Особенности организации учебного процесса учащихся с ОВЗ
статья (1 класс)

Масловская Елена Александровна

Доклад выступления на Фестивале педагогических идей «Особенности организации учебного процесса учащихся с ОВЗ»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад выступления на Фестивале педагогических идей

«Особенности организации учебного процесса учащихся с ОВЗ»

Докладчик: Ульянова Елена Александровна

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

06.04.2017

С 1 сентября 2016 года я приступила к реализации на практике ФГОС НОО для детей  с ОВЗ в 1 «Г»  классе с наполняемостью 13 человек, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдаются: низкий уровень памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов.

Для младших школьников с ОВЗ созданы следующие условия для обучения, воспитания и развития: Слайд 2

•        использование АООП НОО;

•        применение современных образовательных технологий и  методов обучения и воспитания;

•        использование бесплатных специальных учебников, учебных пособий;

•        проведение групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий;

•        оказание индивидуальной коррекционной работы с узкими специалистами: логопедом, педагогом - психологом; Слайд 3,4,5

•        детям оказывается психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь;

•        организация кружков по интересам; Слайд 6

  •      взаимодействие с городскими центрами дополнительного образования: музей МБОУ СОШ 3, МУ «Историко-художественный музейный комплекс»; Слайд 7
  • Для успешной адаптации и социализации обучающихся с ОВЗ были задействованы ребята волонтёрского отряда; Слайд 8

•        обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.

Деятельность учителя ориентирована на формирование универсальных учебных действий (УУД): личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Общая характеристика трудностей обучения по основным предметам школьного курса начальной школы

детей с ограниченными возможностями здоровья

Слайд 9

Общая характеристика общеучебных трудностей обучения

-Неумение включиться в учебную работу;

- неспособность самостоятельно начать выполнение задания;

-

- смешение (подмена) алгоритмов, понятий; нарушение последовательности шагов алгоритма при его выполнении;

Общая характеристика трудностей межличностных  отношений

Характер взаимодействия ученика и учителя

- Непонимание, неготовность услышать учителя (взрослого), психологическая «несовместимость»;

– боязнь критики, негативной оценки;

– отсутствие положительного опыта общения со взрослыми.

Взаимодействие ученика и других учеников

– неумение строить совместную деятельность;

Слайд 10,

Трудности в обучении чтению, письму

- Замены букв, обозначающих сходные в произношении и/или восприятии звуки, а также замены букв по внешнему сходству (по механизму движения руки);

- пропуски гласных и согласных букв, пропуск слогов;

- нарушения понимания прочитанного;

- нарушение границ слов.

Трудности при усвоении русского языка

- низкий уровень устной и письменной речи, сложности при формулировании основной мысли высказывания, ее речевом оформлении;

- несформированность навыка -  применять знание орфограмм при письме под диктовку,при записи собственного текста.

Слайд 11

Трудности в процессе овладения читательской деятельностью

Трудности в изучении математики

- проблемы пространственной ориентировки, неразличение, неправильное называние геометрических фигур, форм окружающего;

- смешение математических понятий (периметр и площадь, частное и разность и т.п.);

- неумение использовать свойства арифметических действий при выполнении вычислений;

- неспособность установить порядок действий в числовом выражении и найти его значение с использованием изученных алгоритмов;

Для преодоления данных трудностей в обучении обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья, необходима адаптированная образовательная программа, отвечающая требованиям ФГОС НОО.

Слайд 12 Для реализации стандарта обучение осуществляется по современному УМК «Школа России». Данный УМК представляет собой целостную модель начальной школы и имеет полное программно-методическое обеспечение. В процессе обучения мы используем учебники и учебные пособия, отвечающие требованиям ФГОС, содержание которых повышает учебную мотивацию младших школьников. Учебный кабинет  оснащен  техническими средствами обучения: компьютером,  мультимедийным проектором, имеется доступ в Интернет.

Для реализации познавательной и творческой активности школьников в учебном процессе я используют современные образовательные технологии:

*  личностно-ориентированная;

* игровые;

* проблемное обучение

* технология уровневой дифференциации;

* компьютерные технологии;

* здоровьесберегающие.

