Развитие исследовательских способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе
консультация на тему

В коррекционной педагогике нет материалов, в которых бы мы нашли рекомендации по организации исследовательской работы с детьми с ОВЗ. Для этих детей важен отработанный алгоритм действий, все новые действия учащиеся осваивают медленно и не в полном объеме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие исследовательских способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе

   Белова Евгения Александровна

Шумкина Мария Александровна

Г. Новокузнецк

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6»

Дети с самого рождения являются исследователями - это в них заложено природой. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

В любом месте, в любое время маленький человечек готов исследовать, познавать этот мир «с помощью проб и ошибок».  И именно это стремление порождает исследовательское поведение и создает условия для исследовательского обучения.

Современный  мир с его  высокой социальной мобильностью  и интенсивной коммуникативностью заставляет ребенка постоянно переосмысливать меняющуюся реальность, преодолевая ситуации неопределенности и дискомфорта. Исследовательское поведение является необходимым условием в развитии потенциала инновационной личности, так как оно напрямую связано со смыслообразовательными процессами. И очень важно на  первоначальном этапе обучения не упустить стремление  ребенка к саморазвитию  и превратить «учение пассивное» - посредством преподавания - в «учение активное» - посредством собственного опыта (термины К.Д. Ушинского).

Актуальность проблемы состоит в том, что не все дети могут освоить исследовательскую деятельность. Дети с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) в силу своих диагнозов, которые ограничивают их умственные и физические способности, не в полной мере могут использовать доступные источники познания для формирования знаний и собственного мировоззрения.

Проанализировав имеющуюся литературу, мы видим, что в коррекционной педагогике нет материалов, в которых бы мы нашли рекомендации по организации исследовательской работы с детьми с ОВЗ. Для этих детей важен отработанный алгоритм действий, все новые действия учащиеся осваивают медленно и не в полном объеме.

По мнению А.И. Савенкова,  «работая с детьми над их проектами,  мы ориентируем их не просто на поиск некоего нового знания, а на решение реальных, вставших перед ними проблем. Детям в этом случае постоянно приходится учитывать массу обстоятельств, нередко находящихся далеко за пределами задачи поиска истины» [2].

Как показывает наш опыт, внешние обстоятельства особенных детей таковы, что родители не заинтересованы в той мере, в какой хотелось бы, чтобы вместе с ребенком после уроков заниматься дополнительным творчеством,  поиском информации. Мы вместе с детьми и их родителями радуемся малейшему их достижению, выполняем работу поэтапно и дозировано. Поэтому исследовательская деятельность в том виде, которая доступна здоровым детям, детям с ОВЗ дается сложнее.

Начав работать по этой проблеме и  планируя  организацию учебно – воспитательного процесса,  делаем акцент на развитие исследовательских способностей каждого школьника, индивидуализацию их образования не только с учетом диагноза, но и интересов и склонностей к творческой деятельности.

В своей работе мы опираемся на методики А.И. Савенкова.  

По этой методике проводили упражнения, направленные на различные умения: это умение видеть проблему, умение выдвигать гипотезу и умение задавать вопросы.  

Наблюдения показали, что легче и интереснее для детей с ОВЗ дается работа над формированием  умения задавать вопросы. 

На уроке мы вспомнили игру «Найди загаданное слово». Ребята задавали простые условные вопросы, перечисляя предметы, которые могут лежать в мешочке (Это ручка?, Это игрушка? и т.д.). После этого  мы вывели план, по которому можно узнать о предмете то, что хотим (форма, размер, цвет, мягкий или твердый, предназначение предмета).

Упражнение: «Вопросы домашним животным» вызвало более яркие эмоции, так как у всех есть кошки, и они непосредственно общаются с ними. А используя это упражнение несколько раз, дети сначала повторяли заданные раннее вопросы, тогда мы стали их записывать на ватмане, чтобы не повторять.

Вопросы были самостоятельные и интересные только у двоих ребят из девяти. (Зачем ты мнешь одеяло,  перед тем как лечь спать; почему ты спишь только со мной; кто тебя научил ловить мышей; как ты видишь в темноте?). Остальные собирали чужие мысли и  перефразировали уже заданные вопросы.

Это же упражнение в обратном порядке, т.е. задавая нам вопросы от имени домашнего животного,  оказались интереснее и вызвали большее число ответов. Дети отвечали, перебивая друг друга, и задавали очень много простых неопределенных вопросов (Почему вы меня не моете?; зачем вы меня кидаете в подпол?; почему редко даете мясо?).

Изучая тему «Время глаголов» включила в урок упражнение  «Вопросы машине времени». С помощью этого упражнения дети поняли, что такое настоящее, прошедшее и будущее время, но вопросы  прошлому и настоящему задать не смогли, пока не перефразировала упражнение: задать вопрос в прошлое: встретив своих родителей маленькими, какой вопрос вы им зададите? (Что вы делаете, что едите, что любите?). Вопросы задавались все подряд. Особенность этих детей, отвечая на вопрос учителя,  учащиеся с ОВЗ не обдумывают ответы и вопросы, а отвечают все, что придет в голову.

 А вот вопросы в будущее были более оригинальные и безусловные. В основном они касались технического процесса (правда, что у вас машины летают?, а за вас делают уроки роботы…?).

Очень важно затрагивать темы  эмоционально значимые для детей с ОВЗ (родители, домашние животные), т.к. дети ограничены в своих жизненных наблюдениях, и представить неизвестное им очень сложно.

В процессе работы с детьми с ОВЗ над развитием исследовательских способностей  реализуется принцип создания ситуации успеха для учащихся, который предполагает ориентацию всего учебного процесса на учащегося: его интересы, жизненный опыт и индивидуальные особенности.

Важно на каждом занятии останавливаться на одном умении. Не стоит ставить задачу шире и работать над несколькими умениями одновременно, это приводит к переутомляемости детей с ОВЗ и потере интереса ко всей деятельности на уроке.

Используемая методика требует корректировки для таких детей. Ведь эффективность исследовательской работы у детей с ОВЗ оказывает положительное воздействие на их дальнейшее обучение, способствует самостоятельному мышлению и получению знаний и опыта из непосредственно личного общения с реальной жизнью, развивая у них независимость, самостоятельность, инициативу и рефлексию.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Савенков, А. И. Маленький исследователь. Как научить младшего школьника приобретать знания [Текст] / А.И. Савенков - Ярославль: Академия развития, 2002. –  208 с.
  2. Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. [Текст] / А.И. Савенков – Самара: Учебная литература, 2004. –  80 с.
  3. Организация учебно – исследовательской деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС: учебно-методическое пособие [Текст] / авт.-сост. Т.А. Иванова. – Новокузнецк: МАОУ ДПО ИПК, 2014. – 91 с.