«Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения и воспитания школьников»
статья по зож (1 класс) на тему

Ковтун Наталья Григорьевна

В последнее время все очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся.      Такую проблему я обнаружила и у учащихся своего класса. Частые жалобы со стороны детей на усталость, головную боль. Звонки родителей с вопросами: «Что делать? Как быть?».

Как известно, хорошее здоровье способствует успешному обучению, а успешное обучение – улучшению здоровья. Образование и здоровье неразделимы. В этой статье речь идет о невербальных формах общения учителя и учащихся в профильном классе Юных инспекторов дорожного движения. Дети класса знают не только прямое значение групп знаков дорожного движения, но и умеют ими пользоваться в процессе обучения, используя их как одну из форм невербального общения, направленную на сохранение и сбережение не только своего здоровья, но и учителя. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд 1

      Уже 7 лет работаю над проблемой «Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения и воспитания школьников».

Слайд  2

В начале моя деятельность  носила  агитационный и просветительский характер. Позже она выстроилась в определенную систему. Проведены обучающие тренинги для заместителей директоров, педагогов, школьников, родителей.  

Слайд 3  

    Особое внимание отвожу диагностикам, проектной и исследовательской деятельности в области обучения здоровьесбережению.  В последние годы мною были реализованы школьные проекты:

  • Акции по пропаганде правил дорожного движения «Обращение к водителю», «Пристегнись и улыбнись!», «Кресло – безопасное детство»

Слайд 4

  • Научно-исследовательский проект по теме: «Вред или польза газированных напитков»
  • Открытые мероприятия по реализации программы: «Качество Кубани»

Слайд 5

    Я уверена, что каждый учитель  на своем уроке может реально много сделать для изменения проблемы здоровья школьников. Главное, понимать значимость проблемы, последовательно следовать  выбранному направлению, уметь применять на практике здоровьесберегающие технологии. Эти технологии можно и нужно использовать  во время проведения уроков, а также при проведении внеклассных мероприятий.

В последнее время все очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся.      Такую проблему я обнаружила и у учащихся своего класса. Частые жалобы со стороны детей на усталость, головную боль. Звонки родителей с вопросами: «Что делать? Как быть?». 

Как известно, хорошее здоровье способствует успешному обучению, а успешное обучение – улучшению здоровья. Образование и здоровье неразделимы.

Слайд 6

 

Совместно с медицинскими работниками школы мы решили  провести  осмотр детей.

Слайд 7

Диагностика дала следующие результаты:

 среди школьников за период обучения возросла частота нарушений органов зрения, патология пищеварения и мочеполовой системы, органов дыхания, нарушение осанки, нервно-психических расстройств. К концу занятий ухудшается самочувствие учащихся. Многие на подготовку домашних заданий тратят более 2,5- 3 часов, более 60% ребят не могут сразу заснуть, что свидетельствует о нервном переутомлении.

Слайд 8

 В свою очередь утомляемость приводит к низкой сопротивляемости организма к болезням.

      Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несет система образования.

      Поэтому одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования становится сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, выбора образовательных технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.

Невозможно решить данную проблему здоровья, применяя традиционные педагогические технологии проведения урока.

Значит корректируется главная цель в воспитании и образовании школьников - это сохранение здоровья. Решению этой цели подчинены многие задачи, которые решает педагог в процессе своей деятельности-

-обучение детей культуре здоровья, то есть осознанному отношению к своему здоровью, безопасному поведению.

Слайд 9

Урок.

Не нужно забывать, что урок – это взаимодействие учителя и учеников. Когда учитель входит в класс, на него с надеждой смотрят десятки глаз детей   и у них вопрос: «Что ты принесешь в мою жизнь, взрослый человек?» Дети верят учителю и хотят ему понравиться, у них есть желание учиться. Но у учителя порой проявляется нетерпимость по отношению к отдельным ученикам. Это может выражаться, как явно (гнев, оскорбление, неприязнь), так и косвенно (реплики, мимика, жесты, интонация). Такая негативная установка на личность ребенка разрушает педагогическое общение, ведет к конфликтам, подавляет природные склонности и интересы ребенка. Только положительными эмоциями и чувствами учитель добивается значительно большего взаимопонимания со своими воспитанниками, что является наивысшей гарантией успеха его воспитательной миссии. Нужно помнить, что негативные эмоции отрицательно сказываются не только на учениках, но и на  учителе. Нам тоже необходимо помнить  и о своем здоровье, уважаемые коллеги и бережно относиться к нему. Хочу предложить Вашему вниманию одну из форм невербального общения с детьми как во время урока, так и на перемене.

