Здоровьесберегающие технологии в начальной школе по ФГОС
учебно-методический материал

Павлова Надежда Александровна

      В своей практике использую различные приёмы и методики здоровьесберегающей технологии. Сложив в единую систему приёмы технологии, составила комплекс упражнений для укрепления физического состояния.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx121.49 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе по ФГОС

 Быть здоровым – престижно, выгодно, разумно, приятно. 

   Когда речь заходит о современных образовательных технологиях, то в первую очередь обычно называют здоровьесберегающие. Это относительно новое понятие психолого-педагогической науки.

       Здоровье ребенка, его адаптация к жизни в обществе во многом определяется окружающей средой. А для ребенка 6-17 лет такой средой является, прежде всего, школа, где он проводит до 70% своего времени. Поэтому здоровьесберегающие технологии стали приоритетными для современного образования, причем, здоровье понимается не только как хорошее физическое состояние. Учитываются и такие факторы, как психическое, нравственное, социальное, духовное здоровье.

  Никита Константинович Смирнов, профессор, заведующего кафедрой психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья Академии повышения квалификации,  которого считают родоначальником  понятия «здоровьесберегающие технологии», дал следующее определение: "Это совокупность форм и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья ребенка и педагога".

     На практике к таким технологиям относят те, которые отвечают следующим требованиям:

  • Создают нормальные условия для обучения в школе (отсутствие стресса у ребенка, создание доброжелательной атмосферы, адекватность требований, предъявляемых к ребенку).
  • Учитывают возрастные возможности ребенка. То есть, при распределении физической и учебной нагрузки учитывается возраст.
  • Рационализируют организацию учебного процесса (в соответствии с психологическими, культурными, возрастными, половыми, индивидуальными особенностями каждого ребенка).
  • Обеспечивают достаточный двигательный режим.

      В своей практике использую различные приёмы и методики здоровьесберегающей технологии. Сложив в единую систему приёмы технологии, составила комплекс упражнений для укрепления физического состояния.

        дыхательная гимнастика                        гимнастика для глаз

упражнения для губ                                         гимнастика для шеи

гимнастика для спины                                       гимнастика для плеч

пальчиковая гимнастика       C:\Users\User\Downloads\s1200.jpg  гимнастика для поясничной                          

                                                                                 области

гимнастика для ягодичной области                 гимнастика для ног

                                     гимнастика для стоп

   Все упражнения относятся в основном к физкультминуткам, которые проводятся в начальной школе по мере утомляемости детей во время учебных занятий. На них отводится 2-3- минуты.

  1. Дыхательная гимнастика: медленный  вдох –носом, резкий выдох через рот, отрывистые вдох и выдох, «надуваем воздушный шарик» и др.
  2. Гимнастика для глаз: ( по Э.Аветисову) для глазных мышц –
  • Не двигая головой, переводим  взгляд с потолка на пол 8-12 раз,  фокусируя  взгляд в верхней и нижней точке.
  • Поглядеть вправо, затем по диагонали поднять глаза вверх, и по такой же диагонали опустить  взгляд в левый угол внизу. Проделать  все в обратном направлении. Голову не перемещать. Сделать это нужно до 12 раз.
  •  Переместить  взгляд с правой фиксированной точки в левую сторону и обратно. 5-6 повторений.
  •  После этого вращать  глазами по часовой стрелке и против часовой, не упуская из виду все, что видите. Всего нужно совершить 12 повторений.

- для тренировки зрения:

  • Выбрать самую дальнюю точку на горизонте, вытянуть  руку и выставить вперед указательный палец. 6 раз переместить  свое зрение с этой дальней точки на кончик пальца.
  •  Теперь указательным пальцем дотронуться до кончика носа. Весь путь, который пройдет вытянутая рука, не сводить глаз с пальца, постоянно фокусируя на нем свое внимание. Это нужно повторить 5 раз.

  1. Пальчиковая гимнастика — применяется на уроках, где ученик много пишет. Это недолгая разминка пальцев и кистей рук. Упражнения:  «Игра на рояле», «Веер», «Шагаем по парте», «Кулачок», «Приветствие», «Солдатики» и др.  Также, использую  стихотворные упражнения  (материалы  nsportal.ru)

4. Упражнения для губ (артикуляционная гимнастика) – целесообразно проводить перед чтением.

  • 1«Улыбка»( улыбаемся без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10).
  • «Хоботок» (вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10).
  • «Домик открывается» ( слегка улыбаемся,  медленно открыть рот (как поём  звук «а»), подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.)

 

  • «Делай, как я». (Дети повторяют за учителем («у – и – а», «а – у - и», «и – у - а»), удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд.)
  • «Обида» (опустить нижнюю губу, обнажая нижние зубы, и возвратить её на место, выполняется до 10 раз).
  • «Губы вверх» ( поднять  верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опустить её обратно, выполняется до 10 раз.)
  • «Птенцы» (зубы почти сомкнуты, губы- клювики  отрываются-закрываются. Удерживать их в таком положении 5-10 секунд.)
  • «Воздушный поцелуй»

5.Гимнастика для шеи – проводится перед письмом или во время письма.

