметных неделях. Своим ученикам я рекомендую такие формы внеурочной деятельности: Формы внеурочной деятельности Задачи Формирование УУД Кружки Развитие творческих способностей учащихся. Развитие интеллектуальных способностей. Развитие социально - личностных способностей (коммуникативности, развитие лидерства). Самореализация учащихся во внеклассной работе. Личностные:самопознание, самоопределение; (мотивация). Познавательные: логические; постановка и решение проблем; умение работать с информацией. Коммуникативные: участие в диалоге; доносить свою позицию до других, понимать другие позиции; договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы; сотрудничать в совместном решении проблемы; оформлять свои мысли в устной и письменной речи; взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. Олимпиады, конкурсы, выставки, мастер-классы • Совершенствование навыков научной организации труда. • Формирование познавательного интереса. • Творческое развитие учащихся. • Индивидуальная работа. Личностные: самоосознание (объяснять самому себе: - что я хочу (цели, мотивы) - что я могу (результаты); - свои наиболее заметные достижения). Познавательные: общеучебные; логические; постановка и решение проблем. Регулятивные: Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблем, осуществлять действия по реализации плана, соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи c учетом учебных и жизненных ситуаций; чтение и работа с информацией; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила дискуссионной культуры; умение аргументировать своё предложение. Для развития творческих способностей использую нетрадиционные техники (рисование пластилином, свечой; витраж, коллаж с применением крупы, семян, пуговиц, скорлупы; папье-маше, комбинированная аппликация – применение войлока, ткани, кружева, тесьмы, пряжи и т.д). Перечисленные техники привлекательны своеобразной художественной выразительностью, содержат элементы новизны, активизируют индивидуальные способности детей, дают неограниченные возможности для импровизации сочетания самых разных материалов. Их можно и нужно расширять и совершенствовать с учетом возраста и интересов учащихся, а также с учетом индивидуального подхода к развитию творческих способностей каждого ребенка. Работа с новыми материалами полезна, так как она снимает страх неудачи, формирует необходимые для творчества качества: уверенность в себе, самоутверждение, самоуважение. Без самоуважения, самоутверждения, уверенности в себе нет места творчеству, нет возможности выдать что-то свое. Многогранная деятельность детей на занятиях прикладного творчества создает положительные эмоции. Дети активно включаются в творчество, создают интересные индивидуальные и коллективные работы. Как показал опыт, использование нетрадиционной техники выводит ребенка за привычные рамки прикладного творчества, пробуждает в них интерес к самостоятельному творчеству, к эксперименту, раскрепощает, помогает детям избавиться от комплекса «я не умею». Они начинают работать смелее, увереннее, независимо от степени их способностей. Мнение, что творческая деятельность доступна не всем, а только одаренным детям, теряет обоснованность. По опыту знаю, что задача учителя - заинтересовать детей своим предметом, чтобы они захотели получать предложенные им знания и учились добывать их сами. Поиск эффективных методик привел меня к новым компьютерным технологиям, которые эффективно применяются при организации творческой познавательной деятельности учащихся. Использование компьютера значительно повышает возможности коррекции и развития детей с ОВЗ. Использование ИКТ на уроках проходит по следующим направлениям: текстовые материалы и карточки, набранные в Word, презентации в PowerPoint, компьютерные обучающие и развивающие игры. Применение информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) в процессе обучения и воспитания детей со сложными дефектами повышают общий уровень учебного процесса, усиливают познавательную активность учащихся. Основная цель применения ИКТ состоит в повышении качества обучения, это, то для чего мы работаем. Используя ИКТ, решаю следующие задачи: усиление интенсивности урока; повышение мотивации учащихся; отслеживание мониторинга их достижений и уровня их развития, проведение диагностических исследований детского коллектива. Составляя урок с использованием ИКТ, продумываю последовательность операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Урок, включающий слайды презентации, видеосюжет вызывают у детей эмоциональный отклик, в том числе и самых инфантильных, расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой, не всегда можем добиться при фронтальной работе с классом. Физкультминутки для учащихся тоже поможет провести компьютер. На экране монитора появляются схематичные изображения человечков в разных гимнастических позах, дети должны под весёлую музыку выполнить движения. Использую компьютерные программы-тренажёры для глаз, позволяющие дать отдых глазам ребёнка. При помощи ИКТ провожу классные часы: игры, путешествия «В гостях у сказки», «Город мастеров», «Всё о космосе», и другие. Использование средств ИКТ позволяет сделать мероприятия более наглядными, мобильными и интересными. Следовательно, ИКТ выполняет определенную образовательную функцию, помогает ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить. Учитывая психологические особенности младшего школьника с ОВЗ, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована. Планируя урок, необходимо тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ. Сегодня трудно представить современный урок в современной школе без использования новых информационных технологий. Уроки и мероприятия с использованием ИКТ становятся неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и являются одним из важных результатов инновационной работы в практике моей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Я полностью согласна с тем, что на сегодняшний день большое значение в системе специального образования придаётся использованию ИКТ в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время я работаю с ребенком инвалидом (домашнее обучение). Он имеет возможность работать на компьютере. Я стараюсь показать ему возможности компьютера - играем в развивающие игры, ищем картинки в Интернете по теме занятия. Использование презентаций, интерактивных заданий, тестов позволяет активизировать внимание, пробудить интерес к изучаемому материалу. Регулярно стараюсь использовать при подготовке и проведении внеклассных мероприятий компьютерные технологии. Работа интересная не только для педагога, но и для детей с ОВЗ. Воспитанники всегда оживляются, когда узнают, что на занятии будет презентация или слайды. Я стараюсь расширить познавательную активность моих воспитанников через повышение уровня их компьютерной грамотности. Ожидаемыми результатами своей работы выделяю следующие: 1. для себя: • Формирование системы работы с учащимися; • Создание в школе условий развития творческой одаренности; • Совершенствование форм работы с детьми ОВЗ; • Обеспечение преемственности в работе начальной и средней школы; • Обобщение и систематизация материалов, продолжение опыта работы. 2. Для учащихся: • Повышение качества знаний и умение применять их в нестандартной ситуации; • Повышение мотивации учащихся к творческой деятельности; • Развитие общей эрудиции детей; 3. Для родителей: • профилактика вторичных, третичных нарушений в развитии ребенка; • профилактика перегрузок, выбор адекватного психофизическому развитию ребенка режима труда и отдыха в образовательном учреждении и дома; • оказание профессиональной помощи в вопросах воспитания, в решении возникающих проблем; • выбор стратегии взаимоотношений с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, структуры нарушения его развития; • подготовка и включение родителей (близких людей) в процесс решения коррекционно – воспитательных задач, реализацию индивидуальных комплексных программ коррекции развития. Успешность выступлений на различных конкурсах, олимпиадах. Показателями эффективности опыта работы с детьми являются: • Повышение уровня интеллектуального развития; • Повышение мотивации через устойчивый интерес к предмету; • Повышение уровня творческих способностей детей; • Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей; • Увеличение количества детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные или иные способности; • Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности. Повышение уровня владения детьми универсальными учебными действиями и социальными компетенциями, увеличение числа таких детей. Ребенок растет и развивается в семье, получает «из рук и уст матери» определенную сумму знаний, которая является основой формирования в детском сознании понимания особенностей окружающего пространства, навыков самообслуживания, взаимоотношений с людьми. Воспитательная работа родителей в семье – это, прежде всего, самовоспитание. Следовательно, каждому родителю нужно учиться быть педагогом, учиться принимать свое дитя таким, какой он есть, учиться управлять взаимоотношениями с ребенком. Но не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие не умеют этого делать, третьи не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная педагогическая помощь, которая поможет в определении верного пути: как воспитывать, чему учить, как учить. Сотрудничество семьи и педагога является необходимым условием успешного коррекционно – воспитательного воздействия на развитие ребенка. При изучении семьи и установлении контактов с ее членами использую следующие методы: анкетирование, опрос, беседа с членами