Мастер класс Приемы и методы дифференцированного обучения.
учебно-методический материал

Никитина Марина Петровна

В  работе раскрываются методы  и приемовы дифференцированного обучения. Предлагая  задания  по уровням  на основе  текста  "Муравьи"   на уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира, математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master.docx30.82 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс

Тема:« Приемы и методы дифференцированного обучения.

Цели мастер- класса:

-Раскрытие  методов  и приемов  индивидуализации и дифференциации обучения

-познакомить с собственным педагогическим опытом применения данных методов для развития предметной грамотности учащихся.

Задачи мастер- класса :

-способствовать повышению мастерства учителя к овладению методами и приемы индивидуализации и дифференциации обучения

- содействовать профессиональному общению;

- создать условия для формирования рефлексивной, технологической, информационной и коммуникативной компетентностей

-вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.

ХОД

  1. Вступление

  Здравствуйте, уважаемые коллеги. Свое выступление мне  бы хотелось начать  со следующих слов.

«Учитель, который мало или вообще не принимает во внимание различия
индивидуальностей в классе, есть личность, которой безразличны
жизни ее учеников».
Уильям А. Вард

-Что делать? Как построить учебный процесс? Как побудить школьников к активному и осознанному усвоению знаний? Уверена, что каждый из нас постоянно задаёт себе эти вопросы и ищет ответы на них в собственной практике, в опыте своих коллег

И вот он – самый важный вопрос: Как научить каждого, ведь они такие разные?!!!

На этот вопрос хорошо ответил Гарднер «… разных детей и учить надо по-разному,  потому что каждый по-своему воспринимает информацию»

Я хочу поделиться опытом в организации индивидуального подхода к учащимся.   Считаю, что при построении урока нужно учитывать наследственно обусловленные особенности детей. Важно создать  такие условия ,  при которых каждый из обучаемых испытал бы   успех, смог бы увидеть свои достижения и захотел ликвидировать пробелы в своих знаниях и умениях. Именно в  этом нам  и помогает дифференцированное обучение.

Давайте уточним понятия «дифференциация»: (СЛАЙД 3)

 «Дифференцированное обучение – это технология обучения в одном классе детей с разными способностями. Создание наиболее благоприятных  условий для развития личности ученика как индивидуальности». (Дифференциация в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени).

(СЛАЙД 4) Основная задача дифференцированного обучения - вовлечь в работу каждого ученика, помочь «слабому», развивать способности «сильных».

Для организации учебной деятельности на уроке можно использовать разные виды дифференциации: (СЛАЙД 5)

  • Фронтальная дифференциация, когда все ученики группы выполняют общее задание;
  • Групповая дифференциация, все ученики группы разделены на мини группы и каждая из них, выполняет своё задание;
  • Персональная дифференциация, когда ученики выполняют индивидуальные задания с помощью учителя или самостоятельно без помощи и консультаций учителя.
  • Внутригрупповая дифференциация, когда в каждой мини группе ученики разделяются по индивидуально – психологическим особенностям или по уровню подготовленности и выполняют свои задания

Практическая часть:

           Попробуем воплотить сегодня в жизнь внутригрупповую дифференциацию, когда в каждой мини группе ученики разделяются по индивидуально – психологическим особенностям или по уровню подготовленности и выполняют свои задания на разных этапах урока.

        Я приглашаю принять участие в практическом занятии не только учителей начальных классов, но и учителей старших классов.

 

 В начальной школе на уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира, математике учителя начальных классов используют дополнительный материал для развития мыслительной деятельности учащихся.  

     Предлагаю вам на основе текста «Муравьи»   дифференцированные задания по разным предметам: русскому языку, литературному чтению, окружающему миру.

        Давайте представим, что первая группа присутствует на уроке уроках русского языка, вторая группа на уроке литературного чтения, а третья группа на уроке окружающего мира.

      Каждой группе я дам текст, на основе которого вы будете работать.

