Доклад по теме "Повышение качества урока через использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения"
статья

Николаева Елена Викторовна

Здоровьесберегающие технологии в процессе обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_pedsoveta_avtosohranennyy.docx30 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД ПО ТЕМЕ:

«Повышение качества урока через использование

 здоровьесберегающих технологий

в процессе обучения»

Здоровье всегда считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека.

В современном обществе оно становится еще и условием выживания. Одно из современных определений здоровья дается как способность адаптироваться, приспосабливаться к жизни, что особо значимо для детей с ОВЗ и нарушением интеллекта.

Дети с нарушением интеллекта – наиболее многочисленная категория аномальных детей. У них наблюдаются нарушения познавательной деятельности: в первую очередь - это ограниченность восприятия, нарушение всех операций процесса мышления, проблемы концентрации внимания, запоминания учебного материала, проблемы с усидчивостью на уроках, нарушение мелкой и общей моторики. Кроме того, у многих наблюдаются школьные страхи, боязнь ответа у доски, закрытость, низкая двигательная активность - все это неблагоприятно сказывается на психическом и физическом здоровье детей.

Моей основной задачей является не навредить здоровью школьников и научить их беречь своё собственное здоровье. Для этого необходимо, проведение уроков с учётом здоровьесберегающих технологий, основанных на природосообразности. Соблюдение условий здоровьесбережения и формирование культуры здорового образа жизни  является необходимым при проведении уроков со школьниками с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), поскольку оно направлено не только на охрану физического здоровья детей с ОВЗ, но и на сохранность их психического состояния, на развитие и коррекцию высших психических функций.

Здоровьесберегающие технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие все факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Сущность здоровьесберегающего урока состоит в том, что этот урок обеспечивает ребёнку и учителю сохранение и увеличение их жизненных сил от начала и до конца урока, а также позволяет использовать полученные умения самостоятельно во внеурочной деятельности и в дальнейшей жизни.

В работе с обучающимися с нарушенным интеллектом следует не только правильно сочетать умственную и физическую нагрузки,но так же учитывать:

-гигиенические условия в классе: чистота, температура и свежий воздух, рациональное освещение класса и школьной доски, отсутствие неприятных звуковых раздражителей. Нужно отметить, что утомляемость обучающихся и риск психологических расстройств в большей степени зависят от соблюдения этих простых условий.

-создание благоприятного психологического климата, мотивационной установки, эмоционального настроя обучающихся во многом предполагает успешное проведение урока. Это может быть какое-то небольшое стихотворение, подсказывающее тему сегодняшнего урока или элементы психогимнастики. 

-рациональная организация урока – важная составная часть здоровьесберегающей работы. Здесь необходимо чередование различных видов учебной деятельности: актуализация опорных знаний, письмо, чтение, слушание рассказа учителя, рассматривание наглядных пособий, просмотр презентаций, видеофрагментов, ответы на вопросы, практические занятия и т.д. Нормой должно быть не менее 5-7 видов за урок, поскольку однообразность урока способствует утомлению обучающихся.

Например на уроках математики с помощью слайдов, созданных в программе PowerPoint, осуществляю демонстрацию примеров, задач, геометрического материала, а также закрепляем умения и навыки устного счета. При решении примеров и задач, показ на экране правильного ответа способствует развитию самоконтроля. На уроках  по развитию связной устной речи по каждой теме находим соответствующий материал в Интернете, рассматриваем картинки, смотрим видеосюжеты. На уроках чтения показываем слайды к изучаемому произведению, знакомимся с авторами. На уроках письма во время проведения орфографической минутки, используем презентации, тренажеры со словарными словами, зрительные словарные диктанты.

На поддержание интереса и снятие повышенной утомляемости на уроке применяю различные виды деятельности (работа у доски, с учебником, устно, в тетрадях и п. д.), использую разнообразные задания. Часто на уроках математики, окружающего мира, развития речи организую групповую работу и работу в парах, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе. Так учащиеся могут видеть лица друг друга; контролировать свою работу и работу ребят, работающих с ним в группе; сотрудничать в процессе совместной работы. Групповая работа, в какой – то мере помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой.

-нестандартные уроки

Обучающимся с нарушением интеллекта очень трудно долгое время сидеть неподвижно за партой, их отличает гиперактивность, поэтому часто я использую нестандартные уроки: уроки-игры, уроки-соревнования, уроки-конкурсы, уроки-путешествия, дидактические игры.  

Через игру учу детей анализировать, обобщать, сравнивать.  

Например,  игры:

  • «Ты – мне, я – тебе». Дети задают друг другу, заранее подготовленные вопросы.
  • «Кто больше?» (Кто больше назовет фруктов, овощей, деревьев и т.д.)
  • «Угадай-ка». Задача участников – угадать растение (любой другой предмет) по описанию.