семьи, наблюдение за ребенком (целенаправленное и спонтанное), метод создания педагогических ситуаций, запись вопросов родителей, сочинение родителей на тему «Мой ребенок», фиксация дня ребенка. Для проведения консультативно – просветительской и профилактической работы использую следующие организационные формы: индивидуальное консультирование по обращениям, по итогам обследования; обучающее консультирование (разъяснение этапов коррекционной программы, демонстрация приемов коррекционной работы, демонстрация коррекционно – развивающих заданий, игр и упражнений); этапное консультирование (корректировка программ развития и коррекции, сбор дополнительных сведений о ребенке, получение «обратной связи»). В зависимости от цели, консультирование проводится в виде беседы, беседы с использованием анкетирования, как обучение приемам коррекционной работы, оформления рекомендаций. Самой оптимальной формой коррекционно – воспитательной работы с родителями является индивидуальная работа, которая включает в себя: индивидуальное консультирование. Задача первого этапа работы–создание доверительных, откровенных отношений с родителями, (отрицающими возможность и необходимость сотрудничества). С этой целью используют беседу. Второй этап проводится по итогам всестороннего обследования ребенка. На этом этапе ставятся следующие цели: подробное обсуждение общего состояния психического развития ребенка; разъяснение конкретных мер помощи ребенку с учетом структуры его дефекта; обсуждение проблем родителей, их отношение к трудностям ребенка; планирование последующих бесед с целью обсуждения динамики продвижения ребенка в условиях коррекционного воздействия. На этапе коррекционной работы меняются задачи и формы индивидуального воздействия в ходе консультирования. Основным на этом этапе является – формирование у родителей «воспитательной компетентности» через расширение круга их дефектологических знаний; привлечение родителей к конкретным коррекционным мероприятиям с их ребенком. Наиболее эффективными среди форм индивидуального воздействия считаются: совместное обсуждение с родителями хода и результатов коррекционной работы; анализ возможных причин незначительного продвижения в работе и совместная выработка рекомендаций по преодолению негативных тенденций в развитии ребенка; индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам. Заключение Работа по развитию творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья трудна, но богата развивающими идеями — не только для обучающихся, но и для педагога. Нужно постоянно помнить, что каждый ребенок должен иметь возможность получить такое образование, которое позволит ему достичь максимально возможного для него уровня развития. Все дети рождаются со своими природными задатками, талантами и возможностями. Перед педагогом стоит задача - раскрыть природные способности ребенка, помочь ребенку познать мир своим путем. Положительные результаты, достигнутые в ходе работы с детьми, убеждают в том, что начатая деятельность востребована обществом, необходима и значима для интеллектуального и творческого развития личности, и требует своего продолжения на следующих ступенях образования. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо важная задача обучения таких детей. «Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья» Введение Проблема творчества всегда вызывала интерес у ученых и исследователей. «Творчество является уделом всех, …оно является нормальным и постоянным спутником детского развития» (В.В. Давыдов). Творческая деятельность индивидуальна. А её формирование и развитие является актуальной проблемой в теории и практике воспитания и обучения детей. Способность человека – продукт общественного развития. Их формирование предполагает усвоение определенных форм деятельности, выработанных человечеством в процессе общественно-исторического развития. Развитие способностей и дарований в значительной степени зависит от активной творческой деятельности самих людей. Всестороннее развитие способностей открывает каждому человеку доступ к разным профессиям и формам деятельности. Под способностями понимаются такие индивидуальные особенности личности, которые обеспечивают легкость и высокое качество овладения определенной деятельностью. Способности — не врожденные качества, они существуют только в процессе развития и не могут развиваться вне различных видов деятельности. Творчество даёт человеку переживание своей целостности. Оно отражает его внутренний мир, его стремления, желания, переживания. В момент творчества человек наиболее полно и глубоко переживает себя, как личность, осознает свою индивидуальность. Творческие задатки у разных детей разные. Они зависят от свойств нервной системы, ее «пластичности», эмоциональной чувствительности, темперамента и во многом определяются наследственностью. Кроме того, влияние на развитие способностей к творчеству оказывает среда, окружающая ребенка, особенно семья. Часть I. Теоритическая часть 1.1. Творческая деятельность Творческая деятельность имеет серьезное значение в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе творческой деятельности у ребенка с ограниченными возможностями здоровья усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Свои чувства и эмоции, а также знание и отношение ребенку легче выразить со зрительных образов, чем вербально, следует отметить, что некоторые дети ограничены или вообще лишены возможности говорить или слышать, тогда невербальное средство оказывается единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и убеждения. Нельзя не учесть также тот факт, что средства творчества предоставляют ребенку возможность для выражения деструктивных чувств в социально-приемлемой манере, понижая их активность или ликвидируя полностью. Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не всегда самостоятельны. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем у таких детей (страх, тревожность и т. д.). Часто мир для них кажется пугающим и опасным. Невозможность выразить свои переживания, например, в игре, как это происходит у обычных детей, приводит к возрастанию эмоционального напряжения, как следствие, к возникновению поведенческих проблем. Это становиться серьезным препятствием в развитии ребенка. Также нужно отметить, что познавательная активность ребенка зависит от уровня активности, а у ребенка с особенностями развития собственная активность снижена. В целях развития творческого потенциала учащихся проектирую и организую систему работы, основывая на учете следующих принципов: • принцип учета структуры дефекта; • деятельностный принцип; • принцип создания ситуации успеха; • принцип доступности материала; • принцип эмоциональной насыщенности; • принцип взаимосвязи разных видов деятельности; • принцип реализации потребности в социальной принадлежности; • принцип создания ситуаций, способствующих формированию • социальных навыков и умений . Исходя из своего опыта, определила следующие условия развития творческой способности у детей с ограниченными возможностями здоровья. Первое условие – материальная, ресурсная, психологическая готовность образовательных учреждений принять детей с ограниченными возможностями здоровья, готовность распознать и развивать творческую одаренность (или творческие способности) ребенка. Второе условие – адекватная позиция родителей детей с ограниченными возможностями здоровья, их вера в возможности и способности ребенка к преодолению своего недуга, раскрытию талантов и способностей и современные формы взаимодействия образовательного учреждения с семьями воспитанников и обучающихся. Третьим условием развития творческих способностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья является его психолого-педагогическое сопровождение (Приложение 1). Целью такого сопровождения является формирование положительных личностных качеств самого ребенка – его самоотношение и самоуважение, вера в свои возможности, готовность к трудностей, воля и оптимизм. Проблема состоит в том, что сами условия жизни детей с ограниченными возможностями здоровья (симбиотические отношения с ухаживающим родителем, привычная опека и забота, несамостоятельность, ограниченный социальный опыт и опыт общения со сверстниками, часто неопределенность прогноза заболевания) провоцируют развитие прямо противоположных личностных качеств. Именно поэтому необходимо психолого-педагогическое сопровождение развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья, активная заинтересованная позиция социального окружения, создание возможностей. Четвертое условие развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья – адекватная особенностям и способностям детей с ограниченными возможностями здоровья система внеурочной деятельности, обеспечивающая включение ребенка в активную жизнь учреждения и социума. В основе взаимодействия с ребенком во внеурочной деятельности лежит принцип успешности каждого ученика, что требует особых педагогических средств и способов. Одним из средств развития творческой одаренности учащихся с ОВЗ являются творческие конкурсы. Часть II. Практическая часть. 2.1. Организация работы по развитию творческих способностей у детей с ОВЗ Из опыта работы, пришла к выводу, что при педагогической работе с детьми с ОВЗ необходимо учитывать не только наличие соответствующих рекомендаций по выбору образовательного маршрута, но и в условиях общеобразовательного процесса строить индивидуальный подход. Я заметила, что наиболее ярко особенности творческого развития обнаруживаются при изготовлении ими поделок по наглядному образцу на уроках труда, где учащиеся действуют в системе развернутых и внешне четко обозначенных требований. Наглядность и завершенность отдельных этапов деятельности на этих уроках позволяет выявить, прежде всего, недостаточную сформированность анализа образца – операции, имеющей первостепенное значение для всей последующей работы. При использовании дидактического материала на уроках придерживаюсь ряда требований: 1. Отбор наглядного, занимательного и практического материала осуществляю в соответствии с задачами обучения, а также с учетом уровня психофизического развития детей, индивидуализации заданий. 