Здоровьесберегающие технологии в начальной школе в рамках ФГОС НОО
статья

Кущенко Екатерина Николаевна

Выступление на МО, обсуждение необходимости применения здоровьесберегающих технологий в гимназии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Материалы МО36.08 КБ

Предварительный просмотр:

 Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

в рамках ФГОС НОО

Главным ресурсом любой страны, одним из гарантов её национальной безопасности является образование. Физическое и духовно-нравственное здоровье населения определяет уровень цивилизации государства, является индикатором устойчивого развития нации. Дети и подростки составляют 20% населения страны. Они - главный ресурс развития. Но 40 % заболеваний приходится именно на них.

С молниеносной быстротой растут в России психические нарушения. Уже в конце 80-х годов они достигли критической отметки для духовного выживания народа и сохранения его как нации 45 %! Сегодня эта цифра поднялась до 70 - 80 %! Известно, что уже при переходе 50%-ного рубежа начинается необратимая самопроизвольная цепная реакция нравственного распада общества.

 Саморазрушающее поведение  - это

- «Бытовой суицид». ("Большинство людей совершают самоубийство с помощью ножа и вилки". В. Коллат )

- «Медленный суицид» (курение, алкоголь, ПАВ)

-  «Эффектный суицид» ( рискованное (экстремальное) поведение)

-  «Целевой суицид» (в состоянии душевного (духовного) кризиса)

         «Здоровьеразрушающий характер современного образования в России формирует несчастливых людей - с подорванным здоровьем, расшатанной психикой, тяжелыми чертами характера и «ворохом» проблем» /Смирнов Н.К./

Сухомлинский считал, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учебе - плохое состояние здоровья. Причем эти заболевания (вернее, отклонения) чаще всего совершенно незаметны, однако они ведут к тому, что у ребенка понижается способность к сосредоточенному умственному труду. Сухомлинский: «Если измерить все мои заботы и тревоги о детях в течение первых четырех лет обучения, то добрая половина их - о здоровье».

Актуальность здоровьесбережения отражена в следующих образовательных документах:

  • Закон РФ «Об образовании».
  • Национальная доктрина образования в России
  • Концепция модернизации российского образования до 2010 года
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

  1. Что же такое здоровьесберегающие образовательные технологии ?

Родоначальником этого понятия стал Н.К. Смирнов, зав кафедрой  психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья Академии  повышения квалификации и профессиональной переподготовки   кадров работников образования,   который дал следующее определение: "здоровьесберегающие образовательные технологии  - это совокупность форм и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья ребенка и педагога".

На практике к таким технологиям относят те, которые отвечают следующим требованиям:

  • Создают нормальные условия для обучения в школе (отсутствие стресса у ребенка, создание доброжелательной атмосферы, адекватность требований, предъявляемых к ребенку).
  • Учитывают возрастные возможности ребенка. То есть, при распределении физической и учебной нагрузки учитывается возраст.
  • Рационализируют организацию учебного процесса (в соответствии с психологическими, культурными, возрастными, половыми, индивидуальными особенностями каждого ребенка).
  • Обеспечивают достаточный двигательный режим.
  1. Классификация здоровьесберегающих технологий

Специалисты выделили виды здоровьесберегающих технологий в начальной школе и разработали  методику их использования по ФГОС.  Все  здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:

1)  технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;

2)  технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;

3) разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.

Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от программы, по которой работает школа, от условий обучения и возможностей школы, от профессионализма педагогов. ЗОТ эффективнее использовать комплексно, сочетая технологии и выбирая оптимальный вариант, исходя из конкретных условий.