Данные технологии дают возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время.

Общие принципы и правила коррекционной работы: Слайд 13

1. Индивидуальный подход к каждому ученику.

2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).

3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.

4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку.

Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются: Слайд 14

- игровые ситуации;

- дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;

- игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;

- психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.

У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.

Слайд 15 Специальные методики для обучения детей с ОВЗ
Используются следующие методические приемы:

- Поэтапное разъяснение заданий.

- Последовательное выполнение заданий.

- Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.

- Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения.

- Близость к учащимся во время объяснения задания.

Перемена видов деятельности

- Подготовка учащихся к перемене вида деятельности.

- Чередование занятий и физкультурных пауз.

-Использование индивидуальных карточек.

- Дополнение печатных материалов видеоматериалами.

Результаты коррекционной работы при организации учебного процесса с учащимися с ОВЗ:

  • Безболезненное принятие критики со стороны учителя;
  • присутствие положительного опыта со взрослыми (с учителем; есть ученики, у которых был опыт негативного общения с учителем в предыдущем образовательном учреждении, что соответственно влияло на развитие ребёнка);
  • умение строить совместную деятельность (у каждого обучающегося с ОВЗ свои недостатки в развитии, поэтому им сложно найти контакт со сверстниками и взаимосвязно выполнять какую-либо работу; на данный момент учащиеся, работая в команде могут выполнять каждый свою роль, которую для них отвёл лидер команды);
  • преодоление некоторых трудностей при обучении чтению:

-   увеличении техники чтения;

-  умение выделить главных героев (Джафаров Дэвид, Ибрагимов Ренат);

- умение составить краткий пересказ 2-3 предложений, что было невыполнимым для всех обучающихся 1 «Г» класса (Биккужин Даниил, Джафаров Дэвид, Ибрагимов Ренат);

- умение привести примеры из текста, доказывающее высказанное утверждение (Ибрагимов Ренат);

  • умение списывать тексты без ошибок: Гуменный Денис, Ибрагимов Ренат,  Заворина Софья, Костров Олег;
  • умение писать под диктовку слогов, слов и предложений (без ошибок: Гуменный Денис, Заворина Софья, с 3-4 ошибками: Джафаров Дэвид, Павлов Кирилл, Ибрагимов Ренат);
  • умение самостоятельно выполнять решение примеров и простых задач, неспособность установить порядок действий в числовом выражении и найти его значение: Биккужин Даниил, Ибрагимов Ренат, Заворина Софья, Гуменный Денис, Джафаров Дэвид, Костров Олег
  • участие в олимпиадах (диплом I степени Биккужин Даниил)

Слайд 16

Слайд 17


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности организации учебного процесса учащихся с ОВЗ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6» Ульянова Елена Александровна учитель начальных классов первой квалификационной категории г. Нефтеюганск, 2017 год

Слайд 3

Общая характеристика общеучебных трудностей обучения -Неумение включиться в учебную работу; - неспособность самостоятельно начать выполнение задания; -неготовность выполнять задание без пошаговой инструкции и помощи; - непонимание, неумение выполнить многокомпонентное задание (состоящее из нескольких простых); -недостаточная осознанность в усвоении и применении алгоритмов (правил); - неумение пользоваться полученными знаниями-умениями при решении стандартных учебных и практических задач; -неспособность учесть все условия и этапы решения задания в ходе его выполнения (неполное выполнение задания); - смешение (подмена) алгоритмов, понятий; нарушение последовательности шагов алгоритма при его выполнении; - подмена задания (логически и алгоритмически более простым); -неспособность контролировать ход (процесс) и результат выполнения задания; - неумение понять и объяснить причину своей ошибки, исправить ее; - неумение применить знания в нестандартной ситуации; - неумение решить учебную задачу с использованием «другого» приема (способа), сравнить решения по степени рациональности.