  • «Влево-вправо»  - Влево(вправо) голову склоняя, ухом ты коснись плеча.
  • «Вращение» -хочешь посмотреть на друга, головой крути в полкруга.
  • « Стороны света» - вверх(север), вниз( юг),вправо(восток), влево (запад)
  • «Гуси- сова» - вытягиваем шеи как гуси, втягиваем шеи как сова

6.Гимнастика для спины:

  • У меня спина прямая, (Ходьба на месте, руки за спину.)

                    Я наклонов не боюсь: (Наклон вперед.)

                    Выпрямляюсь, прогибаюсь, (Наклон назад, выпрямиться.)              

                    Поворачиваюсь. (Повороты туловища.)

Раз, два. три. четыре.

Три. четыре, раз. два. (Наклон вперед и выпрямиться.)

Я хожу с осанкой гордой. (Повороты туловища.)

Прямо голову держу, (Наклон вперед и выпрямиться.)

Никуда я не спешу. (Ходьба на месте, руки за спину.)

                Раз. два. три. четыре, (Повороты туловища.)

               Три. четыре, раз, два. (Ходьба на месте, руки за спину.)

               Я могу и поклониться. (Поклон и выпрямиться.)

               И присесть, и наклониться, (Присед, наклон вперед.)

               Повернись туда - сюда! (Повороты туловища направо -налево.)

               Ох, прямешенька спина! (Наклон вперед и выпрямиться.)

  • «Массаж от соседа» - здесь фантазировать можно на месте.

7. Гимнастика для плеч – эти упражнения в сочетании с упражнениями для рук и туловища хорошо укрепляют мышцы плечевого пояса и благоприятствуют правильной осанке:

  • Круговые движения плечами вперёд- назад, повтор 5-6 раз.
  • Поднимание и опускание плеч вначале выполняется при свободном положении рук, потом из различных исходных положений ( на пояс, к плечам, за спину).
  • Сведение и разведение плечами проводится из исходного положения руки на поясе

8. Гимнастика для стоп- формируют и укрепляют мышцы свода стоп.

  • Перекаты с пятки на носок.
  • Ходьба на внутренней ( внешней) стороне стопы
  • Стойка и ходьба на носочках.
  • Стойка и ходьба на пятках.
  • Сидя, носки вытянуть вперёд, затем поднять вверх.
  • Попеременно стоять на одной ноге.

9. Гимнастика для поясничной области:

  • «Кошка и верблюд» - прогибание и выгибание спины.
  • Стоя подтягиваем поочерёдно колени к груди.
  • Стоя вытягиваемся с поднятыми руками на носочках, исходное положение , повторить 4-5 раз.

10. Гимнастика для ног, ягодичных мышц:

  • «Качели» - выполняют двое, стоя лицом друг к другу и держась за руки, поочерёдно приседают.
  • Марш на месте.
  • Приседание.
  • Повороты на месте.

Существует множество упражнений для снятия общей утомляемости детей по время учебных занятий. Творчески работающий учитель может сам сочинить, придумать, предложить свои комплексы упражнений для физминуток.

Литература:

Педагогика и психология здоровья. / Под ред. Н.К.Смирнова. – М.: АПКПРО, 2003. 5.

Смирнов Н.К. Ориентировочная оценка состояния здоровья обучающихся в школе // Практика административной работы в школе. – М., 2006. – Вып. 1. – С.30-38. 6.

  • Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М., АРКТИ, 2003.
  • Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М., АРКТИ, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе по ФГОС.

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни - одна из главнейших задач, обозначенных в нормах ФГОС.Если раньше, говоря о здоровьесберегающих технологиях, делали упор именно на физическо...

• Здоровьесберегающие технологии в начальной школе по ФГОС их виды и реализация.

Данная презентация раскрывает виды здоровьсберегающих технологий по ФГОСи их реализацию в начальной школе....

Мастер-класс "Здоровьесберегающие технологии в начальной школе по ФГОС".

Сегодня на мастера – классе я предлагаю вам создать «Часы здоровья». Данный проект вы сможете в дальнейшем реализовать с вашими учащимися. Работа эта коллективная. Часы ребята делают...

Мастер-класс «Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе по ФГОС, их виды и реализация».

Задачи:1)  Познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на здоровье обучающихся.2) Показать практическую значимость использования здоров...

Мастер-класс "Здоровьесберегающие технологии в начальной школе по ФГОС, их виды и реализация"

Задачи:1)  Познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на здоровье обучающихся.2) Показать практическую значимость использования здоров...

"Применения здоровьесберегающих технологий в начальной школе по ФГОС"

Познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на здоровье обучающихся....