2. Осуществляю руководство деятельностью детей при работе с подобранным материалом. 3. Игры, задания, упражнения применяю как для закрепления материала, так и для решения новых задач. 4. Практикую создание положительных эмоций, способствующих более осознанному восприятию предлагаемого материала. 5. Необходимо сочетаю наглядные средства с использованием речевых приемов и методов. 6. Произвожу варьирование демонстрационного материала и практической деятельности. При этом осуществляю индивидуальный подход с учётом характерных для каждого ребёнка затруднений. Учебный материал преподношу небольшими дозами; его усложнение осуществляю постепенно. Так как такие дети быстрее утомляются, то переключаю с одного вида деятельности на другой. Кроме того, вношу разнообразные виды занятий. Очень важно, чтобы предлагаемая деятельность осуществлялась с интересом и эмоциональным подъёмом. Этому способствует использование на уроках красочного дидактического материала и игровых моментов. Считаю очень важным говорить с ребёнком мягким, доброжелательным тоном и поощрять его за малейшие успехи. Так же для успешного развития учащихся с ОВЗ необходимо:  охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья ребенка: предупреждение психофизических перегрузок, эмоциональных срывов, профилактика детского травматизма через организацию физкультурно-оздоровительных перемен, динамического часа, физкультминуток на уроках, проведение занятий на свежем воздухе и др., создание климата психологического комфорта, обеспечение успешной учебной деятельности в ее фронтальной и индивидуальной формах;  реализация коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса через проведение уроков, индивидуальных и групповых коррекционных занятий, классных часов, праздников, экскурсий и т.п. Планируя урок задумываюсь: «По каким направлениям будет проходить коррекционная работа на уроке в связи с изучаемым материалом?». Основные направления коррекционной работы:  Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики.  Коррекция отдельных сторон психической деятельности: развитие зрительного восприятия и узнавания; развитие зрительной памяти и внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений ориентации; развитие представлений о времени; слухового внимания и памяти; - развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.  Развитие основных мыслительных операций: навыков соотносительного анализа; - навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями); умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму; умения планировать деятельность; развитие комбинаторных способностей.  Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; - развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).  Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и т.д.).  Развитие речи, овладение техникой речи.  Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.  Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. Особое внимание, по моему мнению, следует обратить на создание благоприятного психологического климата в процессе развития и обучения, отношений взаимного доверия и уважения между педагогом и учащимися, атмосферы предотвращения психотравмирующих ситуаций в классе. К.Д. Ушинский сравнивал педагогику с искусством врачевания и отмечал, что личность учителя имеет большее значение, чем организация режима дня, чередование уроков, учебная нагрузка и другие гигиенические факторы. Самооценка ученика, его притязания, отношение к окружающим составляют внутреннюю позицию школьника. Адекватная внутренняя позиция является предпосылкой хорошей обучаемости и воспитуемости, нормального психического развития личности. Доказано, что эмоциональная окраска сообщения воздействует сильнее, чем содержащаяся в нем информация. Искусство улыбки, доброжелательное выражение лица, интонация голоса, поощрение взглядом, избегание отрицательных, приказных форм, сравнений с другими детьми, поторапливаний, как можно частое включение в диалог местоимения «мы», декларирование одобрения и любви – это все слагаемые психогигиенического воздействия на ученика. Одной из задач коррекционно-образовательной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, является создание оптимальных условий для реабилитации и развития тех качеств и навыков, которые необходимы для социальной адаптации детей. В работе с детьми с особыми образовательными потребностями я использую гибкие формы психотерапевтической работы. Применение инновационных технологий в педагогическом процессе способствует наиболее полному раскрытию внутреннего потенциала возможностей каждого ребенка с ограниченными возможностями, развивает ценные социальные и коммуникативные навыки; формирует определенный круг знаний и умений. Изменения в программе, содержании уроков, сказались на развитии детей. Такие уроки не только положительно влияют на мотивацию, но и учат применять знания в реальной жизни, формируют все виды универсальных учебных действий. На своих уроках я ввожу много материала, имеющего отношение к истории, к познанию мира (а именно: сравнение и применение некоторых знаний, связанных с физикой, физиологией и анатомией), к охране окружающей среды. Опыт показывает, что целенаправленная работа с детьми влияет на общее развитие всего класса, создаёт атмосферу сотрудничества. Для развития творческих способностей детей недостаточно только урочной формы обучения. Необходимы дополнительные, внеурочные формы образовательной деятельности. Привлечение детей к участию в предметных неделях. Своим ученикам я рекомендую такие формы внеурочной деятельности: Формы внеурочной деятельности Задачи Формирование УУД Кружки Развитие творческих способностей учащихся. Развитие интеллектуальных способностей. Развитие социально - личностных способностей (коммуникативности, развитие лидерства). Самореализация учащихся во внеклассной работе. Личностные:самопознание, самоопределение; (мотивация). Познавательные: логические; постановка и решение проблем; умение работать с информацией. Коммуникативные: участие в диалоге; доносить свою позицию до других, понимать другие позиции; договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы; сотрудничать в совместном решении проблемы; оформлять свои мысли в устной и письменной речи; взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. Олимпиады, конкурсы, выставки, мастер-классы • Совершенствование навыков научной организации труда. • Формирование познавательного интереса. • Творческое развитие учащихся. • Индивидуальная работа. Личностные: самоосознание (объяснять самому себе: - что я хочу (цели, мотивы) - что я могу (результаты); - свои наиболее заметные достижения). Познавательные: общеучебные; логические; постановка и решение проблем. Регулятивные: Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблем, осуществлять действия по реализации плана, соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи c учетом учебных и жизненных ситуаций; чтение и работа с информацией; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила дискуссионной культуры; умение аргументировать своё предложение. Для развития творческих способностей использую нетрадиционные техники (рисование пластилином, свечой; витраж, коллаж с применением крупы, семян, пуговиц, скорлупы; папье-маше, комбинированная аппликация – применение войлока, ткани, кружева, тесьмы, пряжи и т.д). Перечисленные техники привлекательны своеобразной художественной выразительностью, содержат элементы новизны, активизируют индивидуальные способности детей, дают неограниченные возможности для импровизации сочетания самых разных материалов. Их можно и нужно расширять и совершенствовать с учетом возраста и интересов учащихся, а также с учетом индивидуального подхода к развитию творческих способностей каждого ребенка. Работа с новыми материалами полезна, так как она снимает страх неудачи, формирует необходимые для творчества качества: уверенность в себе, самоутверждение, самоуважение. Без самоуважения, самоутверждения, уверенности в себе нет места творчеству, нет возможности выдать что-то свое. Многогранная деятельность детей на занятиях прикладного творчества создает положительные эмоции. Дети активно включаются в творчество, создают интересные индивидуальные и коллективные работы. Как показал опыт, использование нетрадиционной техники выводит ребенка за привычные рамки прикладного творчества, пробуждает в них интерес к самостоятельному творчеству, к эксперименту, раскрепощает, помогает детям избавиться от комплекса «я не умею». Они начинают работать смелее, увереннее, независимо от степени их способностей. Мнение, что творческая деятельность доступна не всем, а только одаренным детям, теряет обоснованность. По опыту знаю, что задача учителя - заинтересовать детей своим предметом, чтобы они захотели получать предложенные им знания и учились добывать их сами. Поиск эффективных методик привел меня к новым компьютерным технологиям, которые эффективно применяются при организации творческой познавательной деятельности учащихся. Использование компьютера значительно повышает возможности коррекции и развития детей с ОВЗ. Использование