(Текст выдается группам). Прочитайте внимательно текст

«Муравьи»
Самые заметные в лесу «дома» строят рыжие муравьи. Муравейники у них высокие, настоящие города с «улицами», «переулочками», «залами». Там муравьи хранят свои запасы. Маленькие охотники уходят от муравейника на 250-300 метров, забираются на деревья и тащат в дом все, что попадается вкусного. Однажды натуралисты подсчитали: за один день рыжие муравьи притащили в муравейник 4500 гусениц соснового пильщика, 3500 гусениц сосновой совки, 7200 гусениц и 500 куколок дубовой листовертки. Вот от скольких вредителей освободили лес за один день неутомимые труженики. Всего за лето обитатели только одного муравейника уничтожат до пяти миллионов вредных насекомых. Именно вредных, потому что полезных они –такие умницы! – не трогают.
А еще есть у муравьев «дойные коровы». Это крошечные тли, сидящие на молодых листиках и сосущие лиственный сок. Муравьи щекочут усиками спинку или брюшко тли, и она выделяет сладкую капельку, которую муравьи забирают в свой зобик и несут в муравейник. Часть этого «стада» тлей живет прямо в муравейнике под охраной хозяев. Это живой запас сладкого «молочка».
В лесу встречаются не только рыжие муравьи, но и черные садовые. Хоть они и «садовые», но живут всюду. Особенно много их гнезд в полусгнившей древесине. А вот желтые садовые, бурые и краснощекие муравьи живут в земле. В березовых и дубовых лесах живет муравей-древоточец. Свои гнезда он устраивает в дуплах деревьев.

1 группа получает задания по русскому языку, на этапе «Словарная работа».  

Найдите в последнем предложении текста словарное слово «медведь».

Задания для 1 уровня: Запишите слово «муравейник » в тетрадь под самодиктовку, разделите его на слоги и для переноса.

Задания для 2 уровня: Подберите однокоренные слова к слову «муравейник», докажи, что эти слова однокоренные (выделяют корень). Составьте словосочетания с этими словами.

Задания для 3 уровня

Выпишите из текста предложение, в котором дается описание муравейника

Определи части речи всех слов в данном предложении.

Найди в тексте сложные по составу слова (листовертки, краснощекие, древоточец). Имя прилагательное разберите по составу.
 

2 группа получает задания по литературное чтение на этапе «Первичное закрепление».  

Задания для 1 уровня: Найдите отрывок, где говорится о видах муравьев. Прочитайте.

Задания для 2 уровня: Восстановите последовательность событий всего текста.

А) Где могут жить муравьи        

Б)  «Дойные коровы»

В) Рыжие муравьи

Г) Уничтожение насекомых

Задания для 3 уровня:

  • Как ты считаешь, зачем муравьям нужны  усики?
  • С кем сравнивает муравьев автор? (автор сравнивает муравьев с маленькими охотниками).  

Что муравьи считают вкусным? (Личинки и куколки насекомых)

Почему автор называет муравьев умницами? (Автор называет муравьев умницами, потому что они уничтожают только вредных насекомых, а полезных не трогают).

          3 группа получает задания по окружающему миру на этапе «Закрепления».  

Задания для 1 уровня: Выпишите всех насекомых. Какое насекомое лишнее? Почему?

Задания для 2 уровня: Выпишите всех животных и составьте 1 цепь питания.

Задания для 3 группы: (окружающий мир  + математика)

айди в тексте информацию, в которой  описана добыча муравьев за один день. (Однажды натуралисты подсчитали: за один день рыжие муравьи притащили в муравейник 4500 гусениц соснового пильщика, 3500 гусениц сосновой совки, 7200 гусениц и 500 куколок дубовой листовертки).
 -Посчитай, сколько всего гусениц притащили муравьи за этот день. (4500 + 3500 + 7200 = 15200 гусениц)
 - На сколько больше гусениц, чем куколок притащили муравьи за день? (15200 – 500 = 14700)\

-Какая единица измерения встретилась в тексте? (Метр) 

Использовать дифференцированный подход можно на интегрированных  уроках (Литературное чтение-русский язык, русский язык – окружающий мир, окружающий мир – литературное чтение, окружающий мир +математика).  

Выполнения задания по группам.

Пока группы выполняют задания, я хочу обратиться к аудитории.

С 1 сентября 2016 года в России введен новый образовательный стандарт инклюзивного образования, то есть дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) учатся вместе с обычными школьниками. Как же  дифференцированное обучения применить в данной ситуации. Хотелось бы привести примеры.  

На уроке русского языка, на этапе Словарная работа, ему могут быть предложены следующие дифференцированные задания: (СЛАЙД 10)

1 уровень: Вставить пропущенную букву в слово мур…вей.

2 уровень: Выбрать  из  предложенных слов однокоренные,  и выделить в них корень, подчеркнуть безударную гласную.

3 уровень: Составить из слов предложение:  Муравей-древоточец, гнезда, дуплах, устраивает,  свои, деревьях, в

На уроке литературное чтение:  

1 уровень: Восстановить текст  с пропусками, пользуясь текстом.

В …. встречаются не только  …….. муравьи, но и черные садовые. Хоть они и «садовые», но ….. всюду. Особенно…. их гнезд в …….древесине.