   Применение игровых технологий на уроке в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.

-валеологические паузы .(валеология - это "наука о здоровье". Она преподает правила гигиены, здорового образа жизни, основы экологической грамотности.Это и есть наука, занимающаяся разработкой теории индивидуального здоровья.)

Ввожу в структуру урока специальные валеологические паузыКомплекс упражнений для улучшения мозгового кровообращения,– Исходное положение (и.п.) – сидя на стуле. 1-2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад 3-4 – голову наклонить вперед, плечи не поднимать Повторить 4-6 раз. Темп медленный

2 – И.п. – сидя, руки на поясе. 1- поворот головы направо 2 -и.п. 3 -поворот головы налево. 4 -и.п. Повторить 6 раз. Темп медленный. 3 - И.п. – стоя или сидя, руки на поясе1- махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2- и.п. 3-4 – то же правой рукой Повторить 4-6 раз. Темп медленный; для снятия утомления с плечевого пояса и рук, для снятия утомления с туловища.

Постоянно провожу физкультминутки на уроках. Я стараюсь, чтобы физминутка была связана с темой урока и являлась переходным мостиком к следующей части урока.

Положительное влияние на повышение и поддержание работоспособности обучающихся оказывают задания, которые надо выполнять, перемещаясь по классу, например, игра «Собери фигуры», «Кто быстрее», «Посчитай», «Ты-мне, я-тебе», игра в мяч с разнообразными заданиями.

Систематическое использование физминуток приводит к улучшению психоэмоционального состояния, к изменению отношения к себе и своему здоровью. Дети после физминуток становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний.

На уроках письма, детям приходится много писать. Значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы спины, мышцы кисти работающей руки. Если предоставить обучающимся возможность отдохнуть, переключится на другой вид деятельности, то признаки утомления пройдут.

Время начала физкультминутки выбираю сама, когда значительная часть детей начинает утомляться. В течение урока проводится одна - две физкультминутки.  Например:

Мы становимся все выше,

Достаем руками крышу,

На два счета поднялись,

Три, четыре – руки вниз.

Мы писали, мы считали,

 И тогда мы дружно встали,

Ручками похлопали: Раз, два, три. Ножками потопали:Раз, два, три. Сели, встали, встали, сели. И друг друга не задели.Мы немножко отдохнем И опять писать начнем.

Поднимает руки класс –

Это «раз».

Повернулась голова –

Это «два».

Руки вниз, вперед смотри –

Это «три».

Руки в стороны пошире

Развернули на «четыре».

С силой их к плечам прижать –

Это «пять».

Всем ребятам тихо сесть

Это «шесть».

У оленя дом большой Он глядит в свое окошко.

Заяц по полю бежит.

В дверь к нему стучит.

Тук, тук, дверь открой!

Там в лесу охотник злой!

Заяц, заяц, забегай!

Лапу мне свою давай!

Особое значение имеет контроль за состоянием зрительной функции ребенка. -гимнастика для глаз проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время ее проведения используется наглядный материал, показ педагога. Например, в различных участках кабинета, комнаты фиксируются или подвешиваются привлекающие внимание объекты – яркие зрительные метки. Ими могут быть небольшие предметы, игрушки или яркие картинки. Располагать их рекомендуется в разноудаленных участках комнаты: например, две подвесить к потолку в центре кабинета, две – зафиксировать по углам. Игрушки или картинки целесообразно подобрать с таким расчетом, чтобы вместе они составили единый зрительно-игровой сюжет, например, из известных сказок, басен и т.д. Один раз в две недели сюжеты рекомендуется менять. Упражнение необходимо выполнять в положении «стоя». Для этого педагог периодически дает соответствующие команды и под счет «один, два, три, четыре» ребенок быстро фиксирует взгляд на указанных зрительных участках комнаты.

Мультимедийная гимнастика для глаз – это система упражнений, представленная в виде мультимедийных презентаций. Ее цель – сохранение зрения, снятие зрительного напряжения. Методика проведения электронной физминутки проста в использовании. Дети слушают музыку и следят за движением объектов.

Также использую упражнения для глаз:

  • Широко открыть глаза.
  • Посмотреть до предела вверх, задержать взгляд на одну секунду.
  • Затем перевести глаза до предела вправо, зафиксировав это положение на секунду.
  • Далее - глаза до предела вниз, зафиксировав на секунду, а затем до упора влево, также зафиксировав на секунду.
  • Глаза держать широко открытыми.

(Выполнять упражнение 10 раз в направлении часовой стрелки и столько же раз - против часовой стрелки.)