ИКТ на уроках проходит по следующим направлениям: текстовые материалы и карточки, набранные в Word, презентации в PowerPoint, компьютерные обучающие и развивающие игры. Применение информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) в процессе обучения и воспитания детей со сложными дефектами повышают общий уровень учебного процесса, усиливают познавательную активность учащихся. Основная цель применения ИКТ состоит в повышении качества обучения, это, то для чего мы работаем. Используя ИКТ, решаю следующие задачи: усиление интенсивности урока; повышение мотивации учащихся; отслеживание мониторинга их достижений и уровня их развития, проведение диагностических исследований детского коллектива. Составляя урок с использованием ИКТ, продумываю последовательность операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Урок, включающий слайды презентации, видеосюжет вызывают у детей эмоциональный отклик, в том числе и самых инфантильных, расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой, не всегда можем добиться при фронтальной работе с классом. Физкультминутки для учащихся тоже поможет провести компьютер. На экране монитора появляются схематичные изображения человечков в разных гимнастических позах, дети должны под весёлую музыку выполнить движения. Использую компьютерные программы-тренажёры для глаз, позволяющие дать отдых глазам ребёнка. При помощи ИКТ провожу классные часы: игры, путешествия «В гостях у сказки», «Город мастеров», «Всё о космосе», и другие. Использование средств ИКТ позволяет сделать мероприятия более наглядными, мобильными и интересными. Следовательно, ИКТ выполняет определенную образовательную функцию, помогает ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить. Учитывая психологические особенности младшего школьника с ОВЗ, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована. Планируя урок, необходимо тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ. Сегодня трудно представить современный урок в современной школе без использования новых информационных технологий. Уроки и мероприятия с использованием ИКТ становятся неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и являются одним из важных результатов инновационной работы в практике моей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Я полностью согласна с тем, что на сегодняшний день большое значение в системе специального образования придаётся использованию ИКТ в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время я работаю с ребенком инвалидом (домашнее обучение). Он имеет возможность работать на компьютере. Я стараюсь показать ему возможности компьютера - играем в развивающие игры, ищем картинки в Интернете по теме занятия. Использование презентаций, интерактивных заданий, тестов позволяет активизировать внимание, пробудить интерес к изучаемому материалу. Регулярно стараюсь использовать при подготовке и проведении внеклассных мероприятий компьютерные технологии. Работа интересная не только для педагога, но и для детей с ОВЗ. Воспитанники всегда оживляются, когда узнают, что на занятии будет презентация или слайды. Я стараюсь расширить познавательную активность моих воспитанников через повышение уровня их компьютерной грамотности. Ожидаемыми результатами своей работы выделяю следующие: 1. для себя: • Формирование системы работы с учащимися; • Создание в школе условий развития творческой одаренности; • Совершенствование форм работы с детьми ОВЗ; • Обеспечение преемственности в работе начальной и средней школы; • Обобщение и систематизация материалов, продолжение опыта работы. 2. Для учащихся: • Повышение качества знаний и умение применять их в нестандартной ситуации; • Повышение мотивации учащихся к творческой деятельности; • Развитие общей эрудиции детей; 3. Для родителей: • профилактика вторичных, третичных нарушений в развитии ребенка; • профилактика перегрузок, выбор адекватного психофизическому развитию ребенка режима труда и отдыха в образовательном учреждении и дома; • оказание профессиональной помощи в вопросах воспитания, в решении возникающих проблем; • выбор стратегии взаимоотношений с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, структуры нарушения его развития; • подготовка и включение родителей (близких людей) в процесс решения коррекционно – воспитательных задач, реализацию индивидуальных комплексных программ коррекции развития. Успешность выступлений на различных конкурсах, олимпиадах. Показателями эффективности опыта работы с детьми являются: • Повышение уровня интеллектуального развития; • Повышение мотивации через устойчивый интерес к предмету; • Повышение уровня творческих способностей детей; • Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей; • Увеличение количества детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные или иные способности; • Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности. Повышение уровня владения детьми универсальными учебными действиями и социальными компетенциями, увеличение числа таких детей. Ребенок растет и развивается в семье, получает «из рук и уст матери» определенную сумму знаний, которая является основой формирования в детском сознании понимания особенностей окружающего пространства, навыков самообслуживания, взаимоотношений с людьми. Воспитательная работа родителей в семье – это, прежде всего, самовоспитание. Следовательно, каждому родителю нужно учиться быть педагогом, учиться принимать свое дитя таким, какой он есть, учиться управлять взаимоотношениями с ребенком. Но не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие не умеют этого делать, третьи не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная педагогическая помощь, которая поможет в определении верного пути: как воспитывать, чему учить, как учить. Сотрудничество семьи и педагога является необходимым условием успешного коррекционно – воспитательного воздействия на развитие ребенка. При изучении семьи и установлении контактов с ее членами использую следующие методы: анкетирование, опрос, беседа с членами семьи, наблюдение за ребенком (целенаправленное и спонтанное), метод создания педагогических ситуаций, запись вопросов родителей, сочинение родителей на тему «Мой ребенок», фиксация дня ребенка. Для проведения консультативно – просветительской и профилактической работы использую следующие организационные формы: индивидуальное консультирование по обращениям, по итогам обследования; обучающее консультирование (разъяснение этапов коррекционной программы, демонстрация приемов коррекционной работы, демонстрация коррекционно – развивающих заданий, игр и упражнений); этапное консультирование (корректировка программ развития и коррекции, сбор дополнительных сведений о ребенке, получение «обратной связи»). В зависимости от цели, консультирование проводится в виде беседы, беседы с использованием анкетирования, как обучение приемам коррекционной работы, оформления рекомендаций. Самой оптимальной формой коррекционно – воспитательной работы с родителями является индивидуальная работа, которая включает в себя: индивидуальное консультирование. Задача первого этапа работы–создание доверительных, откровенных отношений с родителями, (отрицающими возможность и необходимость сотрудничества). С этой целью используют беседу. Второй этап проводится по итогам всестороннего обследования ребенка. На этом этапе ставятся следующие цели: подробное обсуждение общего состояния психического развития ребенка; разъяснение конкретных мер помощи ребенку с учетом структуры его дефекта; обсуждение проблем родителей, их отношение к трудностям ребенка; планирование последующих бесед с целью обсуждения динамики продвижения ребенка в условиях коррекционного воздействия. На этапе коррекционной работы меняются задачи и формы индивидуального воздействия в ходе консультирования. Основным на этом этапе является – формирование у родителей «воспитательной компетентности» через расширение круга их дефектологических знаний; привлечение родителей к конкретным коррекционным мероприятиям с их ребенком. Наиболее эффективными среди форм индивидуального воздействия считаются: совместное обсуждение с родителями хода и результатов коррекционной работы; анализ возможных причин незначительного продвижения в работе и совместная выработка рекомендаций по преодолению негативных тенденций в развитии ребенка; индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам. Заключение Работа по развитию творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья трудна, но богата развивающими идеями — не только для обучающихся, но и для педагога. Нужно постоянно помнить, что каждый ребенок должен иметь возможность получить такое образование, которое позволит ему достичь максимально возможного для него уровня развития. Все дети рождаются со своими природными задатками, талантами и возможностями. Перед педагогом стоит задача - раскрыть природные способности ребенка, помочь ребенку познать мир своим путем. Положительные результаты, достигнутые в ходе работы с детьми, убеждают в том, что начатая деятельность востребована обществом, необходима и значима для интеллектуального и творческого развития личности, и требует своего продолжения на следующих ступенях образования. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо важная задача обучения таких детей. Творческая деятельность индивидуальна. А её формирование и развитие является актуальной проблемой в теории и практике воспитания и обучения детей. Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не всегда самостоятельны. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskaya_deyatelnost.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья»