  1. Пятнадцать здоровьесберегающих технологий для начальной  школы
  • Физкультурная минутка — динамическая пауза во время интеллектуальных занятий. Проводится по мере утомляемости детей. Это может быть дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, легкие физические упражнения. Время — 2-3 минуты.
  • Пальчиковая гимнастика — применяется на уроках, где ученик много пишет. Это недолгая разминка пальцев и кистей рук.
  • Гимнастика для глаз. Проводится в ходе интеллектуальных занятий. Время — 2-3 минуты.
  • Смена видов деятельности — это целесообразное чередование различных видов деятельности на уроке (устная работа, письменная, игровые моменты и пр.). Проводится с целью предупреждения быстрой утомляемости и повышения интереса учащихся.
  • Артикуляционная гимнастика. К ней можно отнести работу по развитию речи, считалки, ритмические стихи, устные пересказы, хоровые повторения, которые используются на уроках не только для умственного, психологического и эстетического развития, но и для снятия эмоционального напряжения.
  • Игры. Любые: дидактические, ролевые, деловые — игры призваны решать не только учебные задачи. Вместе с этим они развивают творческое мышление, снимают напряжение и повышают заинтересованность учащихся к процессу познания.
  • Релаксация проводится во время интеллектуальных занятий для снятия напряжения или подготовки детей к восприятию большого блока новой информации. Это может быть прослушивание спокойной музыки, звуков природы, мини-аутотренинг.
  • Технологии эстетической направленности. Сюда относятся походы в музеи, посещение выставок, работа в кружках, то есть все мероприятия, развивающие эстетический вкус ребенка.
  • Оформление кабинета. Санитарно-гигиеническое состояние помещения, в котором проходят занятия, также относят к здоровьесберегающим технологиям. При этом учитываются не только чистота, но и температура, свежесть воздуха, наличие достаточного освещения, отсутствие звуковых и прочих раздражителей.
  • Позы учащихся. Если в начальной школе учителя еще следят за осанкой и правильным положение ребенка за партой во время письма или чтения, то в старших классах этим зачастую пренебрегают. Вместе с тем, осанка формируется у человека только к 15-17-летнему возрасту. А неправильные позы, которые принимает ребенок во время уроков, могут привести не только к нарушению осанки, но и быстрой утомляемости, нерациональному расходованию энергии и даже заболеваниям.
  • Технологии, создающие положительный психологический климат на уроке. Сюда относят не только методы и приемы, повышающие мотивацию, но и приемы, которые учат работе в команде, внимательности, улучшают микроклимат в коллективе, способствуют личностному росту и самоуважению.
  • Эмоциональные разрядки — это мини-игры, шутки, минутки юмора, занимательные моменты, в общем, все, что помогает снять напряжение при больших эмоциональных и интеллектуальных нагрузках.
  • Беседы о здоровье. Помимо обязательных курсов ОБЖ и физкультуры, нужно стремиться к тому, чтобы на уроках в той или иной форме затрагивались вопросы, касающиеся здоровья и привлекающие к здоровому образу жизни. Удобнее всего делать это в практической части уроков, намеренно моделируя ситуации, связанные со здоровьем, безопасностью. Например, на уроках русского языка можно выбирать тексты, связанные со здоровым образом жизни для упражнений и диктантов.
  • Стиль общения учителя с учениками. Современные нормы требуют от учителя демократичности и тактичности. Самое важное — обеспечить ученику душевный комфорт и чувство защищенности, которые позволят учиться с удовольствием, а не по принуждению.
  • Работа с родителями. Непрерывность действия ЗОТ невозможно проследить без участия родителей. Именно они отвечают за соблюдение режима дня, режима питания, следят за физическим здоровьем ребенка. Беседы на классных часах, выступления медицинских работников на родительских собраниях— это тоже относится к здоровьесберегающим технологиям.

Это перечень лишь самых популярных и общедоступных здоовьесберегающих технологий, которые может использовать любой учитель-предметник во время организации учебного процесса.

  1. Здоровьесберегающие технологии по ФГОС

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — одна из главнейших задач, обозначенных в нормах ФГОС. Если раньше, говоря о здоровьесберегающих технологиях, делали упор именно на физическом состоянии здоровья ребенка, то теперь во главу угла поставлено общее здоровье: физическое, психическое, эмоциональное, нравственное, социальное. И теперь задача учителя — не просто вести уроки в чистом кабинете, следить за осанкой и проводить физкультминутки. Важнее создавать психологически и эмоционально благоприятную атмосферу в школе, формирующую Личность. То есть, по ФГОС подход к сохранению здоровья ребенка и обеспечения его безопасности стал всеобъемлющим, многогранным, затрагивающим множество аспектов

Литература:

1.        Борисова И.П. Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе//Справочник руководителя образовательного учреждения.-2005.-№10.

2.        Ильющенков В. В., Берсенева Т. А. Здоровье и образование. СПб, 1993.

3.        Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии, 1-4 классы М.: ВАКО, 2004 г.

4.        Колесникова М.Г. Здоровьесберегающая деятельность учителя // Естествознание в школе.-2005.-№5.

5.        Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы // Педагогика.-2005.-№6.-С.37-44.

6.        Петров К. Здровьесберегающая деятельность в школе // Воспитание школьников.– 2005.-№2.-С.19-22.

7.        Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М., 1998.

8.        Смирнов Н.К. Здровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе/ Н.К.Смирнов. - М, 2003.-270с.

9.        Тихомирова Л.Ф. Экспертный подход – основа здоровьесберегающей технологии / Ярославский педагогический вестник. – 2002. - №4.

10.        Халемский Г.А. Школа – территория здоровья // Педагогика.–2005.-№3.-C.42-46.

11.        Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе: научно-практический сб. инновац. опыта/ И.В. Чупаха, Е.З. Пужаева, И.Ю. Соколова. - М.; Ставрополь, 2001.- 400с.

Диагностика по  применению здоровьесберегающих технологий в  начальной школе.

Педагоги, без участия врача, самостоятельно  могут определить незначительные отклонения в состоянии здоровья ребенка. Для оценки здоровья детей и подростков, в соответствии с существующими представлениями, используются следующие критерии:

- наличие или отсутствие отклонений в состоянии здоровья в дошкольном и    школьном возрасте;

- уровень физической подготовленности;

- нервно – психическое развитие ребенка;

- уровень функционирования основных систем организма;

- степень сопротивляемости и устойчивости организма к болезням;

- адаптация к меняющимся внешним условиям;

- улучшение состояния здоровья.