 «Весёлые человечки». На карточках, которые я показываю детям, схематично изображены человечки, выполняющие различные гимнастические упражнения. Размер изображения равен 2см. Дети повторяют движения человечка.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ЗАДАЧКИ И УПРАЖНЕНИЯ.

Искусству быть здоровыми наших детей нужно учить ежедневно, кропотливо, повсеместно, поэтому на своих уроках использую здоровьесберегающие задания.

Например, на уроке русского языка:

1. Запиши какие ты знаешь вежливые слова и какие из них связаны со здоровьем.

2. Списывание текста о здоровье.

На математике:

Задача. Петя съел 8 пирожков, а Вася на 2 меньше. Сколько пирожков съели оба мальчика?
(дети составляют краткую запись и записывают решение задачи)
– Можно съедать так много пирожков? Почему? 
– Какое правило надо соблюдать? (Правильно питаться)

Чтение и развитие речи.

Чтение и обсуждение прочитанного с выводами о правильной жизни и здоровье.

Дети любят читать сказки, многие из которых позволяют делать обобщённые выводы о здоровом образе жизни, безопасном поведении.

Например:

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

  • Для питья можно использовать только чистую воду. В открытом водоёме вода не может быть чистой, её надо кипятить.
  • Если вода прозрачная, красивая, она чистая?
  • Нет. В ней могут быть невидимые глазом живые организмы, микробы.
  • ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ.

Через воспитательные мероприятия я тоже формирую у ребят правильное отношение к здоровому образу жизни. Для этого использую различные формы: это система классных часов:

  • « Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.», «Правильное питание», « О витаминах», «Правильная осанка», «Пожарная безопасность в школе и дома», «Безопасность в доме», «Путешествие в страну «ЗОЖ». ( Приложение 1, разработка классного часа);
  • беседы о том, как заботиться о своем здоровье, о вредных привычках, какие меры нужно принимать, чтобы не заразиться гриппом и другими простудными заболеваниями. Например «Понятие о здоровье человека», «Привычки и здоровье». (Приложение №2, разработка);
  • классные выставки рисунков на тему «Здоровый образ жизни».
  • Прогулки, экскурсии, походы, где проводим спортивные игры, эстафеты. Тема наших походов «Изучение родного края»
  •  «Дети. Дорога. Жизнь». Мы изучаем Правила дорожного движения. На прогулках, экскурсиях, в походах мы применяем эти правила. Также изучили безопасный маршрут от дома до школы.

Вместе с детьми постоянно подготавливаем программу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и выступаем перед учащимися начальных классов. Участвуем в акциях ГИБДД «Внимание! Дети!», «День без автомобиля». ( Приложение №3, разработка)

 РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.

Вся работа с детьми по охране и укреплению их здоровья проводится в тесном контакте с семьёй. Работа с родителями в большей степени на- правлена на оказание им помощи в становлении полноценной здоровой личности ребёнка. Одной из главных ступенек в сотрудничестве с родителями является классное родительское собрание. В повестку собрания включала такие темы:

  • Режим дня в жизни школьника.
  • Здоровье и гигиена.
  • Что нужно знать, чтобы не заболеть простудными заболеваниями.
  • Полезные советы на каждый день.
  • Компьютер в жизни ребёнка.
  • Вредные привычки — профилактика в раннем возрасте.
  • Утомляемость ребёнка и как с ней бороться.
  • Детская агрессивность.

ВЫВОД: Таким образом, главной задачей реализации здоровьесберегающих 
технологий является организация образовательного процесса на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их  здоровью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Пути повышения качества образования через использование инновационных технологий»

Доклад "Пути повышения качества образования через использование инновационных технологий"...

Доклад Повышение качества урока через использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения.

Жизнь в 21 веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной   на сегодняшний день  является проблема сохранения здоровья детей.    Здоровь...

«Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения и воспитания школьников»

В последнее время все очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся.      Такую проблему я обнаружила и у учащихся своего класса. Частые жалобы со стороны ...

«Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения и воспитания школьников»

Часть 1. Причины, влияющие на здоровье учащихся.Часть 2. Здоровьесберегающие образовательные технологии. Общее понятие.Часть 3. Здоровьесберегающий урок как основная форма организации учебных занятий....

Доклад "Повышение качества урока через использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения"

        Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными на современном этапе. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательно...

Инновационный педагогический опыт «Повышение качества урока при использовании здоровьесберегающих технологий в процессе обучения»

Проблема здоровья детей сегодня как никогда важна. В настоящее время можно утверждать, что именно учитель может сделать для здоровья современного ученика многое. Учитель может работать так, чтобы обуч...