Введение

Проблема творчества всегда вызывала интерес у ученых и исследователей. «Творчество является уделом всех, …оно является нормальным и постоянным спутником детского развития» (В.В. Давыдов). Творческая деятельность индивидуальна. А её формирование и развитие является актуальной проблемой в теории и практике воспитания и обучения детей.

Способность человека – продукт общественного развития. Их формирование предполагает усвоение определенных форм деятельности, выработанных человечеством в процессе общественно-исторического развития. Развитие способностей и дарований в значительной степени зависит от активной творческой деятельности самих людей. Всестороннее развитие способностей открывает каждому человеку доступ к разным профессиям и формам деятельности. Под способностями понимаются такие индивидуальные особенности личности, которые обеспечивают  легкость и высокое качество овладения определенной деятельностью. Способности — не врожденные качества, они существуют только в процессе развития и не могут развиваться вне различных видов деятельности. Творчество даёт человеку переживание своей целостности. Оно отражает  его внутренний мир, его стремления, желания, переживания. В момент творчества человек наиболее полно и глубоко переживает себя, как личность, осознает свою индивидуальность. Творческие задатки у разных детей разные. Они зависят от свойств нервной системы, ее «пластичности», эмоциональной чувствительности, темперамента и во многом определяются наследственностью. Кроме того, влияние на развитие способностей к творчеству оказывает среда, окружающая ребенка, особенно семья.

Часть I. Теоритическая часть

1.1. Творческая деятельность

Творческая деятельность имеет серьезное значение в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе творческой деятельности у ребенка с ограниченными возможностями здоровья усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Свои чувства и эмоции, а также знание и отношение ребенку легче выразить со зрительных образов, чем вербально, следует отметить, что некоторые дети ограничены или вообще лишены возможности говорить или слышать, тогда невербальное средство оказывается единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и убеждения. Нельзя не учесть также тот факт, что средства творчества предоставляют ребенку возможность для выражения деструктивных чувств в социально-приемлемой манере, понижая их активность или ликвидируя полностью. Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не всегда самостоятельны. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем у таких детей (страх, тревожность и т. д.). Часто мир для них кажется пугающим и опасным. Невозможность выразить свои переживания, например, в игре, как это происходит у обычных детей, приводит к возрастанию эмоционального напряжения, как следствие, к возникновению поведенческих проблем. Это становиться серьезным препятствием в развитии ребенка. Также нужно отметить, что познавательная активность ребенка зависит от уровня активности, а у ребенка с особенностями развития собственная активность снижена.