Слайд 4

Трудности в обучении чтению, письму - Замены букв, обозначающих сходные в произношении и/или восприятии звуки, а также замены букв по внешнему сходству (по механизму движения руки); - пропуски гласных и согласных букв, пропуск слогов; - перестановки букв и слогов; - неправильная постановка ударения в слове; - нарушения понимания прочитанного; - аграмматизмы при письме и чтении; - нарушение границ слов. Трудности при усвоении русского языка - Недостаточно четкое знание значений общеупотребляемых слов, низкий словарный запас; - низкий уровень устной и письменной речи, сложности при формулировании основной мысли высказывания, ее речевом оформлении; – смысловые, грамматические, орфографические ошибки при письменном оформлении высказывания; - отсутствие дифференциации качественных характеристик звуков; - неумение определять сильные и слабые позиции для гласных и согласных звуков; – трудности разбора слова по составу, формальный подход учащегося к определению частей слова; - неразличение родственных слов и слов с омонимичными корнями, трудности при подборе родственных слов; - затруднения при определении грамматических признаков различных частей речи, не различение частей речи; - неразличение синтаксических и грамматических вопросов к именам существительным; -неразличение двух характеристик предложения: тип предложения по цели высказывания и по интонации; - трудности при установлении синтаксической взаимосвязи слов в предложении, при определении главного и зависимого слова; - неумение выбрать необходимый способ проверки в зависимости от места и типа орфограммы; - несформированность навыка - применять знание орфограмм при письме под диктовку,при записи собственного текста.

Слайд 5

Трудности в процессе овладения читательской деятельностью - Неумение обобщить информацию, содержащуюся в разных частях текста; - неумение привести примеры из текста, доказывающие высказанное утверждение; - неумение на основании прочитанного высказать свою точку зрения, обосновать ее, опираясь на текст; - проблемы координации имеющихся житейских представлений с информацией, получаемой из текста, особенно в ситуации, когда предшествующий опыт входит в противоречие с имеющейся в тексте информацией; - неумение использовать разные стратегии работы в зависимости от типа текста, проблемы с точностью восприятия данных при чтении научно-популярного текста. - трудности в работе с текстами-инструкциями, с информацией, представленной в виде графиков, диаграмм, схем и т.д. Трудности в изучении математики - Неспособность записать число (величину) и дать его (ее) характеристику; - проблемы пространственной ориентировки, неразличение, неправильное называние геометрических фигур, форм окружающего; - смешение математических понятий (периметр и площадь, частное и разность и т.п.); - неспособность установить зависимость между величинами (часть-целое; скорость-время-длина пути при равномерном прямолинейном движении; цена-количество стоимость и др.), решить текстовую задачу в 1-2 действия; - неумение пользоваться математической терминологией; - неумение применить алгоритм (способ, прием) выполнения арифметического действия; - неумение использовать свойства арифметических действий при выполнении вычислений; - неспособность установить порядок действий в числовом выражении и найти его значение с использованием изученных алгоритмов; - проблемы в понимании математических отношений (больше/меньше, выше/ниже, дороже/дешевле; «больше/меньше на…», «больше/меньше в …», «на сколько (во сколько раз) больше/меньше» и др.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация учебного процесса учащихся начальных классов в ИКТ-насыщенной среде. Из опыта работы с интерактивной доской.

Данный материал о том,  как повысить уровень усвоения учебного материала, т.е. улучшить понимание, запоминание и умение применять полученные знания на уроках в начальной школе с помощью интеракти...

Психологические особенности учащихся и их значение в организации учебного процесса.

Небольшое сообщение по методической теме. немногго увлекаюсь английским языком, поэтому решила выложить, вдруг кому пригодиться....

Неуспевающие школьники: особенности организации учебного процесса.

Особенности организации учебного процесса с неуспевающими....

Особенности организации учебного процесса детей с ТНР в начальной школе

Презентация по теме "Особенности организации учебного процесса детей с ТНР в начальной школе"...

Статья по теме: «Особенности организации учебного процесса детей с ОВЗ в начальной школе»

Данная статья предназначена для работы с детьми ОВЗ. В ней можно найти различные методы и приёмы, которые я использую на своих уроках....

"Особенности организации учебного процесса детей с нарушениями слуха в начальной школе"

Работа со школьниками с нарушениями слуха строится с учётом тех проблем, которые вызывают ограничения слуховой функции....