         Здоровье ребенка можно считать достигнутой нормой, если он:

- в физическом плане – умеет преодолевать усталость;

- в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности,

  любознательность, воображение, самообучаемость;

- в нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен;

- в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;

- в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться

  1. Диагностика  физического состояния учащегося по физическим критериям:

Если у него имеется хотя бы один из признаков, перечисленных ниже, то такого ребенка можно отнести к группе ослабленных.

1 – заболеваемость. Часто болеет (в течение года 4 и более заболеваний).

2 – зрение. Быстро утомляется зрение. При письме или чтении ребенок низко

      наклоняется над книгой (тетрадью), наклоняет голову влево (вправо),    

старается смотреть одним глазом, часто трет глаза, прищуривается, плохо      видит написанное на доске.

3 – осанка. Привычка стоять (сидеть), наклонившись влево (вправо), стоять и

      ходить на полусогнутых ногах. При длительном стоянии старается  

      опереться о какую-нибудь опору, часто наклоняется вперед. Плечи

      опущены вперед, спина горбится.

4 – стопы. При длительной ходьбе или стоянии жалуется на боль в ногах,

      иногда в спине, пояснице.  Во время игры часто останавливается,

      старается сесть, долго не может стоять. При беге и прыжках

      неестественно раскачивается, «косолапит».

5 – двигательная подготовленность. После выполнения даже самой легкой

      работы в течение 3 – 5 минут устает, резко снижает скорость движения,

      при беге переходит на шаг, во время подвижных игр устраняется от игры

      и отходит в сторону.

6 – эмоциональность (повышенная или пониженная). Часто и без видимой

      причины раздражается. Внезапно возникает беспричинный смех или

      слезы, не может «усидеть на месте» или, наоборот, впадает «в спячку» и

      подолгу сидит на одном месте, устремив глаза в одну точку.

7 – отклонения в длине (росте) или весе тела.

      Знание выявленных критериев позволяет установить не только состояние здоровья детей, но и установить зависимость между физической работоспособностью  организма и уровнем физического здоровья.

  1. Диагностика соответствия урока здоровьесберегающим технологиям по ФГОС:

Дать  оценку урока по следующим позициям:

  1. Учет степени трудности предмета при составлении расписания. (да-1, нет-0)

2. Режим проветривания соблюден (да-1,нет-0)

3. Температурный режим соблюден (да-1,нет-0)

4. Продолжительность урока соответствует возрасту.(да-1,нет-0)

5. Физкультпаузы (да-1,нет-0)

6. Стиль общения

Авторитарный

0

Либеральный

0

Демократичный

1

7. Психотравмирующие ситуации на уроке (да-1,нет-0)

8. Позиция учителя

Взрослый

0

Родитель

0

Ребёнок

1

9. Работоспособность учащихся

Отсутствие усталости

1

Отмечена усталость

0

10. Положительный эмоциональный настрой (да-1,нет-0)

Оценка результатов:

7-10 баллов – урок способствует сохранению здоровья;

5-6 баллов - средний уровень направленности урока на здоровьесбережение;

0-4балла - урок негативно влияет на здоровье учащихся.

Работоспособность учащихся можно определить с помощью корректурной пробы (1 балл дается, если более 50 % учащихся не имеют выраженного снижения работоспособности к концу учебного дня).

Эмоциональный настрой оценивается в середине урока при помощи методики цветописи Лутошкина (1 балл, если более 60 % учащихся свое настроение оценивают как положительное).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе по ФГОС.

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни - одна из главнейших задач, обозначенных в нормах ФГОС.Если раньше, говоря о здоровьесберегающих технологиях, делали упор именно на физическо...

• Здоровьесберегающие технологии в начальной школе по ФГОС их виды и реализация.

Данная презентация раскрывает виды здоровьсберегающих технологий по ФГОСи их реализацию в начальной школе....

Мастер-класс "Здоровьесберегающие технологии в начальной школе по ФГОС".

Сегодня на мастера – классе я предлагаю вам создать «Часы здоровья». Данный проект вы сможете в дальнейшем реализовать с вашими учащимися. Работа эта коллективная. Часы ребята делают...

Мастер-класс «Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе по ФГОС, их виды и реализация».

Задачи:1)  Познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на здоровье обучающихся.2) Показать практическую значимость использования здоров...

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе по ФГОС

    В своей практике использую различные приёмы и методики здоровьесберегающей технологии. Сложив в единую систему приёмы технологии, составила комплекс упражнений для укрепления физи...

Мастер-класс "Здоровьесберегающие технологии в начальной школе по ФГОС, их виды и реализация"

Задачи:1)  Познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на здоровье обучающихся.2) Показать практическую значимость использования здоров...