В целях развития творческого потенциала учащихся проектирую и организую систему работы, основывая на учете следующих принципов:

  • принцип учета структуры дефекта;
  • деятельностный принцип;
  • принцип создания ситуации успеха;
  • принцип доступности материала;
  • принцип эмоциональной насыщенности;
  • принцип взаимосвязи разных видов деятельности;
  • принцип реализации потребности в социальной принадлежности;
  • принцип создания ситуаций, способствующих формированию
  • социальных навыков и умений .

Исходя из своего опыта, определила следующие условия  развития творческой способности у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Первое условие – материальная, ресурсная, психологическая готовность образовательных учреждений принять детей с ограниченными возможностями здоровья, готовность распознать и развивать творческую одаренность (или творческие способности) ребенка.

Второе условие – адекватная позиция родителей детей с ограниченными возможностями здоровья, их вера в возможности и способности ребенка к преодолению своего недуга, раскрытию талантов и способностей и современные формы взаимодействия образовательного учреждения с семьями воспитанников и обучающихся.

Третьим условием развития творческих способностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья является его психолого-педагогическое сопровождение                  (Приложение 1). Целью такого сопровождения является формирование положительных личностных качеств самого ребенка – его самоотношение и самоуважение, вера в свои возможности, готовность к трудностей, воля и оптимизм. Проблема состоит в том, что сами условия жизни детей с ограниченными возможностями здоровья (симбиотические отношения с ухаживающим родителем, привычная опека и забота, несамостоятельность, ограниченный социальный опыт и опыт общения со сверстниками, часто неопределенность прогноза заболевания) провоцируют развитие прямо противоположных личностных качеств. Именно поэтому необходимо психолого-педагогическое сопровождение развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья, активная заинтересованная позиция социального окружения, создание возможностей.

Четвертое условие развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья – адекватная особенностям и способностям детей с ограниченными возможностями здоровья система внеурочной деятельности, обеспечивающая включение ребенка в активную жизнь учреждения и социума. В основе взаимодействия с ребенком во внеурочной деятельности лежит принцип успешности каждого ученика, что требует особых педагогических средств и способов. Одним из средств развития творческой одаренности учащихся с ОВЗ являются творческие конкурсы.

Часть II. Практическая часть.

2.1. Организация работы по   развитию творческих способностей у детей с ОВЗ

Из опыта работы,  пришла к выводу, что при педагогической работе с детьми с ОВЗ необходимо учитывать не только наличие соответствующих рекомендаций по выбору образовательного маршрута, но и в условиях общеобразовательного процесса строить индивидуальный подход.

Я заметила, что  наиболее ярко особенности  творческого развития   обнаруживаются при изготовлении ими поделок по наглядному образцу на уроках труда, где учащиеся действуют в системе развернутых и внешне четко обозначенных требований. Наглядность и завершенность отдельных этапов деятельности на этих уроках позволяет выявить, прежде всего, недостаточную сформированность анализа образца – операции, имеющей первостепенное значение для всей последующей работы.      

При использовании дидактического материала на уроках  придерживаюсь ряда требований:

1. Отбор наглядного, занимательного и практического материала осуществляю в соответствии с задачами обучения, а также с учетом уровня психофизического развития детей, индивидуализации заданий.

2. Осуществляю руководство деятельностью детей при работе с подобранным материалом.

3. Игры, задания, упражнения применяю как для закрепления материала, так и для решения новых задач.

4. Практикую создание положительных эмоций, способствующих более осознанному восприятию предлагаемого материала.

5. Необходимо сочетаю наглядные средства с использованием речевых приемов и методов.

6. Произвожу варьирование демонстрационного материала и практической деятельности.

При этом  осуществляю индивидуальный подход с учётом характерных для каждого ребёнка затруднений. Учебный материал  преподношу небольшими дозами; его усложнение  осуществляю постепенно.  Так как  такие дети  быстрее утомляются, то  переключаю с одного вида деятельности на другой. Кроме того, вношу разнообразные виды занятий. Очень важно, чтобы предлагаемая деятельность осуществлялась с интересом и эмоциональным подъёмом. Этому способствует использование на уроках красочного дидактического материала и игровых моментов. Считаю очень важным говорить с ребёнком мягким, доброжелательным тоном и поощрять его за малейшие успехи.

Так же для успешного  развития учащихся с  ОВЗ необходимо:

  • охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья ребенка: предупреждение психофизических перегрузок, эмоциональных срывов, профилактика детского травматизма через организацию физкультурно-оздоровительных перемен, динамического часа, физкультминуток на уроках, проведение занятий на свежем воздухе и др., создание климата психологического комфорта, обеспечение успешной учебной деятельности в ее фронтальной и индивидуальной формах;
  • реализация коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса через проведение уроков, индивидуальных и групповых коррекционных занятий, классных часов, праздников, экскурсий и т.п.

 Планируя урок задумываюсь: «По каким направлениям будет проходить коррекционная работа на уроке в связи с изучаемым материалом?».

Основные направления  коррекционной работы:

  • Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии;  развитие артикуляционной моторики.
  • Коррекция отдельных сторон психической деятельности: развитие зрительного восприятия и узнавания; развитие зрительной памяти и внимания;  формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений ориентации; развитие представлений о времени; слухового внимания и памяти;
    - развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.
  • Развитие основных мыслительных операций:  навыков соотносительного анализа;
    - навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями); умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму; умения планировать деятельность;  развитие комбинаторных способностей.
  • Развитие различных видов мышления:  развитие наглядно-образного мышления;
    - развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
  • Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и т.д.).
  • Развитие речи, овладение техникой речи.
  • Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
  • Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.          

    Особое внимание, по моему мнению, следует  обратить на создание благоприятного психологического климата в процессе развития и обучения, отношений взаимного доверия и уважения между педагогом и учащимися, атмосферы предотвращения психотравмирующих ситуаций в классе.  К.Д. Ушинский сравнивал педагогику с искусством врачевания и отмечал, что личность учителя имеет большее значение, чем организация режима дня, чередование уроков, учебная нагрузка и другие гигиенические факторы. Самооценка ученика, его притязания, отношение к окружающим составляют внутреннюю позицию школьника. Адекватная внутренняя позиция является предпосылкой хорошей обучаемости и воспитуемости, нормального психического развития личности. Доказано, что эмоциональная окраска сообщения воздействует сильнее, чем содержащаяся в нем информация. Искусство улыбки, доброжелательное выражение лица, интонация голоса, поощрение взглядом, избегание отрицательных, приказных форм, сравнений с другими детьми, поторапливаний, как можно частое включение в диалог местоимения «мы», декларирование одобрения и любви – это все слагаемые психогигиенического воздействия на ученика. Одной из задач коррекционно-образовательной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, является создание оптимальных условий для реабилитации и развития тех качеств и навыков, которые необходимы для социальной адаптации  детей. В работе с детьми с особыми образовательными потребностями я использую гибкие  формы психотерапевтической работы. Применение инновационных технологий в педагогическом процессе  способствует  наиболее полному  раскрытию  внутреннего потенциала  возможностей  каждого ребенка с ограниченными возможностями,  развивает ценные социальные и коммуникативные  навыки; формирует определенный круг знаний и умений. Изменения в программе, содержании уроков, сказались на развитии детей. Такие уроки не только положительно влияют на мотивацию, но и учат применять знания в реальной жизни, формируют все виды универсальных учебных действий. На своих уроках я ввожу много материала, имеющего отношение к истории, к познанию мира (а именно: сравнение и применение некоторых знаний, связанных с физикой, физиологией и анатомией), к охране окружающей среды. Опыт показывает, что целенаправленная работа с детьми влияет на общее развитие всего класса, создаёт атмосферу сотрудничества.