2 уровень: Ответь на вопросы  

  • Прочитай слова, характеризующие людей, и подчеркни слова, которые точно характеризуют муравьев
  • (Добрый, трудолюбивый, внимательный отзывчивый, ленивый, грубый, хозяйственный.)
  • Найдите в тексте такое слово, которое указывает на размер этого насекомого
  • Почему муравья назвали древоточцем?

3 уровень: Перескажи 1 часть текста

На уроке окружающего мира:  

1 уровень: Предлагаются картинки с животными из текста, надо убрать лишнюю картинку и объяснить почему она лишняя.

2 уровень: Составить цепи питания пользуясь картинками.

3 уровень: В слове «муравейник» найти название дерева. (ива)

Проверка задания.

 

Очень часто на уроках формы опроса направлены на поиск пробелов и недостатков в знаниях учащихся. А ведь это должен быть поиск достоинств, знаний и умений. Главная задача в ходе опроса – поддержать, помочь, научить. 

  Если ученик справился с заданием, он получает качественную оценку в баллах и поощрение на словах,  

  Если ученик записался в группу, где он быстро ответил на вопросы и получил "3”, он может мигрировать в группу более высокого качества и попытать счастья там.

 

Оценивание.

Рефлексия.

«Отрефлексируй»,

что ты мыслил,

Что ощущал ты «от» и «до»,

Не бойся, как обычно, если

Ты скажешь что-нибудь не то.

Любая мысль –

К открытью дверца,

Любое чувство – к мысли путь,

 Мы все способны – в это верьте –

За горизонты заглянуть!

Заключение.

Как  у любого метода обучения у дифференциации есть свои плюсы и трудности при организации.  

Плюсы дифференцированного обучения   

  1. Развитие сильных и выравнивание слабых.
  2. Адаптация учебного процесса к познавательным возможностям.
  3. Учеба сопровождается успехом.
  4. Развитие учебно – коммуникативных умений.
  5. Повышение уровня «Я- концепции».
  6. Реализация желания сильных учащихся.

Трудности при организации уровневой дифференциации тоже имеют место.     

1. Изучение уровня обучаемости каждого ученика: память внимание мышление анализ синтез

2. Умение составлять задания с учетом индивидуальных способностей.

3. Знать уровень готовности обучающегося принимать помощь от одноклассника

4. Умение держать в поле зрения всех учеников.

5. Умение осуществлять  обратную связь с учениками.

6. Умение «спрограммировать» обучение разных групп учащихся

Итак, реализация дифференцированного подхода требует от учителя знания возможностей учащихся, регулирования учебной нагрузки, тщательного подбора дидактического материала, оснащение кабинета справочной и научно-популярной литературой. Это способствует повышению интереса учащихся к учебной деятельности, формирует положительную мотивацию учения, от чего главным образом зависит результат обучения.

        Закончить свое выступления я хотела бы закончить слова одного мудреца «Все в твоих руках» (Видео)

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы и методы обучения фразеологизмов младшим школьникам

Обогащение словарного запаса детей - известная проблема нынешнего поколения. Перед каждым учителем стоит вопрос. как же обогатить словарный запас детей? Конечно, в этом нам помогут фразеологизмы. Как ...

Приемы и методы мотивации детей, испытывающих трудности в обучении для развития учебно-познавательного интереса на уроках

В данной публикации рассматриваются основные приемы и методы мотивации для детей, которым тяжело воспринмать материал на уроках в начальной школе. Описываются основные классификации методов стимулиров...

Сравнительная эффективность приемов и методов обучения обучающихся

При выборе методов и приемов учитывать психолого-педагогические особенности обучающихся....

Проект «Формирование универсальных учебных действий младших школьников посредством эффективных приемов и методов обучения на уроках математики».

quot;Формирование универсальных учебных действий младших школьников посредством эффективных приемов и методов обучения на уроках математики"...

Приемы дифференцированного обучения в начальной школе.

Для того, чтобы всем детям было комфортно учиться, необходимо строить учебный процесс на основе индивидуального подхода – одной из форм которого, является дифференцированное обучение....

Создание ситуации успеха на уроках в начальной школе. Метод дифференцированного обучения.

В связи с переходом на стандарты второго поколения, актуальным становится развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий познания и освоения мира. Ученики должн...

Методы дифференцированного обучения детей с умственной отсталостью в младших классах

В статье подробно раскрываются методы работы с детьми с умственной отсталостью, приводится описание методов и их сравнительная характеристика....