В этом году в нашей школе открыт первый профильный класс. Это уже второе поколение учащихся в школе№30, которые в скором будущем станут большими помощниками инспекторов ГИБДД по пропаганде дорожного движения. А значит и общение в учебном процессе я стараюсь строить с учащимися, основываясь на данные профиля, а это:

-Индивидуальный подход к учащимся:

-Подбор заданий с учетом особенностей.

-Подбор типа урока

-Индивидуальные консультации

-Выбор формы стимулирования  труда учащихся

-Диалог при проверке тетрадей и дневников

-Музыкальное сопровождение

- физкультминутка:

-        Для расслабления опорно-двигательного аппарата

-        Для расслабления мышц глаз

-        Для расслабления кистей рук

Слайды 10, 11, 12 (поочередно друг за другом!!!)

С помощью знаков дорожного движения у нас происходит общение с маленькими ЮИДовцами. Слайд 10

Мы уже знаем прямое значение некоторых знаков, также применяем их при работе в классе при проведении уроков и перемен. Слайд 11.

 Достаточно показать жестом знак, и дети уже знают, что от них требуется. Таким образом, заботясь о своем здоровье, мы можем не напрягая голосовые связки выразить свои мысли, и детям этот язык интересен, и происходит запоминание значений знаков на языке ПДД. Слайд 12.

А После урока наступает время долгожданной перемены

Слайд 13

Перемена

-Организация подвижных игр:

«Кошки – мышки», «золотые ворота», «ручеек», «кто первый?»

 - Во время динамической перемены идет:

-Принятие пищи

-Реализация краевой программы губернатора Краснодарского края А.Н. Ткачева «Школьное молоко»,  что очень полезно и нравится детям

- соблюдение правил личной  гигиены

-  А так же игры на свежем воздухе, на развитие глазомера, воображения, моторики, например, раскрашивание и штриховка

Не стоит забывать и о внеклассных мероприятиях

Слайд 14

  1. Экскурсии в природу.
  2. Туристические поездки по городу и краю.
  3. Классные часы и родительские собрания, посвященные правилам гигиены.
  4.  Концерты, организация акций. выставок по пропаганде безопасного образа жизни. Например, «Ребенок – главный пассажир»
  5. Ежегодный медицинский осмотр учащихся. Рекомендации родителям.

  1. Своевременное обращение родителей к специалистам

Слайд 15

  1. Выступление агитбригад по пропаганде соблюдения и выполнения ПДД на окружном, городском, краевом конкурсе «Безопасное колесо»,

Слайд 16

 где учащиеся стали многократными победителями финала краевого конкурса – фестиваля «Безопасное колесо» и защищали честь Краснодарского края уже на Всероссийском конкурсе

Кроме внеклассной работы, нужно отметить и классные мероприятия, которые тоже очень эффективно влияют на сохранение и укрепление здоровья

Слайд 17

  1. ДНИ ЗДОРОВЬЯ
  2. СПОРТИВНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ, викторины
  3. ПРАЗДНИКИ
  4. ИНСЦЕНИРОВКА СКАЗОК НА СПОРТИВНЫЙ ЛАД «ТЕРЕМОК»
  5. ЗАНЯТИЯ ПО ПДД
  6. БЕСЕДЫ О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ: «КАЧЕСТВО КУБАНИ. МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ», «ГАЗИРОВАННЫЕ НАПИТКИ. ПОЛЬЗА ИЛИ ВРЕД?»

Строя свою учебную и внеурочную работу таким образом, я придерживаюсь мнения, высказанного КОВАЛЬКО В.И. о том, что «нет какой –то одной единственной уникальной технологии здоровья. Здоровьесберегающие образовательные технологии  - это многие из знакомых большинству педагогов приемов и методов работы, технологий подходов к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию».

Слайд 18

Практика работы доказала действенность педагогики оздоровления, и  показала  результаты проведенной диагностики к концу 4 класса,

Слайд 19

что уровень обученности у учащихся значительно выше,  благодаря использованию   здоровьесберегающих технологий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад Повышение качества урока через использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения.

Жизнь в 21 веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной   на сегодняшний день  является проблема сохранения здоровья детей.    Здоровь...

Здоровьесберегающие технологии в процессе обучения и воспитания

Здоровые дети-это благополучие общества.Как это проблема решается в начальной школе?...

«Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения и воспитания школьников»

Часть 1. Причины, влияющие на здоровье учащихся.Часть 2. Здоровьесберегающие образовательные технологии. Общее понятие.Часть 3. Здоровьесберегающий урок как основная форма организации учебных занятий....

Здоровьесберегающие технологии в процессе обучения и воспитания школьников

Причины, влияющие на здоровье учащихся.Здоровьесберегающие образовательные технологии.   Здоровьесберегающий    уро  как основная форма организации учебных занятий....

Сообщение: Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей начальных классов в специальной коррекционной школе.

Вашему вниманию предлагатся статья на тему: "Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей начальных классов в условиях специальной коррекционной школы"....