Для развития  творческих способностей детей недостаточно только урочной формы обучения. Необходимы дополнительные, внеурочные формы образовательной деятельности. Привлечение детей к участию в предметных неделях.

Своим ученикам я рекомендую такие формы внеурочной деятельности:

Формы внеурочной деятельности

Задачи

Формирование УУД

Кружки

Развитие творческих способностей учащихся.

Развитие интеллектуальных способностей.

Развитие социально - личностных способностей (коммуникативности, развитие лидерства).

Самореализация учащихся во внеклассной работе.

Личностные:самопознание, самоопределение; (мотивация).

Познавательные:

логические; постановка и решение проблем; умение работать с информацией.

Коммуникативные:

участие в диалоге; доносить свою позицию до других, понимать другие позиции; договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы; сотрудничать в совместном решении проблемы; оформлять свои мысли в устной и письменной речи; взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Олимпиады, конкурсы, выставки, мастер-классы

  • Совершенствование навыков научной организации труда.
  • Формирование познавательного интереса.
  • Творческое развитие учащихся.
  • Индивидуальная работа.

Личностные: самоосознание (объяснять самому себе:

- что я хочу (цели, мотивы)

- что я могу (результаты);

- свои наиболее заметные достижения).

Познавательные: общеучебные; логические; постановка и решение проблем.

Регулятивные:

Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблем, осуществлять действия по реализации плана, соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его. Коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной и письменной речи c учетом учебных и жизненных ситуаций; чтение и работа с информацией; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила дискуссионной культуры; умение аргументировать своё предложение.

Для развития творческих способностей использую нетрадиционные техники (рисование пластилином, свечой; витраж, коллаж с применением  крупы, семян, пуговиц, скорлупы;  папье-маше, комбинированная аппликация – применение войлока, ткани, кружева, тесьмы, пряжи и т.д). Перечисленные техники привлекательны своеобразной художественной выразительностью, содержат элементы новизны, активизируют индивидуальные способности детей, дают  неограниченные возможности для импровизации сочетания самых разных материалов. Их можно и нужно расширять и совершенствовать с учетом возраста и интересов учащихся, а также с учетом индивидуального подхода к развитию  творческих способностей каждого ребенка.

Работа  с новыми материалами  полезна, так как она снимает страх неудачи, формирует  необходимые для творчества  качества: уверенность в себе, самоутверждение, самоуважение. Без самоуважения, самоутверждения, уверенности в себе нет места творчеству, нет возможности выдать что-то свое. Многогранная деятельность  детей на занятиях прикладного творчества создает положительные эмоции. Дети активно включаются в творчество, создают интересные индивидуальные и коллективные работы.
Как показал опыт, использование нетрадиционной техники выводит ребенка за привычные рамки прикладного творчества, пробуждает  в них интерес к самостоятельному творчеству, к эксперименту, раскрепощает, помогает  детям избавиться от комплекса «я не умею». Они начинают работать смелее, увереннее, независимо от степени  их способностей. Мнение, что  творческая  деятельность доступна не всем, а только одаренным детям, теряет  обоснованность.

По опыту знаю, что задача учителя - заинтересовать детей своим предметом, чтобы они захотели получать предложенные им знания и учились добывать их сами. Поиск эффективных методик привел меня к новым компьютерным технологиям, которые эффективно применяются при организации творческой познавательной деятельности учащихся. Использование компьютера значительно  повышает возможности коррекции и развития детей с ОВЗ.

Использование ИКТ  на уроках  проходит по следующим  направлениям:  текстовые материалы и карточки, набранные в Word, презентации в  PowerPoint, компьютерные обучающие и развивающие игры.

Применение информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) в процессе обучения и воспитания детей со сложными дефектами повышают общий уровень учебного процесса, усиливают познавательную активность учащихся. Основная цель применения ИКТ состоит в повышении качества обучения, это, то для чего мы работаем.

Используя ИКТ, решаю  следующие задачи: усиление интенсивности урока; повышение мотивации учащихся; отслеживание мониторинга их достижений и уровня их развития, проведение диагностических исследований детского коллектива.

Составляя урок с использованием ИКТ, продумываю последовательность операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Урок, включающий слайды презентации,  видеосюжет вызывают у детей эмоциональный отклик, в том числе и самых инфантильных,  расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой, не всегда можем добиться при фронтальной работе с классом.

Физкультминутки  для учащихся тоже поможет провести компьютер. На экране монитора появляются схематичные изображения человечков в разных гимнастических позах, дети должны под весёлую музыку выполнить  движения. Использую компьютерные программы-тренажёры для глаз, позволяющие дать отдых глазам ребёнка.

При помощи ИКТ провожу классные часы: игры, путешествия «В гостях у сказки», «Город мастеров», «Всё о космосе», и другие.  Использование средств ИКТ позволяет сделать мероприятия более наглядными, мобильными и интересными.

Следовательно, ИКТ выполняет определенную образовательную функцию, помогает ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить. Учитывая психологические особенности младшего школьника с ОВЗ, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована.  Планируя урок, необходимо тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ. 

Сегодня трудно представить современный урок в современной школе без использования новых информационных технологий. Уроки и мероприятия  с использованием ИКТ становятся неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и  являются одним из важных результатов инновационной работы в практике моей работы  с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Я полностью согласна с  тем, что на сегодняшний день большое значение  в системе специального образования придаётся использованию ИКТ в работе с детьми  с  ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время я работаю с ребенком инвалидом (домашнее обучение). Он имеет возможность работать на компьютере.  Я стараюсь показать ему возможности компьютера - играем в развивающие игры, ищем картинки в Интернете по теме занятия. Использование презентаций, интерактивных заданий, тестов позволяет активизировать внимание, пробудить интерес к изучаемому материалу.

Регулярно стараюсь использовать при подготовке и проведении внеклассных  мероприятий компьютерные технологии. Работа интересная не только для педагога, но и для детей с ОВЗ. Воспитанники всегда оживляются, когда узнают, что на занятии будет презентация или слайды. Я стараюсь расширить познавательную активность моих воспитанников через повышение уровня их компьютерной грамотности.

Ожидаемыми результатами своей работы выделяю следующие:

  1. для себя:
  • Формирование системы работы с  учащимися;
  • Создание в школе условий развития творческой одаренности;
  • Совершенствование форм работы с  детьми  ОВЗ;
  • Обеспечение преемственности в работе начальной и средней школы;
  • Обобщение и систематизация материалов, продолжение опыта работы.
  1. Для учащихся:        
  • Повышение качества знаний и умение применять их в нестандартной ситуации;
  • Повышение мотивации учащихся к творческой деятельности;
  • Развитие общей эрудиции детей;
  1. Для родителей:
  • профилактика вторичных, третичных нарушений в развитии ребенка;
  • профилактика перегрузок, выбор адекватного психофизическому развитию ребенка режима труда и отдыха в образовательном учреждении и дома;
  • оказание профессиональной помощи в вопросах воспитания, в решении возникающих проблем;
  • выбор стратегии взаимоотношений с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, структуры нарушения его развития;
  • подготовка и включение родителей (близких людей) в процесс решения коррекционно – воспитательных задач, реализацию индивидуальных комплексных программ коррекции развития.

Успешность выступлений на различных конкурсах, олимпиадах. Показателями эффективности опыта работы с детьми являются:

  • Повышение уровня интеллектуального развития;
  • Повышение мотивации через устойчивый интерес к предмету;
  • Повышение уровня творческих способностей детей;
  • Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей;
  •    Увеличение количества детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные или иные способности;
  • Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.

Повышение уровня владения детьми универсальными учебными действиями  и социальными компетенциями, увеличение числа таких детей. Ребенок растет и развивается в семье, получает «из рук и уст матери» определенную сумму знаний, которая является основой формирования в детском сознании понимания особенностей окружающего пространства, навыков самообслуживания, взаимоотношений с людьми. Воспитательная работа родителей в семье – это, прежде всего, самовоспитание. Следовательно, каждому родителю нужно учиться быть педагогом, учиться принимать свое дитя таким, какой он есть, учиться управлять взаимоотношениями с ребенком. Но не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие не умеют этого делать, третьи не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная педагогическая помощь, которая поможет в определении верного пути: как воспитывать, чему учить, как учить. Сотрудничество семьи и педагога является необходимым условием успешного коррекционно – воспитательного воздействия на развитие ребенка.

При изучении семьи и установлении контактов с ее членами использую следующие методы: анкетирование, опрос, беседа с членами семьи, наблюдение за ребенком (целенаправленное и спонтанное), метод создания педагогических ситуаций, запись вопросов родителей, сочинение родителей на тему «Мой ребенок», фиксация дня ребенка. Для проведения консультативно – просветительской и профилактической работы  использую следующие организационные формы: индивидуальное консультирование по обращениям, по итогам обследования; обучающее консультирование (разъяснение этапов коррекционной программы, демонстрация приемов коррекционной работы, демонстрация коррекционно – развивающих заданий, игр и упражнений); этапное консультирование (корректировка программ развития и коррекции, сбор дополнительных сведений о ребенке, получение «обратной связи»). В зависимости от цели, консультирование проводится в виде беседы, беседы с использованием анкетирования, как обучение приемам коррекционной работы, оформления рекомендаций. Самой оптимальной формой коррекционно – воспитательной работы с родителями является индивидуальная работа, которая включает в себя: индивидуальное консультирование. Задача первого этапа работы–создание доверительных, откровенных отношений с родителями, (отрицающими возможность и необходимость сотрудничества). С этой целью используют беседу. Второй этап проводится по итогам всестороннего обследования ребенка. На этом этапе ставятся следующие цели: подробное обсуждение общего состояния психического развития ребенка; разъяснение конкретных мер помощи ребенку с учетом структуры его дефекта; обсуждение проблем родителей, их отношение к трудностям ребенка; планирование последующих бесед с целью обсуждения динамики продвижения ребенка в условиях коррекционного воздействия. На этапе коррекционной работы меняются задачи и формы индивидуального воздействия  в ходе консультирования. Основным на этом этапе является – формирование у родителей «воспитательной компетентности» через расширение круга их дефектологических знаний; привлечение родителей к конкретным коррекционным мероприятиям с их ребенком. Наиболее эффективными среди форм индивидуального воздействия считаются: совместное обсуждение с родителями хода и результатов коррекционной работы; анализ возможных причин незначительного продвижения в работе и совместная выработка рекомендаций по преодолению негативных тенденций в развитии ребенка; индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам.

Заключение

Работа по развитию творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья  трудна, но богата развивающими идеями — не только для обучающихся, но и для педагога. Нужно постоянно помнить, что каждый ребенок должен иметь возможность получить такое образование, которое позволит ему достичь максимально возможного для него уровня развития. Все дети рождаются со своими природными задатками, талантами и возможностями. Перед педагогом стоит задача - раскрыть природные способности ребенка, помочь ребенку познать мир своим путем. Положительные результаты, достигнутые в ходе работы с детьми, убеждают в том, что начатая деятельность востребована обществом, необходима и значима для интеллектуального и творческого развития личности, и требует своего продолжения на следующих ступенях образования. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо важная задача обучения таких детей.

        

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья в младшем школьгом возрасте посредством игровой деятельности

     Коммуникативная компетенция – это ключ к успешной деятельности и ресурс эффективности и благополучия будущей жизни  школьника....

«Развитие творческих способностей у учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках изобразительной деятельности не традиционными методами»

Среди различных видов деятельности (учебная, трудовая, игровая) умственно отсталые школьники выделяют изобразительную деятельность и отдают ей предпочтение как наиболее интересной и занимательной. Осо...

Социально – педагогический проект «ТВОРЧЕСКИЕ ВСТРЕЧИ» для детей с ограниченными возможностями здоровья

Проект способствует развитию навыков сопоставления, классификации, анализа и синтеза. Помогает развивать зрительно-пространственные отношения, мышление, речь.  В рамках проекта дети совместно с р...

Гимнастика – как средство формирования координационных способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) дошкольного и младшего школьного возраста.

В статье мы рассмотрим актуальность занятий гимнастикой с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих интеллектуальные нарушения ( с легкой и умеренной умственной отсталостью). Осно...

Развитие исследовательских способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе

В коррекционной педагогике нет материалов, в которых бы мы нашли рекомендации по организации исследовательской работы с детьми с ОВЗ. Для этих детей важен отработанный алгоритм действий, все новые дей...

Развитие творческих способностей у учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках изобразительной деятельности не традиционными методами»

Творчество есть необходимое условие существования,                  и все, что выходит за пределы рутины и в чем за...

Творческий проект "Новогодняя мастерская"Целью данного мероприятия является создание условий, способствующих развитию личности и творческих способностей, каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Творческий проект "Новогодняя мастерская"Целью данного мероприятия является создание условий, способствующих  развитию личности и творческих способностей,  каждого ребёнка с ограни...